Скачать:TXTPDF
Уджвала-ниламани. Рупа Госвами

друг Арджуны. Сейчас у Него много новых подруг, которые, несомненно, очень счастливы в Его обществе. Они счастливы, потому что Кришна удовлетворил пылающие чувства их сердец. Если ты прилетишь к ним и прославишь Кришну, они, довольные тобой, наградят тебя» (Ш.Б. 10.14.13).

Уджджалпа

Когда любящая называет Кришну обманщиком, подталкиваемая ревнивым гневом и гордостью, это называется уджджалпой.

Радхарани сказала шмелю: «Я знаю, что ты очень опытен в примирении других, однако знай, что Я не доверяю тебе, а тем более твоему хозяину, Мадхусудане. Ради Него мы пренебрегли своими семьями, мужьями, детьми и родственниками, но Он остался неблагодарным и уехал, оставив нас на произвол судьбы. И ты думаешь, что мы будем доверять Ему? Нам хорошо известно, что Кришна не может долго оставаться без общества молоденьких женщин.

тм~ншшшм

Такова Его природа. Ему трудно в Матхуре, поскольку там нет простодушных деревенских девушек-пастушек. Сейчас Он в аристократическом обществе, и должно быть, Ему не легко завести дружбу с юными девушками. Возможно, ты прилетел сюда, чтобы пригласить нас в Матхуру. Но почему Кришна ожидает, что мы приедем туда? Он очень искусен соблазнять невинных девушек, не только во Вриндаване или в Матхуре, но и во всей вселенной. Его пленительная улыбка так привлекательна, а движения бровей настолько обворожительны, что Он может соблазнить любую женщину со средних или с высших планет. Маха-Лакшми, величайшая из богинь процветания, тоже страстно стремится служить Ему. Что же говорить о нас, по сравнению со всеми этими женщинами? Мы настолько незначительные» (Ш.Б. 10.47.15).

*

Санджалпа

Резкие, иронические упреки, обвинения в неблагодарности и другие подобные чувства называются санджалпа.

Радхарани сказала: «Мой дорогой шмель, не касайся своей головой Моих стоп. Ты пытаешься задобрить Меня своим подхалимством, и поэтому кладешь свою голову к Моим стопам. Но Мне хорошо известны подобные трюки. Я знаю, ты — посланник великого прохиндея, Кришны. Поэтому, пожалуйста, оставь Меня. Мы отказались от всего ради Кришны, а Он в знак благодарности покинул нас. Почему же теперь мы должны интересоваться новостями об этом изменнике?» (Ш.Б. 10.47.16).

Аваджалпа

Когда любящая использует слова, исполненные гнева, грубости и скорби в отношении своего возлюбленного, называя его похотливым и коварным, такая речь известна как аваджалпа.

Радхарани сказала шмелю: «Кришна рекламирует Себя как великодушного благодетеля под восхваляющие возгласы великих святых. Эти качества могут действительно стать таковыми, если Он прольет Свою милость на нас, растоптанных и униженных Им. Ты — бедный посланник и неразумный слуга. Ты не знаешь многого о Кришне,

штт

насколько Он неблагодарен и жестокосерден не только в этой жизни, но и в Своих предыдущих рождениях. Мы узнали об этом от нашей бабушки Паурнамаси. Она рассказала нам, что Кришна родился в семье кшатрия в Своем предыдущем рождении и был известен как Рамачандра. В том рождении, вместо того, чтобы убить Бали, врага Своего друга, по благородным законам кшатриев, Он убил его как охотник. Охотник прячется в удобном месте и затем убивает зверя, не смотря ему в глаза. Так Рамачандра, как кшатрий, должен был сразиться с Бали лицом к лицу, но подстрекаемый Своим другом, Он убил Бали, выпустив в него стрелу из-за дерева. Так Он сошел с пути дхармы кшатриев. Также Он был настолько привлечен к красоте Ситы, что обезобразил Шурпанаку, сестру Раваны, отрезав ей уши и нос. Шурпанака предложила Ему близкую дружбу, и как кшатрий, Он должен был удовлетворить ее желание. Но Он был так привязан к Сите, что не мог забыть о Ней и потому обезобразил Шурпанаку. Перед тем как родиться кшатрием, Он родился брахманом Ваманой и попросил подаяние у Бали Махараджи. Бали Махараджа был так великодушен, что отдал Ему всё что имел, однако Ваманадева (Кришна) в благодарность пленил его и сослал в царство Паталы. Мы знаем всё о Кришне и насколько Он неблагодарен. Но нам очень трудно перестать говорить о Нем. Не только мы не в силах отказаться говорить о Нем, но и святые мудрецы также не могут не говорить о Нем. Мы, гопи Вриндавана, не желаем больше поддерживать дружбу с этим темнокожим мальчишкой, однако мы не знаем, как забыть о Нем и прекратить разговоры о Его деяниях» (Ш.Б. 10.47.17).

Абхиджалпа

Абхиджаппа — это речи раскаяния, которые звучат подобно печальным трелям птиц и которые свободны от лукавства и хитрости.

«По моему мнению, человек не должен слушать о Кришне, поскольку как только даже капля нектара о Его трансцендентных деяниях попадет в уши, человек сразу же поднимется над двойственностью. Будучи полностью свободным от скверны материальных привязанностей, он откажется от привязанности к этому миру, семье, дому, жене, детям и всему, что так дорого человеку в

мирской жизни. Лишившийся всего материального обладания, он обречет на несчастья родственников и себя. Только тогда он начнет искать Кришну, пустившись по миру, как нищий. В действительности очень трудно понять Кришну, Его имя, качества, форму, деяния и окружение» (Ш.Б. 10.47.18).

Аджалпа

Когда любящая девушка из отвращения к возлюбленному говорит жестокие слова, которые ранят возлюбленного и доставляют радость другим, такая речь называется аджалпа.

«Пожалуйста, не говори ничего о Кришне. Лучше давай поговорим о чем-нибудь другом. Мы уподобились пятнистой оленихе, привлеченной в лесу чарующими звуками охотника. Очарованные сладкими речами Кришны, мы постоянно думаем о лучезарных ногтях на Его лотосных стопах. Мы заражены страстным желанием находиться в Его обществе, поэтому прошу тебя, не говори больше ничего о Кришне» (Ш.Б. 10.47.19).

Пратиджалпа

В пратиджалпе любящая девушка поклоняется посланнику возлюбленного. Она смиренно соглашается со своей беспомощностью и ей трудно отказаться от враждебности к своему возлюбленному,

Радхарани обратилась к шмелю: «Мой дорогой друг, добро пожаловать, Кришна так добр, что снова послал тебя ко Мне. Кришна так добр ко Мне. Мой друг, ты можешь просить у Меня всего, чего пожелаешь. Я дам тебе всё, что захочешь, поскольку ты так добр ко Мне. Ты прилетел ко Мне от Кришны, так как Он не смог прийти Сам. Он окружен новыми подружками из Матхуры. Однако ты такое крошечное создание. Как ты сможешь перенести Меня в Матхуру? И как ты поможешь Мне встретиться с Кришной, когда Он находится в компании богини удачи и в ее объятиях?» (Ш.Б. 10.47.20).

Суджалпа

Суджалпа проявляется, когда влюбленная девушка с искренним и глубоким чувством тревоги задает множество вопросов о Кришне. Радхарани сказала: «О Уддхава, действительно, прискорбно, что

чжста^

Кришна живет в Матхуре. Помнит ли Он Своего отца и друзей-пастушков? О великая душа, вспоминает ли Он о нас, Его служанках? Когда же Он возложит на наши головы Свои лотосные руки, умащенные ароматным агуру?» (Ш.Б.10.47.21).

Мадана-махабхава

Мадана-махабхава — это высочайшее проявление экстатической любви и высочайшее выражение хладини-шакти. Мадана вечно проявлена в Шримати Радхарани. Шри Радха является единственной обладательницей это возвышенной мадана-махабхавы, которая недоступна даже для Лалиты, не говоря уже о других гопи. Характеристикой мадана-махабхавы является любовное ликование (улласа), порожденное одновременным пробуждением всех видов бхав в сердце героини.

Паурнамаси сказала Нандимукхи: «Я предлагаю поклоны удивительной луне супружеской любви Радхи и Кришны. С самого начала луна Их любви никогда не убывает и остается вечно полной. Она полна хитрости и двуличия, она плавит драгоценные камни чандраканта Их сердец, уничтожает весь страх и, восходя вечером, проявляет трансцендентное богатство вечной новизны».

В мадана-махабхаве не редко проявляется ревность, например, к девушкам-пулинди, и даже по отношению к неодушевленным предметам, таким как флейта или гирлянда.

Радхарани обратилась к цветочной гирлянде Кришны: «О гирлянда из лесных цветов, почему ты постоянно ненавидишь этих чистосердечных оленеоких гопи? Почему, когда ты обнимаешь Кришну от Его шеи к Его широкой груди и до лотосных стоп, ты презрительно относишься к нам, гопи, как к незначительной траве?» (Дана-кели-каумуди, 92).

«Когда Кришна гулял в лесу Вриндавана вместе с Баларамой и мальчиками-пастушками, красноватый порошок кункумы осыпался на землю с Его груди. Охваченные похотью девушки-я^лмнЭм при виде Кришны, играющего на флейте, также увидели на земле

шм-мшшшм

порошок кункумы, опавшей с Его гирлянды, они немедленно собрали этот порошок и умастили им свои лица и груди. От этого они сразу же ощутили в сердце полное удовлетворение, хотя не были удовлетворены, когда их мужья прикасались к их грудям» (Ш.Б.10.21.17).

Радха сказала Лалите: «Какие суровые аскезы совершала эта изящная, чистосердечная лиана малати в своих предыдущих жизнях, что сейчас обнимает это дерево тамала, так сильно напоминающее Кришну, принца Враджа?»

Экстатические эмоции мадана проявляются в то время, когда Радха и Кришна непосредственно встречаются. Благодаря мадана-махабхаве проявляются тысячи и тысячи разнообразных форм Их вечных игр (нитъя-лил).

Мадана-махабхава абсолютно противоположна материальному вожделению. Даже великие ученые, сведущие в науке расы, не способны в совершенстве и подробно объяснить мадана-махабхаву.

В этой книге только вкратце описаны различные трансцендентные проявления экстатической любви гопи Враджа, которая выходит за пределы материального восприятия и мышления.

Вайшнавская литература объясняет, что рага (привязанность) присутствует даже в пурва-раге (чувствах первой любви), которую испытывают к Кришне Радхарани и Ее последовательницы. В особых случаях рага превращается в анурагу, а анурага в снеху. Снеха, в свою очередь, преобразуется в формы мана и праная.

На начальных стадиях трансцендентной супружеской любви (садхарани-рати) любовь проявляется тускло. Эта стадия называется дхумайита (подобная дыму). Следующая стадия супружеской любви (саманджаса-рати), развиваясь в формы снеха, мана, праная, рага и анурага, становится более яркой (дипта) и называется джвалита (сияющая). Затем на уровне самартха-рати могут присутствовать формы рудха-махабхавы, уддипта-рати, суддипта-рати и моханы, которые более яркие, поэтому они называются суддипта (ослепительно сияющие).

Иногда, согласно месту, времени и личности, эти виды трансцендентной любви проявляются несколько иначе. Садхарани-рати достигает наивысшей точки развития в преме. Саманджаса-рати достигает высшей точки развития в анураге. Самартха-рати достигает наивысшей точки развития в махабхаве.

Нарма-ваясы (друзья Кришны) на уровне рати достигают ану-раги, а Субала и его окружение —махабхавы.

Так заканчивается четырнадцатая глава «Шри Уджвала-ниламани» Шрилы Рупы Госвами, описывающая стхайи-бхавы, устойчивые экстазы в чистой экстатической любви к Кришне.

Глава пятнадцатая _

Шрингара-бхеда

Разновидности супружеской любви

Уджвала-шрингара-раса (сияющая божественным очарованием супружеская любовь) делится на два вида: випраламбха (любовь в разлуке) и самбхога (встреча возлюбленных и их супружеские игры).

Випраламбха

Любовь в разлуке (випраламбха) бывает двух видов: 1. любовь в разлуке юной Четы, когда Они непосредственно не встретились друг с другом; 2. любовь в разлуке юной Четы, когда Они уже встретились.

Страстное желание наслаждаться объятиями и любовными играми перед встречей становится источником Их сильного удовлетворения.

Как ткань невозможно покрасить в красный цвет без красной краски, аналогично, счастье супружеской любви невозможно достичь во всей ее полноте без разлуки. Поэтому випраламбха усиливает наслаждение влюбленных при встрече (самбхоге).

Существует четыре категории випраламбхи:

1. пурва-рага;

2. мана;

3. према-вайчиттья;

4. праваса,

1. Пурва-рага

Пурва-рага — это любовь, которая возникает перед первой встречей юной Четы, когда Они узнают друг о друге, увидев друг друга (даршана) или

Скачать:TXTPDF

Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать, Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать бесплатно, Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать онлайн