Скачать:TXTPDF
Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

писания, обретет такое же благо, какое обрел Аджамила, —

полностью очистится от материальной скверны.

Преисполненный благодарности, Аджамила почтительно склонился перед

вишнудутами. И мы должны установить такие же отношения со слугами Гос-

пода Вишну. Чайтанья Махапрабху говорил: гопи-бхартух пада-камалайор

даса-дасанудасах — Я — слуга слуги слуги Кришны. К Кришне нельзя приб-

лизиться, не почитая Его слугу.

Поклонившись Вишнудутам, Аджамила встал и хотел было произнести сло-

ва благодарности, как вдруг увидел, что перед ним никого нет. Когда

вишнудуты увидели, что Аджамила хочет что-то сказать, они удалились,

чтобы дать ему возможность прославить Верховного Господа. Теперь, сво-

бодный от греха, он мог наконец вознести Господу хвалу. Тот, кто не

вполне очистился от греха, не способен прославлять Верховную Личность

Бога. Кришна Сам говорит в Бхагавадгите (7.28):

йешам тв анта-гатам папам

джананам пунйа-карманам

те двандва-моха-нирмукта

бхаджанте мам дридха-вратах

Тот, кто совершал благочестивые поступки и в этой, и в прошлых жиз-

нях, кто полностью отрекся от греха и вышел из-под власти иллюзорной

двойственности, с решимостью посвящает себя служению Мне. Услышав ре-

чи вишнудутов, Аджамила узнал о преданном служении и стал достоин вер-

нуться домой, к Богу. Чтобы усилить в Аджамиле желание прославить Гос-

пода, вишнудуты покинули его. Они знали, что, ощутив разлуку с ними,

он будет восхвалять Господа с еще большим чувством.

3 РАСКАЯНИЕ АДЖАМИЛЫ

17 Мгновенное озарение

Из спора вишнудутов с ямадутами Аджамила понял суть законов рели-

гии, которые действуют в царстве трех гун материальной природы. Эти

законы записаны в трех Ведах. Он также узнал о законах религии, кото-

рые стоят выше трех гун и определяют отношения живого существа с Вер-

ховной Личностью Бога. Вишнудуты воздали хвалу святому имени, качес-

твам и деяниям Господа, и, вняв их речам, Аджамила стал чистым пре-

данным. Теперь он горько раскаивался, вспоминая свои прошлые грехи.

Аджамила воскликнул: Как же низко я пал, став рабом своих чувств!

Лишившись всех брахманских добродетелей, я зачинал детей с блудницей.

Пусть же на меня падет проклятие за то, что я пороком запятнал

честь своей семьи, за то, что ради сожительства с низкой, пристрас-

тной к вину блудницей бросил красивую и верную жену. О, позор мне!

Я был единственным сыном моих престарелых родителей. У них не было

другой опоры, но я не заботился о них, и им пришлось перенести много

лишений. Как мог я, низкий и неблагодарный, бросить их на произвол

судьбы?

Теперь я знаю, что грешников, которые, подобно мне, нарушали запо-

веди священных писаний, низвергают в ад, где они терпят страшные муки.

Я видел посланцев смерти с веревками в руках, которые пришли свя-

зать и утащить меня в ад. Куда же они исчезли? Было ли это во сне или

наяву? И куда исчезли те четверо прекрасных, неземных существ, что

вызволили меня из пут и спасли от ада?

Воистину, я, низкий и злосчастный грешник, тонул в океане порока,

но за мои прошлые духовные заслуги на помощь мне явились эти четверо

возвышенных существ. Какое счастье было увидеть их!

Разве смог бы я, грязный распутник, умирая, произнести святое имя

Вайкунтхапати, если бы не служил Господу в прошлом? Разу-

меется, это было бы просто немыслимо (Бхаг., 6.2.24—33).

Раскаяние

Внимая спору вишнудутов с ямадутами, Аджамила обрел сознание Кришны.

Тогда он стал проклинать свою прежнюю жизнь: Как же мог я так долго

грешить! О, несчастная моя судьба! Об этом сокрушается каждый предан-

ный, обладающий сознанием Кришны. Чем бы ни занимался человек в прош-

лом, какие бы грехи ни совершал, когда он начинает общаться с предан-

ными и слушать трансцендентные повествования о Верховной Личности Бо-

га (бхагавата-катху), его сознание очищается от скверны. Тогда он на-

чинает сокрушаться о том, что столько грешил. Этот плачпризнак очи-

щения. Раскаявшись, преданный перестает грешить.

Теперь Аджамила поднялся на высокую ступень преданного служения:

ничто материальное ему уже не мешало и он испытывал ни с чем не срав-

нимую радость (ахаитукй апратихата йайатма супрасидати). Он стал рас-

каиваться в прошлых грехах и вознес хвалу Всевышнему — Его прекрасно-

му облику и неувядаемой славе, Его имени и Его деяниям. Человек, стре-

мящийся к сознанию Кришны, старается следовать всем заповедям предан-

ного служения и ежедневно повторяет Харе Кришна маха-мантру: Харе

Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама,

Рама Рама, Харе Харе. Заблуждается тот, кто думает: Теперь, когда я

обратился к сознанию Кришны, можно грешить безбоязненно — мне простят-

ся все грехи. Мы не раз говорили, что это самое тяжкое оскорбление

святого имени. Нужно раскаяться, следуя примеру Аджамилы: Как же мог я

так долго грешить! К счастью, теперь по милости Кришны я знаю, что жил

скверно.

Так Аджамила оплакивал свои грехи. Он вспоминал, как родители хоте-

ли сделать из него настоящего брахмана, как он изучал Веды, как женил-

ся на красивой добродетельной девушке, которая, будучи родом из поч-

тенного брахманского семейства, обладала многими замечательными качес-

твами. И я променял ее на блудницу, на отвратительную пьяницу! — сок-

рушался Аджамила.

Представителю высшего сословия — брахману, кшатрию или вайшье — не

пристало зачинать детей с женщиной низкого происхождения. В ведичес-

ком обществе было принято перед заключением брака тщательно изучать

гороскопы жениха и невесты; это помогало удостовериться, что молодые

люди подходят друг другу. Ведическая астрология позволяет определить,

как на человека влияют гуны материальной природы: принадлежит ли он к

випра-варне, кшатрия-варне, вайшья-варне или шудра-варне. Это необхо-

димо определить, потому что союз юноши из випра-варны и девушки из

шудра-варны будет неудачным и семейная жизнь принесет им одни лишь

страдания. Муж и жена должны быть схожи по качествам и характеру. Ра-

зумеется, все это — трай-гунья, материальные соображения, основанные

на предписаниях Вед. В них нет нужды, если жених и невеста преданные.

Преданные выше всех материальных соображений, поэтому их союз в любом

случае будет счастливым.

Аджамилу мучила совесть: Я не сумел обуздать свои чувства. Я вел

греховную жизнь и утратил все брахманские добродетели. Эти слова пока-

зывают, что Аджамила стал чистым преданным. Тот, кто по милости Госпо-

да и духовного учителя поднялся на ступень преданного служения, преж-

де всего начинает каяться в своих прошлых грехах. И это помогает ему

духовно совершенствоваться. Вишнудуты открыли перед Аджамилой путь к

чистому преданному служению, и он, как и всякий, кто вступил на этот

путь, стал раскаиваться. Он клял себя за то, что распутничал, пил ви-

но, ел мясо, играл в азартные игры. Недостаточно искоренить в себе

греховные наклонности, надо еще до конца своих дней сожалеть о прош-

лых прегрешениях. Без этого нельзя стать чистым преданным.

Долги нужно платить

Аджамила был повинен в том, что не исполнил своего долга по отноше-

нию к жене, отцу и матери. Теперь он горько сожалел об этом. Служить

престарелым родителям — святая обязанность детей. Эти нормы необходи-

мо восстановить в современном обществе. Иначе в семейной жизни не бу-

дет никакого смысла. В хорошей семье муж защищает всех своих подопеч-

ных, жена верна ему, а дети благодарны родителям. Ребенок должен пони-

мать: Мои родители так много сделали для меня. Когда я еще не мог хо-

дить, они носили меня на руках и, когда я еще не умел есть, кормили

меня. Они дали мне образование. Они дали мне саму жизнь. Хороший сын

должен с готовностью служить отцу и матери; жена обязана хранить вер-

ность мужу, а муж — оберегать жену в благодарность за ее заботу. Одна-

ко Аджамила, сойдясь с блудницей, презрел свой долг. И теперь, когда

пришло раскаяние, он считал себя низшим из людей.

Согласно Ведам, человек, едва появившись на свет, оказывается в дол-

гу перед многими существами. Все мы в долгу перед великими риши — муд-

рецами, которым ведомо прошлое, настоящее и будущее. Мы и поныне чер-

паем бесценное знание из написанных ими священных книг, например из

Шримад-Бхагаватам Шрилы Вьясадевы. Поэтому мы в долгу перед святыми

мудрецами.

Мы в долгу перед полубогами, правителями вселенной. От них мы полу-

чаем все жизненные блага: бог Солнца, Сурья, дает нам солнечный свет,

бог Луны, Чандра, — лунный свет, Ваю — воздух и т.д. Каждым первоэле-

ментом управляет определенный полубог.

Мы в долгу и перед теми существами, которые обычно служат нам. Так,

от коровы мы получаем молоко. Веды называют корову одной из матерей

человека, потому что она кормит его своим молоком, как родная мать. В

священных писаниях сказано, что у человека семь матерей: родная мать,

жена учителя или духовного наставника, жена царя, жена брахмана, кор-

милица, корова и земля. Мы в долгу перед этими семью матерями, а так-

же перед отцом, братьями, друзьями и родственниками, живыми и умершими.

Тот, кому подают милостыню, тоже оказывается в положении должника, и

впоследствии ему придется возвращать этот долг, как и деньги, взятые

взаймы. Поэтому преданным следует брать пожертвования только для того,

чтобы использовать их на служение Кришне. Для преданного принимать по-

жертвования, чтобы набить желудок, — большой грех. Брахманы и саннья-

си, получающие пожертвования, должны делать это очень осмотрительно. В

ведическом обществе собирать пожертвования дозволено только брахмача-

ри, санньяси и брахманам. Обыкновенным людям, живущим с семьей, это

запрещено. Брахмачари просят милостыню, чтобы служить гуру, а саннья-

си — чтобы служить Богу, Кришне. Веды предписывают людям подавать ми-

лостыню брахманам, потому что брахманы знают, как использовать полу-

ченное для служения Кришне. Милостыня, поданная достойному человеку, —

это милостыня в гуне благости; милостыня, поданная ради корысти, ос-

квернена гуной страсти, а милостыня, поданная недостойному, есть ми-

лостыня в гуне невежества. Например, если дать денег какому-нибудь

бродяге, он тут же отправится с ними в ближайший винный магазин. Бога-

тые люди часто не придают этому значения, полагая, что могут позво-

лить себе подавать милостыню кому угодно, но в писаниях говорится, что

эти три вида благотворительности приносят разные плоды.

Возникает законный вопрос: можно ли вообще расплатиться с долгами?

Ответ таков: единственный способ освободиться от всех долгов — это

найти прибежище у лотосных стоп Кришны, Мукунды. Имя Мукунда означает

тот, кто избавляет от осквернения. Мы в долгу перед полубогами, но они

не дадут нам прибежища. Настоящее прибежище можно найти только у Криш-

ны, ибо Он один властен освободить нас от всех долгов. Кришна — Вер-

ховная Личность Бога, и если Он простит нам долги, то и Его управляю-

щие — полубоги — обязаны сделать то же самое.

Аджамила был должником и сознавал свое положение, но, поскольку он

укрылся у лотосных стоп Мукунды, ему простились все долги. Аджамила

отдался под покровительство Господа Нараяны, который неотличен от Му-

кунды, и так получил освобождение. Мы тоже должны предаться Кришне,

если хотим освободиться от всех последствий своих грехов. Другого вы-

хода нет. Кришна Сам говорит: мам экам шаранам враджа — Предайся Мне.

Мы должны внять призыву Кришны, иначе нам не удастся отдать свои мно-

гочисленные долги, особенно сейчас, в век Кали.

Вечное достояние

В материальном мире нас на каждом шагу подстерегают опасности. Даже

чистый преданный может оскверниться и пасть. Однако Нарада Муни заве-

ряет нас:

тйактва сва-дхармам чаранамбуджам харер

бхаджанн апакво ‘тха патет тато йади

йатра ква вабхадрам абхуд амушйа ким

ко варта апто ‘бхаджатам сва-дхарматах

( Бхаг., 1.5.17 )

В этом стихе слово дхарма означает предписанные обязанности. У брах-

манов есть свои обязанности, у кшатриев — свои, у вайшьев и шудр тоже

есть обязанности, соответствующие их роду деятельности. Человек, оста-

вивший свои обязанности и посвятивший

Скачать:TXTPDF

Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн