Скачать:TXTPDF
Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада

махатмой.

ТЕКСТ 52

ваикунтха бедийа эка ачхе джала-нидхи

ананта, апара — тара нахика авадхи

ваикунтха — духовные планеты Вайкунтхи; бедийа — окружив; эка — один; ачхе — есть; джала-нидхи — океан воды; ананта — бескрайний; апара — неизмеримый; таратого; нахика — нет; авадхи — предела.

Вайкунтху окружают водные просторы — бесконечные, неизмеримые и беспредельные.

ТЕКСТ 53

ваикунтхера притхивй-ади сакала чинмайа

майика бхутера татхи джанма нахи хайа

ваикунтхера — духовного мира; притхиви-ади — земля, вода и прочее; сакала — все; чит-майа — духовно; майика — материальных; бхутера — стихий; татхи — там; джанма — возникновения; нахи хайа — не существует.

Земля, вода, огонь, воздух, эфир — все на Вайкунтхе духовно. Там нет материальных стихий.

ТЕКСТ 54

чинмайа-джала сеи парама карана

йара эка кана ганга патита-павана

чит-майа — духовная; джала — вода; сеи — та; парама карана — первопричина; йара — которой; эка — одна; кана — капля; ганга — священная Ганга; патита-павана — освобождающая падшие души.

Поэтому воды океана Карана, изначальной причины, также духовны. Священная Ганга, являющая собой лишь каплю из тех вод, очищает все падшие души.

ТЕКСТ 55

сеи та’ каранарнаве сеи санкаршана

апанара эка амше карена шайана

сеи — том; та’ — поистине; карана-арнаве — в океане причины или Причинном океане; сеи — тот; санкаршана — Господь Санкаршана; апанара — Своей; эка — одной; амше — частью; карена шайана — возлежит.

На водах того океана возлежит полная экспансия Господа Санкаршаны.

ТЕКСТ 56

махат-срашта пуруша, тинхо джагат-карана

адйа-аватара каре майайа икшана

махат-срашта — творец совокупной материальной энергии; пуруша — личность; тинхо — Он; джагат-карана — причина возникновения материального космического проявления; адйа — изначальное; аватаравоплощение; каре — бросает; майайа — на материальную энергию; икшана — взгляд.

Его называют первым пурушей, творцом совокупной материальной энергии. Он, причина появления вселенных и первое воплощение Господа, бросает взор на майю.

ТЕКСТ 57

майа-шакти рахе каранабдхира бахире

карана-самудра майа парашите наре

майа-шакти — материальная энергия; рахе — остается; карана-абдхира — Причинного океана; бахире — снаружи; карана-самудра — Причинный океан; майа — материальная энергия; парашите наре — не может затронуть.

Майя-шакти пребывает по ту сторону океана Карана. Она не может коснуться его вод.

ТЕКСТ 58

сеи та’ майара дуи-видха авастхити

джагатера упадана `прадхана’, пракрити

сеи — то; та’ — поистине; майара — материальной энергии; дуи-видха — две разновидности; авастхити — бытия; джагатера — материального мира; упадана — совокупность составляющих; прадхана — именуемая прадханой; пракрити — материальная природа.

Майя существует в двух состояниях. Одно из них называется прадханой, или пракрити. В этом состоянии она служит источником составляющих материального мира.

КОММЕНТАРИЙ: Майя, внешняя энергия Верховной Личности Бога, проявляется двояко. Она служит причиной возникновения материального мира и является источником его составляющих. В первом случае она именуется майей, а во втором — прадханой. Подробное описание этих аспектов внешней энергии дается в Одиннадцатой песни «Шримад- Бхагаватам» (24.1 ? 4). В Десятой же песни «Бхагаватам» (63.26) составные элементы материального мира и причина его возникновения описаны так:

кало даивам карма дживах свабхаво

дравйам кшетрам прана атма викарах

тат-сангхато биджа-роха-правахас

тван-майаиша тан-нишедхам прападйе

«О мой Господь! Время, деятельность, провидение и природа — это четыре составляющие причинного аспекта майи, внешней энергии. А обусловленная жизненная сила, тонкие материальные элементы, именуемые дравьей, материальная природа (поле деятельности, где вместо души действует ложное эго), а также одиннадцать чувств и пять стихий (земля, вода, огонь, воздух и эфир), образующие шестнадцать элементов материального тела, — все это компоненты майи в ее вещественном аспекте. Тело возникает из деятельности, а деятельность — из тела, подобно тому как дерево вырастает из семени, которое, в свою очередь, созревает на дереве. Эта цепочка взаимодействующих причин и следствий называется майей. О Господь, Ты можешь спасти меня из замкнутого круга причин и следствий. Я поклоняюсь Твоим лотосным стопам».

Хотя живое существо связано главным образом с причинным аспектом майи, оно пребывает во власти ее составляющих. В причинном аспекте майи действуют три силы: знание, желание и деятельность. А материальные компоненты — это проявления майи как прадханы. Иными словами, когда три качества майи пребывают в покое, они образуют пракрити (авьякту, или прадхану). Слово авьякта, которое означает «непроявленное», служит еще одним обозначением прадханы. На стадии авьякты материальная природа лишена разнообразия. Разнообразие проявляется прадханой. Таким образом, термин прадхана имеет более важное значение, чем авьякта или пракрити.

ТЕКСТ 59

джагат-карана нахе пракрити джада-рупа

шакти санчарийа таре кришна каре крипа

джагат — материального мира; карана — причина; нахе — не есть; пракрити — материальная природа; джада-рупа — безжизненная или инертная; шакти — энергия; санчарийа — наделив; таре — безжизненную материальную природу; кришнаГосподь Кришна; каре — являет; крипа — милость.

Поскольку пракрити безжизненна и неподвижна, она не может быть изначальной причиной возникновения материального мира. Это Господь Кришна из милости наделяет ее энергией.

ТЕКСТ 60

кришна-шактйе пракрити хайа гауна карана

агни-шактйе лауха йаичхе карайе джарана

кришна-шактйе — энергией Кришны; пракрити — материальная природа; хайа — становится; гауна — косвенной; карана — причиной; агни- шактйе — благодаря энергии огня; лауха — железо; йаичхе — как; карайе — становится; джарана — могущественным или раскаленным.

Так, благодаря энергии Кришны, пракрити становится вторичной причиной творения. Она подобна железу, которое раскаляется под воздействием огня.

ТЕКСТ 61

атаэва кришна мула-джагат-карана

пракрити — карана йаичхе аджа-гала-стана

атаэва — поэтому; кришнаГосподь Кришна; мула — коренная; джагат-карана — причина космического проявления; пракрити — материальная природа; карана — причина; йаичхе — как; аджа-гала-стана — соски на шее козы.

Поэтому Господь Кришна — изначальная причина возникновения мироздания. Пракрити сродни сосцам на шее козы, которые не дают молока.

КОММЕНТАРИЙ: Внешняя энергия, состоящая из совокупности компонентов (прадханы, или пракрити) и побудительных причин (майи), носит название майя-шакти. Инертная материальная природа не является истинной причиной возникновения этого мира, поскольку все ее элементы приводит в движение Каранарнавашайи, Маха-Вишну, полная экспансия Кришны. Только благодаря Ему материальная природа обретает способность производить необходимые для творения компоненты. В этой связи здесь приводится пример с железом, которое само по себе не может греть или жечь, но, соприкоснувшись с огнем, раскаляется и начинает жечь, как огонь. Материальная природа подобна железу: она не может действовать без соприкосновения с подобным огню Вишну. Силой Своего взгляда Господь Вишну приводит в движение материальную природу, и только после этого она начинает производить все необходимое для сотворения мира, в точности как раскаленное железо, которое обретает свойства огня и начинает греть и обжигать. Материальная природа сама по себе не может создавать нужные компоненты. Более наглядно это объясняет в «Шримад-Бхагаватам» (3.28.40) Шри Капиладева, воплощение Бога:

йатхолмукад виспхулингад

дхумад вапи сва-самбхават

апй атматвенабхиматад

йатхагних притхаг улмукат

«Хотя дым, горящие дрова и языки пламени вместе составляют огонь, дрова отличаются от пламени, а дым отличен от горящих дров». Материальные стихии (земля, вода, огонь и пр.) подобны дыму, живые существа — языкам пламени, а материальная природа, или прадхана, — пылающим дровам. Все они, однако, получают энергию от Верховной Личности Бога и потому могут проявлять свои особые свойства. Иначе говоря, Верховная Личность Бога — источник всех проявлений. Материальная природа может создать что-то лишь в том случае, если Верховная Личность Бога пробудит ее Своим взглядом.

Подобно женщине, которая может родить только после того, как ее оплодотворит мужчина, материальная природа способна проявить все материальные стихии только после того, как на нее взглянет Маха-Вишну. Поэтому прадхана не в силах действовать сама по себе, без участия Господа. Это подтверждается в «Бхагавад-гите» (9.10): майадхйакшена пракритих суйате са-чарачарам. Пракрити, совокупная материальная энергия, действует по воле Господа. Изначальный источник материальных стихий — это Сам Кришна. Так что попытки последователей атеистического направления санкхьи представить материальную природу как источник всех материальных элементов и забыть при этом о Кришне сродни попыткам нацедить молока из сосцеобразных выростов на шее козы.

ТЕКСТ 62

майа-амше кахи таре нимитта-карана

сеха нахе, йате карта-хету — нарайана

майа-амше — другой аспект материальной природы; кахи — говорю; таре — того; нимитта-карана — непосредственная причина; сеха нахе — этого нет; йате — поскольку; карта-хету — изначальная причина; нарайана — Господь Нараяна.

Материальная природа в состоянии, именуемом майей, является непосредственной причиной возникновения этого мира. Однако она не может быть глубинной его причиной: глубинная, или изначальная, причина всего — это Господь Нараяна.

ТЕКСТ 63

гхатера нимитта-хету йаичхе кумбхакара

таичхе джагатера карта — пурушаватара

гхатера — глиняного горшка; нимитта-хету — изначальная причина; йаичхе — как; кумбхакара — горшечник; таичхе — так; джагатера картатворец материального мира; пуруша-аватаравоплощение пуруши, Каранарнавашайи Вишну.

Подобно тому как изначальной причиной возникновения глиняного горшка является создавший его гончар, основной причиной возникновения материального мира предстает его творец — первое воплощение пуруши [Каранарнавашайи Вишну].

ТЕКСТ 64

кришнакарта, майа танра карена сахайа

гхатера карана — чакра-дандади упайа

кришнаГосподь Кришна; картатворец; майа — материальная энергия; танра — Его; карена — оказывает; сахайа — помощь; гхатера карана — причина горшка; чакра-данда-ади — колесо, шест и т. д.; упайа — инструменты.

Господь Кришнатворец, а майя — Его инструмент, подобный гончарному кругу и другим орудиям горшечника, что служат механической причиной появления горшка.

ТЕКСТ 65

дура хаите пуруша каре майате авадхана

джива-рупа вирйа тате карена адхана

дура хаите — с расстояния; пуруша — Верховная Личность Бога; каре — бросает; майате — на материальную энергию; авадхана — взгляд; джива-рупа — живых существ; вирйа — семя; тате — в ней; карена адхана — оплодотворяет.

Первый пуруша издали бросает взор на майю и оплодотворяет ее семенем жизни — живыми существами.

ТЕКСТ 66

эка ангабхасе каре майате милана

майа хаите джанме табе брахмандера гана

эка — одно; анга-абхасе — свечение тела; каре — совершает; майате — в материальной энергии; милана — смешение; майа — материальной энергии; хаите — из; джанме — возникают; табе — тогда; брахма-андера гана — скопления вселенных.

Лучи света, исходящие от Его тела, пронизывают майю, и она производит на свет мириады вселенных.

КОММЕНТАРИЙ: Веды утверждают, что мироздание, доступное взору обусловленной души, возникло благодаря особым энергиям Абсолютной Истины, Личности Бога, хотя атеисты считают весь проявленный космос творением материальной природы. Энергия Абсолютной Истины проявляется трояко: как духовная, материальная и пограничная энергия. Сама Абсолютная Истина неотлична от Своей духовной энергии. Только в соприкосновении с духовной энергией материальная энергия может действовать так, что временные ее проявления кажутся живыми. В обусловленном состоянии живые существа, частицы пограничной энергии, представляют собой сочетание духа и материи. Изначально пограничная энергия подчинена энергии духовной, но из-за влияния материальной энергии живые существа, погрузившись в забвение, с незапямятных времен скитаются по материальному миру.

Живое существо становится обусловленным, когда злоупотребляет своей независимостью, изначально присущей духу, ибо в этот момент оно теряет связь с духовной энергией. Когда же по милости Верховного Господа и Его чистого

Скачать:TXTPDF

Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн