приносили ему рис, дал, фрукты и другие продукты. Воз-
ле Мригари начала расти гора еды.
Бывший охотник Мригари недоумевал: Зачем мудрец Нарада посылает мне
столько еды? Ведь у меня, кроме жены, никого нет. Тогда он начал раз-
давать еду людям. Так, ежедневно повторяя мантру Харе Кришна и разда-
вая прасад, он стал идеальным вайшнавом. (Повторять маха-мантру Харе
Кришна и раздавать прасад принято и в Движении сознания Кришны. Мы де-
лаем это в каждом храме.)
Прошло какое-то время. Однажды Нарада Муни сказал своему другу, муд-
рецу Парвате: У меня есть один замечательный ученик, который раньше
был охотником. Пойдем посмотрим, как у него дела. Парвата согласился.
Подойдя к жилищу Мригари, они увидели, что тот ходит подпрыгивая. За-
метив Нараду, Мригари хотел было припасть к его стопам, но, прежде чем
сделать это, краем дхоти старательно смел в сторону всех муравьев,
чтобы никого не раздавить. Он и подпрыгивал для того, чтобы не насту-
пить на муравьев. И это был тот самый охотник, который совсем недавно
мучил несчастных зверей! Теперь он не мог убить даже муравья. Таков
вайшнав.
Итак, Аджамила был незлобивым, как и подобает брахману, и к тому же
нисколько не гордился своей ученостью. Он был свободен от аханкары,
ложного эго. Само слово аханкара означает: Я делаю то, я делаю это.
Когда мы так думаем, то начинаем мнить себя великими. Аджамила не был
гордым, не был он и завистливым. В наше время люди пали так низко, что
все друг другу завидуют. Но истинный брахман, каким был Аджамила, не
знает зависти. Только тот, кто обладает брахманскими добродетелями и
живет, как подобает брахману, может освободиться из материального пле-
на.
В западне вожделения
К несчастью, Аджамила, как видно из этих стихов, утратил право назы-
ваться брахманом. Однажды, когда он был совсем еще молодым, отец ве-
лел ему пойти в лес и собрать цветы и травы для поклонения Божеству.
По дороге домой Аджамила среди бела дня увидел на дороге распутную
женщину в объятиях шудры, человека низшего сословия, и в этом стихе
ярко описана представшая перед ним картина. Пьянство встречалось и в
прежние века, хотя и не столь часто. Но сейчас, в век Кали, этому по-
року предаются на каждом шагу, потому что современные люди потеряли
всякий стыд. В то далекое время один вид пьяного шудры и падшей женщи-
ны совратил Аджамилу, который был примерным брахмачари. В наше время
подобные сцены далеко не редкость, и можно представить, что испыты-
вает ученик-брахмачари, когда наблюдает их. Только если брахмачари ни
на йоту не отступает от регулирующих принципов, он может в таких слу-
чаях сохранить стойкость. Но, как бы там ни было, если мы со всей ис-
кренностью примем сознание Кришны, то сможем устоять против любых гре-
ховных соблазнов.
В нашем Движении запрещен секс вне брака, употребление спиртного,
табака, наркотиков и мясной пищи, а также азартные игры. В Кали-югу,
особенно в странах Запада, пьяная, полуголая женщина в обнимку с пья-
ным мужчиной — привычное зрелище, и, видя такие сцены, очень трудно
обуздывать свои желания. Но если все же по милости Кришны преданный
остается верен своим обетам и повторяет мантру Харе Кришна, то Кришна
обязательно защитит его. Кришна Сам говорит, что не даст Своему пре-
данному погибнуть: каунтейа пратиджанихи на ме бхактах пранашйати.
Поэтому все ученики, практикующие сознание Кришны, должны послушно
следовать всем нашим предписаниям и постоянно повторять святое имя
Господа. Тогда бояться им будет нечего. В противном случае положение
ученика, особенно сейчас, в Калиюгу, будет очень шатким.
В юности Аджамила дал обет следовать принципам духовной жизни. Но,
как видно, даже человек, обладающий высокими качествами, может не
удержаться и пасть. Началом грехопадения Аджамилы стала сцена, кото-
рую он увидел в лесу: шудра на виду у всех занимался сексом с блудни-
цей. Всем известно, что мужья и жены вступают в половые отношения, но
делать это нужно наедине. Совокупляться на виду у всех могут только
животные, но не люди. Постоянная смена партнеров тоже великий грех. В
наше время это стало обычным во всем мире, и особенно в странах Запа-
да. Какая-нибудь молоденькая девушка думает: Найду себе парня, завле-
ку его и буду с ним спать. Но сразу выходить замуж — нет, нет! Я сна-
чала попробую одного, потом другого, третьего, а когда найду такого, с
которым буду счастлива, тогда и выйду замуж. Это — мысли распутницы.
Молодые парни тоже охотятся за девушками. Такова западная молодежь, не
получившая духовного образования.
В этом обществе, обществе кошек и собак, не может быть ни мира, ни
покоя. Все главы государств говорят о мире. Созываются мирные конфе-
ренции, принимаются резолюции, но мира как не было, так и нет. Мира не
будет до тех пор, пока не изменится само общественное устройство, а
это произойдет, только когда люди обратятся к сознанию Кришны.
Сознание Кришны развивается в общении с преданными, так же как гре-
ховное сознание развивается в общении с дурными людьми. В Шримад-Бха-
гаватам (5.5.2) Господь Ришабхадева говорит: махат-севам дварам ахур
вимуктес тамо-дварам йошитам санги-сангам — Тот, кто желает обрести
освобождение, должен служить махатмам, чистым преданным Господа, а
тот, кто стремится в ад, может искать общества людей, волочащихся за
женщинами. Современных людей, называющих себя цивилизованными, обуре-
вает вожделение, и им нет дела до сознания Кришны. Они не хотят почи-
тать старших. Они предаются разврату где угодно — на улицах, на пля-
жах, в кино. Вся реклама пропитана похотью, потому что это привлекает
людей. Так безбожники подливают масла в огонь вожделения и толкают лю-
дей в ад.
Добродетель Аджамилы была погублена, когда он увидел обнимающихся
шудру и блудницу. Оба были пьяны и смотрели друг на друга помутившими-
ся глазами. Женщина была полураздета. Сейчас модно носить очень откро-
венные наряды, но это дурная мода. Такие наряды нужны только для того,
чтобы разжечь похоть. Известно, что порошок куркумы тоже возбуждает
страсть. Поэтому шудра и обсыпал себя куркумой. И шудра, и блудница
были так порочны, что утратили всякий стыд. Их не заботило, что ска-
жут люди. Они улыбались, смеялись, пели песни и обнимали друг друга, а
юный Аджамила видел все это, когда проходил мимо.
В наши дни такие сцены стали обычными на киноэкранах. Нетрудно пред-
ставить, какое сознание развивается у современной молодежи. Аджамиле
стоило один раз увидеть подобную картину, и он пал. Так была погубле-
на его духовная жизнь. Он застыл, словно пораженный громом. Когда че-
ловек оказывается во власти Камы, он теряет все плоды образования и
воспитания. Поэтому нужно оградить себя от общества, пропитанного по-
хотью и развратом, где мужчины свободно общаются с женщинами. Чанакья
Пандит советует: Избегайте общения с теми, кто слишком сильно привя-
зан к чувственным наслаждениям. Лучше общайтесь с преданными — с теми,
кто стремится к духовному совершенству. Вот почему в ведическом об-
ществе мальчиков с пяти лет посылали обучаться духовной науке в гуру-
кулу — в дом истинного духовного учителя.
Тому, кто не обладает достаточным знанием и терпением и не умеет
обуздывать свое тело, ум и разум, совладать с вожделением необычайно
трудно. Поэтому при виде мужчины, который держал в объятиях молодую
женщину, готовую вот-вот ему отдаться, даже такой ученый брахман, как
Аджамила, не смог справиться с охватившей его похотью и пошел у нее на
поводу. Человеку очень непросто совладать с собой и противостоять
влиянию материальной жизни, если он не служит Верховному Господу и не
пользуется Его покровительством.
13 * Аджамила начинает свою беспутную жизнь ( Вишнудуты вступают в
******************************************* спор с ямадутами )
Ямадуты продолжали: Разум Аджамилы помутился, на него нашло затме-
ние, как это бывает с Солнцем и Луной, когда их заслоняет низшая пла-
нета. Аджамила стал день и ночь думать о той блуднице. Вскоре он взял
ее в свой дом служанкой и отверг все брахманские заповеди.
Желая, чтобы блудница всегда была им довольна, Аджамила расточал
отцовское наследство на дары для нее. В угоду ей он оставил все брах-
манские занятия.
Под похотливыми взглядами блудницы брахман Аджамила совсем потерял
разум и вместе с ней предался греху. Он даже отверг свою красивую мо-
лодую жену, взятую из почтенной брахманской семьи.
Лишившийся разума из-за связи с блудницей, этот негодяй, хотя и
брахман по рождению, стал зарабатывать деньги всеми правдами и неп-
равдами и тратил все, что добывал, на рожденных ею сыновей и дочерей.
Этот брахман прожил всю свою долгую жизнь бездумно. Он пренебрегал
заветами священных писаний, жил невоздержанно, ел то, что готовила
для него блудница. Поэтому он грешен, полон скверны и его всегда вле-
чет к дурному.
Аджамила не искупил грехи, и за его порочную жизнь мы должны отвес-
ти его на суд к Ямарадже. Он будет наказан по заслугам и так очистит-
ся от греха (Бхаг., 6.1.63—68).
Мы должны служить… но кому?
До этого уже было сказано, что Аджамила с детства обучался, как по-
добает брахману, и служил своему духовному учителю, отцу, другим стар-
шим членам семьи и Верховному Господу. Но, сойдясь с блудницей, он ос-
тавил все брахманские занятия и стал слугой майи, иллюзорной энергии.
Можно быть либо слугой майи, либо слугой Кришны. Изначально каждое
живое существо — слуга Кришны. Об этом говорил Господь Чайтанья: джи-
вера `сварупа’ хайа — кришнера `нитйа даса’ — Изначально все живые су-
щества — слуги Кришны (Ч.-ч., Мадхья, 20.108). В этом мире каждый
стремится стать господином. Все вместе и каждый в отдельности, мы пы-
таемся убедить себя: Я — господин всего, что меня окружает. Но это
бессмысленно, потому что по природе мы — слуги. Вместо того чтобы слу-
жить Кришне, мы служим своим чувствам. И в том и в другом случае мы
занимаем положение слуги. Поэтому разумный человек рассуждает так:
Если я все равно должен служить, то почему бы не служить Кришне? Ду-
шевно здоровым можно считать только преданного — того, кто обладает
сознанием Кришны, — поскольку только преданный понимает, что он — слу-
га Господа.
Истинная цель ведической культуры — побудить людей поклоняться Гос-
поду Кришне, но так называемые ведантисты с этим не согласны. Они пок-
лоняются полубогам и говорят, что каждый может поклоняться любому из
полубогов. Нет и еще раз нет! Ведь полубогам поклоняются даже демоны,
асуры. Равана был великим преданным Господа Шивы, а Хираньякашипу —
Господа Брахмы. Но оба они асуры. Асур — это всякий, кто не является
преданным Господа Вишну. Таково заключение Вед. Аджамила был брахма-
ном, а это значит, что он был слугой Нараяны, то есть вайшнавом.
Вайшнавом называют того, кто сознает, что Господь Кришна — это вер-
ховный властелин и верховный наслаждающийся, а все остальные живые су-
щества — Его слуги. Как хозяин наслаждается всеми благами своего име-
ния, так и Кришна наслаждается всем и всеми в материальном и духовном
мире. Кроме Кришны, никто не может наслаждаться чем бы то ни было.
Забыв о том, что мы — вечные слуги Кришны, мы служим собственным
чувствам. Увлекаемые чувствами, мы погружаемся во тьму иллюзии и в
конце концов предстаем перед судом Ямараджи. Иногда мы слышим голос
совести: Не делай этого! Но мы подчиняемся вожделению и алчности и
все-таки делаем то, чего не должны делать. Кришна, пребывая в нашем
сердце, тоже предостерегает нас: Остановись! Но мы не слушаем и про-
должаем грешить. Потворствуя чувствам, мы обрекаем