Скачать:TXTPDF
Уджвала-ниламани. Рупа Госвами

Ее действия проникнуты зрелостью и надменностью (ати-праудха-чешта)

Однажды после любовных игр с Кришной Чандравали от стыда зарделась румянцем. И Падма заметила это. Тогда Кришна объяснил Падме странное чувство вины Чандравали: «О Падма, когда твоя подруга и Я сражались на поле любовного сражения, ожерелье на ее груди неистово танцевало. Во время этого танца неугомонный герой, главная жемчужина на ее ожерелье, постоянно скакала и множество раз била Мой миролюбивый святой драгоценный камень каустубха. Поэтому твоя подруга Чандравали сейчас стыдится этого оскорбления».

8. В ревнивом гневе она крайне груба и сурова (мане чатъянта-каркаша)

Бакиламала обратилась к Шьяме, которая с презрением отвергла Кришну в ревнивом гневе: «О Шьяма, твоя гирлянда из цветов малаши увяла и упала на землю. О прекрасная, Кришна в отчаянии ждет у двери. Если ты попусту растратишь эту ночь на сон, все подруги твои будут рыдать от скорби. Что случится с твоей цветущей сладостью от твоего ревнивого гнева, я не знаю» (Уд дхава-сандеш, 53).

Три типа ревнивого гнева в прагалбха-наике (героине)

Ревнивый гнев прагалбха-наики делится на три типа:

1. мягкость в ревнивом гневе (дхира);

2. грубость в ревнивом гневе (адхира);

3. мягкость, смешанная с грубостью в ревнивом гневе (дхира-адхира).

1. Мягкость в ревнивом гневе прагалбха-наики (дхира)

Характерные черты дхира-прагалбхи подразделяются также на два вида:

а) героиня, которая становится безразличной к наслаждениям любовными играми со своим возлюбленным (удасте сурате дхира);

б) героиня, которая внешне ведет себя любезно со своим возлюбленным, тогда как внутри сгорает от ревности (савахиттха садара).

а) Героиня, которая становится безразличной к наслаждениям любовными играми со своим возлюбленным (удасте сурате дхира)

Кришна обратился к Бхадре: «Дай Мне орех бетеля».

Бхадра ответила: «Что, сегодня Ты решил поклоняться Твоей обожаемой богине Дурге?»

Кришна: «Нет».

Бхадра: «Тогда Тебе нельзя жевать эти орехи бетеля».

Кришна: «Тогда позволь Мне дать тебе что-нибудь. Возьми эту гирлянду, которую Я сделал собственными руками».

Бхадра: «Я не могу принять ее. Мой муж, непременно, заподозрит в этой гирлянде Твое мастерство и поймет чьих рук это дело. К сожалению, царь Враджа зовет меня, прости, я должна бежать».

Не слушая, что Кришна говорит ей, Бхадра быстро убежала. Так с обходительной вежливостью Бхадра продемонстрировала свой ревнивый гнев по отношению к Кришне.

б) Героиня, которая внешне ведет себя любезно со своим возлюбленным, тогда как внутри сгорает от ревности (савахиттха садара)

Пали сказала Кришне: «Мой милый Кришна, я не могу надеть Твою прекрасную благоухающую гирлянду себе на шею, ибо я приняла

0 Ш/аЖ^кМ -ШШ/МЖ!

суровый обетникогда не носить гирлянд из цветов. Я также не могу говорить с Тобой, поскольку один жестокий брахман приказал мне соблюдать обет молчания. Ах, Кришна, какая девушка на этой планете могла бы уйти от Тебя, если ее теща постоянно не звала бы ее?»

Так Пали, скрывая свой ревнивый гнев, учтиво обращалась к Кришне.

Кришна сказал Чандравали: «Моя дорогая Чандравали, почему ты отталкиваешь Мою руку от своей груди? Почему ты отворачиваешь лицо от Моих поцелуев. Почему ты вырываешься из Моих объятий? Почему ты так сердишься на Меня?»

2. Грубость в ревнивом гневе прагалбха-наики (адхира) „

В состоянии адхира ревнивого гнева героиня прагалбха гневно бранит своего возлюбленного насмешливыми и обидными словами.

Г аур и описывает Кришне, как гопи в ревнивом гневе мстительно шутили над Ним: «О Кришна, о враг Камсы, мы полностью сбиты с толку. Мы не знаем, как правильно поступить. Мы в почтении склоняемся перед нашей дорогой подругой Шьямой, которая опытна во всех этих делах. О Кришна, мы обвили эту гирлянду из цветов маяли вокруг Твоей шеи, но Твои глаза сейчас наношены страхом и гневом и Ты, кажется, смущен от присутствия множества шмелей в гирлянде и оттого, что лотосы часто бьют Тебя по ушам».

5. Мягкость, смешанная с грубостью в ревнивом гневе прагалбха-наики (дхира-адхира)

Когда героиня прагалбха проявляет мягкость и грубость в ревнивом гневе, ее называют дхира-адхира.

Мангала сказала Кришне: «О Кришна, я не буду разговаривать с Тобой, поскольку я строго следую религиозному обету молчания. В моем сердце нет даже слабой тени гнева на Тебя. О убийца Агхи, немедленно беги отсюда. Гопи составили коварный план, чтобы

схватить Тебя. Они хотят связать Тебя цветочными веревками и сделать своим пленником».

Одна гопи сказала своей подруге: «Когда Кришна просил прощения у Мангалы, она оскорбляла Его. Лианы ее бровей так яростно изогнулись, будто они тянули лотос с ее уха. Хотя она сильно хотела ударить Его этим цветком, она просто сказала: «Уходи! Уходи отсюда!», и с презрением отвернулась от Него».

Из всех юных гопи некоторые по природе высокомерны и горды. Этих высокомерных гопи называют прагалбха.

Другие категории гопи

Обе героини мадхья и прагалбха делятся еще на две категории: джьештха (выдающиеся) и каништха (менее выдающиеся), они различаются между собой степенью их любви к Кришне.

Вринда сказала Нандимукхи: «Видя, что Тара почти заснула, Кришна нежно и шутливо посыпал цветочную пыльцу ей на глаза, чтобы сбить ее сон. А Тара нежно обмахивала Кришну пальмовым листом, чтобы Он заснул».

Вринда сказала Паурнамаси: «Видя двух Своих возлюбленных, Гаури и Шьяму, играющих в кости, Кришна бросил взгляд на Гау-ри вращающимися глазами и с изогнутыми бровями и предложил Себя как раба на три дня, в качестве награды для победителя. Верный Своему слову, Кришна отдал Себя Шьяме, хитрой победительнице».

Гопи делятся на различные группы. Некоторые гопи — джъешт-хи (находящиеся на высочайшей стадии любви к Кришне), а некоторые — апекшики (полны надежды обрести Кришну). Численность гопи в этих двух группах настолько велика, что их невозможно сосчитать.

Мугдха-наики делятся на канья (незамужних девушек), свия (тех, кто замужем за Кришной) и аньодха (тех, кго замужем за другого).

ша-тм/шт/i

Мугдха и мадхья героини подразделяются на шесть категорий, а мадхья и прссудха героини — на двенадцать.

Мугдхи делятся на три группы: катя (незамужние юные девушки); свия (жены Кришны) и пародха (те, кто замужем за другого). Таким образом, возлюбленные Кришны разделены на 15 групп (15 видов героинь).

Восемь категорий гопи-наик

Все эти героини могут делиться на восемь категорий по эмоциональным состояниям:

1. абхисарика (девушка-героиня, которая встречается со своим возлюбленным на свидании);

2. васака-саджа (девушка, которая искусно наряжает и украшает себя, чтобы привлечь своего возлюбленного);

3. уткантхита (девушка-героиня, с нетерпением ожидающая встречи со своим возлюбленным);

4. кхандита (девушка-героиня, обнаружившая, что ее возлюбленный изменяет ей);

5. випралабдха (девушка-героиня, обманутая своим возлюбленным, ожидающая его в назначенном месте, но так и не дождавшаяся его);

6. калахантарита (девушка-героиня, разлученная со своим возлюбленным из-за ссоры);

7. прошита-преяси (девушка-героиня, чей возлюбленный находится вдали от нее);

8. свадхина-бхартрика (девушка-героиня, повелевающая своим возлюбленным).

1. Абхисарика (девушка-героиня, которая встречается со своим возлюбленным на свидании)

Абхисарика-наика встречается со своим возлюбленным или устраивает так, что он встречается с ней. Абхисарика-наика имеет две особенности. Когда, назначив место любовного свидания, она спешит ночью под светом луны (джъотсни) или в темноте без лунного света (тамаси).

Абхисарика-наика облачается в одежды, соответствующие данной ситуации. Чтобы ее колокольчики и браслеты не звенели, она развязывает их. В сопровождении доверенной подруги она идет на свидание к своему возлюбленному.

Радхарани сказала Вишакхе: «Кришна не знает, как Мое сердце томится от любви к Нему и как Купидон терзает Мой ум. О Моя подруга, пожалуйста, ступай к Нему, позови Его от Моего имени и с любовью приведи Его сюда на свидание со Мной перед тем, как эта презренная луна поцелует горизонт и лишит Меня жизни»,

Джъотсни

Вишакха обратилась к Радхарани: «О несравненная Радхика, полная луна сейчас осветила своим благоприятным сиянием лес Вриндавана. Сын царя Враджа пометил путь, по которому Ты можешь идти, и Он на пути сюда. Ты красиво украшена белым шелковым сари и умащена камфарой с сандаловой пастой. Сможешь ли Ты идти, ступая Своими прекрасными лотосными стопами по той дорожке, которую указал Кришна

Тамаси

Лалита сказала Радхарани: «Тела этих безгрешных гопи полностью покрыты синими сари, сейчас они идут через кадамбовый лес в темноте безлунной ночью на встречу с Кришной, врагом Бакасу-ры. О моя подруга Радха, яркое сияние Твоего трансцендентного тела сейчас пронизывает густую тьму, которая играет роль Твоего верного союзника. Но сияние Твоего лучезарного тела сейчас стало Твоим врагом» (Видагдха-мадхава, 4.22).

2. Васака-саджа (девушка, которая искусно наряжает и украшает себя, чтобы привлечь своего возлюбленного)

Девушка, которая нарядно украшает себя, чтобы привлечь своего возлюбленного, называется васака-саджа. Васака-саджа страстно стремится наслаждаться любовными играми с Кришной. Она пристально вглядывается вдаль, ожидая прибытия Кришны. Она ведет беседами со своими подругами, рассказывая о своих развле-

1жтм-тшшшм

чениях с Кришной и о Его качествах. Она ежеминутно с нетерпением поглядывает на дорогу, не пришел ли посланник с вестью от Кришны. Таковы некоторые признаки васака-саджи.

Рупа-манджари сказала своей подруге-гоим: «Когда Радхика видит лесную рощу для супружеских игр, с роскошными цветочными ложами, и Себя, великолепно украшенную, Ее лицо расцветает улыбкой. Постоянно медитируя на Свое общение с Хари, Она внутри воспламеняется пьянящим, страстным желанием любовных игр с Ним».

3. Уткантхита (девушка-героиня, с нетерпением ожидающая встречи со своим возлюбленным)

Девушку, которая не находит себе места в томительном ожидании своего возлюбленного во время его отсутствия, который ни оскорблял ее, ни ссорился с ней, знатоки трансцендентных рас называют ее геропней-вирахоткантхика. Эта героиня страдает от внутренних переживаний, ее тело дрожит, из глаз льются слезы отчаяния, ее охватывает апатия, она строит различные догадки, чтобы объяснить, почему ее возлюбленный не пришел на свидание с ней. Таковы некоторые признаки уткантхита-наики.

Чандравали сказала своей подруге: «О луноликая подруга, Кришна связан сейчас путами искоса брошенных взглядов Радхарани, или Он сейчас начал войну с могущественными врагами полубогов? Увы, уже восемь дней идет кришна-пакша, луна взошла на востоке, а принц Враджа, кажется, совсем забыл обо мне».

После васака-саджи упомянуты три состояния некоторых особенностей. В них героиня полностью зависит от своего возлюбленного и она долго томится по нему в его отсутствие.

4. Кхандита (девушка-героиня, обнаружившая, что ее возлюбленный изменяет ей)

Когда возлюбленный не приходит в назначенное время на свидание со своей любимой, а вместо этого проводит время в развлечениях с другой, и потом приходит лишь на восходе солнца, с признака-

»

sfe-‘

ми любовных похождений на теле, к обманутой девушке, такую девушку называют кхандита. Она гневается, вздыхает или напряженно молчит,

Бакуламала сказала своей подруге: «Голова и руки Кришны были окрашены красным лаком, а Его грудь была выпачкана кункумой с груди какой-то гопи, которую Он страстно обнимал. В некоторых местах на Его теле остались отпечатки серег или колец. Цветы на Его гирлянде увяли, а Его глаза напоминали два вращающихся цветочных бутона. Когда Шьяма увидела Его, появившегося на восходе солнца, внутри нее вспыхнул гнев, но губы ее выражали обет молчания, которому следуют великие мудрецы».

5. Випралабдха (девушка-героиня, обманутая своим возлюбленным, ожидающая его в назначенном месте, но так и не дождавшаяся его)

Мудрые называют випралабдхой

Скачать:TXTPDF

Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать, Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать бесплатно, Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать онлайн