Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада

Джаганнатха Мишра в изумлении проснулся.

ТЕКСТ 92

бандху-бандхава-стхане свапна кахила

шунийа сакала лока висмита ха-ила

бандху-бандхава — друзей и близких; стхане — в присутствии; свапна — сон; кахила — рассказал; шунийа — выслушав; сакала — все; лока — люди; висмита — изумленными; ха-ила — стали.

Он рассказал о своем сне друзьям и близким, и, услышав его рассказ, все без конца удивлялись.

ТЕКСТ 93

эи мата шишу-лила каре гаурачандра

дине дине пита-матара бадайа ананда

эи — такого; мата — рода; шишу-лила — детские игры; каре — совершает; гаурачандра — Шри Гаурахари; дине дине — день за днем; пита-матара — Своих родителей; бадайа — увеличивает; ананда — блаженство.

Так Гаурахари проводил время в играх, и счастье Его родителей росло день ото дня.

ТЕКСТ 94

ката дине мишра путрера хате кхади дила

алпа дине двадаша-пхала акшара шикхила

ката дине — спустя несколько дней; мишра — Джаганнатха Мишра; путрера — Своего сына; хате — в руку; кхади — мел; дила — вложил; алпа — через несколько; дине — дней; двадаша-пхала — двенадцать комбинаций слогов; акшара — слоги; шикхила — выучил.

Несколько дней спустя Джаганнатха Мишра провел обряд хате кхади и приступил к обучению сына. Всего за несколько дней Господь выучил все буквы и их сочетания.

КОММЕНТАРИЙ: К двенадцати пхалам, или составным буквам, относятся репха, мурдханья (церебральные), на, дантавья (зубные), на, ма, йа, ра, ла, ва, ри, ри, л и л . Хате кхади — это обряд начала обучения. Когда мальчику исполняется пять-шесть лет, в благоприятный день под названием видьярамбха проводится обряд начала обучения ребенка, во время которого поклоняются Вишну, после чего учитель дает ребенку длинный кусок мела. Затем, водя рукой ученика, он учит его писать буквы (а, а и т.д.) по образцу больших букв, написанных на полу. Когда ребенок научится сносно писать простые буквы, ему дают грифельную доску, и он продолжает свое начальное образование до тех пор, пока не научится писать упомянутые выше двухбуквенные сочетания пхала.

ТЕКСТ 95

балйалила-сутра эи каила анукрама

иха вистарийачхена даса-вриндавана

балйалила-сутра — обзор детских игр; эи — этот; каила — сделал; анукрама — в хронологическом порядке; иха — это; вистарийачхена — подробно описал; даса-вриндавана — Вриндаван дас Тхакур.

Таков краткий рассказ по порядку о детских играх Господа Чайтаньи Махапрабху. Вриндаван дас Тхакур подробно описал их в своей книге «Шри Чайтанья-бхагавата».

ТЕКСТ 96

атаэва эи-лила санкшепе сутра каила

пунарукти-бхайе вистарира на кахила

атаэва — поэтому; эи-лила — эти игры; санкшепе — вкратце; сутра — обзор; каила — сделал; пунар-укти — повторения; бхайе — опасаясь; вистарира — подробное описание; на — не; кахила — изложил.

Поэтому я дал лишь краткий обзор. Боясь повторяться, я не стал подробно останавливаться на этой теме.

ТЕКСТ 97

шри-рупа-рагхунатха-паде йара аша

чаитанйа-чаритамрита кахе кришнадаса

шри-рупа — Шрилы Рупы Госвами; рагхунатха — Шрилы Рагхунатхи даса Госвами; паде — у лотосных стоп; йара — чье; аша — упование; чаитанйа-чаритамрита — книгу под названием «Шри Чайтанья-чаритамрита»; кахе — рассказывает; кришна-даса — Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами.

Молясь у лотосных стоп Шри Рупы и Шри Рагхунатхи, уповая на их милость и следуя за ними, я, Кришнадас, рассказываю «Чайтанья-чаритамриту».

Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к четырнадцатой главе Ади-лилы «Шри Чайтанья-чаритамриты», которая повествует о детских развлечениях Господа Чайтаньи.

ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ

Пауганда-лила Господа

Краткое содержание пятнадцатой главы следующее. Господь брал уроки грамматики у Гангадаса Пандита и вскоре Сам научился великолепно объяснять грамматику. Господь запретил Своей матери есть пищу из зерна в экадаши. Еще Он рассказал о том, что во сне к Нему приходил Его брат Вишварупа, который незадолго до того принял санньясу, и призывал последовать его примеру, но Господь отказался и был отослан обратно домой. Когда Джаганнатха Мишра покинул этот мир, Господь женился на Лакшми, дочери Валлабхачарьи. Все эти события вкратце описываются в данной главе.

ТЕКСТ 1

ку-манах су-манаствам хи йати йасйа падабджайох

су-мано ‘рпана-матрена там чаитанйа-прабхум бхадже

ку-манах — человек, стремящийся к чувственным наслаждениям; су- манаствам — положение преданного, свободного от материальных желаний; хи — несомненно; йати — обретает; йасйа — чьих; пада-абджайох — у лотосных стоп; су-манас — цветка лотоса; арпана — подношения; матрена — посредством; там — Его; чаитанйа-прабхум — Господа Чайтанью Махапрабху; бхадже — почитаю.

Я в почтении склоняюсь к лотосным стопам Господа Чайтаньи, ибо даже отдявленный материалист тут же станет вайшнавом, если поднесет Его лотосным стопам цветок.

ТЕКСТ 2

джайа джайа шри-чаитанйа джайа нитйананда

джайадваитачандра, джайа гаура-бхакта-вринда

джайа джайа — слава; шри-чаитанйа — Господу Чайтанье Махапрабху; джайа — слава; нитйананда — Господу Нитьянанде Прабху; джайа- адваитачандра — слава Адвайте Ачарье; джайа гаура-бхакта-вринда — слава преданным Господа Чайтаньи.

Слава Господу Чайтанье Махапрабху! Слава Господу Нитьянанде Прабху! Слава Адвайте Ачарье! Слава всем преданным Господа Чайтаньи!

ТЕКСТ 3

пауганда-лилара сутра карийе ганана

пауганда-вайасе прабхура мукхйа адхйайана

пауганда — возраста, длящегося с пяти до десяти лет; лилара — игр; сутра — вкратце; карийе — делаю; ганана — перечисление; пауганда-вайасе — в возрасте между пятью и десятью годами; прабхура — Господа; мукхйа — основное; адхйайана — обучение.

Я приступаю к краткому описанию игр Господа в возрасте между пятью и десятью годами. Его главным занятием в то время была учеба.

ТЕКСТ 4

пауганда-лила чаитанйа-кришнасйатисувистрита

видйарамбха-мукха пани-грахананта мано-хара

пауганда-лила — игры возрастного периода пауганда; чаитанйа-кришнасйа — Господа Чайтаньи, который неотличен от Самого Кришны; ати- сувистрита — в высшей степени обширны; видйа-арамбха — начало обучения; мукха — главное занятие; пани-грахана — женитьба; анта — в конце; манас-хара — прекрасная.

Игры Господа в возрасте пауганда бесчисленны. Большую часть этого времени Он посвятил учебе, по завершении которой состоялась Его чудесная свадьба.

ТЕКСТ 5

гангадаса пандита-стхане падена вйакарана

шравана-матре кантхе каила сутра-вритти-гана

гангадаса — Гангадаса; пандита-стхане — в доме учителя; падена — изучает; вйакарана — грамматику; шравана-матре — просто слушая; кантхе — между шеей и сердцем; каила — совершал; сутра-вритти-гана — афоризмов и их определений.

Когда Господь изучал грамматику в школе Гангадаса Пандита, Он на лету схватывал все правила, услышав их всего лишь раз.

КОММЕНТАРИЙ: Шрила Бхактивинода Тхакур пишет, что сначала Господь брал уроки у двух учителей, одного звали Вишну, а другого — Сударшана. Позже, когда Он немного повзрослел, Его учителем стал Гангадас Пандит, который обучал Его более трудным правилам грамматики. Любой, кто намерен посвятить себя серьезному изучению санскрита, прежде всего должен выучить грамматику. Считается, что на изучение санскритской грамматики в полном объеме требуется двенадцать лет; но если уж человек овладел правилами грамматики, все писания и прочие тексты на санскрите становятся доступными для его понимания, ибо санскритская грамматика — это фундамент образования.

ТЕКСТ 6

алпа-кале хаила панджи-тикате правина

чира-калера падуйа джине ха-ийа навина

алпа-кале — за очень короткое время; хаила — стал; панджи-тикате — в учебнике грамматики; правина — искушенный; чира-калера — всех старших; падуйа — учеников; джине — побеждает; ха-ийа — будучи; навина — младшим по отношению к ним.

Вскоре Он стал таким знатоком «Панджи-тики», что мог победить любого другого ученика, объясняя сутры грамматики, хотя и был младше всех.

КОММЕНТАРИЙ: По словам Шрилы Бхактивиноды Тхакура, существовал комментарий к сутрам грамматики, который назывался «Панджи-тика», и Шри Чайтанья Махапрабху давал великолепные пояснения к этой книге.

ТЕКСТ 7

адхйайана-лила прабхура даса-вриндавана

`чаитанйа-мангале’ каила вистари варнана

адхйайана-лила — игр, связанных с обучением; прабхура — Господа; даса-вриндавана — Вриндаван дас Тхакур; чаитанйа-мангале — в книге под названием «Чайтанья-мангала»; каила — сделал; вистари — подробное; варнана — описание.

Шрила Вриндаван дас Тхакур очень подробно описал игры Господа, относящиеся к периоду Его учебы, в книге под названием «Чайтанья-мангала» [позже переименованной в «Чайтанья-бхагавату»].

КОММЕНТАРИЙ: Описание школьных игр Господа Шри Чайтаньи Махапрабху содержится в главах четвертой и с шестой по десятую Ади- кханды «Чайтанья-бхагаваты».

ТЕКСТ 8

эка дина матара паде карийа пранама

прабху кахе, — мата, море деха эка дана

эка динаоднажды; матара — матери; паде — у стоп; карийа — делая; пранама — поклон; прабху — Господь; кахе — сказал; мата — Моя дорогая мать; море — Мне; деха — дай; эка — один; дана — подарок.

Однажды Шри Чайтанья Махапрабху, припав к стопам Своей матери, попросил ее сделать Ему один подарок.

ТЕКСТ 9

мата бале, — таи диба, йа туми магибе

прабху кахе, — экадашите анна на кхаибе

мата бале — Его мать ответила; таи диба — дам то; йа — что бы; туми — Ты; магибе — ни попросил; прабху кахе — Господь сказал; экадашите — в день экадаши; анна — зерно; на — не; кхаибе — ешь.

Мать ответила: «Сын мой, я дам Тебе все, что Ты пожелаешь». Тогда Господь сказал: «Дорогая матушка, пожалуйста, не ешь пищу из зерна в дни экадаши».

КОММЕНТАРИЙ: Будучи еще совсем ребенком, Господь ввел правило поститься в дни экадаши. В «Бхакти-сандарбхе» Шрила Джива Госвами приводит цитату из «Сканда-пураны», в которой человек, не соблюдающий это правило, приравнивается к убийце собственной матери, отца, брата и духовного учителя и где утверждается, что такого человека ожидает падение, даже если он вознесется на Вайкунтху. В экадаши для Вишну готовят обычную пищу, включающую зерно и бобовые, но вайшнав не должен в этот день есть даже вишну-прасад. Считается, что вайшнав должен есть только то, что было предложено Господу Вишну, однако в экадаши вайшнав не должен касаться даже маха-прасада Вишну — этот прасад нужно оставить на следующий день. Таким образом, в экадаши запрещен любой вид пищи из зерновых, даже если эта пища была предложена Господу Вишну.

ТЕКСТ 10

шачи кахе, — на кхаиба, бхала-и кахила

сеи хаите экадаши карите лагила

шачи кахе — Шачимата сказала; на кхаиба — не буду есть; бхала-и кахила — правильно сказал; сеи хаите — с этого дня; экадаши — день экадаши; карите лагила — стала соблюдать.

Шачимата сказала: «Твои слова верны. Я больше не буду есть зерно в экадаши». С того дня она стала поститься на экадаши.

КОММЕНТАРИЙ: Среди смарта-брахманов распространено неверное представление, что экадаши должны соблюдать только вдовы, но не замужние женщины. Судя по всему, Шачи следовала этому правилу и не постилась в экадаши, пока об этом не попросил ее Господь Чайтанья. Шри Чайтанья Махапрабху ввел порядок, по которому все без исключения должны соблюдать экадаши и не должны прикасаться к пище из зерна, даже если она была предложена мурти Господа Вишну.

ТЕКСТ 11

табе мишра вишварупера декхийа йаувана

канйа чахи’ виваха дите карилена мана

табе — затем; мишра — Джаганнатха Мишра; вишварупера — старшего сына, Вишварупы; декхийа — видя; йаувана — молодость; канйа чахи’ — захотел подыскать девушку; виваха — свадьбу; дите — чтобы устроить; карилена — сделал; мана — решение.

Вскоре, видя, что его сын Вишварупа уже вступил в пору юности, Джаганнатха Мишра решил подыскать для Него невесту и женить Его.

ТЕКСТ 12

вишварупа шуни’ гхара чхади палаила

саннйаса карийа тиртха карибаре гела

вишварупа — Вишварупа; шуни’ —

Скачать:TXTPDF

Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн