Скачать:TXTPDF
Уджвала-ниламани. Рупа Госвами

отлична от Самого Господа. Их окружают Ее близкие спутницы, представляющие собой экспансии Ее блаженного тела, проникнутые вечно духовной расой и в совершенстве владеющие шестьюдесятью четырьмя видами изящных искусств» (Брахма-самхита, 5. 37).

Имена самых известных гопи упомянуты в ведической литературе: Шри Радха, Чандравали, Вишакха, Лалита, Шьяма, Падма, Шай-бья, Бхадра, Вичитра, Гопали, Дхаништха, Палика. Радха также известна как Гандхарва, Чандравали известна как Сомабха, а Лалита — как Анурадха.

В дополнение можно сказать, что есть гопи, которые, хотя и не упоминаются в главных писаниях, известны обществу вайшнавов. Вот некоторые из этих важных гопи: Кханджанакши, Манорама, Мангала, Вимала, Лила, Кришна, Шари, Вишарада, Таравали, Чакорак-ши, Шанкари и Кункума. Таким образом, существуют сотни групп очаровательных дивнобровых гопи, и в каждой группе есть сотни и тысячи прелестных девушек.

Гопи, чьи имена перечислены здесь, начиная с Радхи и заканчивая Кункумой, — лидеры групп гопи. Среди них восемь ближайших подруг Радхарани, которых возглавляет Лалита, особенно удачливые. Несмотря на то что эти восемь гопи — лидеры множества групп гопи, поскольку они жадно стремятся завоевать любовь Радхарани, они всегда служат Ей и пытаются удовлетворить Ее разными способами.

Так заканчивается третья глава «Шри Уджвала-ниламани» Шри-лы Рупы Госвами, описывающая свакия- и иоракмя-возлюбленных Господа Хари.

Глава четвертая

Шри Радха-пракаранам

Шримати Радхарани

*

Шри Радха и Чандравали во всех отношениях — лучшие из всех гопи. Каждая из них имеет группу последовательниц, состоящих из миллионов оленеоких гот.

На берегу Ямуны Кришна наслаждался танцем раса с этими двумя и многими миллионами других гопи. Этот танец раса очень знаменит.

Среди гопи Вриндавана Шримати Радхика и Чандравали считаются главными. Тем не менее, сравнивая их, становится ясно, что Шримати Радхарани — особенная, поскольку Ее подлинные качества выражаются в высочайшей экстатической любви, махабхава-сварупини. Ни одна гопи не может сравниться с экстазом любви Шри Радхики.

Шри Радха прославлена в ведической литературе. В «Гопала-топа-ни Упанишад», Утгара-кханде, Ее называют Гандхарва. В Риг-веде Ее именуют Радхой, спутницей Мадхавы. В Падма-пуране девар-ши Нарада описывает Ее славу.

Как Радхарани очень дорога Господу Вишну, Ее озеро, Радха-кун-да, так же очень дорого Ему. Из всех гопи Шримати Радхарани наиболее дорога Господу Вишну.

Шри Радха — хладини-шакти, энергия наслаждения Господа Кришны, — лучшая из всех Его энергий. Она — олицетворение экстатической любви к Кришне. Все это описано в Тантрах. Она носит шестнадцать и двенадцать видов украшений.

Кришна сказал Радхе: «Моя дорогая Радха, Твои чудные локоны, длинные живые глаза, упругие груди, тонкая талия, застенчиво склоненная голова, лианоподобные руки и ногти, напоминающие сияющие драгоценности, — очаровательны. Праздник Твоей красоты заставляет весь мир трепетать от блаженства».

Шестнадцать украшений Шримати Радхарани

1. Радхарани безупречно чиста;

2. кончик Ее носа украшен сияющей жемчужиной;

3. Ее тело украшают изысканные голубые одежды;

4. Ее талия обвита очаровательным поясом;

5. Ее длинная коса красиво заплетена;

6. Ее уши украшены золотыми серьгами;

7. Ее тело умащено сандаловой пастой;

8. Ее волосы украшены свежими цветами;

9. Ее шею украшает душистая цветочная гирлянда;

10. В руке Она держит лотос;

11. Она жует орех бетеля;

12. Ее подбородок украшен мускусной точкой и узорами в виде цветов;

13. Ее глаза привлекательно подведены черной маскарой\

14. некоторые части Ее тела отмечены благоприятными знаками и украшены изящными рисунками;

15. Ее лотосные стопы покрашены красным лаком;

16. Ее лоб отмечен красивой тилакой;

Таковы шестнадцать украшений, подчеркивающих трансцендентную красоту Шримати Радхарани.

Двенадцать украшений Шримати Радхарани

Шримати Радхарани носит следующие двенадцать украшений:

1. корону, украшенную драгоценным камнем;

2. золотые серьги;

3. пояс на бедрах;

4. золотой медальон, нишка;

5. пару чакри-салак;

6. браслеты на запястьях;

7. медальон на шее, кантха-6хуша\

8. сверкающие перстни на пальцах рук;

9. жемчужное ожерелье, которое выглядит как цепочка из звезд;

10. браслеты на предплечьях;

11. колокольчики на щиколотках; *

12. сверкающие кольца на пальчиках ног.

Таковы двенадцать украшений на трансцендентном теле Шри Рад-хи, сияющем, как множество солнц.

Двадцать пять главных качеств Шримати Радхарани

Божественные качества Шримати Радхарани безграничны и невозможно перечислить их все. Но двадцать пять из них считаются самыми характерными:

1. Шри Радха очень сладостна;

2. Она в расцвете вечной юности;

3. Ее глаза очень подвижны;

4. Ее улыбка — ярко сияющая;

5. Ее ладони и стопы отмечены красивыми благоприятными линиями и знаками;

6. благоухание Ее тела сводит Кришну с ума;

7. Она искусна в пении и игре на музыкальных инструментах;

8. Ее речь красноречива и приятна на слух;

9. Она находчива и остроумна;

10. Она — воплощение кротости и смирения;

11. Она в высшей степени милосердна;

12. Она искусна во всем и необычайно опытна в трансцендентных развлечениях;

13. хитрая;

14. застенчивая;

15. Она никогда не сходит с пути праведности и всегда почтительна к старшим;

16. Она терпелива и умиротворена;

17. серьезна;

18. игрива;

19. Она исполнена высочайшей экстатической любви к Кришне;

20. Она — объект любви всех жителей Гокулы;

21. Ее слава сияет во всех мирах;

22. Она всегда окружена заботой и любовью старших;

23. Она покоряется любви Своих подруг;

24. Она величайшая среди возлюбленных Кришны;

25. Кришна всегда находится в Ее власти.

Шри Радха, царица Вриндавана, наделена безграничными трансцендентными качествами в точности как Сам Кришна. Эти качества Шримати Радхарани присущи только Ей и никому другому.

1. Она очень сладостна

Сладость Шримати Радхарани описана в «Видагдха-мадхаве» (1.32), где Паурнамаси говорит: «Красота глаз Радхики поглощает красоту только что распустившихся голубых лотосов, красота Ее лица превосходит лес цветущих золотых лотосов, а сияние Ее тела затмевает блеск расплавленного золота. Так непревзойденная красота Радхарани восходит в обители Вриндавана».

2. Она в расцвете вечной юности

/оям-посланница сказала Радхе: «О тонкостанная Радха, Ты в совершенстве знаешь, как наряжать Себя для любовных сражений. Твои бедра — военная колесница, Твои груди — две сударшана-чакры, Твои брови — два изогнутых лука, а глаза — две быстрых

-ташм/м

стрелы. Купидон назначил Кришну, повелителя коров-сурабхи, генералом противоборствующей армии. Генерал Кришна сейчас сражается на поле битвы Твоего тела. И хотя Ты была уверена в Своей победе, все же Он победил Тебя и теперь грабит царские богатства Твоего прекрасного тела. Он похищает Твои богатства, как победитель забирает трофеи».

3. У Нее очень подвижные глаза

Кришна сказал Радхарани: «Моя дорогая луноликая Радхика, ответь Мне, либо молния обучилась у Твоих лукавых взглядов искусству быстрых движений, либо Твои лукавые взгляды обучились этому искусству у молнии? Я полагаю, что Твои взгляды — учитель, а молния — их ученик. Твои взгляды настолько стремительны, что даже пленили Мой собственный ум, быстрый как молния».

4. У Нее ярко сияющая улыбка

Вишакха обратилась к Радхарани: «Увидев на луне Твоего лица линию Твоих губ, с которых струится нектар Твоей улыбки, самая очаровательная птица чакора, Кришна, взмыла в небо, возбужденная трансцендентным блаженством».

5. Ее стопы отмечены красивыми благоприятными линиями и знаками

Мадхумангала сказал Кришне: «О убийца Агхасуры, не унывай! Посмотри! Здесь отпечатки стоп, отмеченные знаками полумесяца, лотосом, серьгой, лианой и браслетом. Должно быть, это следы Радхики. Они указывают то место, где Она скрывается».

6. Благоухание Ее тела сводит Кришну с ума

Тунгавидья сказала Радхе: «Моя дорогая царица Вриндавана, о возлюбленная Мадхавы, не пытайся спрятаться среди этих цветущих лиан. О подруга, опьяняющий аромат Твоего тела раскроет Твое местонахождение Кришне, царю шмелей. Он найдет Тебя, схватит и выпьет нектар Твоих губ. Поэтому стоит ли Тебе прятаться от Него?»

7. Она искусна в пении и игре на музыкальных инструментах

Врнндадеви обратилась к Радхарани: «О Радха, пожалуйста, спой и сыграй удивительную мелодию на пятую ноту, которая привлекает всех оленей. Не беспокойся, Твой раздражительный муж не увидит Кришну, бегущего в поисках источника этих звуков».

8. Ее речь красноречива и приятна на слух

Кришна сказал Радхе: «О дивноликая Радха, что за сладость в словах, льющихся из Твоих уст? Эта сладость заставляет кукушек впадать в отчаяние, а нектар перед этой сладостью кажется прокисшим».

9. Она находчива и остроумна

Радхарани обратилась к Кришне: «Мой дорогой Кришна, Я не могу понять, либо Ты учитель Своей флейты, либо флейта Твой учитель? Вы оба действуете одинаково. Вы заняты только тем, что сбиваете с толку целомудренных девушек, отвращая их с пути религии».

Радха сказала Кришне: «О Господь, заставляющий процветать добродетель, чья святость всеобще известна и который вечно очищен благим поклонением грудей непорочных девушек Враджа, пожалуйста, будь милостив ко Мне. Я тщательно омылась для поклонения богу Солнца. Поэтому не прикасайся, не прикасайся ко Мне сейчас».

10. Она — воплощение кротости и смирения

Нандимукхи сказала Кришне: «Каждый в Гокуле знает, как старшие родственники Радхи хмурят брови и запрещают Ей смотреть на Тебя. Хотя Она смиренно удовлетворяет все их просьбы, но как только Она видит вечером хотя одну корову-сурабхи, Она тут же бросает всё и бежит взглянуть на Тебя».

Радхарани обратилась к Своей подруге: «Когда Я ссорилась с Кришной, Я постоянно оскорбляла Его. Но великодушный Кришна не отказался от Меня. О тонкостанная подруга, благодаря благо-

-/ишмшян

ухающему цветку твоей милости Кришна снова принял Меня, и нет другой причины, почему Он благосклонен ко Мне» (Видагдха-мадхава, 5.15).

11. Она в высшей степени милосердна

Вриндадеви сказала Паурнамаси: «Увидев теленка, обрезавшего себе язык острой травой, опечаленная Радхарани, со слезами на глазах, тут же нанесла ему на рану пасту из красной кункумы».

12. Она искусна во всем и необычайно опытна в трансцендентных развлечениях

Шри Радха — изначальный учитель изобразительного искусства минеральными красками. Она — виртуоз в искусстве приготовления вкусных блюд. В битве хитрых споров, остроумными словами Она запутывает даже Кришну, и даже Брихаспати, гуру полубогов. Она опытна в искусстве плетения гирлянд. В цитировании поэм Она превосходит попугаев. В азартных играх Она побеждает даже непобедимого Кришну. Она — знаток искусства трансцендентных любовных игр. Ее разум сияет знанием и искусностью.

13. Хитрая

Кришна сказал Мадхумангалу: «Когда Джатила внезапно появилась, Радхарани воскликнула: «О подруга! Мое любимое жемчужное ожерелье рассыпалось! Позволь Мне собрать рассыпавшийся жемчуг». Под этим предлогом Она могла посылать Мне украдкой множество очаровательных любовных взглядов из уголков Своих глаз, притворяясь, что ищет жемчуг, когда Джатила появилась там» (Видагдха-мадхава, 3.3).

14. Застенчивая

Радхарани обратилась к собственной застенчивости: «Несмотря на то, что очень трудно увидеть Кришну, принца Враджа, Он появился в этом уединенном месте и, кажется, что Он исполнен страстного желания. О подруга-застенчивость, пожалуйста, отойди и позволь Мне, не прикрывая лицо, искоса бросить взгляд на Кришну».

15. Она никогда не сходит с пути праведности и всегда почтительна к старшим

Шьяма сказала: «О подруга, Ты выгладишь истощенной и бледной. Если птица ча/жтаг-Радхарани отказывается есть, Она, несомненно, расстанется с жизнью».

Радхарани ответила: «Птица чашдазг-Радхарани не примет никакой пищи, кроме нектарного дождя грозовой тучи-Кришны».

Радха сказала Вриндадеви: «Даже хотя царица Враджа, Яшода, зовет Меня, Я не могу прийти сейчас. Мои старшие запретили Мне идти в ее дом. Я не могу пренебречь их приказом».

Пожилая гопи обратилась к Радхарани с посланием от Кришны: «О Радха, Ты забыла, что сегодня особая полная лунная ночь месяца Шравана, когда все желания легко исполняются. Мукунда желает пролить на Тебя трансцендентный нектар.

Скачать:TXTPDF

Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать, Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать бесплатно, Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать онлайн