Скачать:TXTPDF
Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

открывает перед ними

врата духовной жизни.

Грешник Аджамила в дни своей юности был примерным брахмачари и, сле-

дуя наставлениям отца, бережно хранил в памяти имя, образ и деяния На-

раяны. Но затем из-за дурного общения он пал и позабыл обо всем. Одна-

ко на смертном одре он вспомнил свое прежнее благочестие, едва только

с его уст слетело имя Господа Нараяны. Так Аджамила был спасен.

Нет лучшего способа очистить сердце от греховных желаний, чем петь

имена Господа, прославлять Его и внимать повествованиям о Нем. Об этом

говорится в начале Шримад-Бхагаватам (1.2.17)

шринватам сва-катхах кришнах

пунйа-шравана-киртанах

хридй антах стхо хй абхадрани

видхуноти сухрит сатам

Шри Кришна, Личность Бога, который как Параматма (Сверхдуша) пребы-

вает в сердце каждого и является благодетелем искренних преданных,

очищает сердце преданного от стремления к мирским удовольствиям, ког-

да у преданного появляется потребность слушать рассказы о Господе. Эти

рассказы добродетельны сами по себе, если их правильно слушают и пов-

торяют.

Стоит Верховному Господу узнать, что кто-то славит Его имя, качес-

тва и деяния, как Он в знак особой милости Сам начинает помогать это-

му человеку очистить сердце. Даже если человек не сознает всего вели-

чия имени, деяний и качеств Господа, но просто слушает и говорит о

них, его сердце все равно очищается.

Очистить свое бытие и обрести освобождение — вот главная цель чело-

веческой жизни. Пока мы пребываем в материальном теле, мы нечисты, и в

оскверненном состоянии нам не узнать истинного счастья, хотя к нему

стремится каждый. Поэтому Шримад-Бхагаватам (5.5.1) советует нам со-

вершать тапасью, чтобы очистить и одухотворить свое бытие: тапо див-

йам путрака йена саттвам шуддхйет. Повторение имени Господа, прослав-

ление Его деяний — это тоже тапасья, но тапасья легкая, и, совершая

ее, каждый может стать счастливым. Тот, кто желает по-настоящему очис-

тить свое сердце, должен непременно воспользоваться этим методом. Дру-

гие методы — карма, гьяна и йога — не помогут очистить сердце до конца.

Майявади, имперсоналисты, не способны славить имя, облик и деяния

Господа, ибо они уверены в том, что все это — майя, иллюзия. Но поче-

му Господь не может иметь облика? Все мы обладаем индивидуальным обли-

ком, поскольку облик есть у наших родителей. Почему же наш верховный

отец должен быть лишен облика? В Бхагавад-гите (14.4) Кришна говорит:

ахам биджа-прадах пита — Я отец, дающий семя всего живого. Христиане

также признают Бога верховным отцом. Если все дети имеют облик, то по-

чему их отец должен быть безликим? Не может быть, чтобы все мы прои-

зошли от бесформенного отца. ншварах парамах кришнах сач-чид-анан-

да-виграхах: Кришнаверховный повелитель. Он — причина всех причин,

и Его облик вечен, исполнен знания и блаженства (Б.-с., 5.1). Виграха

означает облик. Если Бог — причина всех причин, творец, создавший все

материальные формы, возможно ли, чтобы Сам Он был бесформен?

Бог не лишен облика, но Его облик не похож на наши. Его облик

сач-чид-ананда. Он вечен — сат, а облик человека преходящ — асат. Его

облик исполнен знания — чит, а наш полон невежества — ачит . Облик Го-

спода исполнен блаженства, ананды, а наш — полон страданий, нирананды.

И только потому, что люди не могут представить себе, что чей-то облик

столь не похож на их облик, Господа иногда называют ниракарой, бесфор-

менным.

Облик Господа трансцендентен. Это означает, что Его тело не мате-

риально, а духовно. Оно по самой своей природе отлично от наших тел. В

Ведах говорится, что Бог видит, но у Него нет глаз. Это значит, что

Его глаза отличаются от наших — они духовны, а не материальны. Мы ви-

дим сравнительно немного, тогда как Бог видит все, ибо Его глаза —

повсюду. Его глаза, руки, ноги совсем не такие, как у нас.

Знание, которым обладает Кришна, безгранично, в отличие от челове-

ческого знания. Кришна говорит в Бхагавад-гите (7.26): Мне ведомо все:

прошлое, настоящее и будущее. Еще раньше Он напоминает Арджуне: И ты,

и Я рождались много раз. Ты забыл свои предыдущие рождения, Я же пом-

ню все (Б.-г., 4.5). Итак, знание Кришны беспредельно. Его знание, Его

блаженство и Его тело совершенно отличаются от наших. Поэтому только

невежда может называть Абсолютную Истину ниракарой, бесформенной.

Всякое представление о том, что Бог есть нечто аморфное, не более

чем фантазия. Думать так могут только материалисты. Если у нас есть

тело, значит, и у Бога должно быть тело, но совершенно иное. Только

невежды считают, что Бог бесформен. В Бхагавадгите (7.24) Кришна гово-

рит: авйактам вйактим апаннам манйанте мам абуддхайах — Невежды ду-

мают, что прежде Я был безличным и лишь теперь стал личностью. В той

же Бхагавад-гите Кришна называет мудхами, ослами, всех, кто глумится

над Ним, когда Он нисходит в облике человека. У Бога, несомненно, есть

тело, но Его тело имеет совершенно иную природу, нежели наши тела. Та-

ков истинный смысл слова ниракара.

Как нематериален облик Кришны, так нематериальны и Его деяния. Пос-

тигший это сразу же обретает освобождение. Кришна Сам говорит в Бхага-

вад-гите (4.9):

джанма карма ча ме дивйам

эвам йо ветти таттватах

тйактва дехам пунар джанма

наити мам эти со ‘рджуна

Тот, кто постиг трансцендентную природу Моего явления и деяний, по-

кинув тело, никогда больше не родится в материальном мире, но вернет-

ся в Мою вечную обитель. Чисто повторяя святое имя Верховного Господа,

Кришны, мы постигнем сокровенный смысл Его деяний и обретем освобожде-

ние. Повторение святых имен — легкий и очень возвышенный метод духов-

ного самопознания. Кто повторяет мантру Харе Кришна без оскорблений,

тот всегда будет помнить Кришну — Его божественный облик, качества,

деяния и все, что Его окружает. Благодаря этому он освободится от бре-

мени своих грехов и от всех материальных пут.

Вишнудуты утверждают, что все ведические методы искупления грехов

несовершенны, так как ни один из них не очищает сердце полностью.

Предписаниям Вед обычно следуют те, кто хочет освободиться от грехов,

чтобы вознестись на райские планеты или обрести другие материальные

блага. Однако преданного не прельщают райские планеты. Его не манит ни

одна из планет материального мира, ибо он знает, что в этом мире даже

на райских планетах не найти вечного пристанища. Можно тысячи лет про-

вести в раю, наслаждаясь неземной красотой его обитательниц, его нес-

метными богатствами и изысканным вкусом небесных вин, но рано или поз-

дно всему этому придет конец. Для преданного такая жизньсущий ад,

ибо в ней нет Кришны. Это подлинно духовное виЯдение.

Преданный думает только о Кришне, о том, как порадовать Кришну. Это

и есть счастье — доставлять Кришне радость. Камса тоже обладал созна-

нием Кришны: он неотступно думал о Кришне, но думал о Нем враждебно.

Он думал, как убить Кришну, своего заклятого врага. Это, конечно, не

бхакти, не преданность. Думать о Кришне и одновременно противиться Его

воле, стремиться причинить Ему зло — это не бхакти. Преданный, обла-

дающий сознанием Кришны, каждым своим поступком старается доставить

удовольствие Кришне. Таким преданным был Арджуна. С материальной точ-

ки зрения Арджуна действовал как враг своих родственников, но, пос-

кольку он исполнял волю Кришны, все, что он делал, было совершенным и

свободным от греха.

Трансцендентные игры Господа Кришны

Важно понять различие между бхакти и обычным благочестием. И фило-

софский поиск истины, и благочестивые дела по природе своей мате-

риальны. Само по себе благочестие не приводит к освобождению. Правед-

ник пребывает в гуне благости, но остается обусловленной душой, свя-

занной последствиями своих добрых дел. Будь он даже брахманом, образ-

цом благочестия, это вовсе не значит, что он предан Господу. Предан-

ный порой совершает поступки, которые противоречат нашим представле-

ниям о благочестии. Арджуна, великий преданный Господа Кришны, убил

почти всех своих родственников. Злодей! — воскликнет невежда. — Убил

деда, учителя, племянников — уничтожил всю семью! Но вот Кришна гово-

рит Арджуне: бхакто ‘си ме

— Ты очень дорог Мне (Б.-г., 4.3). С мирской точки зрения Арджуна, мо-

жет быть, и заслуживает порицания, но, поскольку он исполнил волю Вер-

ховного Господа, его почитают как великого преданного. Арджуна, и

правда, убил почти всех своих родственников, но для Кришны он навсег-

да остался близким другом и преданным слугой. В этом разница между

преданным и праведником. Последний избегает греха, так как помнит о

неминуемой расплате. Преданный же, несмотря на всю свою праведность,

может поступать как злодей, если того пожелает Кришна. Но и тогда пре-

данный избежит падения: он сохранит свою чистоту и будет очень дорог

Господу.

Мы уже говорили, как очищается сознание того, кто слушает повество-

вания о Кришне. Однако слушать их надо с правильным умонастроением.

Люди мирские любят рассказы о раса-лиле — играх Кришны с юными девуш-

ками-пастушками, но остаются равнодушными к повествованиям о победах

Кришны над демонами. Им неведомо, что Кришна всеблаг. Наслаждается ли

Он обществом Своих преданных или сражается с демонами, Он остается

Абсолютной Истиной, поэтому повествования о всех Его играх одинаково

очищают сознание.

Как правило, люди слушают Шримад-Бхагаватам в изложении профессио-

нальных чтецов, а те особенно любят рассказывать о раса-лиле. Кришна

обнимает пастушку — как интересно! — восторгаются обыватели. Иногда

послушать о раса-лиле приходят тысячи людей, и чтецу удается неплохо

заработать. Так у слушателей создается впечатление, будто весь Шри-

мадБхагаватам сводится к Десятой песни, где описаны танец раса и дру-

гие лилы Кришны. Им так и не удается приобщиться к той великой мудрос-

ти, которая содержится в других песнях. Десятая песнь, описывающая

суммум бонум, Господа Кришну, венчает собой предыдущие девять, назна-

чение которых — очистить сердце читателя или слушателя, чтобы он мог

постичь Кришну.

Поэтому мы советуем каждому прежде всего глубоко изучить первые де-

вять песней Шримад-Бхагаватам. Только тогда человек сможет читать Де-

сятую песнь с правильным умонастроением. Тот, кто видит в расалиле

обычную историю, не в состоянии постичь Кришну. В раса-лиле нет ниче-

го плотского. Это духовный танец, танец любви Радхи и Кришны. Чай-

танья Махапрабху говорил, что главы Шримад-Бхагаватам, посвященные ра-

са-лиле, предназначены не для обычных людей, а для освобожденных душ.

Непосвященным вообще нельзя рассказывать о раса-лиле. Только возвышен-

ные преданные, чьи сердца свободны от скверны, способны постичь сокро-

венный смысл раса-лилы Радхи и Кришны. Мирянам не стоит даже пытаться

понять ее.

Но и обычные люди, слушая Шримад-Бхагаватам, повествующий об играх

Кришны, очищаются, хотя и не понимают всей глубины раса-лилы. Когда же

о деяниях Господа рассказывает чистый преданный, слушатели поднимают-

ся на уровень трансцендентного преданного служения. Наши сердца пора-

жены болезнью вожделения, желанием наслаждаться, но, когда авторитет в

духовной науке говорит о любви, которая связывает Кришну и гопи, из

наших сердец изгоняются все глубоко укоренившиеся плотские желания.

К сожалению, мало кому удается услышать Шримад-Бхагаватам от истин-

ного духовного учителя. Те же, кто слушает профессиональных чтецов, не

излечиваются от вожделения. Некоторые из таких людей даже становятся

сахаджиями: они пытаются подражать верховному наслаждающемуся, изобра-

жая из себя Кришну, Радхарани или одну из Ее подруг.

Единственное желание чистого преданного — доставлять удовольствие

Кришне, и, когда он произносит Харе Кришна маха-мантру, он вспоминает,

что для этого нужно делать. Пока мы находимся в материальном мире, мы

неспокойны: наш ум и чувства то и дело устремляются к материальным

предметам. Но нужно с помощью бхакти-йоги обратить их к вечному, ина-

че они заставят нас с головой погрузиться в карму, деятельность ради

материальных благ. И тогда мы неминуемо будем грешить. Чтобы избежать

кармической

Скачать:TXTPDF

Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн