Скачать:TXTPDF
Уджвала-ниламани. Рупа Госвами

ушел Мой возлюбленный Кришна. Видя это состояние Радхики, Кришна был глубоко поражен».

Хотя Кришна стоял рядом с Ней, Радхарани, не видела Его. Утопая в чувстве разлуки с Ним, Она обратилась к Мадхумангалу: «Куда ушел Кришна, который спас пастушков от лесного пожара? Может Я оскорбила Его? А может какая-то гот позвала Его в уединенное место, что лотосоокий Кришна так быстро оставил Меня в этом лесу?» (Видагдха-мадхава, 5.46).

Иногда анурага побуждает героиню думать, что ее возлюбленный ушел далеко, несмотря на то, что он стоит рядом. Это можно увидеть в песне цариц Двараки.

Таково описание трансцендентного состояния экстатической любви в настроении према-вайчиттъи.

4. Праваса

Когда влюбленные после встречи и установления взаимоотношений снова разлучаются, что один из них уезжает в другую страну или город, а также находится в другой расе, такая разлука называется правасой.

Праваса позволяет ощутить все вьябхичари-бхавы шрингара-расы, за исключением восторга, гордости, безумия и стыдливости. Существует два типа правасы: буддхи-пурва-праваса и абуддхи-пур-ва-праваса.

Буддхи-пурва-праваса

Когда возлюбленный отправляется в отдаленную местность для исполнения каких-либо обязанностей, это называется буддхи-пурва-праваса. Буддхи-пурва-праваса бывает двух видов: 1. если герой уходит сравнительно недалеко (дура); 2. герой уезжает на большое расстояние (судура).

Дура-праваса

Лэпм-посланница сказала Кришне: «О Кришна, когда Ты находишься на пастбище, пася коров, Радха проводит весь день, горячо желая увидеть Тебя. Она пристально вглядывается вдаль, откуда Ты обычно возвращаешься с друзьями, гоня коров-сурабхи. Она занимает Свой язык в повторении двух слогов Криш-на, Ее уши жадно стремятся услышать звуки Твоей флейты, а Ее ум сосредоточен на счастье раздумий о Тебе».

Судура-праваса

Существует три вида судура-правасы (разлуки на большом расстоянии) в соответствии с тремя категориями времени: прошлое, настоящее и будущее. Если герой находится вдалеке от героини, они обмениваются любовными посланиями.

Одна гот сказала: «Моя дорогая девушка, исполняя приказ царя Враджа, привратник Гокулы объявил, что Кришна и Баларама отправятся в Матхуру ранним утром. О, мой злой левый глаз сейчас дрожит, а мое сердце трепещет. Я не могу предсказать, что случится в будущем» (Удцхава-сандеш, 67).

штла-нш(тт/1

Шьяма скорбела: «Солнце сейчас взошло и сын Гандхини, Акрура, сидит в колеснице, радостно повторяя молитвы для благополучного путешествия. Увы, когда лошади понесутся галопом, они разобьют только землю, а не тебя, о мое сердце» (Лалита-мадхава, 3.7).

Радха сказала Вишакхе: «О сакхи, это великое бедствие, то что Кришна по собственной воле покидает нас, не приносит Мне особой боли. Но постоянно извергающийся вулкан надежды на Его возвращение мучает Мое сердце и забирает Мою жизнь» (Уддхава-сандеш, 85).

Уддхава передал Шайбье следующее письмо от Кришны: «О Шай-бья, так или иначе, ты была способна терпеть мучительные атаки отважных солдат Купидона. Моя дорогая подруга, пожалуйста, просто поклоняйся Моей божественной форме два-три дня и Я появлюсь перед твоими бровями, которые сейчас трепещут от сильной любви ко Мне» (Уддхава-сандеш, 115).

Девушки Враджа написали письмо Кришне, в котором говорилось: «О Кришна, почему постоянно сияющий лунный свет и постоянно дующие прохладные ветерки на берегу Ямуны не могут охладить наши жгучие страдания?» Когда Кришна услышал эти слова во дворце Двараки, Он начал тяжело вздыхать. Эти вздохи разбили на части гордость Его цариц» (Падьявали, 376).

Абуддхи-пурва-праваса

Когда кто-либо или что-либо становится причиной разлуки влюбленных, это называется абуддхи-пурва-праваса. Разлука может наступить по воле судьбы, навязанной полубогами, или она может быть вызвана другими причинами.

Услышав, что демон Шанкхачуда украл Радхарани, Кришна стал скорбел в разлуке: «О прекрасная Радха, поскольку Я был возбужден сотнями желаний, Я привел Тебя в этот лес Вриндавана, наполненный ароматом осенней луны. Однако судьба в облике демона Шанкхачуды разрушила все Мои планы и унесла Тебя неизвестно куда» (Лалита-мадхава, 2.27).

Абуддхи-пурва-праваса вызывает десять следующих состояний: тревожные мысли, бессонница, беспокойство, побледнение конечностей и истощение, несвязная речь, болезни, безумие, растерянность и жажда смерти.

Когда Кришна, Купидон, очаровывающий сердца гот, покинул дом Нанды и уехал с Акрурой в Матхуру, Радхарани, мучимая разлукой с Ним, тонула в бездонной реке непрерывных мыслей о Нем. Эта река наполнилась водой боли и водоворотов волнения» (Хам-садута, 2).

Радхарани сказала Вишакхе: «Девушки, которые могут видеть своих возлюбленных во сне, — очень удачливы. Что касается Меня, то с тех пор, как Кришна уехал, Мой враг сон также оставил Меня» (Падьявали, 322).

Радха сказала Лалите: «Увы! Увы! Мое сердце сжигает боль! О Моя дивная подруга, Я тону в бескрайнем океане страданий. Я склоняюсь перед тобой и кладу Свою голову к твоим стопам. Пожалуйста, скажи Мне, как Мне обрести хотя бы немного мира в душе, пусть даже на мгновение» (Хамсадута, 104).

Уддхава обратился к Кришне: «О повелитель Яду, разлука с Тобой заставила лотос лица Радхи увянуть, а Ее сердце — помутиться от страданий. Поскольку Радха отказывается есть, птицы чакраваки Ее груди иссохли и уменьшились. Из-за жестокого пламени мучений разлуки с Тобой Она похудела и высохла, как маленький пруд в летний сезон».

Уддхава сказал Кришне: «О Кришна, о убийца Агхи, бедствие Твоего отсутствия иссушило Вишакху. Ее лицо стало похоже на лотос, увядший от сильного холода. Ее губы стали подобны бесцветным цветам бандхуджива, изможденным жгучим ветром, а ее глаза уподобились лотосам индивара, выжженным осенним солнцем».

Радхарани скорбела: «Моя дорогая подруга, где Кришна, который, подобно луне, взошел из океана семьи Махараджи Нанды? Где Кришна, украшенный павлиньим пером? Где Кришна, чья флейта

ша-мшшмши

производит такие глубокие звуки? Где Кришна, чье тело сияет подобно сапфиру? Где Кришна, который очень искусен в танце раса?

О, где Кришна, который может спасти Мою жизнь? Скажи Мне, где Мне найти Кришну, сокровище Моей жизни и лучшего друга? Сгорая в разлуке с Ним, Я осуждена проклятой судьбой» (Лалита-мадхава, 3,25).

Радхарани сказала Лалите: «Сжигающее пламя разлуки с Кришной, принцем Гокулы, разбило Мое сердце. Это пламя горче, чем смертельный яд, мучительней, чем лекарство пита-пата, нестерпимее молнии Индры, острее, чем копье, вонзенное в сердце, и ужаснее, чем последняя стадия холеры» (Лалита-мадхава, 3.28).

Уддхава сказал Кришне: «О Мурари, Радха обезумела от нестерпимой боли разлуки с Тобой. Она бесцельно блуждает вокруг Своего дома, смеется без причины, рассказывает о Твоих играх подвижным и неподвижным существам, дрожит и катается в пыли по земле».

Одна гопи сказала: «Радхарани стала непохожей Сама на Себя. Возбужденная жестокой болью разлуки с Мадхавой, Она без всякой причины внезапно разражается громким смехом, покрывается испариной, рычит, цепенеет от изумления, переполняется страстным желанием, рыдает, или бормочет невнятные слова».

Лалита написала письмо Кришне: «О враг Камсы, обморок Радхарани из-за разлуки с Тобой стал Ее постоянным спутником и другом. Он остановил океан страданий Радхи, удалил позор Ее страданий, похитил Ее безумие и покрыл волнами слез».

Лалита попросила лебедя передать следующее послание Кришне: «О Кришна, о наслаждающийся танцем раса, великие волны безумной любви к Тебе постоянно выплескиваются из океана-сердца моей подруги Радхики. Увы! Даже если Ты продолжишь пренебрегать Ею, возможно, Она выживет. Когда мы подносим кусочек ваты к Ее ноздрям, ощущается ее легкое дыхание, это показывает, что Она не умерла, а остается в глубоком обмороке» Хамсадута, 96).

Во время випраламбхи, вызванной правасой, эти десять состояний проявляются даже в Кришне. Следующий пример дает описание чувств Кришны в разлуке.

Уддхава написал письмо Лалите: «Царь Двараки, Кришна, совсем не желает множество принцесс, которые ждут Его в драгоценных дворцах на постелях, мягких, как морская пена, и украшенных чамарами и павлиньими перьями. Вместо этого, постоянно вспоминая искусную Радхарани во время наслаждения супружескими играми на каменном ложе в пещере холма Говардхана во Врадже, Он каждое мгновение теряет сознание».

Итак, мы описали только самые главные виды и особенности божественной любви мадхурья-расы, чтобы не увеличивать объем этой книги.

В этой книге мы только вкратце представили мохану (запутанность), которая доступна только для Шримати Радхарани.

Некоторые авторы раса-шастр считают випраламбху, связанную с бхавой сострадания (каруной), независимой категорией, но мы не стали объяснять эту расу отдельно, ибо это другой вид правасы.

Мы описали игры Кришны с девушками Враджа, а также их любовь в разлуке. Игры Шри Кришны делятся на две категории: проката (проявленные) и апраката (непроявленные). Разлука с Кришной происходит в играх проката. В действительности Кришна вечно наслаждается танцем раса и другими играми с враджа-гопи во Вриндаване. В вечной обители Голоке Вриндавана Кришна и гопи никогда не разлучаются, ни в какое время.

В «Матхура-махатмье» утверждается, что Кришна, убийца демона Камсы, вечно наслаждается трансцендентными играми во Вриндаване с коровами-сурабхи, гопами и гопи.

Так заканчивается пятнадцатая глава «Шри Уджвала-ниламани» Шрилы Рупы Госвами, описывающая разновидности супружеской любви (шрингара-бхеда).

Глава шестнадцатая.

Самбхога

Наслаждения и счастье во время встречи

Любуясь друг другом, заключая друг друга в объятия и наслаждаясь множеством любовных игр, Кришна и гопи вкушают вечные наслаждения и счастье (самбхога). Самбхога бывает двух видов: мукхъя (основным) и гауна (второстепенным).

Мукхья-самбхога

Если герой и героиня встречаются друг с другом наяву, это называется мукхья-самбхога. Она бывает четырех видов:

1. санкшипта (краткая; та, что возникает после пурва-раги);

2. санкирна (ограниченная; та, что возникает после того, как уходит ман)\

3. сампанна (обогащенная, счастливая; та, что возникает после непродолжительной разлуки героя и героини);

4. самриддхиман (цветущая, восторженная; та, что возникает, когда герой возвращается из дальнего путешествия).

Санкшипта

Встреча, которая из-за страха, застенчивости и прочих эмоций быстро заканчивается, именуется сачкшипта-самбхога.

Нандимукхи благословила гопи: «Пусть рука Кришны, которая, хотя и случайно подняла холм Говардхан, дрожащая от страха перед прикосновением к груди Радхарани при Их первой встрече, защитит тебя».

«Несмотря на то, что в то время Они встретились в первый раз, несмотря на то, что Она покрыла Свое лицо вуалью, когда Он пытался поцеловать Ее, несмотря на то, что Она отталкивала Его лианами Своих рук, когда Он пытался Ее обнять, и несмотря на то, что Она не проявила никакого интереса, когда Он пытался игриво заговорить с Ней, все же Мадхусудана был очарован Радхикой».

Санкирна

Когда влюбленные наслаждаются множеством любовных игр, к которым примешивается некий обман, о котором догадывается героиня, такое состояние называется санкирна-самбхога. Подобное состояние испытывает человек, который пьет одновременно сладкий и обжигающий горячий сок сахарного тростника. Санкирна-самбхога характеризуется одновременным присутствием боли и наслаждения во время встречи влюбленных.

«Вся слава любовным играм Радхи и Кришны, которые исполнены богатства трансцендентного блаженства! Их игры состоят из нектара гневных слов, ревнивых ссор и искоса брошенных взглядов, намекающих на прекращение ревнивого гнева».

Гарги сказала Нандимукхи: «Хотя скривившиеся губы Радхарани показывали Ее неудовлетворение, Ее лукавые взгляды — гнев, а Ее грубые слова — ревность, все же Ее сладостный лик очаровал недолго гневающегося Кришну».

Сампанна

Когда героиня встречается со своим возлюбленным после разлуки, испытываемое от этого ощущение великого удовлетворения назы-

вается сампанна-самбхога. Она подразделяется на две категории: агати и прадурбхава.

Агати

Если герой ежедневно возвращается после непродолжительной разлуки к своей возлюбленной, их встреча называется агати.

Вечером Кришна, в сопровождении гопов и коров-сурабхи, возвращался с пастбищ в

Скачать:TXTPDF

Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать, Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать бесплатно, Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать онлайн