Скачать:TXTPDF
Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

себя сознанию Кришны, не лишит-

ся достигнутого, даже если по незрелости падет. Пусть он отдал предан-

ному служению совсем немного времени — это будет его вечным достоя-

нием. Его усилия не пропадут даром.

И напротив, как бы прилежно ни трудился человек, если он не покло-

няется Кришне, все его труды тщетны. Добросовестно выполняя свои обя-

занности, вы проживете благочестивую жизнь. Но представьте, чтоЯ вас

ждет на райских планетах, попасть на которые вы удостоитесь за свое

благочестие. В Бхагавад-гите Кришна объясняет, что, как только запас

благочестивых дел, совершенных вами, истощится, вам придется вер-

нуться на Землю. Кроме того, если вы подаете милостыню или совершаете

иные добрые дела, то будете вынуждены пожинать плоды своих благочести-

вых поступков, а это значит, что вас ожидает новое рождение в мате-

риальном мире. Поэтому не стоит желать воздаяния за свою праведность.

К сожалению, даже в Индии люди скорее предпочтут заниматься благо-

честивой деятельностью, чем служить Кришне. Путем аскезы, тапасьи, они

надеются достичь райских планет и вкусить более изысканных наслажде-

ний. Чтобы попасть на райские планеты или получить разные блага на

Земле, люди также поклоняются полубогам, например Господу Шиве. Шива

так добр, что стоит его о чем-либо попросить, и он тотчас даст своему

преданному любой материальный дар. Господа Шиву называют также Ашуто-

шей, что значит тот, кому легко угодить. Поэтому многие поклоняются

ему, чтобы процветать в материальном мире. Но Шри Кришна осуждает та-

ких людей: камаис таис таир хрита-джна(гйа)нах прападйанте ‘нйадева-

тах — Лишь те, чей разум украден материальными желаниями, предаются

полубогам (Б.-г., 7.20). В Шримад-Бхагаватам есть рассказ о демоне

Врике, которого Господь Шива наделил грозной силой: демон мог уничто-

жить любого, коснувшись его головы. Похожие дары от полубогов получи-

ли Равана и Хираньякашипу. Демоны часто просят подобных благословений,

ибо думают, что могуществоключ к бессмертию.

И что же — дары полубогов не спасли от смерти ни одного из этих де-

монов: все они в конце концов были убиты Верховным Господом. Смерть

ждет всех — таков закон природы. Никто из родившихся здесь не будет

жить вечно. Материальный мир называют Мартьялокой — юдолью рождения,

болезней, старости и смерти. Но, околдованные иллюзией, люди не пони-

мают этого. Они надеются, что преобразуют этот мир и будут жить вечно.

Современные ученые, как и Хираньякашипу, мечтают о бессмертии и изо

всех сил стараются его обрести. Но это неразумно. Не надо бояться

смерти. Надо лишь быть осторожным и время от времени задаваться вопро-

сом: Какое тело я получу в следующей жизни как плод своих нынешних

поступков?

Преданный не боится умереть. Он молится Кришне: Я согласен вновь и

вновь рождаться и умирать, если Ты того пожелаешь, но, в каком бы те-

ле я ни родился, милостиво позволь мне всегда помнить о Тебе. Предан-

ный страшится не смерти, а падения. Впрочем, он знает, что, сколько бы

он ни отдал преданному служению, все записывается на его вечный счет.

История Аджамилы — яркое тому свидетельство.

Конечно, нужно очень строго следовать всем предписаниям, но, даже

если преданный падет, он не утратит достигнутого. Именно об этом гово-

рит Нарада Муни в приведенном выше стихе. Даже если человек обратился

к сознанию Кришны под влиянием сентиментов, даже если он служил Кришне

совсем недолго, а затем снова вернулся к материальной жизни , — все ,

что он сделал в преданном служении, сохранится, и в один прекрасный

день он обретет спасение, как обрел его Аджамила.

Когда вишнудуты исчезли, Аджамила пришел в себя и подумал: не прис-

нились ли ему эти прекрасные существа, веревки ямадутов и собственное

чудесное спасение? Хотя на смертном одре Аджамила был в беспамятстве,

он действительно видел ямадутов и вишнудутов, но теперь все пережитое

казалось ему сном. Когда же он понял, что и вправду ускользнул от

грозных посланцев Ямараджи, ему захотелось снова увидеть своих спаси-

телей. Слуги Господа Вишну были необыкновенно прекрасны и в точности

походили на своего властелина. На них были такие же, как у Господа,

украшения, а в руках они несли символы Его верховной власти: раковину,

лотос, булаву и диск. Так же как и Господь, они излучали сияние и бы-

ли облачены в золотистые шелка. Изумленный, Аджамила воскликнул: Куда

исчезли эти прекрасные существа, избавившие меня от пут ямадутов?

Как же мне, грешнику, было дано лицезреть их красоту и величие? —

недоумевал Аджамила. В конце концов он решил, что удостоился встре-

тить вишнудутов за какой-то благочестивый поступок в прошлой жизни. В

действительности же было так: юношей Аджамила верно служил Господу На-

раяне, и за это ему представился случай увидеть вишнудутов.

В молодые годы Аджамила общался с праведными людьми, и это спасло

его. В Чайтанья-чаритамрите (Мадхья, 22.54) сказано:

`садху-санга’, `садху-санга’ — сарва-шастре кайа

лава-матра садху-санге сарва-сиддхи хайа

Все шастры призывают нас общаться с преданными Господа, ибо даже од-

но мгновение общения с ними способно заронить в душу семя высшего со-

вершенства. В юности Аджамила был чист сердцем и проводил время в об-

ществе преданных и брахманов. Позже он пал, но, благодаря былой пра-

ведности, назвал сына Нараяной. Несомненно, это Верховный Господь нап-

равил его изнутри. Господь говорит в Бхагавад-гите (15.15): сарвасйа

чахам хриди саннивишто маттах смритир джна(гйа)нам апоханам ча — Я

пребываю в сердце каждого, и от Меня исходит память, знание и забве-

ние. Господь, пребывающий в сердце каждого, столь милостив, что никог-

да не забудет того, кто хоть раз оказал Ему услугу. Он из сердца под-

сказал Аджамиле назвать младшего сына Нараяной, чтобы Аджамила всегда

с любовью произносил: Нараяна! Нараяна! — и в свой смертный час смог

избежать самой страшной участи. Такова милость Кришны. Гуру-криш-

на-прасаде пайа бхакти-лата-биджа: по милости гуру и Кришны человек

обретает семя бхакти, и если он поливает семя, слушая и повторяя имя

Господа, то избежит величайшей опасности.

В Движении сознания Кришны мы даем ученикам новые имена, которые на-

поминали бы им о Вишну. Если преданный, умирая, вспомнит хотя бы соб-

ственное имя — например, Кришна дас или Говинда дас, — то ему нечего

будет страшиться. Поэтому перемена имени — очень важная часть обряда

посвящения в ученики. Поистине, Движение сознания Кришны предостав-

ляет человеку все возможности для того, чтобы помнить о Кришне.

Как правило, вспомнить о Кришне в момент смерти способен лишь тот,

кто всю жизнь служил Кришне и восстановил свою вечную связь с Ним.

Когда Аджамила был ребенком, отец воспитывал в нем преданность Госпо-

ду, и до двадцати лет Аджамила верно служил Господу Нараяне. И хотя

впоследствии он утратил свою чистоту и забыл Бога, Бог не забыл его и

в час тяжелого испытания вознаградил за любовь и преданность. Вот по-

чему перед смертью Аджамиле удалось вспомнить Нараяну.

Кришна благосклонно принимает любое, даже самое незначительное, слу-

жение. Он Сам говорит об этом в Бхагавад-гите (2.40):

нехабхикрама-нашо ‘сти

пратйавайо на видйате

св-алпам апй асйа дхармасйа

трайате махато бхайат

Вставший на путь преданного служения не знает потерь, и, даже если

он пройдет по нему совсем немного, это спасет его от величайшей опас-

ности. Даже малая толика преданного служения спасет человека от беды.

Так почему же не обратиться к сознанию Кришны? Служите Кришне круглые

сутки, и тогда бояться будет нечего. Познавший Кришну не ведает стра-

ха, ибо знает, что Кришна всегда защитит его.

18 * Путник достигает цели ( Раскаяние Аджамилы )

*************************************************

Аджамила продолжал: Я бессовестный лжец, погубивший в себе брахман-

ские добродетели. Воистину, я воплощение порока. Как же низок я, и

как возвышенно всеблагое имя Господа Нараяны!

Да, я грешник, но теперь, получив возможность и справиться, я обуз-

даю ум, чувства и жизненный воздух. Я буду неустанно служить Господу,

чтобы не оказаться снова во мраке невежества материальной жизни.

Кто думает, что его тело — это он сам, тот всегда жаждет чувствен-

ных удовольствий и потому занимается разнообразными благочестивыми и

греховными делами. Это и есть материальное рабство. Настало время мне

освободиться от рабства материи, в которое я попал под влиянием иллю-

зорной энергии Всевышнего, явившейся ко мне в облике женщины. Иллю-

зорная энергия полностью завладела мной, и я, падшая душа, стал дрес-

сированным псом, послушным мановению женской руки. Настало время мне

победить вожделение и сбросить оковы иллюзии. Я стану милосердным и

добрым другом всех живых существ и буду всегда пребывать в сознании

Кришны.

Я всего лишь произнес святое имя Господа в присутствии преданных, и

теперь сердце мое очищается от скверны. Отныне я буду тверд и не под-

дамся соблазну иллюзорных чувственных удовольствий. Я сосредоточил ум

на Абсолютной Истине и уже не буду считать себя телом. Отринув лож-

ные понятия я и мое, я обращу все помыслы к лотосным стопам Кришны.

Шукадева Госвами продолжал: Даже короткой встречи с преданными

[вишнудутами] было достаточно, чтобы Аджамила без колебаний отбросил

материальные представления о жизни. Он освободился от всего, что при-

вязывало его к этому миру, и не теряя времени направился в Хардвар.

В Хардваре Аджамила нашел прибежище в храме Вишну и посвятил себя

бхакти-йоге. Он обуздал чувства и погрузил ум в служение Господу.

Безраздельно отдавшись преданному служению, Аджамила перестал ду-

мать о чувственных наслаждениях и сосредоточил ум на образе Божества.

Когда брахман Аджамила целиком сосредоточил ум и разум на образе

Всевышнего, перед ним снова предстали четверо посланцев Господа Виш-

ну. Он тотчас узнал их и склонился перед ними в земном поклоне.

Созерцая вишнудутов, Аджамила покинул свое бренное тело на берегу

Ганги в Хардваре. Он обрел свое изначальное, духовное тело, достой-

ное вечного слуги Господа. Вместе с посланцами Господа Вишну Аджами-

ла взошел на воздушный корабль из чистого золота, который унес его

небесными путями в обитель Господа Вишну, супруга богини процветания.

В юности Аджамила был примерным брахманом, но под дурным влиянием

отверг брахманские обычаи и заповеди религии. Он так опустился, что

начал воровать, пить вино и совершать другие отвратительные поступки.

Он даже содержал блудницу. За все это ему был уготован ад, и послан-

цы Ямараджи уже собирались утащить его туда. Но одной лишь тени

произнесенного им святого имени Нараяны хватило, чтобы Аджамила об-

рел спасение.

Поэтому тот, кто не желает быть узником материального мира, должен

повторять святое имя и воспевать величие, неповторимый облик и чудес-

ные деяния Верховного Господа, у стоп которого пребывают все святые

места. Другие пути — путь искупления грехов, путь умозрительного фи-

лософствования и путь йогической медитации — не приведут к истинному

благу, ибо тот, кто следует ими, рано или поздно снова обратится к

кармической деятельности: его понудит к этому ум, оскверненный низши-

ми гунами — страстью и невежеством.

Это сокровенное предание смоет все грехи с того, кто с верой и лю-

бовью слушает его или передает другим. Такому человеку уже не будут

грозить муки ада, даже если он по-прежнему обладает материальным те-

лом и в прошлом совершил много грехов. Поистине, ямадуты, подручные

Ямараджи, не осмелятся даже взглянуть в его сторону. Покинув тело, он

вернется домой, к Богу, где его встретят с великими почестями.

Аджамила вернулся домой, к Богу, благодаря тому что в предсмертной

муке произнес имя Господа, хотя на самом деле он лишь хотел позвать

сына. Так стоит ли сомневаться в том, что к Богу вернутся те, кто

произносит святое имя с верой и без оскорблений? (Бхаг., 6.2.34—49)

Решимость

Святое имя Господа — источник всех благ, поэтому с тем, кто

Скачать:TXTPDF

Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн