Моим единственным источником жизни и счастья! (у Меня они тоже есть!)
Авртйа чаилена наман мукхам пунар
Вибхугна чиллитатам унмаййа са
Бруте сма кинчит свакарамбуджена тад
Вакшах спршантим пидадхе ча лакшма тат
Читрендулекхе те йади стах
Сйатам на касмал лалита вишакхе
Пашйа твадийаан паригрхйа тендух
Свийан накханкамс три дуникртан йах (50, 51)
(Кришна вёл Себя как клоун, Он смеялся, показывал подругам Свою грудь и они не могли сдержать Свой смех). Шри Радхика опустила Свою голову и захихикала, закрывая рот Своей вуалью и, глядя на Кришну с нахмуренными бровями, Она пыталась спрятать следы от ногтей на Своей груди Хари, слегка касаясь её Своей лотосной рукой и говоря при этом: «О любовник! Если удивительные (Читра) полумесяцы (индулекха) находятся на Твоей груди, так почему же Лалита и Вишакха (в противовес Читре и Индулекхе) не нашли себе места там? Ведь они не менее достойны. Они бы тоже согласились получить следы от Твоих ногтей и отплатили бы трижды (царапая Тебя в три раза сильнее)
Там ахур алйах свапато кхилам н
Ишам вакшах кайа те накхараи вичитратам
Ийам ту садхвикула чакравартини
Свенаива пунйена вираджате вита (52)
Сакхи (которые слышали все эти разговоры расика) сказали Кришне: «О Расика Сарвабхаума, Мы слышали (от Радхики (, что Ты провёл всю ночь в глубоком сне. Так кто же та женщина, которая оставила эти следы от ногтей на Твоей груди? (Если Ты скажешь, что это работа Шри Радхики, то мы не поверим, потому что) Шри Радхика – это царица всех целомудренных девушек и она не могла пренебречь Своим благочестием, царапая грудь чужого мужчины!».
Ахаиша ам пунйа – валаива садхви
Бхавед йададйатану сампрахаре
Джигайа мам апй абалапи бала
Валепаватй акшинад апй уро те (53)
Кришна ответил: «Да друзья, благочестие Шри Радхики очень могущественно, поэтому то Она и победила Меня этой ночью на поле эротической битвы, хотя Она всего лишь слабая девушка! Посмотрите, как Она поковыряла Мою грудь оружием Своих ногтей (самонадеянно пытаясь вынуть Мой ум и жизненный воздух, находящийся внутри).
Кидрк тад эвети тада тад алибхих прштхах
Са тасам адхаран пайодхаран
Радаир накхаир ашубалад викхандайан
Наиват сакхи во вйадхитетйабхашата (54)
Тогда сакхи спросили: «О благородный! Каким образом Шри Радхика поковыряла Твою грудь ногтями?» Тогда Кришна на практике показал, как Она это сделала, кусая их губы и царапая их грудь ногтями (говоря: Таким образом ваша подруга Радха покусала Мои губы и поцарапала грудь).
Иттхам праге там парипхулла падмини
Шрени мукхаманда маранда мадштам
Вилокйа врнда мадхусуданам ване
Мудам бхийам чанумамаджджа вепита (55)
Увидя Мадхусудану при таком действии, опьянённого от нектара цветущих лотосных лиц гопи в том лесу утром, Вринда деви погрузилась в океан блаженства и в то же время содрогалась от страха.
Канта удийур викасан мукхендаво ратрир
Гата частам араста чандрика
Виласа бхангах катхам асту насту ва
Кшанам хрдаивати парам амарша са (56)
Лучи подобных полным лунам лиц Шри Радхики и гопи взошли тогда, когда лунный свет уже исчез. И Вринда-деви пыталась определить, закончились ли любовные игры Радхи и Кришны или нет, Она сомневалась в душе (не зная, как быть. Под конец любовных игр ночь и лунный свет исчезли, но теперь она увидела, что лица гопи стали подобны полным лунам, поэтому Вринда засомневалась).
Тамамсйа нашйанн абхито йатха
Йатха тада пракалйас ча йатха йатхамдата
Татха татха хрдпудхам эва санвабхуд
Враджасйаритим шрутайо пи но видух (57)
В Ведах говорится, что как только рассеивается тьма, свет знания торжествует и такие болезни сердца, как вожделение, исчезают. Но у Вринды другой опыт. Она считает, что сердечная болезнь страсти Радхи и Кришны возрастает (от предстоящей разлуки) с дневным светом. Эти законы Враджа не способны постичь даже Веды (ведь они противоречат им).
Тато балад вачайати сма каккхатим
Тад бхишанам кинчана каккхатам вачах
Пратас тайох кели виласа шантайе
Йуктйантарам ханта на джагхатитийат (58)
Вринда не видела иного выхода прекратить эти утомительные для Радхи и Кришны любовные игры, как прибегнуть к помощи старой обезьяны Наккхати, что бы та, произнеся грубые слова; заставила Их разлучиться. Она подумала: «Увы, я не вижу другого выхода!»
Сатир имах кршна каланка-панкилах
Кароши наиасйапи йадж джихаласи
Пхалам тад асйачирам эва дитсати
Враджад ихаиша джатилораседуши (59)
Каккхати сказала:» Эй Кришна! Ты запачкал этих целомудренных девушек грязью измены и не отпускаешь их даже в утреннее время! В наказание за это, Джатила очень стремительно приближается сюда из Враджа.»
Акарнйа табхир джатилети варна трайим
Виварнатвам вдхари садйах
Виласаратнакарам удбхаванти
Шанкаива тасам нулуки чакара (60)
Только услышав эти три слога «Джа-ти-ла «, все гопи побледнели и это беспокойство сократило океан их блаженства до размера ложки.
Ха ханта сакхйах касвамахе ким
Катхам никетам нибхртам враджема
Итйалапантйас твархйа скхалантиах
Кунджалайад анганатийуретах (61)
Гопи испуганно заговорили: «Увы! Что же теперь делать, друзья Как же мы незаметно вернёмся домой?» и высыпали из кунжи во двор.
Ратрир чататйалпатара сукха прасух
Ха каларатрих пунар агататра йа
Варшийаси духкатати прасур балад
Ашах пхалантих каваликароти нах (62)
(Выйдя во двор, Шри Радхика, убитая горем, произнесла): «Ночь, подарившая нам каплю счастья, прошла и несчастная Джатила идёт, чтобы проглотить плодоносящие лозы наших желаний и осыпать нас цветами страданий!»
дасйаш ча сакхйаш ча тадаива кашчана
правшийа кели нилайам пунас тайох
срагдхе пхаламртам манданадинйадур
дадхуш чапи муда параспарам (63)
Некоторые сакхи вернулись в кунжу, чтобы забрать оттуда порванные гирлянды Радхи и Кришны, Их нектарные остатки пищи, разные украшения и в экстазе поделили их между собой.
Митхо нга сангасйа тадапи кантайор
Джихасутадису тайор абхудранох
Адйа йада прапа манак парабхавай
Радхамшагах кршна-бхуджас тада вабхоу (64)
Желания Радхи и Кришны разлучиться (от страха) и оставаться вместе (от страсти) столкнулись. И, когда первое (желание расстаться) было слегка побеждено, рука Кришны начинала скользить по плечу Радхики.
Видйуллаталингита варидагамах
Кшитавитоу джангаматат авапа ким
Итй улласанташ чукувух шикхандинас
Тенапи та бхранта-дршах шашанкире (65)
Увидя это, (как Кришна кладёт руку на плечо Радхарани) павлины приняли Радху и Кришну за тучу, обнимающую молнию и, двигающуюся по земле. Они счастливо распустили свои хвосты и начали танцевать (перед Радхой и Кришной) и петь «ке – ка «. В то время сакхи и служанки имели такое же иллюзорное видение, как и павлины.
Прийасйам анвекатарам тршатурам
Харитсу сатрасам атха парам дршам
Мухух кирантоу враджатах ама тоу
Враджам пратйека дох шлеша
вишеша бхасино (66)
Пока Радха и Кришна приближались ко Враджу в обнимку, Они с пристрастием взирали на лица Друг Друга, а также в страхе оглядывались в разные стороны, опасаясь не следит ли кто-либо за ними.
Раджни пралинеруна дайу дандитаис
Тасам сухрдбхис тимираих палайите
Дцра стхита стхану вилоканакула
Амамсатаитам джарати-майам джагат (67)
Рассвет появился подобно вору, когда царь ночи- луна, скрылся и, сразясь с темнотой, другом гопи, заставил её бежать. Радха и Кришна очень расстроились, увидя на расстоянии дерево без ветвей, принимая его за Джатилу. На самом деле, Они видели весь мир заполненным Джатилами.
Удешйатаивошаси падма – бандхуна
Пйавадхйатаиша бата падмини – татих
Ити смаран кимну вишидати смаса
Смарах шарам ноу самадхитсад унманах (68)
В это время Купидон упустил возможность метнуть свои стрелы, (хотя и была прекрасная возможность сделать это, когда Радха и Кришна обнимались) потому что, хотя лотосы и расцвели в его царстве на рассвете, он от волнения забыл закрепить свои стрелы в течение восхода солнца, который огорчил лотосоподобных гопи.
Даиват тад оутсукйа – бхатам виджитйа са
Шанкам балишта враджа – вартма шмани
Прейо бхуджо шлеша – нидхим вйапанудад
Балена манйе судршо мса – дешатах (69)
Солдат желания (который является фаворитом и чья власть распространяется до пределов никунжи) был побеждён солдатом страха, когда Радха и Кришна достигли окраин Враджа, который насильно лишил светлоглазую Радхику,, подобного драгоценному украшению, объятия рук Кришны, которое Она имела на своих плечах.
Экадхвагамитвам апи спхутам тайа тоу
Тарджайантй эва йада нйашидхйата
Тада дршам катарата митхас тайах пура
Стхита пранасакхираро дайат (70)
Могущественный страх увещевал Радху и Кришну не идти по одной тропинке вместе. Их служанки заплакали, увидя с какой тоской Они смотрят Друг на Друга.
Пртхах падавйам падам эва дхасйато
Видхуйаманасйа йугасйа кантайох
Бхаваб вийога прабхайапидабхрайа
Видхуамана ручайо бхаван кшанат (71)
Луноподобные лица Радхи и Кришны моментально лишились сияния от боли предстоящей разлуки, пока Они должны были не по Своей воле идти по разным тропинкам. Подобно тому, как звёзды меркнут, когда всходит луна (как ни удивительно, но когда Звёзды слегка уловимого чувства разлуки начинают сиять, луноподобные лица Радхи и Кришны меркнут. Вряд ли кто-либо когда-либо слышал, чтобы две луны могли потускнеть при свете звёзд!).
Йада митхах сванта мани прадипан
Патрибхавантав апи джаглатус тоу
Тада пунар йога – видхоу тайох са
Премаива сакшат пратибхур вабхува (72)
(Обычно никто не грустит, приобретя драгоценность, но) Радха и Кришна очень грустят от того, что должны разлучиться, получив драгоценность сердец Друг Друга, но Их чистая любовь гарантирует следующую встречу.
Тайа вийушуктам нибхртам враджантам
Враджантам алинчйа тарунйароутсит
Апара рук капи йайашру пуре
Тасйашнатадхайи дхийам дхайантйа (73)
Лишившись общения с Радхикой, Кришна пошёл один по направлению к Враджу. В это время юная девушка – олицетворение бесконечной боли – встала на Его пути, заключая Его в свои объятия (Кришна не мог идти дальше от боли разлуки.) и горячие слёзы печали стали капать из Его глаз.(некоторые комментарии излишне).
Прейо вийогатибалад брана враджаих свангам
Видантйа накха кешам авртам
Джагама ча праха ча саскхалат падам
Виламбаманали караваламбини (74)
Тело Радхики до ногтей и волос покрылось волдырями от невыносимой разлуки, и от того, что Она шла, спотыкалась, замедляя так Своё возвращение домой, Её подруги поддерживали Её за руку.
Сакхйа пджаса ким курутха саманджасам
Йан мам випаннам найатха враджантикам
Свашру никетам дхатамадхутамадхуро дхана
Уроохатура ханта пунар видхасйатха (75)
(Шри Радхика сказала:) «О друзья! Увы, я умираю от боли разлуки! Как доведёте вы Меня до Враджа? К чему участвовать в этом бедствии? Судьба стала Моим врагом, лишив Меня блаженного свидания с Кришной! Как вы можете (тоже стать Моими врагами, хотя вы для Меня дороже жизни) запереть Меня в доме Моей свекрови (таким образом бросая Меня в тёмный колодец?») (Увы У кого Мне теперь принять прибежище? Кто же теперь Меня защитит?)
нихсарйа гехал лалите дхунаива мам
правешайасйапи адхунаива тат пунах
кршнанга сангамрта синдху маджджана
пралобхачаивадйа вртха крта твайа
(76)
«Лалита! Ты увела Меня сегодня из дому (говоря: О Радхе! Пойдём, я погружу Тебя в нектарный океан телесного общения с Кришной!) и заставила Меня войти в него в этот же самый день. Зачем же ты понапрасну вызываешь во Мне неодолимое желание погружаться в этот нектарный океан общения с Кришной?» (Являясь Верховной Богиней анураги, Шри Радхика естественно чувствует Себя лишённой общения с Кришной, хотя Она провела всю ночь, наслаждаясь различными играми с Ним).
Астачалам йанн адхуна вйалоки йах са
Тигма – рашмих сакхи пурв а парватам
Абодхум аканкшати ким вибхавари
Кха – пушпатам адйа тати джагама ким (77)
«Сакхи! Солнце, которое только что зашло, уже поднимается на востоке! Теперь ночь стала настолько же иллюзорной, как цветы в небе**. Что, сегодня не было ночи?»
дхин ме шрутим дхиграсанам дршам ча дхик сад
атаноутхантхйабхара джваратурам
прапурна патум лавам апй амушйа йах
соусварйа соурасйа сварупатамрта (78)