Скачать:TXTPDF
Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

Бенгалии очень популярны каликиртаны. Собирают-

ся несколько человек и поют имена Кали или имена разных самозваных

аватар. Один негодяй прибавил к такому киртану имя своей жены, и его

глупые последователи приняли это. Все они майявади, и все они ведут

людей прямо в ад. Поэтому Чайтанья Махапрабху запретил Своим последо-

вателям слушать философов-майявади. Он говорил, что это пагубно влияет

на духовную жизнь и закрывает доступ к преданному служению. Мы должны

всегда вспоминать наказ Господа Чайтаньи, когда слышим призывы повто-

рять чьи-нибудь имена. Славить нужно только святое имя Вишну или Криш-

ны, и никакое другое.

Писания советуют нам повторять только имя Верховной Личности Бога,

Кришны. У Вишну тысячи имен, и, хотя в каком-то смысле Вишну и Кришна

едины, в писаниях сказано, что по своему действию тысяча имен Вишну

равнозначна одному имени Рамы, а троекратно повторенное имя Рамы дает

тот же результат, что единожды произнесенное имя Кришны. Другими сло-

вами, повторяя святое имя Кришны, можно обрести все возможные блага.

Поэтому Чайтанья Махапрабху советовал каждому повторять святое имя

Господа. Он часто произносил следующий стих из Брихан-нарадия-пураны

(38.126):

харер нама харер нама

харер намаива кевалам

калау настй эва настй эва

настй эва гатир анйатха

В наш век вражды и лицемерия единственный путь к спасению — повто-

рять святое имя Господа. Нет иного пути. Нет иного пути. Нет иного пу-

ти.

Произнося святые имена, мы очень скоро освободимся от грехов. Это и

есть начало духовной жизни. Не избавившись от последствий своих гре-

хов, мы не станем чистыми вайшнавами.

Оскорбление святого имени

Даже преданный порой может согрешить — либо по незнанию, либо в си-

лу греховных привычек, оставшихся от прошлого. Но если он искренне со-

жалеет о своем поступке: Зачем я это сделал?! Когда же, наконец, я пе-

рестану грешить!, — Верховный Господь, видя раскаяние преданного,

простит его. Если же преданный грешит сознательно, считая, что, пос-

кольку он повторяет мантру Харе Кришна, Господь обязан его помиловать,

— ему не будет прощения.

Если преданный грешит, надеясь на силу маха-мантры, он повинен в ос-

корблении святого имени — нама-апарадхе. Есть десять оскорблений свя-

того имени, и грешить в надежде на искупительную силу святого имени —

наиболее серьезное из них. Если человек, которого святое имя очистило

от греха, снова начинает грешить, он совершает ужасное преступление.

Даже проступок, который для обычного человека не считается серьезным,

становится тяжелым преступлением для того, кто повторяет мантру Харе

Кришна. Для высокопоставленного чиновника злоупотребление служебным

положением и взяточничество — тяжкие преступления. Таких людей наказы-

вают строже, чем других. Если обыкновенный человек что-нибудь украдет,

его, конечно, накажут. Но если кражу совершит полицейский, его нака-

жут гораздо суровее. Таков закон. Подобно этому, тот, кто злоупотреб-

ляет милостью святого имени, думая: Теперь я повторяю мантру Харе

Кришна, поэтому, даже если и совершу грех, буду прощен,

— не получит высшего блага от повторения святого имени. Такой человек

оказывается в замкнутом круге: он очищается, затем снова совершает

грех, опять очищается и опять грешит. Так он никогда не получит осво-

бождения.

Тем не менее нужно твердо верить, что нет таких грехов, которые

нельзя было бы искупить повторением святого имени. Одно из десяти ос-

корблений святого имени состоит в том, чтобы думать, будто оно не спо-

собно очистить от греха. Те, кто хочет без оскорблений повторять Харе

Кришна маха-мантру, не должны подвергать сомнению слова шастр о необы-

чайном могуществе святых имен Кришны. По словам вишнудутов, повторе-

ние святого имени Господа Вишну — высшее искупление всех грехов. Одна-

ко зачастую результат повторения незаметен именно потому, что, повто-

ряя мантру Харе Кришна, человек продолжает грешить.

Совершенство повторения маха-мантры

Итак, чтобы достичь цели повторения святых имен, нужно стараться во

что бы то ни стало избегать греха. Повторяя Харе Кришна маха-мантру,

человек очищается от всех последствий прежних грехов, и если более не

грешит, то очень быстро совершенствуется в преданном служении. Тогда

его ум обращается к лотосным стопам Кришны. Если мы повторяем мантру

Харе Кришна без оскорблений, то полностью освобождаемся от греха, и

наша привязанность к Верховному Господу в преданном служении становит-

ся все сильнее.

Однажды между Харидасом Тхакуром и одним невежественным брахманом

завязался спор о могуществе святого имени Кришны. В собрании вайшна-

вов Харидас Тхакур сказал: Если человек повторяет святое имя Господа

без оскорблений, он не только поднимается на духовную ступень брах-

ма-бхута — в его сердце пробуждается дремавшая до этого любовь к Богу,

и он без всяких усилий обретает освобождение.

Святое имя не всесильно, — возразил брахман. — Известно, что

обрести спасение можно, только совершая аскезу, ты же говоришь,

что можно спастись, повторяя мантру Харе Кришна. Смотри, если это

не подтвердится, я отрежу тебе нос.

Харидас Тхакур ответил: Если повторение мантры Харе Кришна, по-

мимо прочего, не приводит к освобождению, я сам отрежу себе нос.

Услышав, как брахман оскорбил Харидаса Тхакура, собравшиеся

пришли в гнев и тут же прогнали обидчика. Вскоре после этого

брахман заразился проказой, и его красивый нос сгнил и отвалился.

Этот случай описан в Шри Чайтанья-чаритамрите.

Есть три стадии повторения святого имени: оскорбительное повто-

рение, повторение после освобождения и повторение, проникнутое

любовью к Богу. Эти стадии можно сравнить со стадиями созревания

плода манго. Незрелое манго имеет кислый вкус, но, по мере того

как плод созревает, он становится все слаще и слаще. Сначала мы

повторяем святые имена без особого желания, но, когда получаем

освобождение, это повторение кажется нам таким сладостным, что мы

уже не можем его оставить. Неповторимую сладость святого имени

воспел Шрила Рупа Госвами:

тунде тандавини ратим витануте

тундавали-лабдхайе

карна-крода-кадамбини гхатайате

карнарбудебхйах сприхам

четах-прангана-сангини виджайате

сарвендрийанам критим

но джане джанита кийадбхир амритаих

кришнети варна-двайи

Сколько нектара в этих двух слогах — «Криш-на»! Когда мы произносим

святое имя Кришны, оно будто танцует у нас на языке. И тогда мы же-

лаем, чтобы у нас были тысячи языков! А когда звуки святого имени вли-

ваются в наши уши — мы хотим, чтобы у нас были миллионы ушей! Когда же

святое имя танцует на площади нашего сердца, оно подчиняет себе ум, и

вместе с умом замирают все чувства.

Вот что испытывает тот, кто повторяет святые имена, будучи освобож-

денным. На этой ступени, которая называется премой, человек познает

сладость святых имен: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе

Харе<Н>/<Н>Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Достичь этой

ступени может лишь тот, кто строго следует всем регулирующим принци-

пам. Мы должны быть очень осторожными. Когда больной, преодолев кри-

зис, начинает выздоравливать, ему нужно беречься. Иначе болезнь может

вернуться. Если мы получили освобождение, это не значит, что теперь

можно делать все, что угодно. Мы должны всегда следовать регулирующим

принципам преданного служения.

Плоды повторения святого имени

В качестве комментария к текстам 9 и 10 Шрила Вишванатха Чакраварти

Тхакур приводит воображаемый диалог об искупительной силе святого име-

ни.

Кто-то может сказать: Положим, что повторение святого имени смывает

с человека все грехи. Но если грешить сознательно и много, то даже

двенадцатилетнее покаяние не поможет очиститься от греха. Как же мож-

но искупить все грехи, всего лишь раз произнеся имя Господа?

В ответ Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур приводит 9-й и 10-й сти-

хи этой главы: Повторение святого имени Господа Вишну — самый верный

способ искупить такие грехи, как кража золота и других ценностей,

пристрастие к вину, предательство друга или родственника, убийство

брахмана, сожительство с женой своего гуру или любого, кто достоин по-

читания. Это лучшее покаяние для того, кто убил женщину, царя, отца

или корову, а также для всех прочих грешников. Стоит нечестивцу произ-

нести святое имя, как Верховный Господь заметит его и подумает: «Он

произнес Мое имя, поэтому Я должен взять его под защиту».

Повторение святого имени поможет искупить все грехи, хотя это и

нельзя назвать искуплением грехов в общепринятом смысле. Обычное ис-

купление грехов лишь на время избавляет от наказания: оно не вырывает

из сердца корни греховных желаний. Поэтому сила такого искупления не

может сравниться с силой святого имени. Как утверждают шастры, стоит

человеку хоть раз произнести имя Господа и безраздельно предаться Ему,

склонившись к Его лотосным стопам, как Господь тут же признает его и

возьмет под Свою защиту. Это подтверждает Шридхара Свами. Когда под-

ручные Ямараджи пытались утащить Аджамилу в ад, Господь отправил к не-

му Своих посланцев, и вишнудуты вступились за Аджамилу, ибо он уже был

безгрешен.

Аджамила нарек своего сына Нараяной и, полный отеческой любви, час-

то звал его по имени. И хотя Аджамила обращался не к Господу, а к

своему сыну, имя Нараяна неотлично от Самого Верховного Господа Нарая-

ны, поэтому оно явило свое могущество. Назвав сына Нараяной, Аджамила

смыл с себя все грехи. Позже, окликая сына, он снова и снова повторял

святое имя Нараяны и таким образом незаметно пробудил в себе сознание

Кришны.

На это могут возразить: Если с уст Аджамилы не сходило имя Нараяны,

как мог он жить с блудницей и пить вино? Поскольку Аджамила грешил,

навлекая на себя все новые страдания, справедливо предположить, что

его спасло только предсмертное обращение к Нараяне. Но это подразуме-

вает, что Аджамила допустил нама-апарадху (оскорбление святого имени).

Намно балад йасйа хи папа-буддхих: тот, кто грешит, рассчитывая иску-

пить грехи с помощью святого имени, совершает нама-апарадху.

На это можно ответить, что Аджамилу нельзя обвинять в оскорблении

святого имени, ибо он не думал об искуплении грехов. Он не сознавал,

что грешен, и уж тем более не знал, что святое имя очищает его от гре-

хов. Вот почему он не совершил нама-апарадхи. Взывая к сыну, он произ-

носил имя Нараяна чисто, и при этом сам не замечал, как в его сердце

накапливаются плоды бхакти. По сути дела, чтобы очиститься от греха,

ему достаточно было произнести святое имя всего лишь раз. Можно при-

вести аналогию со смоковницей: прежде чем дерево начнет плодоносить,

пройдет немало времени. Так и преданное служение Аджамилы постепенно

зрело, и, хотя он совершил много тяжких грехов, ему не пришлось рас-

плачиваться за них. Как утверждают шастры, достаточно однажды произ-

нести святое имя, чтобы избежать расплаты за прошлые, настоящие и бу-

дущие грехи. Приводится и такой пример: если вырвать у змеи ядовитые

зубы, можно больше не бояться ее укусов. Если преданный всего лишь раз

произнесет святое имя без оскорблений, то навечно останется под его

защитой. И когда придет время, он вкусит зрелые плоды повторения свя-

того имени.

16 * Пробуждение любви к Богу ( Вишнудуты вступают в спор с ямадутами )

************************************************************************

Ни ведические обряды, ни покаяния не очистят грешника так, как

очистит всего лишь раз произнесенное имя Господа Хари. Звук святого

имени напомнит грешнику о величии Господа, о Его божественных качес-

твах, атрибутах, деяниях и окружении и пробудит человека к преданно-

му служению, чего нельзя достичь, совершая искупительные обряды, ко-

торые лишь избавляют от последствий грехов.

Совершая обряды искупления грехов, указанные в священных писаниях,

человек не очистит свое сердце полностью, и ум его снова устремится к

мирской суете. Тому, кто искренне хочет избавиться от последствий

своей материальной деятельности, нужно всегда повторять мантру Харе

Кришна, вознося хвалу имени, величию и деяниям Господа. Только так

можно в полной мере искупить свои грехи, ибо святое имя навсегда

очистит сердце от скверны.

На пороге смерти Аджамила в отчаянии громко повторял святое имя

Господа Нараяны. Одно это уже освободило его от последствий всех гре-

хов. Поэтому, о слуги Ямараджи, не смейте уводить

Скачать:TXTPDF

Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн