Скачать:TXTPDF
Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада

Господа в материальной природе происходят самые разнообразные изменения, но Сам Господь ни в коей мере не изменяется, не развивает материальных качеств и не теряет духовной чистоты.

ТЕКСТ 87

этад ишанам ишасйа пракрити-стхо ‘пи тад-гунаих

на йуджйате садатма-стхаир йатха буддхис тад-ашрайа

этат — это; ишанам — могущество; ишасйа — Верховного Господа; пракрити-стхах — находящийся в границах материальной природы; апи — хотя; тат-гунаих — теми (материальными качествами); на йуджйате — не затрагивается; сада — всегда; атма-стхаих — пребывающими в Его собственной энергии; йатха — как; буддхих — разум; тат — в Нем; ашрайа — нашедший прибежище.

«В этом величие Всевышнего: даже находясь в пределах материальной природы, Он остается недоступным влиянию материальных гун. Точно так же неподвластны влиянию гун природы и те, кто предался Ему и сосредоточил на Нем свой разум».

КОММЕНТАРИЙ: Это стих из «Шримад-Бхагаватам» (1.11.38).

ТЕКСТ 88

эи мата гитатеха пунах пунах кайа

сарвада ишвара-таттва ачинтйа-шакти хайа

эи мата — таким образом; гитатеха — в «Бхагавад-гите»; пунах пунах — снова и снова; кайа — говорится; сарвада — всегда; ишвара-таттва — сущность Абсолютной Истины; ачинтйа-шакти хайа — является непостижимой.

В «Бхагавад-гите» тоже не один раз говорится, что Абсолютная Истина обладает непостижимой энергией.

ТЕКСТ 89

ами та’ джагате васи, джагат амате

на ами джагате васи, на ама джагате

ами — Я; та’ — поистине; джагате — в материальном мире; васи — пребывающий; джагат — все материальное творение; амате — во Мне; на — не; ами — Я; джагате — в материальном мире; васи — пребывающий; на — не; ама — во Мне; джагате — материальный мир.

[Господь Кришна сказал:] «Я пребываю в материальном мире и материальный мир покоится во Мне. Но в то же время Я нахожусь за его пределами и, по сути, он не покоится на Мне».

КОММЕНТАРИЙ: Ничто не происходит без воли Господа, наделяющего всех и вся необходимой силой. Все проявленное творение покоится на энергии Господа, однако это не значит, что материальный мир тождествен Верховной Личности Бога. Облако находится в небе, но это не означает, что небо и облако едины и неотличны друг от друга. Точно так же обладающая разнообразными качествами материальная природа и все ее порождения ни в коем случае не тождественны Верховному Господу. Верховный Господь свободен от склонности наслаждаться материальной природой, майей. Когда Он нисходит в материальный мир, Он сохраняет Свою духовную природу и остается неподвластным влиянию материальных гун. Где бы Господь ни находился — в материальном или духовном мире, — Он неизменно повелевает всеми энергиями. Ничем не оскверненная духовная природа вечно пребывает в Нем. Господь нисходит в материальный мир в различных образах, чтобы явить здесь Свои игры, но при этом Он все равно остается источником мироздания.

Материальное творение не может существовать отдельно от Верховного Господа, однако, несмотря на эту связь, Сам Господь Вишну, Верховная Личность Бога, никогда не попадает под влияние материи. Его изначальный образ, исполненный вечного блаженства и знания, не подвержен воздействию трех гун природы. Такова особенность непостижимых энергий Верховного Господа.

ТЕКСТ 90

ачинтйа аишварйа эи джаниха амара

эи та’ гитара артха каила парачара

ачинтйа — непостижимое; аишварйа — богатство; эи — это; джаниха — знай; амара — Мое; эи та’ — это; гитара артха — значение «Бхагавад- гиты»; каила парачара — провозгласил (Господь Кришна).

«О Арджуна, знай, что в этом — Мое непостижимое могущество». Такова истина, провозглашенная Господом Кришной в «Бхагавад- гите».

ТЕКСТ 91

сеи та’ пуруша йанра `амша’ дхаре нама

чаитанйера санге сеи нитйананда-рама

сеи та’ — это; пуруша — Верховная Личность; йанра — которого; амша — часть; дхаре нама — называется; чаитанйера санге — со Шри Чайтаньей Махапрабху; сеи — тот; нитйананда-рамаГосподь Нитьянанда или Баларама.

Этого Маха-пурушу [Каранодакашайи Вишну] называют полной экспансией Господа Нитьянанды-Баларамы, ближайшего спутника Господа Чайтаньи.

ТЕКСТ 92

эи та’ навама шлокера артха-виварана

дашама шлокера артха шуна дийа мана эи та’ — таково; навама шлокера — девятого стиха; артха-виварана — объяснение смысла; дашама шлокера — десятого стиха; артха — значение; шуна — послушайте; дийа мана — уделив внимание.

Так я объяснил девятый стих, а теперь приступаю к обдяснению десятого стиха. Пожалуйста, слушайте внимательно.

ТЕКСТ 93

йасйамшамшах шрила-гарбхода-шайи

йан-набхй-абджам лока-сангхата-налам

лока-сраштух сутика-дхама дхатус

там шри-нитйананда-рамам прападйе

йасйа — которого; амша-амшах — экспансия (полной) экспансии; шрила-гарбха-уда-шайи — Гарбходакашайи Вишну; йат — которого; набхи- абджам — лотос, растущий из пупка; лока-сангхата — всего множества планет; налам — имеющий стебель-вместилище; лока-сраштух — Господа Брахмы, творца планет; сутика-дхама — место рождения; дхатух — создателя; там — Ему; шри-нитйананда-рамам — Господу Балараме в облике Шри Нитьянанды; прападйе — предаюсь.

Я в почтении склоняюсь к стопам Шри Нитьянанды Рамы, частью полной экспансии которого является Гарбходакашайи Вишну. Из пупка Гарбходакашайи Вишну вырастает лотос, откуда рождается Брахма, творящий вселенную. В стебле этого лотоса покоятся все планеты вселенной.

КОММЕНТАРИЙ: В «Махабхарате» (Шанти-парва) сказано, что Анируддха — это тот же Прадьюмна. И Он же — отец Брахмы. Таким образом, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну являются неотличными друг от друга полными экспансиями Прадьюмны, изначального Божества, которому поклоняется рожденный из лотоса Брахма. Именно Прадьюмна наделяет Брахму способностью править вселенной. Полное описание рождения Брахмы дается в «Шримад-Бхагаватам» (3.8.15 ? 16).

В «Лагху-бхагаватамрите», которая содержит описание трех пуруш, сказано, что Гарбходакашайи Вишну имеет четыре руки и что, когда Он входит в пространство вселенной и ложится на воды Молочного океана, Он становится Кширодакашайи Вишну — Сверхдушой всех живых существ, включая полубогов. В «Сатвата-тантре» говорится, что третье воплощение пуруши, Кширодакашайи Вишну, пребывает в сердце каждого в образе Сверхдуши. Это экспансия Гарбходакашайи Вишну, с помощью которой Господь являет Свои игры в материальной вселенной.

ТЕКСТ 94

сеи та’ пуруша ананта-брахманда сриджийа

саба анде правешила баху-мурти хана

сеи — то; та’ — поистине; пуруша — воплощение; ананта-брахманда — бесчисленные вселенные; сриджийа — сотворив; саба — все; анде — в яйцеподобные вселенные; правешила — вошел; баху-мурти хана — приняв различные образы.

Сотворив миллионы вселенных, первый пуруша вошел в каждую из них в образе Шри Гарбходакашайи Вишну.

ТЕКСТ 95

бхитаре правеши’ декхе саба андхакара

рахите нахика стхана карила вичара

бхитаре — внутрь (вселенной); правеши’ — войдя; декхе — видит; саба — все; андха-каратьма; рахите — оставаться; нахика — нет; стхана — места; карила вичара — подумал.

Гарбходакашайи Вишну вошел во вселенную и обнаружил, что там царит только тьма и у Него нет обители. Тогда Он погрузился в размышления.

ТЕКСТ 96

ниджанга — сведа-джала карила сриджана

сеи джале каила ардха-брахманда бхарана

ниджа-анга — Своего тела; сведа-джала — воду из испарины; карила сриджана — сотворил; сеи джале — той водой; каила — совершил; ардха- брахманда — половины вселенной; бхарана — наполнение.

После этого Он сотворил воду, которая в виде пота изошла из Его тела и заполнила половину вселенной.

ТЕКСТ 97

брахманда-прамана панчашат-коти-йоджана

айама, вистара, дуи хайа эка сама

брахманда-прамана — размеры вселенной; панчашат — пятьдесят; коти — десять миллионов; йоджана — расстояний примерно в тринадцать километров; айама — длина; вистара — ширина; дуи — обе; хайа — суть; эка сама — одно и то же.

Вселенная простирается на пятьсот миллионов йоджан [примерно 6 500 000 000 километров]. Она имеет одинаковую протяженность в длину и ширину.

ТЕКСТ 98

джале бхари’ ардха танха каила ниджа-васа

ара ардхе каила чаудда-бхувана пракаша

джале — водой; бхари’ — заполнив; ардха — половину; танха — там; каила — сделал; ниджа-васа — Свою обитель; ара — в другой; ардхе — половине; каила — совершил; чаудда-бхувана — четырнадцати миров; пракаша — проявление.

В той части вселенной, что была заполнена водой, Гарбходакашайи Вишну создал Свою обитель, а в другой ее части Он проявил четырнадцать миров.

КОММЕНТАРИЙ: Названия четырнадцати миров перечислены в пятой главе Второй песни «Шримад-Бхагаватам». К высшим мирам, или планетным системам, относятся: 1) Бху, 2) Бхувар, 3) Свар, 4) Махар, 5) Джанас, 6) Тапас и 7) Сатья. А к низшим относятся такие планетные системы: 1) Тала, 2) Атала, 3) Витала, 4) Нитала, 5) Талатала, 6) Махатала и 7) Сутала. Низшие планеты имеют общее название Патала. Три из высших планетных систем — Бху, Бхувар и Свар — образуют Сваргалоку, а остальные носят название Мартьи. Таким образом, вся вселенная именуется Три-локой.

ТЕКСТ 99

танхаи праката каила ваикунтха ниджа-дхама

шеша-шайана-джале карила вишрама

танхаи — там; праката каила — проявил; ваикунтха — духовный мир; ниджа-дхама — Свою обитель; шеша — Господа Шеши; шайана — на ложе; джале — на водах; карила вишрама — отдыхал.

Он проявил Вайкунтху, которая стала Ему обителью, и возлег посреди вод на ложе из Господа Шеши.

ТЕКСТЫ 100-101

ананта-шаййате танха карила шайана

сахасра мастака танра сахасра вадана

сахасра-чарана-хаста, сахасра-найана

сарва-аватара-биджа, джагат-карана

ананта-шаййате — на Господе Ананте, служащем ложем; танха — там; карила шайана — возлег; сахасра — тысячи; мастака — голов; танра — Его; сахасра вадана — тысячи лиц; сахасра — тысячи; чарана — ног; хаста — рук; сахасра-найана — тысячи глаз; сарва-аватара-биджа — семя всех воплощений; джагат-карана — причина возникновения материального мира.

Господь Ананта Шеша — ложе, на котором возлежит Гарбходакашайи Вишну. Это божественный змей с тысячами голов, тысячами ликов, тысячами глаз, рук и ног. Он — семя всех воплощений и причина возникновения материального мира.

КОММЕНТАРИЙ: В океане, который был создан из пота Гарбходакашайи Вишну, Господь возлежит на полной экспансии Вишну, имя которой — Шеша. Ананта-Шеша описан в «Шримад-Бхагаватам» и четырех Ведах:

сахасра-ширша пурушах сахасракшах сахасра-пат

са бхумим вишвато вритватйатиштхад дашангулам

Вишну, именуемый Ананта-шаяной, имеет тысячи рук и ног, и тысячи глаз, Он — непосредственный источник всех воплощений в материальном мире.

ТЕКСТ 102

танра набхи-падма хаите утхила эка падма

сеи падме хаила брахмара джанма-садма

танра — Его; набхи-падма — лотосоподобного пупка; хаите — из; утхила — вырос; эка — один; падма — цветок лотоса; сеи падме — на том лотосе; хаила — было; брахмара — Господа Брахмы; джанма-садма — место рождения.

Из пупка Гарбходакашайи Вишну вырос лотос, на котором родился Господь Брахма.

ТЕКСТ 103

сеи падма-нале хаила чаудда-бхувана

тенхо брахма хана сришти карила сриджана

сеи падма-нале — в стебле того лотоса; хаила — были; чаудда-бхувана — четырнадцать миров; тенхо — Он; брахма хана — став Брахмой; сришти — мир; карила сриджана — создал.

В стебле того лотоса расположились четырнадцать миров. Так, проявившись через Брахму, Верховный Господь сотворил все мироздание.

ТЕКСТ 104

вишну-рупа хана каре джагат палане

гунатита-вишну спарша нахи майа-гуне

вишну-рупа — облик Господа Вишну; хана — приняв; каре — осуществляет; джагат палане — сохранение материального мира; гуна-атита — вне материальных качеств; вишну — Господь Вишну; спарша — соприкосновения; нахи — нет; майа-гуне — с материальными качествами.

В образе Господа Вишну Он хранит этот мир. Поскольку Вишну занимает положение вне материальных качеств, материальные гуны не могут Его коснуться.

КОММЕНТАРИЙ: Шри Баладева Видьябхушана пишет, что, хотя Вишну является Божеством,

Скачать:TXTPDF

Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн