Ее грудь касается Его груди, волоски на Ее теле поднялись от блаженства, Она хмурит брови и пристально смотрит на Своего возлюбленного лукавыми глазами. Она взяла край желтой одежды Кришны, затмевающей золото, и вытерла слезы радости на Своем лице».
Вишрамбха (доверие) бывает двух видов: майтра и сакхъя. Майтра-вишрамбха
Майтра-вишрамбха — это безоговорочное доверие, соединенное со смирением.
«Во время танца раса одна гопи, ликуя от счастья, поместила ло-тосную руку Кришны в свою, а другая гот обвила свои руки вокруг шеи Кришны, умащенной сандаловой пастой» (Ш.Б. 10.32.4).
Одна служанка-гоии дала Чандравали совет: «Не отодвигайся стыдливо назад, когда лотосоокий Кришна украшает твои стопы колокольчиками. Звон этих колокольчиков пристыдит всех твоих лебедеподобных соперниц».
Сакхья-вишрамбха
Когда влюбленная гопи с оттенком дружбы относится к своему возлюбленному Кришне и уверена, что Он целиком подчинен ее власти, ее состояние называется сакхья-вишрамбха.
Вишакха сказала Радхе: «О подруга, что Ты говоришь Кришне, когда крепко обнимаешь Его двумя лианами Своих рук, и какие секреты шепчешь Ему на ухо?»
Сатьябхама сказала Кришне: «Мой дорогой, если Твои слова правдивы и Ты намерен сдержать Свое слово, то принеси это дерево париджата в сад моею дворца» (Вишну-пурана, 5.30.34).
Одна гопи сказала: «Прислонившись двумя цветочными бутонами своей груди к чарующей груди Кришны, моя подруга Чандравали рисует узоры кункумой на лбу Кришны, убийцы Камсы».
Радхарани считала Себя самой любимой гопи Кришны. Она возгордилась и покинула танец раса вместе с Ним. Зайдя глубоко в лес, Она сказала: «Мой дорогой Кришна, Я не могу дальше идти, неси Меня куда пожелаешь» (Ш.Б.10.30.38).
В некоторых обстоятельствах снеха порождает пранаю, а праная, в свою очередь, порождает ману. В других обстоятельствах из снехи возникает мана, а из маны — праная. Таким образом, мана и праная могут быть как причиной, так и следствием. Удатта и лалита присутствуют и в майтре, и в сакхье, причем в сакхъе их называют сумайтра и сусакхъя.
Сумайтра
«Когда Кришна начал рассказывать тайны их ночных игр, дивноокая Чандравали нахмурила изящные брови и немедленно закрыла рукой Ему рот».
Когда Тара рисовала картинки на груди Кришны, украшенной знаком шриватса, Он ради шутки бросил в воду Ямуны коробку с красками. Тара, нахмурив брови, сердито взглянула на Него хитрыми глазами и, обнимая Его, закончила рисунок, используя кун-куму со своей груди».
Сусакхья
Вринда сказала Нандимукхи: «Победив Кришну в игре в кости, где ставкой был поцелуй, Шьяма пристально посмотрела на Него лукавыми глазами, обвила левой рукой шею Кришны и выпила нектар Его уст».
Рупа-манджари сказала: «Откинув Свой желтый чадар, Кришна показал Радхарани царапины на Своей груди. Тряся головой и нахмурив брови, с поднявшимися волосками на теле, Гандхарвика гневно покрыла руками темную груди Кришны».
Рага
На высшей стадии своего развития праная превращается в рагу, в состоянии раги даже самые мучительные страдания воспринимаются как счастье.
Наблюдая за действиями Радхарани, Лалита сказала: «Даже во время палящих, обжигающих лучей солнца, подобных ливню острых мечей, Радха стоит на грубом склоне холма Говардхана, поместив Свои лотосные стопы на постель из голубых лотосов, и смотрит на принца пастухов, Кришну, не испытывая никаких страданий, но напротив, застыв в неподвижности, Она чувствует счастье».
Одна гопи молилась луне: «О луна, окруженная звездами в ночь месяца Бхадра! О та, кто волнует волны в океане любовных желаний, я предлагаю тебе воду аргхьи и склоняюсь перед тобой. Я молюсь, чтобы по твоей милости мое желание стать возлюбленной юного Кришны действительно исполнилось» (Падьявали, 179).
Существуют две разновидности раги: ншима-рага и рактима-рага. Ншима-рага бывает двух видов: нили-рага и шьяма-рага.
Нилима-рага
Нили-рага
Нили-рага — это любовь, которая не теряет силы и не уменьшается. Ее не показывают прилюдно, она скрывается в сердце. Нили-рага ясно видна во взаимоотношениях между Чандравали и Кришной.
Бхадра сказала Кришне: «О царь Враджа, несмотря на то, что добрая, чистосердечная Чандравали полностью очарована Твоими трансцендентными качествами и сильно любит Тебя, она искусно проявляет множество признаков, убеждающих, что не любит Тебя, и что даже ее подруги думают, что она безразлична к Тебе».
Шьяма-рага t
Шьяма-рага характеризуется тем, что влюбленная гопи сильно беспокоится и даже плачет, если ее возлюбленный опаздывает на свидание.
Одна гопи сказала гордой Бхадре, которая поссорилась с Кришной: «Прежде ты никогда бы не покинула Кришну, чтобы уйти в темную лесную рощу даже днем. Вид такой темной рощи испугал бы тебя. О гордая Бхадра, сейчас ты попала в двойную ловушку — темной ночью, в темном лесу черных деревьев тамала ты жадно стремишься найти Кришну, убийцу демона Муры».
Рактима-рага
Рактима-рага имеет две разновидности: кусумбха и манджиштха-самбхава.
Кусумбха-рага показывает красоту и величие других раг. Кусумбха-рага, соединяясь с манджиштха-рагой, порождает скорбь в сердце гопи, любящей Кришну.
Одна гопи сказала Кришне: «О Кришна, когда моя подруга Шьяма слышит Твое имя, она цепенеет, а когда она видит змею, то становится безумной от счастья, вспоминая Твои змееподобные руки. Ей кажется, что она повсюду видит Тебя. Я не могу понять ее состояние: то ли она глубоко любит Тебя, то ли страшно Тебя ненавидит».
Манджиштха-самбхава-рага — это вечная, неизменная любовь, которая никогда не разрушается. Она независима и не имеет причины, кроме себя самой. Она постоянно увеличивается и становится все более и более очаровательной и ослепительно сияющей. Любовь между Радхой и Кришной — самый яркий пример манджиштха-раги. В отличие от кусумбха-раги она никогда не ослабевает.
Паурнамаси сказала Нандимукхи: «Несравненный праздник ликования взаимной любви Шри Шри Радхи- Мадхавы вечен. Он не ограничен никакими рамками. Как бы ни повлияла судьба на юную Чету, Их любовь остается неизменной, она в высшей степени независима и не имеет никаких причин, кроме себя самой. Радха и Кришна наслаждаются нектаром общения друг с другом, несмотря на враждебное отношение старших. Их удивительная, блаженная любовь вечно увеличивается в красоте и богатстве».
Радхарани сказала Паурнамаси: «Ты советуешь Мне отказаться от любви к Кришне, победителю демона Муры. Позволь Мне попросить у тебя одно благословение. Пожалуйста, благослови Меня, чтобы этим вечером Я могла стать пчелой на лесной гирлянде Кришны, привлеченной к сладкому аромату Его уст» (Видагдха-мадхава).
Такие бхавы как гхрита-снеха, удатта, майтра, сумайтра и ни-лима проявляются в любви Чандравали и ее подруг, а также цариц Двараки, первой из которых является Рукмини. Что касается остальных более возвышенных бхав, таких как мадху-снеха, лалита, сакхья, сусакхъя и рактима, они присущи только чувствам Шримати Радхарани и Ее последовательницам. Но иногда они обнаруживаются у Сатьябхамы и Лакшманы.
Таким образом, существует много разных видов любви, которые проявляют дивнобровые девушки Гокулы. Эти гопи делятся на группы атма-пакша (союзницы) и випакша (соперницы), а также на другие группы.
Анурага
Тарага (любовь), которая постоянно усиливается и обновляется во все новые и свежие чувства, называется анурага. Благодаря этой любви (анураге) гопи видят Кришну всегда в новом свете.
шл-шмФмти
Увидев Кришну издалека, Радхарани сказала Вринде: «Кришна постоянно появляется перед Моим взором. Но Я никогда до этого не видела такой сладости. Мои глаза едва ли способны выпить хоть каплю Его чарующей красоты» (Дана-кели-каумуди, 28).
Радха сказала: «О тонко стайная подруга, кто этот Кришна, что когда Его имя входит в Мои уши, Я теряю всякое самообладание?» Лалита ответила: «О девушка, ослепленная любовью, что постоянно происходит в Твоем сердце?»
Радха: «Не смейся надо Мной!»
Лалита: «О сбитая с толку девушка, я уже отдала Тебя в руки этого Кришны».
Радха: «Да, действительно. Но Он появился передо Мной подобно молнии, вспыхнувшей в Моих глазах».
Благодаря силе анураги трансцендентные влюбленные оказываются в подчинении друг у друга. Анурага порождает према-вайчит-тъю (любовь в разлуке), из-за которой у любящей гопи появляется желание родиться среди неподвижных форм жизни во Врадже. Кроме того, анурага позволяет любящей увидеть Кришну (спхур-ти) во время разлуки с Ним.
Кундалата сказала Кришне: «О Кришна, о убийца Агхи, насколько удивительны волны любовных игр, где Ты и Твоя возлюбленная Радхарани стремитесь победить друг друга! Я вижу, что Радха крепко связала слона Твоего сердца цепями Своей любви, а Ты пленил оленя Ее сердца веревками блаженства Своей любви».
Према-вайчиттъя
Према-вайчиттъя — это випраламбха, любовь в разлуке с Кришной. В этом состоянии любви может появиться желание родиться в низшей форме жизни во Врадже.
Страдающая от разлуки Радхарани сказала Лалите: «О сакхи, Я думаю, что рождение в теле бамбука — самое славное рождение. Поэтому Я совершу множество суровых аскез в этой жизни, чтобы в следующем рождении стать бамбуковой флейтой и пить сладостный нектар бимбоподобных губ Кришны» (Дана-кели-каумуди, 17).
Випраламбха
Лалита обратилась к страннику, идущему в Матхуру: «О странник, пожалуйста, повтори это послание вслух перед Кришной, царем Матхуры. Скажи Ему: «Прекрасная враджа-гопи передала это послание Тебе». Она говорит: «О в высшей степени независимый Кришна, пожалуйста, оставь Матхуру и немедленно приезжай во Врадж. Почему Ты постоянно мучаешь мою страдающую подругу Радхику, появляясь перед Ней на одно мгновение, и сразу же исчезаешь?»
Бхава (махабхава)
Когда анурага достигает своего пика, ее называют бхава или махабхава.
Вринда сказала Кришне: «О мой Господь, Ты подобен царю слонов, гуляющему в лесных рощах у холма Говардхана. Ты опытен в искусстве супружеских игр. О владыка вселенной, Твое сердце и сердце Радхи плавятся от любви друг к другу, слившись воедино. Поэтому Вы не отличны друг от друга. Ты смешал Вашу любовь, подобную красному лаку, с Вашими расплавленными сердцами, и для блага всего мира нарисовал удивительную картину на внутренних стенах дворца вселенной».
Это высочайшая любовь, которая недоступна даже для цариц Кришны в Двараке, но которая живет лишь в сердце Радхи и гопи Враджа, называется махабхава. Махабхава исполнена сладостного нектара, который очаровывает и пленяет сердце.
Если героя и героиню связывают брачные узы, их взаимоотношения относятся к свакия-расе, а любовь (рати) характеризуется как саманджаса. Саманджаса-рати не способна достичь стадии махабхавы. Махабхава возможна только для самартха-рати. Во Врадже царит паракия-раса. Махабхава проявляется только на высшем уровне любви самартха-паракия-расы девушек Враджа.
Махабхава бывает двух видов: рудха и адхирудха.
та-н/мшмш,
Рудха-махабхава
Когда яркое сияние всех проявлений саттвика-бхав (трансцендентных экстазов) достигает наивысшей точки, это называется рудха-махабхава.
«Во время танца раса гопи явили нектарную реку любви к Кришне. Обрывистым воркованием пробудившихся лебедей в этой реке были звуки сдавленных от экстаза голосов гопи. Волнами и водоворотами этой реки были трепещущие движения гопи. Игривыми рыбками в этой реке были поднявшиеся от блаженства волоски на телах гот. Потоками этой реки были слезы гопи. Охлаждающими брызгами в этой реке была ликующая радость гопи, а цветущими лотосами в этой реке было трансцендентное счастье гопи».
*
Эта экстатическая любовь {рудха-махабхава) проявляется в следующих состояниях: в неспособности терпеть моргания глаз, которые закрываются на долю секунды, мешая лицезреть возлюбленного; в возбуждении сердца; в восприятии кальпы как одного мгновения; во время переживания счастья с предчувствием, что это счастье может обернуться страданиями; в забвении всего и даже самого себя;