Скачать:TXTPDF
Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

и становится основой нашего следующего

грубого тела. В Бхагавад-гите (8.6) Господь Кришна говорит:

йам йам вапи смаран бхавам

тйаджатй анте калеварам

там там эваити каунтейа

сада тад-бхава-бхавитах

О каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, этого

состояния он и достигнет. Состояние тонкого тела перед смертью опреде-

ляется действиями грубого тела на протяжении всей жизни. Если научить

человека совершенствовать свое тонкое тело, развивая сознание Кришны,

то в момент смерти его тонкое тело породит такое грубое тело, в кото-

ром он будет заниматься преданным служением Кришне, а если он достиг

высокой ступени сознания Кришны, то не получит нового материального

тела, но сразу обретет духовное тело и в нем вернется домой, к Богу. В

этом совершенство человеческой жизни.

12 * Ослепленный вожделением ( Вишнудуты вступают в спор с ямадутами )

В юности этот брахман Аджамила изучил все Веды, был благонравным,

праведным и очень добродетельным. Он неукоснительно исполнял все

предписания Вед, был кроток и учтив, держал в узде ум и чувства.

Аджамила всегда говорил правду, умел верно произносить ведические

мантры и был очень чистоплотен. Он чтил духовного учителя, бога огня,

гостей и старших членов семьи. Ему была чужда гордыня, он был спра-

ведлив и добр ко всем, благовоспитан, говорил очень обдуманно и нико-

му не завидовал.

Однажды брахман Аджамила по приказанию отца пошел в лес за плодами,

цветами и травами самит и куша. Возвращаясь домой, он увидел распут-

ного шудру, представителя самого низкого сословия, который бесстыдно

обнимал и целовал блудницу. Шудра, как ни в чем не бывало, пел и

смеялся. И он и блудница были пьяны. Блудница, полураздетая, опьяне-

ло вращала глазами. Такими и застал их Аджамила.

Когда Аджамила увидел, как шудра руками, желтыми от куркумы, обни-

мал блудницу, дотоле дремавшие страсти вдруг пробудились в его сер-

дце и он поддался им, охваченный иллюзией.

Аджамила постарался вспомнить, что шастры запрещают даже смотреть

на женщин. Призвав на помощь знание и разум, он отчаянно боролся с

вожделением. Но Камадева в его сердце был сильнее, и ум Аджамилы от-

казался повиноваться (Бхаг., 6.1.56—62).

Брахманские добродетели

Ямадуты, посланцы Ямараджи, объясняют, что есть благочестие и что

есть грех, и как живое существо запутывается в сетях материального ми-

ра. Рассказывая о жизни Аджамилы, они отмечают, что в прежние времена

он был знатоком Вед. Кроме того, он был благовоспитан, чистоплотен и

незлобив. Поистине, он был образцом добродетели, то есть образцовым

брахманом. Брахман должен исполнять все предписания Вед, быть правед-

ным и очень добродетельным. Таковы, согласно этим стихам, признаки

благочестия.

Как истинный брахмачари, Аджамила хранил целомудрие, был мягкосерде-

чен, правдив, чист в помыслах и делах. Как же случилось, что он пал и

едва не предстал перед судом Ямараджи? Обо всем этом будет рассказано

далее.

Поскольку Аджамила родился в семье брахмана, он был шрута-сампанной.

Это значит, что он с детства слушал Веды и очень хорошо их знал. В

Индии брахманов называют пандитами, учеными. Брахман не может быть не-

веждой или негодяем. Поэтому тот, кто не знает Вед, не вправе назы-

ваться брахманом. Но изучать Веды так, как это делают современные фи-

лософы, не имеет смысла. Знания, полученные из Вед, надо применять в

жизни. Современные философы читают Веданту с сигаретой в зубах, но что

даст такое изучение Веданты? Нам доводилось видеть многих, с позволе-

ния сказать, санньяси, которые рассуждали о Ведантасутре и при этом не

переставая курили. Но не таков был Аджамила. Он не только изучал и

знал Веды, но и был очень благонравным. После того как брахман под ру-

ководством духовного наставника изучит Веды, он проходит через очисти-

тельный обряд, называемый упанаяна-самскара, и обретает второе рожде-

ние — становится двиджей. Тогда ему вручают священный шнур. Шнур

свидетельство того, что человек формально принял духовного учителя.

Это нечто вроде знака отличия.

Тот, кто не обрел второе рождение, не способен понять Веды. Если че-

ловек немного знает санскрит, это еще не значит, что он постиг веди-

ческую мудрость. Многие западные ученые переводили Веды на свои языки,

но мы не считаем их переводы авторитетными, поскольку изучающий Веды

должен быть двиджей, дваждырожденным. А двиджей можно считать лишь че-

ловека правдивого, обуздавшего ум и чувства, чистоплотного, простого,

терпимого, обладающего духовным знанием и поступающего в соответствии

с ним, а также твердо верящего в Бога, Кришну. Это — истинный брахман,

который может изучать Веды и понять их суть.

Аджамила не только родился в семье брахмана, но и в юности глубоко

изучил Веды. Он был кротким (шилаван). Он также был сад-ачарой. Это

значит, что он был очень опрятным, вставал рано, посещал мангала-ара-

ти и другие службы в храме. Иными словами, он был кладезем добродете-

лей. Мы тоже станем сад-ачарами, если будем ежедневно посещать мангала

арати и повторять шестнадцать кругов мантры Харе Кришна на четках. Так

мы постепенно очистимся от материальной скверны.

Когда ученик получает посвящение от духовного учителя, он дает обет

ежедневно уделять время духовным занятиям. Даже шестеро Госвами Врин-

давана, которые были свободными душами, каждый день подолгу повторяли

маха-мантру и никогда не забывали кланяться Божествам и преданным.

Рагхунатха дас Госвами, например, простирался ниц (делал дандаваты)

определенное число раз в день. Это говорит о том, что Госвами были

дхрита-вратами — людьми, способными давать суровые обеты и твердо ис-

полнять их. Не совершая аскезы и не исполняя обетов, нельзя прибли-

зиться к Богу. Тот, кто искренне желает достичь духовного совершен-

ства, должен строго следовать этим регулирующим принципам.

Аджамила обладал всеми брахманскими качествами и знал все необходи-

мые брахманам мантры: мантру гаятри, Харе Кришна маха-мантру и другие.

Он неустанно служил своему гуру. Это — главное качество брахмана. В

ведические времена члены семей, принадлежащих к высшим сословиям,

вставали рано утром, омывались и, прочитав ведические мантры, соверша-

ли огненное жертвоприношение. В их домах непрерывно горел жертвенный

огонь, агни. Все члены семьи предлагали подношения огню, гуру и стар-

шим в доме. Таким образом они ежедневно почитали мать, отца и духовно-

го учителя. Теперь так не делают, но в ведические времена с этого на-

чинался каждый день.

Замечательный пример того, как следует почитать старших, показал Ма-

хараджа Юдхиштхира, великий праведный царь из рода Пандавов. Уже пос-

ле битвы на Курукшетре Юдхиштхира и четверо его братьев каждый день

приходили к Дхритараштре, который был братом их отца, и выражали ему

почтение. Дхритараштра всю жизнь пытался с помощью разных уловок погу-

бить Пандавов и даже начал против них войну, но в результате в ней по-

гибли все сто его сыновей. Однако, даже проиграв войну, он не желал

принимать у себя племянников, уязвляя этим царя Юдхиштхиру.

Однажды к Дхритараштре пришел его младший брат Видура, который был

великим вайшнавом. Он стал укорять Дхритараштру: Было время, когда ты

воевал с Пандавами, а теперь, состарившись, живешь в доме царя Юдхиш-

тхиры. Он кормит тебя, а ты все равно не желаешь принимать его, даже

как гостя. Неужели ты совсем утратил стыд? Видура сказал это только

для того, чтобы помочь брату освободиться от привязанности к семейной

жизни. Дхритараштра был стар, все его сыновья погибли, а он попрежне-

му сидел в царских покоях, вкусно ел и пил. Вот как сильна привязан-

ность к семейному очагу. Видура не щадил брата: Ты так стар, что уже

харкаешь слизью. У тебя больная печень. Тебе скоро умирать, а ты си-

дишь на мягких подушках, совсем как пес. Неужели и стыда у тебя не

больше, чем у пса, который только и ждет, когда хозяин бросит ему

кость?

Когда Дхритараштра услышал эти нелицеприятные слова, его окаменев-

шее сердце дрогнуло. Он согласился: Да, это правда. Видура, брат мой,

скажи, что же мне делать?

Видура ответил: Немедленно отправляйся вместе со мною в лес. Прове-

ди свои последние дни в сознании Кришны. Тогда, не сказав никому ни

слова, Дхритараштра вместе с Видурой и Гандхари, своей верной женой,

ушел в лес, чтобы посвятить остаток дней медитации на Господа.

Наутро царь Юдхиштхира, как обычно, пришел, чтобы почтить Дхритараш-

тру, — и не нашел в его покоях ни души. Он встревожился, ведь Дхрита-

раштра был глубоким стариком. Тут перед Юдхиштхирой появился великий

мудрец Нарада. Не волнуйся, — сказал он. — Дхритараштра и Гандхари уш-

ли в лес вместе с Видурой.

Из этой истории, рассказанной в Шримад-Бхагаватам, становится ясно,

что значит почитать старших. Выполнив утренние обязанности, нужно пой-

ти и выразить почтение духовному учителю и старшим членам семьи. Необ-

ходимо также почтительно относиться к гостям. Обычно мы заранее знаем,

когда к нам придут гости, и готовимся к их встрече. Но бывает и так,

что гость приходит неожиданно, однако его тоже надо принять как сле-

дует.

Есть еще такое правило: хозяин дома должен сначала накормить стар-

ших членов семьи, потом детей и потом всех остальных. Сам он ест пос-

ледним, но, прежде чем приняться за еду, он должен выйти на улицу и

громко крикнуть: Эй, кто голоден, заходи! Я еще не начинал есть и бу-

ду рад накормить любого! Надо всегда держать дома еду для нежданного

гостя. Согласно Ведам, если кто-нибудь приходит в дом и говорит: Мой

господин, я голоден, хозяин должен отдать гостю свою долю, даже если

сам при этом останется голодным. Таков настоящий грихастха-ашрам. Я не

раз видел: молодой человек не закурит в присутствии старшего без его

разрешения, даже если это посторонний. Он окажет уважение даже посто-

роннему, не говоря уже о собственном отце или старшем брате. В веди-

ческом обществе старших принято почитать. Это хоть и не строгое прави-

ло, но очень устойчивая традиция.

Итак, Аджамила с юных лет чтил духовного наставника и старших в до-

ме. Это одно из качеств человека, именуемого сад-ачарой. Другое его

качество — незлобивость. Аджамила был добр ко всем. Настоящий брахман

друг всем живым существам, даже муравьям.

Здесь можно вспомнить историю о Нараде Муни и охотнике. Проходя од-

нажды через лес, недалеко от Праяга, Нарада увидел множество зверей и

птиц, пронзенных стрелами, но все еще живых.

Не в силах смотреть на их страдания, Нарада воскликнул:

— Кто же этот мучитель, что так убивает этих несчастных зверей?

В ответ на его возглас из чащи вышел дикарь-охотник Мригари:

— О мудрец, предоставь мне заниматься моим делом. Если ты пришел

попросить оленью шкуру, я тебе ее дам.

— Мне не нужна оленья шкура, но скажи, почему ты оставляешь свои

жертвы умирать в таких муках. Это большой грех. Лучше убивай их сразу.

— Я охочусь так, как учил меня отец, — ответил охотник. — Я не

знал, что это грех.

— Это великий грех. Тебе придется много страдать за него.

Охотник глубоко задумался.

— Что же мне делать? — наконец спросил он.

— Оставь это гнусное ремесло.

— А что я буду есть?

— Я сам позабочусь о твоем пропитании.

— Ладно, если так, я больше не буду заниматься охотой.

Мудрец Нарада велел Мригари сесть на берегу Ганги, перед священным

деревцем туласи, и повторять мантру Харе Кришна. А сам отправился в

ближайшую деревню и объявил, что на берегу Ганги сидит чистый вайшнав

и повторяет святые имена Господа. Когда жители деревни увидели Мрига-

ри, сидящего на берегу и мирно повторяющего джапу, их удивлению не бы-

ло границ: Неужели он и впрямь бросил охоту и теперь повторяет мантру

Харе Кришна? Они стали часто приходить на берег Ганги, чтобы повидать

Мригари. Селяне

Скачать:TXTPDF

Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн