Скачать:TXTPDF
Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

его к своему гроз-

ному господину — Аджамиле не место в аду.

Даже если человек произнесет святое имя неосознанно, имея в виду

что-то другое, либо в шутку, в какой-нибудь песне или даже с пренеб-

режением, он тотчас сбросит с себя бремя бесчисленных грехов. Это

единодушно признают все знатоки священных писаний.

Если человек произнесет святое имя Хари, когда его настигнет вне-

запная смерть — от того ли, что он упал с высоты, поскользнулся и

сломал себе шею, от змеиного укуса, от болезни, вызывающей лихорадку,

или от удара оружия, — все его грехи будут прощены и он не отправит-

ся в ад.

Великие мудрецы установили, что за тяжкие грехи человек должен со-

вершить суровое покаяние, а за менее тяжкие грехи — легкое. Но повто-

рение мантры Харе Кришна избавляет от последствий любых грехов.

Аскезой, пожертвованиями, священными обетами и прочими благочести-

выми делами можно свести на нет последствия своей греховной жизни, но

корень материальных желаний в сердце останется нетронутым. Тот же,

кто станет служить лотосным стопам Личности Бога, очень быстро очис-

тится от скверны греховных желаний.

Как огонь сжигает дотла сухую траву, так и святое имя Господа сжи-

гает дотла все последствия грехов, даже если его произносят неосоз-

нанно.

Лекарство, принимаемое добровольно или по принуждению, вылечит

больного независимо от того, знает он о силе этого лекарства или нет.

Так и святое имя Господа, произнесенное намеренно или случайно, да-

рует огромное благо любому, кто его произносит, даже если он не осоз-

нает его могущество.

Шри Шукадева Госвами сказал Махарадже Парикшиту: Итак, о царь, ут-

вердив с помощью неопровержимых доводов превосходство преданного слу-

жения, посланцы Господа Вишну освободили Аджамилу из пут и спасли его

от неминуемой смерти.

О Махараджа Парикшит, о покоритель врагов, выслушав отповедь пос-

ланцев Господа Вишну, слуги Ямараджи вернулись к своему господину и

рассказали ему обо всем, что произошло.

Освобожденный от пут ямадутов, слуг Ямараджи, брахман Аджамила из-

бавился от страха, пришел в себя и тут же выразил вишнудутам почте-

ние, склонившись к их лотосным стопам. С великой радостью он смотрел

на них, ибо они спасли его от слуг Ямараджи.

Заметив, что Аджамила пытается что-то сказать, вишнудуты, пос-

ланцы Верховной Личности Бога, внезапно исчезли (Бх. 6.2.11—23).

Петь святое имя или каяться в грехах?

Вишнудуты утверждают, что Веды предписывают разные способы искупле-

ния грехов. У христиан тоже есть способы искупить грехи. Согрешивший

католик должен пойти к священнику и исповедаться, покаяться в грехах.

Священника считают представителем Бога, и, если он отпускает грех, с

грешника снимается всякая вина.

Однако никакое покаяние не очистит грешника так, как очистит святое

имя Господа Кришны. Ведь тот, кто привык вести греховную жизнь, выйдя

из исповедальни, вновь предается греху. Иными словами, очистить сер-

дце человека обычным покаянием невозможно.

Впрочем, тем, кто еще не готов вступить на путь чистого преданного

служения, Веды рекомендуют различные способы искупления разных по тя-

жести грехов. Тому, кто болен простудой, врач пропишет дешевое лекар-

ство, а больному туберкулезом — дорогое. Точно так же и праяшчитта,

ритуал искупления грехов, будет легче или труднее в зависимости от тя-

жести греха, который надлежит искупить. Если мы повинны в тяжком прес-

туплении, то и наказание должно быть суровым. Так предписывают вели-

чайшие из мудрецов: Парашара Муни, Ману и другие авторы двадцати дхар-

машастр, священных писаний, назначение которых — помочь человеку очис-

титься от греха и вознестись на райские планеты. Там сказано, напри-

мер, что повинные в некоторых преступлениях должны поститься опреде-

ленное число дней или раздавать милостыню. Так, если делец нажил мил-

лион греховным способом, он должен не скупясь жертвовать на благие де-

ла.

Таких методов искупления грехов множество, однако вишнудуты говорят:

Хотя все они действенны и благотворны, ни один из них не поможет очис-

тить сердце от греховных желаний. Правоверные индусы, мусульмане и

христиане совершают всевозможные искупительные обряды, но затем, не в

силах противостоять соблазну, вновь вовлекаются в грех. Они подобны

недобросовестному пациенту. Врач прописывает ему лекарство и объяс-

няет, как его принимать, но глупец все делает по-своему. От этого ему

становится еще хуже, и он снова приходит к врачу и снова умоляет дать

ему лекарство.

В этой связи Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур рассказывает о том,

как Самба был спасен от мести Кауравов. Самба полюбил дочь Дурьйодха-

ны и похитил ее, так как по традиции кшатрий может взять в жены дочь

другого кшатрия, только если покажет свою доблесть. За это Кауравы

пленили Самбу. Господь Баларама, приехавший, чтобы выручить его, попы-

тался решить спор миром, но Ему это не удалось. И тогда Он пустил в

ход Свою силу, отчего весь Хастинапур задрожал и чуть было не превра-

тился в руины, как при сильном землетрясении. Сразу же дело было ула-

жено, и Самба женился на дочери Дурьйодханы. Заключение таково: надо

предаться Кришне-Балараме, Верховной Личности Бога, ибо не найти в ма-

териальном мире покровителя сильнее и лучше. Какими бы тяжкими ни бы-

ли наши грехи, от них не останется и следа, стоит нам произнести имя

Хари, Кришны, Баларамы или Нараяны.

Итак, вишнудуты отвергают пост и раздачу пожертвований как способы

очищения. Они говорят: Подобные ритуалы не очистят сердце так, как

очистит повторение святого имени Бога. Следуя религиозным заповедям,

мы, несомненно, очищаемся от скверны, но в конечном счете этого оказы-

вается недостаточно, ибо ум наш настолько беспокоен, что даже после

очистительных ритуалов он снова склоняется к греху.

Как сказано в Шримад-Бхагаватам (11.2.42), сила преданного служения

такова, что любой, кто к нему обратится, тотчас избавится от всех по-

рочных желаний: бхактих парешанубхаво вирактир анйатра ча. Любое мате-

риальное желание порочно, ибо сопряжено с удовлетворением потребнос-

тей чувств, что, в свою очередь, неизбежно ведет к греху. Чистое пре-

данное служение, бхакти, однако, свободно от материальных желаний, по-

рожденных кармой или гьяной, поэтому его называют аньябхилашита-шунья.

У того, кто посвятил себя преданному служению, больше нет мате-

риальных устремлений, а значит, он выше греха. От материальных жела-

ний надо обязательно избавиться полностьюиначе, несмотря на то что

аскеза и благотворительность могут освободить человека от греха, по-

рочные желания снова возродятся в нечистом сердце, и он снова будет

грешить и снова страдать за свои грехи. Итак, освободиться от всех ма-

териальных желаний можно, только обратившись к преданному служению.

Обычным покаянием не очистить сердце от скверны. Больной сифилисом

обращается к врачу, и тот назначает ему уколы и берет за лечение

большие деньги. Но, даже вылечившись, больной снова начнет вступать в

недозволенные половые отношения и снова заразится сифилисом. Ведь его

сердце не очистилось от похоти. Однако, приобщившись к сознанию Криш-

ны, человек забывает о недозволенном сексе. Это свидетельство того,

что он обрел сознание Кришны. Искренний преданный никогда не грешит,

ибо звуки святого имени и преданное служение очистили его сердце от

греховных желаний.

Есть, конечно, и псевдопреданные, которые грешат, надеясь на силу

мантры Харе Кришна. Этим они оскорбляют святое имя. Нельзя пользо-

ваться святым именем как каким-то приспособлением, нельзя думать, что

раз оно сжигает последствия греха, то можно безбоязненно грешить

вновь. Это — величайшее оскорбление. Если мы хотя бы раз произнесем

святое имя Господа без оскорблений, то освободимся от всех прошлых

грехов. Но больше грешить мы не должны.

Господь Чайтанья Махапрабху даровал прощение Джагаю и Мадхаю — пья-

ницам, развратникам, игрокам и мясоедам. Припав к лотосным стопам Гос-

пода Чайтаньи и Господа Нитьянанды, эти грешники взмолились: О повели-

тели! Мы величайшие грешники! Простите нам наши бесчисленные грехи!

Господь Чайтанья согласился, но при условии, что они пообещают никог-

да больше не грешить. Он сказал: Я прощаю вам все грехи, но впредь ос-

терегайтесь дурных дел. Тогда Джагай и Мадхай поклялись: Мы навсегда

покончим с прежней жизнью. Больше мы грешить не будем. Когда духовный

учитель дает нам посвящение, он освобождает нас от бремени грехов, но

это не дает нам права грешить вновь.

Обладать сознанием Кришны — значит следовать примеру Господа Чай-

таньи. Давая ученикам духовное посвящение, мы требуем от них того же,

чего Господь Чайтанья требовал от Джагая и Мадхая. Каждый, кто присое-

динился к нашему Обществу, может получить посвящение и стать нашим

учеником, но при условии, что даст обет выполнять четыре заповеди: не

заниматься недозволенным сексом, не играть в азартные игры, не упот-

реблять одурманивающие средства, не есть плоть убитых животных. Эти

ограничения необходимы, ведь если человек, вступивший на духовный

путь, продолжает грешить, он никогда не добьется успеха. В Бхага-

вад-гите (7.28) Кришна говорит:

йешам тв анта-гатам папам

джананам пунйа-карманам

те двандва-моха-нирмукта

бхаджанте мам дридха-вратах

Тот, кто совершал благочестивые поступки в этой и в прошлых жизнях,

кто полностью отрекся от греха и вышел из-под власти иллюзорной двой-

ственности, с решимостью посвящает себя служению Мне.

Если мы действительно хотим достичь Вайкунтхи, царства Бога, то дол-

жны неукоснительно следовать четырем регулирующим принципам, о кото-

рых мы уже упоминали. Человек должен вступать в половые отношения

только в браке, и только для зачатия потомства; он не должен одурмани-

вать себя, играть в азартные игры, есть мясо, рыбу, яйца и т.п., а

должен есть только то, что предназначено в пищу человеку: зерно, фрук-

ты, овощи, молоко и сахар. Это чистые, доброкачественные и благостные

продукты — саттвика.

Не следует уподобляться кошкам и собакам, думая, что если они пи-

таются мясом, то и человек может его есть. Если есть все подряд, поче-

му бы тогда не питаться испражнениями? Едят же их свиньи. Однако чело-

веку не пристало, подобно свиньям, набивать желудок нечистой пищей.

Человеку нужно быть разборчивым. Если мы стремимся к духовной жизни,

то должны следовать этим четырем заповедям. Это может быть трудно, но

ведь человеческая жизнь предназначена для аскезы. Аскеза очистит наше

бытие, и мы станем достойны войти в царство Бога, куда не смогут по-

пасть оскверненные.

Медитация на образ Кришны

Если человек повторяет святое имя Господа — Харе Кришна, Харе Криш-

на, Кришна Кришна, Харе Харе<Н>/<Н>Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама,

Харе Харе, — ему со временем откроется образ Кришны и Его качества и

будет дарована способность помнить о Его деяниях. Все это — плоды чис-

того повторения Харе Кришна маха-мантры.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур по этому поводу замечает, что ре-

зультат повторения святого имени существенно отличается от результа-

тов, которых можно достичь, совершая ведические обряды искупления раз-

ных по тяжести грехов. Существует двадцать дхарма-шастр, начиная с Ма-

ну-самхиты и Парашара-самхиты, и, следуя изложенным в них заповедям

религии, можно избавиться от груза даже самых тяжких злодеяний. Одна-

ко, как сказано в этом стихе, это не поможет грешнику возвыситься до

любовного служения Господу. С другой стороны, достаточно лишь раз

произнести святое имя, чтобы не только в один миг избавиться от всех

грехов, но и приобщиться к любовному служению Господу. Очистившись,

человек сможет служить Господу, постоянно памятуя о Его облике, качес-

твах и деяниях.

По словам Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, все это — плоды пов-

торения святого имени Господа, ибо Господь всемогущ. То, чего нельзя

обрести, совершая ведические обряды, можно с легкостью достичь, произ-

нося святое имя. Нет ничего проще, чем петь имя Господа и радостно

танцевать, однако путь этот столь возвышен, что вступивший на него об-

ретает все блага духовной жизни. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху про-

возгласил: парам виджайате шри-кришнасанкиртанам — Слава санкиртане

Шри Кришны! Начатое нами движение санкиртаны дает людям самый лучший

способ избавления от последствий всех грехов и

Скачать:TXTPDF

Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн