«Моя дорогая супруга, хотя у Меня тысячи жен, Я не думаю, что кто-нибудь из них любит Меня больше, чем ты. Яркое доказательство твоей исключительности заключается в том, что ты никогда не видела Меня до замужества. Ты просто слышала обо Мне понаслышке, и всё же твоя вера в Меня была так непоколебима, что даже в присутствии многих благородных принцев ты не выбрала себе в мужья ни одного из них, решительно сосредоточившись на Мне» (Ш.Б. 10.60.55).
Всем известно, что у Господа Кришны, героя династии Яду, было 16108 жен в Двараке. Каждая царица имела тысячи подруг и служанок. Подруги были равны царицам в красоте и добродетелях, но служанки уступали им. Из всех этих цариц Рукмини, Сатьябхама,
Джамбавати, Калинди, Шайбья, Бхадра, Каушалья и Мадри были самыми искусными. Но из этих восьми цариц Рукмини Vi Сатьябхама — самые возвышенные. Рукмини возвышена своим трансцендентным богатством, а Сатьябхама — своей исключительной удачей.
«Рукмини, дочь царя Бхишмаки, обладала величайшим богатством во дворце Господа Кришны, а Сатьябхама была самой удачливой из всех жен Господа Кришны» (Шри Хари-вамша).
Господь Кришна сказал Рукмини: «О Моя дорогая царица, из всех 16 тысяч Моих жен никто не дорог Мне так же, как ты. Ты дороже Мне самой жизни» (Картгика-махатмья, 6.88.28).
У Рукмини и Сатьябхамы сотни тысяч подруг и служанок, которые полны любви к ним.
Юные гопи Гокулы сильно желали, чтобы Кришна стал их мужем, однако обстоятельства их жизни не позволили им любить Его в свакия-расе (любовь в браке).
Сильную любовь гопи к Кришне можно понять из следующего утверждения, где одна гот обращается к своей подруге, когда <
Кришна находился в Матхуре: «Если Кришна не вернется во Врин-даван, чтобы наслаждаться играми с нами, то какой смысл в том,
что святая царица Враджа Яшода любит меня, как собственную дочь? Не все ли равно, что все гопи любят меня больше, чем собственную жизнь? Важно ли для меня то, что лес Вриндавана более прославлен, чем лес Вайкунтхи? Какая ценность во всем этом, если мы не можем наслаждаться играми с Кришной, увенчанным павлиньим пером? Чтобы обрести Его как нашего супруга мы поклонялись богине Уме».
Верно то, что Кришна женился на гопи по обычаю Гандхарвов. Однако поскольку их женитьба хранилась в тайне, они не могли выражать свою любовь открыто.
2. Паракия
Те женщины, которые с великой любовью предлагают себя Кришне, пренебрегая религиозными принципами, и не заботятся о том, что случится с ними в этом мире и в следующем, известны как паракия, возлюбленные Кришны в настроении тайных любовниц.
«Даже несмотря на то что гопи из-за своей сильной любви к Кришне отбросили религиозные принципы и стали Его любовницами, Арундхати и другие целомудренные богини поклоняются им, выражая почтение» (Шрингара-тилаке, 2.30).
«Несмотря на то что гопи — простые деревенские девушки, живущие в сельской местности леса Вриндавана, даже легкий аромат их сладости затмил красоту и великолепие богини процветания. Положение гот — самое возвышенное и редкое во всех трех мирах. Пусть же гоии-подруги Кришны даруют вам трансцендентное счастье» (Вишну-гупта-самхита).
Две группы паракии
Возлюбленные-ларакия Кришны делятся на две группы: 1. незамужние девушки (канъяка) и 2. замужние (пародха). Многие воз-любленные-иоря/смя являются жительницами Враджа-бхуми, которой правит царь Нанда. Тайная любовь этих преданных-паракшг
ша-ншмгмти
доставляет Кришне, принцу Гокулы, великое трансцендентное счастье.
Методы, которыми гот привлекают Кришну, описаны в следующем утверждении Господа Шивы: «Упрямство, неприступность и отвержение заигрываний возлюбленного — три главных оружия Купидона, которые используют женщины» (Шрингара-тилака, 2.30).
Когда оленеокие гопи демонстрируют притворную неприступность и отвергают заигрывания своего возлюбленного Кришны, тем самым они сильно привлекают к себе Кришну.
Какими другими играми наслаждались Кришна и гопи? Об этом рассказывает великий мудрец Шукадева Госвами в «Парамахамса-самхите»: «Даже несмотря на то что Кришна — Верховный Господь, удовлетворенный Сам в Себе, Он наслаждался играм‘и танца раса с гоям, проявив столько же экспансий, сколько было девушек» (Ш.Б. 10.33.19).
Те, кто желают обрести благо, должны заниматься преданным служением Кришне, но им не стоит пытаться имитировать деяния Кришны. Таково заключение писаний преданности.
Те, кто привязаны к освобождению, религиозным принципам и подобным благоприятным целям, должны идти безупречным путем, проложенным Господом Рамачандрой и другими воплощениями Бога. Такие преданные никогда не следуют примеру Раваны и других демонов.
«Индивидуальная духовная душа никогда не должна пытаться имитировать деяния Кришны, Верховной Личности Бога, даже в уме. Если она по глупости своей пытается подражать Его деяниям, это будет подобно тому, как если бы она пыталась имитировать Господа Шиву, выпивая яд, возникший в молочном океане» (Ш.Б. 10.33.30).
Человек не должен подражать Господу, но ему следует пытаться исполнять Его приказы, это описывается в «Шримад-Бхагаватам» (10.33.36): «Кришна являет Свой вечный человеческий облик и
проводит Свои игры, чтобы оказать милость преданным и привлечь тех, кто услышит о Его развлечениях, и побудить их предаться Ему».
Кришна лично прославлял гопи следующими словами. Когда гопи погрузились в печаль из-за того, что Кришна ушел с танца раса, затем Он вернулся и сказал им: «Мои дорогие гопи, ваши отношения ко Мне, несомненно, свободны от любой материальной скверны. Я должен признать, что даже за много жизней не смогу отплатить вам за ваше чистое, бескорыстное служение, поскольку вы ради Меня отказались от всего, даже от семейных привязанностей. Пусть же наградой для вас станут ваши славные деяния» (Ш.Б, 10.32.22).
Уддхава, лучший из преданных Господа, прославил гопи таким образом: «Гэпи Вриндавана отказались от общения со своими мужьями, сыновьями и близкими родственниками, от которых очень трудно отказаться, и пренебрегли своей репутацией как целомудренных женщин, ради того чтобы принять прибежище лотосных стоп Мукунды, Кришны, которого люди пытаются найти с помощью ведического знания. О, я хотел бы стать настолько удачливым, чтобы родиться во Вриндаване кустом, лианой или травинкой, чтобы гопи ходили по мне и так благословляли пылью со своих лотосных стоп» (Ш.Б. 10.47.61).
«Когда гопи уходили к Кришне, Йогамайя создавала точные копии гот для их мужей. Сбитые с толку энергией Йогамайи, враджаваси, то есть так называемые мужья гопи, думали, что их жены находятся рядом с ними. Они не подозревали, что их жены ушли к Кришне, и поэтому у них не было ревности к Кришне» (Ш.Б. 10.33.37).
1. Каньяка — незамужние гопи
Юные незамужние гопи находились под защитой своих родителей. Они наслаждались детскими играми с подругами и отличались застенчивостью, чарующей юностью и чистотой.
-ммшмш
Эти юные девушки, возглавляемые гопи по имени Дханья, с преданностью совершали аскезы и соблюдали обеты, чтобы удовлетворить богиню Дургу и получить Кришну в мужья. Кришна позднее исполнил их желание, и таким образом они стали дорогими Его возлюбленными.
«Моя дорогая подруга, ты всего лишь ребенок, самозабвенно играющий в пыли и не имеющий даже корсажа. Ты так юна, что твой отец, пастух Враджа, даже еще не ищет тебе мужа. Но несмотря на то что ты так юна, просто слушая о Кришне, украшенном павлиньим пером и гуляющем в лесу Вриндавана, ты дрожишь, а глаза твои начинают вращаться от экстатической любви».
2. Пародха — замужние гопи
Жены пастухов, у которых нет еще детей и которые жаждут наслаждаться любовными играми с Кришной, называются пародха. Они — дорогие возлюбленные Кришны.
Падма обратилась к Чандравали: «Раздираемая любопытством и желанием нарвать цветов для поклонения богине Катьяяни ты вошла в лоно этого густого леса. Зачем ты это сделала? Моя дорогая подруга, на твоей груди запечатлелись царапины от лесных колючек, и твоя золовка теперь пристально разглядывает их, подозревая, что эти царапины оставил Кришна» (Падьявали, 312).
Эти гопи известны интенсивной сладостью своей глубокой любви к Кришне. Своей красотой, богатством и добродетелями они превосходят даже богиню Лакшми и ее последовательниц.
«Когда Шри Кришна танцевал с гопи в раса-пиле, Господь любовно обнимал гопи. Такая трансцендентная благосклонность никогда не выпадала на долю богини процветания или других женщин духовного мира. А наипрекраснейшие девушки небесных планет, с сияющими телами и ароматом, напоминающим благоухание лотосов, даже не помышляют о подобной благосклонности. Что уж говорить о земных женщинах, прославленных своей красотой в материальном представлении?» (Ш.Б. 10.47.60).
Три группы гопи
Гопи делятся на три группы:
1. садхана-пара-гопи — те, кто достигли совершенства, занимаясь преданным служением;
2. деви-гопи — полубогини с высших планет материального мира, получившие право родиться на Земле в телах гопи;
3. нитья-прия-гопи — вечные спутницы Кришны.
1. Садхана-пара-гопи
Садхана-пара гопи делятся на две категории: а)яутхики (те, кто принадлежали к группе, в которой все стали гопи; б) аяутхики (те, кто стали гопи отдельно, самостоятельно, без посторонней помощи).
А. Яутхики-гопи
Яутхики-гопи — это садхаки, совместно совершавшие бхаджан в настроении враджа-расы. Они также делятся на две группы:
1. муни-гана-гопи (мудрецы); 2. упанишад-гана-гопи (олицетворенные Упанишады).
1. Муни-гана-гопи (мудрецы)
В «Падма-пуране» эти Муни описаны так: «В давние времена мудрецы, поклонявшиеся Господу Гопалу длительное время в настроении мадхуръя-расы, не достигли своего желанного объекта. Но однажды, увидев Господа Рамачандру, очарованные Его трансцендентной красотой, они признали в Нем того самого Господа, которому поклонялись. Поэтому с усиленным рвением они преисполнились желания стать Его женами, и в результате родились в телах гопи на земле Враджа».
В «Брихад-вамаиа-пуране» также упоминается о мудрецах, которые обрели духовное совершенство, и таким образом вошли в танец раса Господа в земных играх.
2. Упанишад-гана-гопи (олицетворенные Упанишады)
Когда обладающие высшим философским пониманием олицетворенные Упанишады увидели несравненную удачу гот, это сильно
удивило их (произвело на них чрезвычайно сильное впечатление). Поэтому они решили совершать аскетические подвиги, чтобы стать гопи, и в итоге родились в телах гот, пастушек Враджа. Эта знаменитая история приводится в Пуранах и Упанишадах.
Б. Аяутхики-гопи
Садхаки, которые искренне выполняют преданное служение, сильно желая обрести любовь к Кришне, подобную любви гопи, рождаются во Врадже, порознь или группами, по две, три и более. Эти аяутхики-гопи тоже делятся на две категории: прачина и нава.
Прачина-аяутхики
Прачина-аяутхики практиковали преданное служение в течение долгого времени и затем родились на одной планете с вечно освобожденными гопи, которые очень дороги Господу.
Нава-аяутхики
Нава-аяутхики после относительно непродолжительного времени в преданном служении родились в телах людей или полубогинь, а затем получили право родиться как гопи на земле Враджа.
2. Деви-гопи
Когда Кришна нисходит на небесные планеты в Своих частичных воплощениях, для того чтобы порадовать полубогов, Его вечные спутницы, нитъя-прия-гопи, также являются в своих частичных экспансиях как полубогини. Те жители небесных планет, которые понимают подлинную природу этих полубогинь, обретают право родиться во Враджа-бхуми как гот, подругами этих освобожденных гот.
3. Нитья-прия-гопи
Радхарани и Чандравали — лидеры нитья-прия-гопи. Нитья-прия-гопи наделены красотой, умением, талантами и всеми трансцендентными качествами, подобно Кришне.
ананда -чинмайа -раса -пратибхавитабхис-табхир йа эва ниджа-рупатайа калабхих голока эва нивасатй акхилатма-бхуто говиндам ади пурушам там ахам бхаджами
«Я поклоняюсь Говинде, предвечному Господу, живущему в вечной трансцендентной обители Голоке со Своей совершенной энергией наслаждения, Шри Радхой, которая не