Скачать:TXTPDF
Уджвала-ниламани. Рупа Госвами

Кришна обменивается взаимной любовью со Своими преданными. Поэтому, с какой силой преданный любит Кришну, с такой же силой Кришна любит этого преданного.

Према

Экстатическая любовь в мадхура-расе, которую невозможно разрушить, ослабить или прервать, даже если есть все причины прервать или разрушить ее, такая неразрушимая любовь называется премой.

Радхарани сказала Нандимукхи: «Несмотря на то, что Я постоянно порицаю Его грубыми словами, такими как: «Я проклинаю Тебя, потому что хотя Я пытаюсь следовать религиозным принципам целомудрия, Ты продолжаешь беспокоить Меня», Шьямасундар, тем не менее, не оставляет попыток препятствовать на Моем пути. О подруга, даже несмотря на то, что Его поведение может навлечь на Меня яростный гнев Моего мужа Абхиманью, все же Моя любовь к Кришне никогда не ослабевает».

Вринда сказала Кундалате: «О сакхи, кто может понять любовь, которая существует между Чандравали и Кришной? Эта любовь остается сильной и никогда не увядает, хотя каждый день ей приходится видеть красоту, любовь и другие качества Радхарани, которые гонят прочь всех других предполагаемых любовниц».

Према бывает трех видов: праудха, мадхья и манда.

Праудха-према

(полностью развитая любовь)

Праудха-према это такой вид любви, который из-за не состоявшегося свидания или обманутой надежды приносит страдания любящей девушке (гопи).

Кришна сказал Мадхумангалу: «О друг, пожалуйста, сходи в лесную беседку и передай Моей горюющей возлюбленной: О Камала, пожалуйста, не огорчайся из-за Моей задержки, ибо Я стремлюсь

встретиться с Тобой. Пожалуйста, не разочаровывайся во Мне, когда Я говорю, что не могу прийти к Тебе немедленно, поскольку Я должен предотвратить хаос, который может случиться из-за одного демона, угрожающего разрушить Гокулу. Я очень скоро приду, движимый сильным чувством любви к Тебе, и Мы встретимся у цветочного ложа».

Мадхья-према

Мадхъя-према позволяет терпеть существование соперницы.

Кришна сказал: «Даже несмотря на то, что Я ищу очаровательную, изящную Чандравали этой осенней ночью, столь подходящей для счастливых амурных игр, тем не менее, Радхарани, терзаемая волнами любовных игр и армией Купидона, терпеливо ждет Меня в кундже».

Манда-према

Та любовь, которая из-за постоянно близкого общения не пренебрегает возлюбленным и не стремится к нему, называется манда-према.

Жена жреца сказала Кришне: «Пожалуйста, умиротвори гордость Сатьябхамы и прими ее обратно в Свое общество. Те, кто любят Тебя, не должны быть наказаны за незначительные ошибки».

Праудха-према также описывается как состояние любви, где разлука с возлюбленным становится нестерпимой.

Страдая от разлуки с Кришной, Радхарани сказала Лалите: «Дай Мне, пожалуйста, это красивое изображение Кришны, которое ты нарисовала. Если ты часто будешь показывать Мне его, чтобы успокоить Мой гнев в разлуке с Кришной, Я возьму это изображение домой и буду коротать время, с гневом смотря на него» (Удцхава-сандеш, 50).

Когда влюбленная гопи способна перенести отсутствие Кришны с великой трудностью, такая любовь называется мадхья-према.

к/ Щ/гш^&ла-тшмат

Одна гопи сказала: «О подруга, когда же закончится этот долгий день? Когда придет благоприятная ночь, она проявит облик Кришны, принца Враджа. Его чудные локоны, покрытые пылью, поднятой копытами коров, Его лицо, прекрасное, как луна, и Его очаровательный облик рассеют страдания наших глаз».

Когда влюбленная гопи может иногда погрузиться в забвение чего-либо, это состояние любви называют манда-према.

Одна гот сказала: «Я была так поглощена чувством ревнивого гнева на мою соперницу, что забыла сплести цветочную гирлянду для Кришны. Коровы мычат, сообщая о возвращении Кришны. О сакхи, что же мне делать

Снеха »

Когда сердце сгорает от интенсивной любви, это состояние называют снехой. Любовь, которая плавит сердце экстатическими эмоциями, также называется снеха. В этом состоянии премы влюбленная гот никогда не насыщается постоянным созерцанием Кришны или постоянным общением с Ним.

Сердца гопи плавятся от любви к Кришне. Их беспокойные ло-тосные глаза стремятся постоянно пить нектар Его пленительного облика.

Вриндадеви сказала Радхе: «Хотя две птицы чакора Твоих глаз постоянно пьют потоки нектарного сияния лица Хари, они никогда не чувствуют пресыщения. Я считаю, что причиной этому являются многочисленные слезы, которые льют эти две опьяненные птицы чакора Твоих глаз, словно они извергают рвоту от выпитого нектара».

Знатоки рас выделяют три вида снехи в соответствии с уровнем ее развития: каништха (начальный), мадхьяма (средний) и утта-ма (высший). Каништха-снеха означает, что сердце гот начинает таять в тот момент, когда возлюбленный касается ее тела (анга-санга). Мадхьяма-снеха характеризуется тем, что сердце гопи плавится от любви при виде своего возлюбленного (вилока). На уровне

уттама-снехи любящей гот достаточно просто услышать о своем возлюбленном (шравана) или просто вспомнить о нем (смарана), как ее сердце тут же начинает плавиться от любви к нему.

Касание к телу (анга-санга)

Одна из подруг Пали сказала Кришне: «О Мадхава, Ты подобен нектарному дождевому облаку, а Пали — олицетворению женской красоты. Возможно ли, чтобы это олицетворение красоты не расплавилось в Твоих объятиях?»

Взгляд (вилока)

Подруга Шьямы, Бакуламала, сказала Кришне: «О Мукунда, когда солнце Твоего лица восходит перед Шьямой, масло ее сердца начинает плавиться. Это не так удивительно. Когда луна лица Шьямы восходит перед Тобой, драгоценный камень чандраканта Твоего сердца начинает плавиться, но затем становится снова твердым. Вот это действительно удивляет. (Камень чандраканта плавится от лунного света. Поэтому удивительно, что расплавленный драгоценный камень чандраканта сердца Кришны снова затвердел, застыв от любви Кришны к Шьяме).

Слушание (шравана)

Вишакха сказала Кришне: «О Мурари, когда половина Твоего имени достигла слуха лотосоокой Радхики, слезы тут же ручьями брызнули из Ее глаз, омывая все Ее тело, а Ее разум запутался от опьянения медовым нектаром любовной страсти. В этом опьяненном состоянии Она спотыкалась, зевала, а потом застыла, как статуя».

Воспоминание (самарана)

Заметив, что Радхарани начала плакать, как только вступила на дорогу, где проходил Кришна, Нандимукхи сказала Ей: «Как только Ты шагнула на дорогу, по которой шел Кришна, Твое тело сразу же затрепетало. Не означает ли это, что Тебя захлестнула волна любви к Нему и Твое сердце тут же расплавилось?»

жтм-мшшшь

Два вида снехи

Существует два вида снехи: гхрита-снеха и мадху-снеха. Гхри-та означает топленое масло, а мадху — мёд.

Когда любящая испытывает в своей любви почтение и благоговейный трепет к своему возлюбленному, это состояние называется гхрита-снеха, снеха, подобная топленому маслу. Как топленое масло само по себе не очень вкусное, но в сочетании с другими продуктами обретает вкус, также гхрита-снеха сама по себе не очень вкусна, но в сочетании с другими составляющими экстатической любви становится сладкой. Как топленое масло твердо и прохладно, так и гхрита-снеха тверда и прохладна благодаря любви, проникнутой почтением и благоговейным трепетом к Кришне. Поэтому гхрита-снеха сравнивается с топленым маслом.

4

Гхрита-снеха (любовь, подобная топленому маслу)

Падма, подруга Чандравали, обратилась к Лалите и подругам Радхарани: «Когда бы Чандравали ни приходила, Мадхусудана немедленно почтительно обнимает ее издалека. Своей чистейшей любовью она полностью подчиняет себе Кришну. Она подобна белой муссонной туче, проливающей потоки дождя трансцендентных игр с Шри Кришной. Кто другой может сравниться с моей подругой Чандравали?»

Вриндадеви сказала Нандимукхи: «Кришна положил левую руку Чандравали Себе на плечо. Считая свою левую руку не чистой, Чандравали поменяла ее на правую. Когда Чандравали танцевала с Кришной, она преисполнилась благоговения. Слезы текли из ее глаз, и она передвигала свои стопы очень неуклюже, тем самым развеселив подруг Радхи».

Понимание возвышенного положения возлюбленного порождает почтение и благоговение в любящей гопи. Это понимание и сопутствующее благоговение присутствует в гхрита-снехе. Гхрита-снеха характеризуется чувством любви «я принадлежу Кришне».

motm&m жтщ

Мадху-снеха (любовь, подобная мёду)

Мадху-снеха характеризуется сильными чувствами обладания Кришной, где любящая гопи думает «Кришна мой». Мадху-снеха являет густую сладость. Она содержит в себе нектарные вкусы различных любовных рас и наполнена опьяняющей пылкой страстностью. И поскольку эта любовь, снеха, подобна мёду (мадху), ее называют мадху-снеха.

Кришна сказал Субалу: «Радха подобна статуе, сделанной из сладчайшего нектара любви, исполненной всех трансцендентных добродетелей и размягченной пылом обжигающей страсти. Когда Ее имя проникает в обитель Моих ушей, Я тут же переполняюсь величайшим блаженством и забываю обо всем на свете».

Когда снеха достигает своего пика, это называется мана, гордость или гнев. Мана проявляет новый вид сладости (в форме неучтивости и упрямства).

В разгаре любовных игр Радхарани стала отчитывать Кришну. Нахмурив брови, Она сказала: «О герой пастухов, не дыши на Меня. Ты покрыт с ног до головы пылью с копыт коров, от этой пыли у Меня слезятся глаза».

Мана делится на два типа: удатта-мана и лалита-мана. Существует две разновидности удатта-мана: в первом случае героиня внешне смиренна (дакшинатья), но внутренне непокорна и строптива (вамъя). Во втором — героиня остается предельно сдержанной и серьезной, тщательно скрывая свои чувства и оставаясь недоступной для понимания. Удатта-мана возможна только в гхрита-снехе.

Удатта-мана

Дакшинатъя-удатта-мана

Кришна сказал Кундалате: «Когда Я случайно произнес имя Радхи, сердце Чандравали пронзила острая боль. Тем не менее, для того

Мана (гордость)

тм-м&тжш/и

чтобы вывести Меня из затруднительного положения, она два раза улыбнулась и сказала несколько слов, исполненных сладости. Так Чандравали удивила Моих друзей-пастушков».

Вамья-удатта-мана

«Нахмурив брови, эта гопи пристально посмотрела на Хари, и два шмеля ее глаз стали пить нектар Его лотосного лица» (Вишну-пурана, 5.13.45).

«Проиграв в игре в кости, ставкой которой были объятия, оленеокая гопи пристально посмотрела на Мадхаву хитрыми глазами и рукой остановила Его, когда Он пытался обнять ее».

Лалита-мана *

Лалита-мана представляет собой сладостную форму мадху-сне-хи, которая, накаляясь до предела, начинает искриться юмором и непредсказуемой хитростью. Лалита-мана также делится на два типа: каутилъя и нарма. Оба вида лалита-маны проявляются только в мадху-снехе.

Каутилъя-лалита-мана

Каутилья-лалита-ману сопутствуют независимость и гордость по отношению к возлюбленному.

«В течение танца раса одна гопи в гневе любви кусала свои губы, хмурила брови и бросала взгляды на Кришну из уголков глаз, будто гневно выпускала в Него стрелы».

Когда Кришна сказал: «Моя дорогая страстная сакхи, теперь ты можешь обнять Меня», губы Мангалы скривились в отвращении, и она ударила Кришну своей цветочной гирляндой.

Нарма-лалита-мана

Нарма-лалита-ману сопутствуют шутки и веселье.

Рупа-манджари сказала Рати-манджари: «Однажды, желая насладиться счастьем прикосновения к груди Радхарани, Кешава, с

поднявшимися от возбуждения волосками на теле, долгое время растягивал удовольствие, рисуя на Ее груди узоры вспотевшими пальцами, беспокойноокая Радхика взволновалась, что кто-то может прервать Их игры, и неожиданно оттолкнула Его, прижав рукою Свою левую грудь».

Объявив, что Он уполномоченный сборщик налогов, Кришна запросил плату у гопи, когда повстречал их во Вриндаване. Гопи обвинили Его в обмане, и Он ответил, «по не произнес ни слова лжи. Тогда Лалита обратилась к Кришне со следующими словами: «О враг Агхи, языки этих тысяч святых гопи от наслаждения нектаром Твоих бимбоподобных губ стали очень чистыми и целомудренными. Как могут они наговаривать на Тебя? Мой дорогой Кришна, почему Твоя красноватая ладонь не может терпеть туго завязанной одежды этих дивнобровых гопи!» (Дана-кели-каумуди, 90).

Праная

Когда сердце героини наполняется вишрамбхой, т.е. она доверяет своему возлюбленному и считает себя во всем равной Ему, это состояние любви называется праная.

Рупа-манджари сказала: «Наклоненная голова дивноликой Радхи-ки отдыхает на плече Кришны,

Скачать:TXTPDF

Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать, Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать бесплатно, Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать онлайн