Скачать:TXTPDF
Уджвала-ниламани. Рупа Госвами

пранайя-мана.

По своей природе духовная любовь движется по кривой, подобно змее, то есть ее развитие непредсказуемо. И поэтому героиня и герой испытывают два вида ревнивого гнева: обоснованный и необоснованный (сахету и нирхету).

-жш»

Вьябхичари-бхавы этого вида любви (мана) многочисленны; главная среди них — утаивание чувств.

Опоздав на свидание на три часа, гопи стала оправдывать свое опоздание следующими словами на гнев подозрительного Кришны: «Если Ты даже немного подозреваешь меня, то не смотри на меня смеющимися глазами. О принц Враджа, я искусно обманула своего мужа и, украшенная сияющими драгоценностями, долго шла по дороге сюда, лунный свет не появлялся до середины ночи, а затем неожиданно появились густые тучи и заслонили луну».

Радха сказала Своей подруге: «Во время Наших полуденных игр Я захотела нарвать цветов и потому оставила Его. О сакхи, когда Он, в конце концов, увидел Меня, то выглядел очень взволнованным. Он стал молчаливым и Его лицо было невыразительным, как луна. Когда Я с тревогой положила горсть цветов к Его стопам, это божество гневно нахмурило Свои брови и неожиданно улыбнулось».

Когда Радха увидела Кришну, возвращающегося в деревню Враджа из леса, Она неожиданно, без всякой причины, почувствовала ревнивый гнев. Заметив это, Ее подруга Шьяма сказала Ей: «Кришна остановился на мгновение у Твоего порога, бросая на Тебя из уголков глаз взгляд, исполненный игривой любви. О подруга, снедаемая ревнивым гневом, почему Ты просто смотришь на Него из окна? Отбрось гнев, выйди из дома и порадуй Господа Твоей жизни» (Удцхава-сандеш, 44).

Однажды Радхарани отправила Кришну собирать цветы. Он вернулся и нашел Ее пылающей ревнивым гневом без всякой на то причины. Он сказал Ей: «О горячая девушка, по Твоему приказу Я нарвал эти цветы. Почему Ты внезапно охладела и стала молчаливой? Перестань дуться и скажи, каким цветком Мне украсить Твое ухо?»

Когда Радха и Кришна одновременно разгневались друг на друга в состоянии мана, Вринда сказала Им: «Кришна, почему Ты опустил лицо и молчишь так долго? Радха, почему Ты молчишь, словно набрала в рот воды, и сердишься на Кришну? Мои дорогие друзья,

кто украл Ваши улыбки? Нет причин ссориться из-за этих грубых, шутливо брошенных слов».

Однажды, желая прекратить Их ссору, Кришна сказал Радхе: «Сейчас Ты пришла в лесную рощу на берег Ямуны. Должно быть, Ты очень устала из-за Нашей ссоры. О Радха, возьми этот круглый гранат». Волоски на теле Радхики поднялись от радости, а на лице расцвела улыбка. Улыбаясь и смеясь, Кришна обнял Ее.

Нирхету-мана (беспричинный ревнивый гнев) спонтанно угасает, и поссорившиеся влюбленные естественно улыбаются и возобновляют свою прежнюю дружбу.

Кришна сказал рассерженной Радхарани: «О Радха, если Ты так разгневана на Меня, то почему Твои щеки пылают румянцем счастья?» Когда Радхарани не смогла спрятать улыбку, услышав эти шутливые слова, Кришна, повелитель гопи, поцеловал Ее.

Хасъя (смех) и другие подобные бхавы прогоняют ман, однако, чтобы нейтрализовать сахету-ман, герою приходится использовать многие средства, такие как успокаивающие слова, дипломатичные прославления, подарки, поклоны, притворное пренебрежение и резкая перемена настроения. Признаком угасания мана являются следующие действия героини: она вытирает ладонями слезы, начинает улыбаться, шутить и т. д.

Успокаивающие слова

Кришна успокоил Радхарани после Их ссоры: «О прекрасная Рад-хика, правда в том, что даже хотя Я серьезно оскорбил Тебя, Ты всё же — Мое сладостное прибежище, где Я храню Свою нежную любовь». Когда Радхарани услышала эти слова, Она опустила лицо, и слезы брызнули из Ее глаз, наполняя два великолепных кувшина Ее груди».

Дипломатичные прославления

Дипломатичные прославления бывают двух видов: 1) хитро прославлять качества возлюбленной и 2) обвинять ее, обвиняя ее подруг, или укорять других.

Кришна сказал Радхарани: «О Радха, Твои глаза очаровательны и игривы, как две неугомонные рыбки, Твои груди подобны двум пленительным черепахам, Твои губы — как два неисчерпаемых источника трансцендентного блаженства, три линии на Твоей талии ослепительно великолепны, а красота Твоего лица повергает в отчаяние мириады богинь удачи. О гордая, гневная девушка, даже хотя Ты обладаешь такой восхитительной красотой, всё же Твое сердце осквернено ревностью» (Видагдха-мадхава, 4.14).

Говоря притворно приятные слова, герой может также успокоить ссору.

Кришна сказал Радхарани: «Нет Твоей вины в том, что Ты грубо относишься ко Мне и с любовью к другим. Я не достоин Твоей доброты. Ты так очаровательна, что затмеваешь даже красавиц с небесных планет, которые по сравнению с Тобой кажутся трупами. О дивноликая, среди любящих девушек Враджа Ты — высший объект поклонения».

Когда Бхадра поссорилась с Кришной, ее подруга обратилась к ней: «О славная Бхадра, твой любимый Кришна, убил демона Шанкха-чуду и поклялся защищать всех праведников от демонических сил. И поэтому не хорошо для тебя пренебрегать Им». Когда Бхадра, услышала эти слова, одна слезинка незаметно повисла на кончике ее носа, словно украшающая нос жемчужина.

Подарки

Герой, пользуясь подходящим случаем, дарит героине украшения или другие подарки, чтобы прекратить ссору.

Однажды Кришна сказал ревниво разгневанной Падме: «У Меня есть друг по имени Купидон. Когда он услышал, что ты Моя возлюбленная, он передал Мне это сапфирное ожерелье тебе в подарок. Это ожерелье сейчас насладится праздником счастья прикосновения к твоей груди». Сказав это, Кришна украсил грудь Падмы ожерельем. Она отбросила ревность и гнев, широко улыбаясь над этой шуткой, в это время Кришна с любовью поцеловал ее.

Поклоны

Поклоны означают, что герой падает к стопам любимой и молит ее о прощении.

Вринда сказала Кундалате: «Когда Кришна, затмевающий Своей красотой миллионы Купидонов, предложил поклоны, прикоснувшись павлиньим пером к Ее стопам, из глаз прекрасной Радхарани потоками полились слезы, объявляя о конце жаркого лета Ее ревнивого гнева».

Притворное пренебрежение

Иногда, видя, что никакие методы не помогают ему успокоить героиню, герой замолкает и тем самым проявляет кажущееся безразличие к ней. Такое поведение называется притворное пренебрежение.

Вринда сказала гопи: «Кришнадорогой сын царя пастухов. Он — главный герой Даже сонмы Купидонов не могут сравниться с Ним. Мои дорогие подруги, не хорошо, что Радхарани так груба с Ним. Посмотрите, Она идет вдалеке. Почему Она так жестока к Кришне?»

Кришна обратился к Субалу: «Даже несмотря на то, что Я неоднократно склонялся перед ней, Падма не хотела остужать свой ревнивый гнев. Она сказала Мне: «Я клянусь никогда не разговаривать с Тобой снова, и плачу я сейчас только потому, что цветочная пыльца попала мне в глаза».

Однако некоторые ученые склонны считать, что упекша подразумевает умение говорить двусмысленные шутливые слова, пытаясь тем самым задобрить героиню.

Кришна сказал Чандравали: «В твою косу вплетены цветы малати, а в твоем левом ухе — цветок малы. Каким другим цветком Мне украсить твое правое ухо?» Когда Кришна сказал эти слова, Он улыбался и под предлогом понюхать эти цветы, поцеловал Чандравали в ее цветущую щеку.

«ш-шш

Резкая перемена настроения

Неожиданная смена настроения. Так иногда герой произносит слова, которые наполняют сердце героини внезапным страхом. Поскольку подобная смена настроения может возникнуть и сама собой, неожиданная смена настроения бывает двух видов: 1. когда неожиданные обстоятельства прекращают ссору влюбленных; 2. когда герой намеренно пугает свою возлюбленную или вводит ее в другое эмоциональное состояние, чтобы прекратить ссору.

1. Когда неожиданные обстоятельства прекращают ссору влюбленных

Гопи вели беседу между собой: «Хотя Кришна говорил льстивые слова и применял множество других действенных тактик, Он не мог убедить Бхадру охладить ее ревнивый гнев. Смотрите! Испугавшись раскатов грома, Бхадра добровольно бросилась в объятия Кришны».

Кришна сказал Субалу: «Когда Мои сладкозвучные слова и другие усилия были бесполезны, вдруг демон Аришта издал свирепый рык, который прозвучал как магическое заклинание, которое тут же погасило пламя ревнивого гнева Вишакхи».

2. Когда герой намеренно пугает свою возлюбленную или вводит ее в другое эмоциональное состояние, чтобы прекратить ссору

Вринда сказала Паурнамаси: «Закрыв глаза и искривив лицо, Кришна сказал: «Ох! Меня укусила ужасная пятиглавая змея!» Радхарани сильно взволновалась и тут же позабыла о Своем ревнивом гневе, Когда Она спрашивала: «Что же делать? Что же делатьОчаровательный Кришна, улыбаясь, неожиданно поцеловал Ее».

Нандимукхи сказала Паурнамаси: «После того как Кришна обидел Радхарани, Он попытался умиротворить Ее, подарив цветочную гирлянду. Увидев, что Она в гневе отбросила эту гирлянду, Он сделал вид, что горько опечалился. Закрыв глаза и сморщив лицо, Он притворно упал в обморок на землю. Обеспокоенная Радхарани немедленно склонилась над Ним, обеими руками обняв Его за

шею, Кришна вдруг улыбнулся и поцеловал Ее, испив нектара Ее бимбоподобных уст».

Иногда ревнивый гнев дивнобровых девушек Враджа может быть успокоен определенным местом и временем, а также с помощью звуков флейты Кришны.

Вринда сказала Бхадре: «Когда Чандравали увидела лес Вриндавана, наполненный множеством цветов и жужжащих пчел, и когда она увидела своего любимого улыбающегося Кришну под деревом кадамба, она тут же утратила весь свой ревнивый гнев и ее глаза засияли желанием наслаждаться с Кришной».

Вринда сказала Кришне: «Когда разгневанная Радхарани услышала как гоим-посланница сказала: «Очаровательная, нектарная осенняя луна омывает лес на берегу Ямуны ярким сиянием, Радхарани сразу же умиротворилась, и блеск Ее улыбки указывал на то, что Она простила Тебя».

Одна гопи сказала разгневанной Радхарани: «Если Ты добровольно не откажешься от Своего упрямого гнева, тогда победоносные звуки флейты Кришны разгонят его».

Радха сказала Лалите: «О подруга, будь добра, закрой Мне уши. В этом лесу совершенный йог-флейта Кришны декламирует мантру, чтобы искусно успокоить Мой ревнивый гнев».

Слабый ман может быть преодолен без особых усилий, тогда как ман среднего уровня требует приложения напряженных усилий со стороны героя. Наиболее глубокий, интенсивный ман (<дурджая-ман) может быть преодолен только ценой исключительных усилий. Гопи, находясь в состоянии мана, используют разнообразные саркастические замечания, желая задеть Кришну. При этом они косвенно обращаются к нему, называя такими именами: вама (хитрый), дурлила-шекхара (о лучший из проказников), кайтавендра (царь обманщиков), кхала-шрештха (самый нечестный), маха-дхурта (большой грубиян), катхора (жестокосердный), нирапатра (бесстыдник), атидурлалита (величайший озорник), гопи-бхуджанга

ш&т-тлфжшм

(змея, которая нападает на гопи), рата-хиндака (похититель целомудрия юных девушек), гопика-дхарма-видхвамша (разрушитель религиозных принципов гопи), гопа-садхви-видамбака (тот, кто смеется над праведностью гопи), камукеша (повелитель распутников), тимисраугха (тот, кто вводит других в иллюзию), шъяматма (тот, чей темный цвет кожи погружает других в тьму неведения), вастра-чора (похититель одежд гопи), говардхана-татаранья-бата-патач-чарадая (разбойник, караулящий гот на склонах холма Говардхана, на берегу Ямуны и в лесу Вриндавана).

Таково описание трансцендентного состояния экстатической любви в настроении мана, ревнивого гнева.

3. Према-вайчиттья

*

Когда даже в присутствии возлюбленного героиня из-за глубокой любви к Нему горюет и плачет в разлуке, такое состояние называется према-вайчиттья. В этом возвышенном состоянии премы героине кажется, что она разлучена с Кришной.

Вринда сказала Паурнамаси: «Несмотря на то, что Кришна стоял перед Ней, Радхарани погрузилась в пламя разлуки, рожденной из Ее безумной любви к Кришне. Зажав соломинку в зубах, Она молила: «О подруга, пожалуйста, покажи Мне, куда

Скачать:TXTPDF

Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать, Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать бесплатно, Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать онлайн