Скачать:TXTPDF
Уджвала-ниламани. Рупа Госвами

понаслышке (шравана). При этом Они испытывают взаимное влечение и сладостное томление в предвкушении будущего любовного союза.

Даршана

Героиня может увидеть Кришну непосредственно (сакшат), увидеть Его изображение (читра) или же увидеть Его во сне (свапна). Это называется даршана.

Сакшат

Случайно увидев Кришну, Радхарани сказала Вишакхе: «Этот юноша, украшенный жемчужным ожерельем и желтым чадаром, сияющим, как золото, с гладким, блистающим животом, напоминающим голубой лотос, заставляет всю вселенную дрожать от любовной страсти» (Падьявали, 159).

Читра

Глядя на изображение Кришны, Радхарани сказала: «О лучезарная юность, Я любуюсь Твоим чарующим изображением! Твой лик сияет подобно пламени подводного вулкана. Пожалуйста, охлади Мои глаза. Мы простые и честные девушки. Ох! Ох! Почему мы не знаем, кто Ты?» (Видагдха-мадхава, 2.23).

Свапна

Чандравали сказала Падме: «Моя дорогая подруга, во сне я увидела реку с черной, как буйвол, водой. На берегу этой реки цвела

роща лиан мадхави, наполненная жужжащими пчелами. В этой роще находился смуглый, пленительный юноша в желтой одежде, обернутой вокруг бедер. Желая одарить меня счастьем, Он позвал меня удивительным образом».

Шравана

Героиня может услышать о Кришне из уст поэта, или из уст гопи-посланницы, либо от подруги, или из песни. Все это называется шравана.

Юная подруга принцессы Лакшманы обратилась к ней: «О Лак-шмана, почему твое тело покрылось мурашками, когда ты услышала поэму из уст поэта, прославляющего победу Кришны над царем Магадхи, Джарасандхой?»

*

Вринда сказала Кришне: «Когда я зачитывала Твое послание, Та-равали, опустив взгляд, слушала с предельным вниманием. Волоски на лиане ее тела от экстаза поднялись и высыпали мурашки, а икота сдавила ей горло. Она не вынесла бы никакого разговора, в котором не говорилось бы о Тебе».

Вишакха сказала Кришне: «О Кришна, когда моя подруга Радха слушает о Тебе из моих уст, Ее глаза возбуждаются, как у обезумевшей птицы чакоры. Когда Она день за днем слушает рассказы о Тебе, Она постепенно худеет и истощается, подобно реке, пересохшей в осенний сезон».

Принцесса Лакшмана спросила свою подругу: «Со слезами на глазах Нарада Муни прославлял кого-то, играя на вине в царском собрании. О подруга, пожалуйста, скажи мне, кого прославлял Нарада в своих песнях? При описании этой личности из моих глаз непрерывно льются слезы».

У кого в сердце сначала возникает пурва-рага: у Кришны или у гопи? Отвечая на этот вопрос, следует учесть разные факторы. В материальном мире девушки отличаются робостью и стыдливостью. По этой причине именно юноша проявляет инициативу первым, желая сблизиться с ней. Однако считается, что девушки

испытывают больший интерес к любовным отношениям, и потому пурва-рага проявляется сначала в сердцах оленеоких гопи. В бхак-ти-шастрах сказано, что пурва-рага в первую очередь появляется в сердце преданного, а вслед за ним ее ощущает и Верховный Господь. Поэтому пурва-рага проявляется в сердцах враджа-гопи раньше и в более интенсивной форме.

В пурва-раге возникают следующие санчари- или вьябхичари-бхавы (экстазы): болезни, сомнения, ревность, усталость, расстройство, желание, смирение, волнение, сонливость, бодрость, жалобы, заторможенность, безумие, растерянность и желание умереть.

Бывают три разновидности пурва-раги:

1. праудха\

2. саманджаса;

3. садхарана.

Праудха-пурва-рага

Праудха-пурва-рага — это пурва-рага, характерная для тех, кто обладает самартха-рати (самой возвышенной любовью, в которой присутствует только одно желаниесделать Кришну счастливым).

На этом уровне пурва-раги проявляются десять состояний сознания, начиная с лаласа (страстное желание) и заканчивая марана (желанием смерти). Будучи связаными с праудха-пурва-рагой, все эти состояния также обладают качеством праудха.

Страстное желание (лаласа), возбуждение ума (удвега), бессонница (джагарья), истощение (танава), оцепенение (джадима), нетерпеливость (вьягра), болезнь (вьядхи), безумие (унмада), заблуждение (моха) и стремление к смерти (мритью) — таковы десять состояний, характерных для пурва-раги.

Лаласа

Лаласа — это страстное стремление достичь исполнения своего желания; оно проявляется в потере душевного спокойствия, в непостоянстве, пылкости, хождении взад-вперед и в частых вздохах.

Одна гопи спросила свою подругу: «Почему ты постоянно куда-то уходишь, а, приходя, сотни раз бросаешь взгляды на окраину деревни Враджа и бесконечное число раз вздыхаешь от страха перед своими старшими родственниками?»

Вишакха сказала Кришне: «Когда, даже издалека, Радхарани слышит один слог Твоего имени, Она начинает дрожать и плакать, словно птица кханджана, а когда Она случайно видит красивую тучу в небе, Ее охватывает сильное желание заключить эту тучу в объятия» (Видагдха-мадхава, 3.24).

Удвега

Удвега — это возбуждение ума и трепет сердца, когда любящая горячо дышит, цепенеет, волнуется, плачет, бледнеет и потеет.

Вишакха сказала Радхарани: «Моя дорогая подруга, что за беспокойства нарушили мир в Твоем сердце? Почему Твое красное сари мокрое от слез? Почему эта дрожь похитила спокойствие Твоего тела? О сияющая, как золотая чампака, Радхика, пожалуйста, скажи правду. Не хорошо скрывать такие страдания от своих подруг» (Видагдха-мадхава, 2.2).

Джагарья

Джагаръя — бессонница. Неспособность заснуть и бессилие — признаки джагаръи.

Радхарани обратилась к Вишакхе: «Моя подруга-сон постоянно показывает Мне одну черную личность, одетую в сияющие желтые одежды, и затем немедленно исчезает, будто рассерженная. О Вишакха, Я в сильном беспокойстве. Пожалуйста, убеди эту девушку-сон вернуться ко Мне. Никто, кроме нее не в силах схватить вора, который украл Мой сон».

Танава

Танава — это истощение и похудение тела. Это состояние сопровождается слабостью, головокружением и скорбью.

щ

‘Ш’А

Одна гот сказала Вишакхе: «О Вишакха, однажды услышав нектарине звуки флейты Кришны, ты сразу же похудела и истощилась, словно убывающий полумесяц, и браслеты тут же упали с твоих запястий».

Радхарани скорбела: «Исполняя танец тандава, Хари наслаждался под этим деревом кадамба на берегу Ямуны со Своими друзьями. Скрываясь за лианами, Я наблюдала за Ним, а потом ушла. О Моя подруга, что Мне сказать? Судьба бросила Меня в пылающее пламя скорби».

Джадима

Когда любящая не способна понять, что благоприятно, а что нет, когда она не отвечает на вопросы, не видит и не слышит что происходит вокруг, это состояние называется джадима (оцепенение). В этом состоянии любящая может внезапно и неожиданно начать осуждать других, а потом застыть без движения и т. д.

Одна гопи обратилась к Пали: «Ты плачешь без всякой причины, не слышишь слова своих подруг и постоянно вздыхаешь, подобно кузнечным мехам. О лотосоокая Пали, должно быть, медовый нектар сладкого пения флейты Кришны влился в чаши твоих ушей».

Въягра

Бхава, не проявляемая внешне, может быть названа сдержанностью. Если же это становится невозможным и бхава выходит из равновесия, такое состояние именуют вьягра. В состоянии вьягры проявляются такие качества, как нелогичность, отвращение, уныние, ревность и т. д.

Паурнамаси сказала Нандимукхи: «Этот йог-мистик в своем сердце перенаправил сознание с объектов чувств на Верховного Господа. Однако эта молодая девушка перенаправила свое сознание из сердца на объект чувств. Великий йог стремится увидеть Верховного Господа в своем сердце хотя бы на мгновение, а эта очаровательная девушка желает, чтобы Верховный Господь жил в Ее сердце и стоял перед ней» (Видагдха-мадхава, 2.17).

Въядхи

Не достигнув желанного объекта, любящая девушка погружается в болезненное состояние (въядхи). Въядхи сопровождается бледностью и лихорадкой, простудой, страстным желанием, смущением, глубокими вздохами и слабостью в теле.

Подруга Бхадры сказала: «О Мурахара, когда Бхадра услышала, что Ты потушил лесной пожар, она поместила Тебя в свое сердце, чтобы потушить в нем лесной пожар любовной страсти. Но Твое присутствие только удвоило это обжигающее пламя, и теперь она, бледная, с лихорадкой в теле, будто сгорела дотла».

Унмада

Когда героиня всегда и везде видит своего возлюбленного, принимая за Него самые разнообразные объекты, это состояние называется унмада (безумие). Признаками унмады являются растерянность, заблуждение, тяжелое дыхание, немигающий взор и т. д.

Увидев изображение Кришны, нарисованное Вишакхой, Радхарани сказала: «Юноша, сияющий, как сапфир, и украшенный павлиньим пером, вышел из этой картинки и пристально посмогрел на Меня, изогнув красивые брови. Его взгляд свел Меня с ума от любви к Нему и заставил безумно смеяться. Теперь луна для Меня стала подобна палящему солнцу, а солнце — холодным, как луна» (Видагдха-мадхава, 2.3).

Моха

Когда действительность воспринимается в искаженном свете, это называется мохой (заблуждением, иллюзией). Моха сопровождается смущением, оцепенением и т. д.

Вишакха рассказывала Кришне о состоянии Радхи: «Джатила сказала: ’’Почему моя невестка Радха постоянно вздыхает и никогда не дышит через нос? Почему Она смотрит на меня нечестными глазами? Тьфу! Дай-ка мне кришнатилу помыть руки”. О непогрешимый, как только Радха услышала два слова криш-на, Ее бросило в дрожь. О Ачьюта, Ты стал причиной Ее внезапного смущения».

Мритъю

Если несмотря на все усилия героини встретиться со своим возлюбленным или заставить его вернуться к ней герой так и не отвечает взаимностью, стрелы Купидона доставляют ее сердцу такую невыносимую боль, что она решает расстаться с жизнью. Героиня завещает всё свое имущество подругам. Находясь в этом состоянии, она обращается к пчелам, ветру, лунному свету, облакам, цветам кадамба, молнии, павлинам.

Вринда сказала Паурнамаси: «Радхарани на прощание обняла бутоны на лиане жасмина, которую Она вырастила на берегу Ямуны. На прощание Она отдала Лалите Свое очень красивое бриллиантовое ожерелье, вошла в кадамбовую рощу, где жужжали пчелы, и тут же упала в обморок. Но Ее снова привели в чувства Ее дорогие подруги повторением имени Хари».

Радхарани сказала Своей постоянной спутнице Вишакхе: «О подруга, если Кришна жесток ко Мне, тебе не нужно плакать, в этом нет твоей вины. Я должна умереть, но после Моей смерти, пожалуйста, соверши погребальный обряд, положи Мое тело так, чтобы оно обнимало дерево тамала, как лиана, чтобы Я могла вечно оставаться во Вриндаване спокойной. Такова Моя последняя просьба» (Видагдха-мадхава, 2.47).

Саманджаса-пурва-рага

Саманджаса-пурва-рага — это пурва-рага, которая появляется перед встречей трансцендентных любовников; она является характеристикой саманджаса-рати. Героиня проявляет десять состояний сознания, начиная с абхилаша (страстное стремление), чинта (размышление), смрити (воспоминание), гуна-киртана (прославление качеств своего возлюбленного), удвега (возбуждение и беспокойство), вилапа (скорбь), унмада (безумие), въядхи (болезнь), джадата (инертность) и стремление к смерти (мритъю).

Абхилаша

Страстное стремление к общению с любимым и усилия к достижению его общества называется абхилаша. В этом состоянии героиня

очень красиво украшает себя и проявляет сильную привязанность к возлюбленному.

Подруга Сатьябхамы обратилась к ней: «О хитрая Сатьябхама, когда Субхадра из чувства дружбы позвала тебя покинуть на время дом твоего отца и навестить дворец Деваки, ты приложила большие усилия, чтобы очаровательно украсить себя. Должно быть, в твоем сердце скрывался какой-то тайный мотив».

Чинта

Чинта — это глубокое размышление о том, как встретиться со своим возлюбленным. В этом состоянии героиня ворочается в постели, тяжело вздыхает и мечтает, как она увидится с любимым.

Подруга Рукмини обратилась к ней: «О лотосоликая Рукмини, я замечаю твои постоянные вздохи, вырывающиеся из твоих бим-боподобных уст, твое иссохшее тело, ворочающееся на кровати, как палка, и твои глаза постоянно размытые черной маскарой. Но ничего не может стать препятствием для твоей свадьбы завтра».

Смрити

Воспоминание о качествах и деяниях возлюбленного называется смрити. В этом состоянии влюбленную девушку охватывает дрожь, она плачет, тяжело вздыхает и тоскует.

Подруга Сатьябхамы сказала ей: «Царственный слон-Кришна плещется в озере твоего ума. О

Скачать:TXTPDF

Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать, Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать бесплатно, Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать онлайн