Скачать:TXTPDF
Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

себя на страдания.

Если мы в любом случае должны служить, то почему не служить Кришне?

Зачем служить чувствам, которые все равно невозможно удовлетворить?

Став слугами Бога, мы достигнем совершенства. А служа чувствам, неиз-

бежно будем страдать.

Того, кто стал слугой Кришны, именуют госвами, хозяином чувств. Так

называют человека, который отказался выполнять требования чувств, ра-

ди того чтобы следовать велениям Бога. Именно так поступили Рупа Гос-

вами и Санатана Госвами. Госвами — не кастовый титул. Прежде Рупа Гос-

вами служил министром при дворе мусульманского правителя, за что был

изгнан из общества индусов-брахманов. Но когда он оставил службу у на-

боба Хусейн-шаха и стал исполнять волю Чайтаньи Махапрабху, Господь

сделал его госвами.

Каждый истинный госвами является также вайраги: он отрекается от ми-

ра. Тот же, кто не способен отречься от мира, должен стать грихастхой,

то есть обзавестись семьей. Делать вид, что ты брахмачари или саннья-

си, и тайно заниматься сексом — великий грех. Если семьянин будет ид-

ти путем карма-йоги, то есть будет отдавать плоды своего труда Кришне,

он постепенно возвысится до истинной отрешенности. Он должен тру-

диться не ради того, чтобы наслаждаться плодами своего труда, а для

того, чтобы исполнить свой долг перед Кришной. Кришна хочет этого,

Кришна будет доволен, значит, я должен это сделать — так думает нас-

тоящий преданный. Арджуна не хотел сражаться ради собственной выгоды,

но, как только он понял: Кришна хочет, чтобы я сражался, он счел это

своим долгом: Я должен участвовать в битве, не имеет значения, хочу я

этого или нет. Если такова воля Кришны, я буду сражаться. Так думает

отрешенный преданный.

В Бхагавад-гите (18.66) Господь Кришна наставляет Арджуну: Предайся

Мне, и Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Арджуна прини-

мает наставления Кришны со словами: каришйе вачанам тава — Я сделаю

так, как Ты говоришь (Б.-г., 18.73). Если мы последуем примеру Арджу-

ны, то Кришна возьмет нас под защиту, и мы сможем преодолеть любые

трудности и в духовной, и в материальной жизни. Мы получаем наставле-

ния Кришны по цепи духовных учителей — гуру-парампаре. Принятие этих

наставлений есть шишья — добровольное подчинение духовному учителю.

Стремление к независимости заставляет нас отвергать наставления дру-

гих, даже тех, кто свободен от скверны. Но когда человек добровольно

исполняет приказы духовного учителя, он тем самым исполняет волю Криш-

ны, и его жизнь становится совершенной.

В Шримад-Бхагаватам (11.17.27) Кришна говорит:

ачарйам мам виджанийан

наваманйета кархичит

на мартйа-буддхйасуйета

сарва-дева-майо гурух

Следует знать, что ачарья — это Я Сам, и всегда почитать его. Не за-

видуй ачарье, не думай, что он простой смертный, ибо он — представи-

тель всех полубогов. Если преданный считает духовного учителя обычным

человеком и завидует ему, он неизбежно падет. Чтобы приобщиться к пре-

данному служению, надо пройти обучение у духовного наставника: пре-

даться ему, задавать вопросы и служить ему. Но тому, кто завидует ду-

ховному учителю, это недоступно.

Пагубная страсть — и святое имя

Хотя Аджамила занимал высокое положение брахмана, из-за связи с по-

рочной женщиной он так опустился, что забыл все брахманские обязаннос-

ти. Однако он сумел избежать уготованной ему страшной участи — паде-

ния в ад, ибо на пороге смерти произнес четыре слога имени Нараяны.

Свалпам апй асйа дхармасйа трайате махато бхайат: даже небольшой шаг

на пути преданного служения может спасти человека от величайшей опас-

ности. Преданное служение, начинающееся с повторения святого имени

Господа, очень могущественно: даже брахман, который пал, предавшись

разврату, может уберечься от наказания в аду, если он так или иначе

повторяет святое имя. Сила святого имени поистине необычайна. Поэтому

Господь Кришна в Бхагавад-гите советует неустанно повторять святое имя

(сататам киртайанто мам йатанташ ча дридха-вратах).

Материальный мир таит многие опасности, и никто, какое бы возвышен-

ное положение он ни занимал, не застрахован от падения. Но, повторяя

Харе Кришна маха-мантру, мы всегда сможем оставаться чистыми и непоко-

лебимыми и будем защищены от любых опасностей. Сойдясь с блудницей,

Аджамила позабыл об этом и утратил все брахманские качества. Особенно

пагубной для него была еда, приготовленная блудницей. Пища, приготов-

ленная грязной, распутной женщиной, — настоящий яд. Аджамила ел такую

пищу, и в нем все сильнее укоренялись дурные наклонности.

В этих стихах также говорится, что Аджамила расточал отцовское нас-

ледство. Обычно после смерти отца его собственность переходит по нас-

ледству к детям, и Аджамила тоже унаследовал отцовское состояние. Но

как он им распорядился? Вместо того чтобы использовать деньги на слу-

жение Кришне, он тратил их на служение распутнице. Тем самым он заслу-

жил наказание, и Ямараджа должен был покарать его. Как же это случи-

лось? Аджамила пал жертвой отравленного похотью взгляда, который бро-

сила на него эта женщина.

Только целомудренная и верная жена способна родить сыновей, которые

исполнят свой долг перед умершими предками и спасут их, если те оказа-

лись в аду. Само слово путра (сын) означает способный вызволить своих

предков из ада. Шри Чайтанья Махапрабху показал это на собственном

примере, когда отправился в Гаю принести дары Своим предкам. В Гае

есть храм Господа Вишну, где и по сей день приносят такие дары, пред-

лагая их сначала лотосным стопам Господа Вишну. Известны случаи, ког-

да отец или мать после смерти получали тела привидений и освобожда-

лись от них только после того, как дети приносили дары лотосным сто-

пам Господа Вишну в Гае. Однако тот, кто стал вайшнавом, каждым своим

поступком поклоняется Господу Вишну и тем самым спасает умерших пред-

ков. Если даже один сын в семье станет вайшнавом, он спасет четырнад-

цать поколений своих предков и четырнадцать поколений потомков. Так

утверждает Шримад-Бхагаватам.

Обуздание чувств — начало благочестивой жизни, а недозволенный секс

начало греховной жизни. Человек не должен вступать в недозволенные

половые отношения, то есть любые половые отношения, за исключением от-

ношений со своей женой, и только для зачатия ребенка. Брак предназна-

чен для зачатия детей и потому освящен религией. В Бхагавад-гите

(7.11) Господь Кришна говорит: дхармавируддхо бхутешу камо ‘сми — Я

есть половая жизнь, не противоречащая законам религии. У Чайтаньи Ма-

хапрабху был преданный, семейный человек, которого звали Шивананда Се-

на. Каждый год Шивананда вместе с другими преданными посещал Господа

Чайтанью в Пури. Он приходил туда со своей женой и детьми. Однажды,

когда он и его жена приблизились к Господу, чтобы выразить почтение,

Господь Чайтанья заметил, что жена Шивананды беременна, и посоветовал

ему: На этот раз назови ребенка Параманандой дасом. Чайтанья Махапраб-

ху не мог не знать, что беременностьрезультат половых отношений, но

Он не порицал половые отношения, если они не противоречили предписа-

ниям религии.

Известен и другой случай — с Харидасом младшим. Он был санньяси, от-

рекшимся от мира, и Господь приблизил его к себе. Однажды Харидас с

вожделением посмотрел на женщину. И хотя это было всего лишь желание

вступить с ней в связь, Господь Чайтанья Махапрабху, пребывающий в

сердце каждого как Параматма, узнал об этом. Тогда Он через других

Своих преданных велел Харидасу младшему не показываться Ему на глаза.

Сарвабхаума Бхаттачарья, Рамананда Рай и другие спутники Чайтаньи Ма-

хапрабху просили Его смилостивиться: Харидас младший — Твой вечный

слуга. Он согрешил случайно, прости его! Но Господь Чайтанья остался

непреклонным: Если вы так любите Харидаса младшего, оставайтесь с ним,

а Я уйду. После этого уже никто не осмеливался просить за Харидаса, и

он, потеряв надежду на прощение, пошел в Праяг и утопился в том месте,

где Ямуна сливается с Гангой.

Хотя Господь Чайтанья знал об этом, Он по прошествии некоторого вре-

мени спросил у Своих спутников: А где же Харидас младший?

Те ответили: О Господь, Ты отверг его, и он покончил с собой.

Да? Очень хорошо, — сказал Господь Чайтанья.

Иногда Чайтанья Махапрабху был тверже камня, а иногда — нежнее цвет-

ка. Таковы непостижимые деяния Верховной Личности Бога. Шивананда был

настоящим грихастхой: он всегда поступал в соответствии с предписания-

ми религии, которые касаются семейной жизни. А Харидас младший отрек-

ся от мира, поэтому стоило ему лишь помыслить о женщине, и Господь от-

верг его. Санньяси оставляет семью и дает обет воздержания от половой

жизни. Нарушив его, он совершает великий грех.

Итак, Аджамилу сгубила недозволенная связь с блудницей. Известно не-

мало примеров того, как даже очень чистые люди ради порочных женщин

пускали на ветер все свое наследство. Страсть к продажной женщине от-

вратительна: мужчина, охваченный такой страстью, лишается всех добро-

детелей, низко падает и разоряется. Вот почему внебрачные связи дол-

жны быть строго запрещены. Мужчине следует довольствоваться отношения-

ми со своей законной женой, и малейшее отступление от этого принципа

грозит несчастьем. Грихастха в сознании Кришны должен всегда помнить

об этом. Ему надлежит иметь не больше одной жены и мирно жить с ней,

находя удовлетворение в повторении мантры Харе Кришна. Иначе он может

в одно мгновение лишиться всех добродетелей и пасть, как пал Аджамила.

Ямадутов, которые знали, каким грешником был Аджамила, очень удиви-

ло, что вишнудуты запретили им забрать его на суд Ямараджи. Он не ис-

купил грехов и потому должен был предстать перед Ямараджей, чтобы по-

нести наказание и очиститься. Того, кто совершил убийство, надлежит

казнить, иначе после смерти он будет много и тяжко страдать за совер-

шенный грех. Точно так же те, кто очень грешен, должны понести наказа-

ние, назначенное Ямараджей, и этим смыть с себя все грехи. Поэтому

ямадуты требовали, чтобы вишнудуты позволили им отвести Аджамилу к

Ямарадже.

14 * Обманутые правителями ( Вишнудуты вступают в спор с ямадутами )

********************************************************************

Шукадева Госвами сказал: О царь, слугам Господа Вишну нет равных в

логике и споре. Выслушав ямадутов, они достойно ответили на все их

доводы.

Вишнудуты сказали: Как прискорбно, что безбожие процветает в общес-

тве хранителей религии. И вот уже стражи религии карают безгрешного и

невинного.

Хороший царь или правитель должен быть для подданных любящим отцом,

опорой и защитником. Он должен давать им советы и наказы согласно

священным писаниям и быть беспристрастным. Так поступает Ямараджа,

верховный судия, и все те, кто ему следует. Но если и они опорочат

себя неправедным судом, карая невинных, то где же людям искать защи-

ты и поддержки?

Народ берет пример со своих предводителей и следует им во всем. Он

принимает за истину все, что те считают верным. Обычные люди не

знают, как отличить религиозность от безбожия. Наивный, неразумный

обыватель подобен глупому животному, которое мирно спит, уткнув голо-

ву в колени хозяина, веря, что тот защитит его. Так разве может пра-

витель, если он поистине добр и достоин доверия, наказать или убить

неразумного человека, который искренне в него верит? (Бхаг., 6.2.1—6)

Логика и здравый смысл

Вишнудуты, как и подобает истинным слугам Господа, поступили в соот-

ветствии с логикой и здравым смыслом. Наставления Кришны — не бессмыс-

ленная догма. Религия, действительно, часто порождает догматизм, но

автор Шри Чайтанья-чаритамриты, Шрила Кришнадас Кавираджа, призывает

осмыслить проповедь Шри Чайтаньи и философию сознания Кришны, опи-

раясь на логику. Не нужно ничему следовать слепо, руководствуясь одни-

ми эмоциями. Тех, кто не прибегает к логике, могут легко обмануть мо-

шенники и шарлатаны. Некоторые так называемые проповедники уверяют,

будто человек может стать Богом, и миллионы сентиментальных глупцов

становятся их последователями. Но разве это возможно? Известен ли хоть

один случай, когда человек стал Богом? Эти беспочвенные утверждения

противоречат логике. Чтобы понять философию сознания Кришны, нужно

опираться на разум.

Однако если мы уже

Скачать:TXTPDF

Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн