Скачать:TXTPDF
Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

непрес-

танно повторяет: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе

Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, — никогда не слу-

чится ничего дурного. Благодаря одному лишь повторению святого имени

он обретает вечное благо.

Участники Движения сознания Кришны, проповедующие славу святого име-

ни Нараяны, или Кришны, должны всегда помнить, кем они были до того,

как присоединились к нашему Движению, и чего достигли теперь. Мы были

на самом дне жизни: ели мясо, пили вино и распутничали, а теперь нам

выпало счастье повторять мантру Харе Кришна. Мы должны ценить этот ве-

ликий дар. По милости Господа мы открываем все больше новых центров —

так давайте же использовать их для того, чтобы вместе повторять свя-

тое имя Господа и служить Ему. Необходимо сознавать разницу между на-

шим прошлым и настоящим и всегда быть настороже, чтобы, однажды начав

духовную жизнь, не пасть снова. Такая решимость нужна каждому из нас.

По милости Кришны и духовного учителя мы занимаем сейчас очень высо-

кое положение, поэтому нам нужно всегда помнить, какая это редкая уда-

ча, и молиться Кришне, чтобы Он уберег нас от падения. Тогда мы смо-

жем достичь высшей цели жизни.

Когда Аджамила обрел сознание Кришны, ему простились все долги, на-

копленные за годы греховной жизни. Он был намерен теперь повторять

святое имя Господа Нараяны непрерывно. Произнося святое имя, — думал

он, — я принесу высшее благо всем существам и сам обрету покой. Очис-

тившись от грехов, Аджамила услышал в своем сердце голос Кришны, пове-

левавший ему стать другом и доброжелателем всех живых существ.

Друг каждому

Преданные Господа очень добры. Они, несомненно, друзья всем, ибо ра-

ди всеобщего блага проповедуют сознание Кришны. Кроме них, никто не

способен желать добра всем существам. К примеру, считается, что поли-

тики пекутся о благе своих соотечественников. Но их нельзя назвать

благодетелями всех и каждого, потому что они служат только людям и не

заботятся о животных. Однако преданныйдруг каждому существу, будь

то зверь, человек, насекомое или растение. Преданный не убьет даже му-

равья, тогда как непреданный безжалостно отправляет животных на бойню,

одновременно провозглашая себя другом и благожелателем каждого.

Лучший друг всех живых существ — это Бог, Кришна. Он одинаково рас-

положен ко всем. Он желает блага не только обитателям Вриндавана — го-

пи, Своим родителям, юным и взрослым пастухам, коровам, — но всем и

каждому, поскольку каждое существо — Его неотъемлемая частица. Кришна

любит всех, и Его любовь не знает границ. Преданный усваивает от Криш-

ны эту удивительную способность любить и становится истинным другом

всех живых существ.

Карми трудятся ради корысти, поэтому они грешат, убивая ни в чем не

повинных животных, и безмерно гордятся своими богатствами. Гьяни стре-

мятся познать Брахман, чтобы получить освобождение. Они тоже думают

только о себе. И лишь бхакты, преданные Господа, желают блага всем.

Особенно милостивы преданные к падшим, обусловленным душам. Господь

Чайтанья Махапрабху, олицетворение бхакти (любви и преданности Богу),

учил всех тому, как стать преданными. Поэтому Его называют патита-па-

ваной, спасителем падших, обусловленных душ. Каждый, кто следует Его

примеру, — тоже патита-павана. Теперь и Аджамила проникся подобным

настроением и думал: Отныне я буду другом всем существам и обрету по-

кой.

Такой решимостью должен обладать каждый, кто хочет обрести сознание

Кришны. Ему нужно не только самому освободиться от оков майи, но и

проявлять сострадание ко всем, кто томится у нее в плену. Участники

Движения сознания Кришны призваны заботиться не только о себе, но и о

благе всех и каждого. Это — высшее проявление сознания Кришны. Высот

сознания Кришны достиг тот, кто радеет не о собственном спасении, а о

спасении других и поэтому старается расширять Движение сознания Криш-

ны. Такому возвышенному преданному не грозит падение, ибо Кришна всег-

да и везде будет защищать его. В этом суть Движения сознания Кришны.

Вместо того чтобы быть игрушками в руках иллюзорной энергии, нужно об-

ратиться к сознанию Кришны, чтобы освободиться самим и освободить дру-

гих.

Общение с преданными

Эти стихи помогают понять, каким образом живое существо попадает в

плен материальной энергии. Все начинается с того, что оно ошибочно

отождествляет себя с телом. Поэтому первое духовное наставление Бхага-

вад-гиты гласит, что мы не тело, а душа, заключенная в теле. Осознать

это может только тот, кто повторяет святое имя Кришны — Харе Кришна

маха-мантру, и всегда находится рядом с преданными. В этом секрет ус-

пеха в духовной жизни. Вот почему так важно повторять святое имя Гос-

пода, а также избегать пороков, которыми осквернен материальный мир:

недозволенного секса, употребления в пищу мяса, пристрастия к одурма-

нивающим веществам и азартных игр. Пусть эти принципы станут для нас

непреложным законом, и тогда мы сможем спастись от страданий мате-

риального бытия.

Первое, что для этого нужно сделать, — отбросить телесные представ-

ления о жизни. Аджамила освободился от подобных представлений после

того, как услышал спор вишнудутов с ямадутами. Доказательством этому

служит то, что он сразу же оставил жену и детей и отправился в Хар-

двар с намерением посвятить себя духовной жизни. Там он нашел приют в

храме Вишну и стал с любовью служить Господу. Движение сознания Криш-

ны открывает храмы по всему миру именно с этой целью — чтобы дать лю-

дям возможность приобщиться к преданному служению. Преданным не обяза-

тельно ехать в Хардвар — можно поселиться в ближайшем храме ИСККОН и с

любовью служить Богу, полностью погрузившись в сознание Кришны. Тогда

они непременно достигнут высшей цели человеческой жизни.

Ум того, кто поклоняется Божеству в храме, естественно будет занят

мыслями о Господе и Его образе. Между образом Господа и Самим Госпо-

дом нет разницы, поэтому заниматься бхакти-йогой намного проще, чем

другими видами йоги. Последователи восьмиступенчатой йоги прилагают

огромные усилия, чтобы сосредоточить ум на Сверхдуше — Господе Вишну в

сердце, но той же цели можно достичь без труда, если сосредоточить ум

на образе Божества в храме. Трансцендентный образ Господа есть в каж-

дом храме, и размышлять об этом образе совсем не трудно. Тот, кто

смотрит на Господа во время арати, кто подносит Ему бхогу и всегда ду-

мает о Нем, становится наилучшим йогом. Это совершенная йога, что под-

тверждает Сам Верховный Господь:

йогинам апи сарвешам

мад-гатенантар-атмана

шраддхаван бхаджате йо мам

са ме йуктатамо матах

Из всех йогов тот, кто всегда погружен в мысли обо Мне и с непоколе-

бимой верой поклоняется Мне, занимаясь трансцендентным любовным служе-

нием, связан со Мной самыми тесными узами и достиг высшей ступени со-

вершенства (Б.-г., 6.47). Лучший из йогов — тот, кто обуздал чувства

и, погрузившись в мысли об образе Господа, отрешился от мирской суеты.

Домой, к Богу

Когда Аджамила сосредоточил ум на образе Господа, вишнудуты, спас-

шие этого брахмана, вновь предстали его взору. Они покинули Аджамилу

лишь на время, чтобы дать ему возможность погрузиться в размышления о

Верховной Личности Бога. Теперь, когда его преданность окрепла, они

вернулись за ним. Узнав своих спасителей, Аджамила почтительно скло-

нился перед ними.

Теперь Аджамила был готов вернуться домой, к Богу. Он оставил свое

бренное тело и обрел изначальный, духовный облик. В Бхагавад-гите

(4.9) Господь говорит:

джанма карма ча ме дивйам

эвам йо ветти таттватах

тйактва дехам пунар джанма

наити мам эти со ‘рджуна

Тот, кто постиг божественную природу Моего явления и Моих деяний,

покинув тело, никогда больше не родится в материальном мире, но вер-

нется в Мою вечную обитель, о Арджуна. Человек, который достиг совер-

шенства в сознании Кришны, покинув материальное тело, тотчас перено-

сится в своем изначальном духовном теле в духовный мир и входит в ок-

ружение Верховной Личности Бога. Одни преданные отправляются на Вай-

кунтхалоку, другие же достигают Голоки Вриндаваны, чтобы стать прибли-

женными Кришны.

Корабли с духовных планет, подобные тому, что прилетел за Аджамилой,

могут в мгновение ока доставить нас домой, к Богу. Только вообразите

себе, какова скорость этих кораблей. Всем известно, что ум мгновенно

переносится из одного места в другое, но дух неизмеримо тоньше ума,

поэтому можно представить, с какой невероятной скоростью движутся ду-

ховные тела. Чистый преданный, покинув материальное тело, возвращает-

ся домой, к Богу, за долю секунды.

Такое совершенство доступно только преданным Господа. Есть немало

примеров того, как карми, гьяни и йоги, достигнув так называемого со-

вершенства, вновь возвращались к материальной жизни. Часто самозваные

свами или йоги порывают с материальной деятельностью, считая ее иллю-

зией (джаган митхйа), но спустя некоторое время снова погружаются в

нее: открывают больницы, школы или совершают другие дела на благо об-

щества. Иногда они даже занимаются политикой и при этом лицемерно на-

зывают себя санньяси, отрекшимися от мира. Однако подобные виды дея-

тельности порождены иллюзией, властвующей в материальном мире.

Можно с уверенностью заключить, что тот, кто желает навсегда поки-

нуть материальный мир, должен обратиться к преданному служению, кото-

рое начинается с повторения святого имени и слушания повествований,

прославляющих Господа (шраванам киртанам вишнох). Движение сознания

Кришны помогает людям вступить на этот путь. Присоединившись к нашему

Движению, многие молодые люди на Западе избавились от прежде неизлечи-

мого пристрастия к наркотикам и от других низменных наклонностей и

стали со всей искренностью прославлять Господа. Итак, преданное служе-

ние — наилучший способ искупить грехи, совершенные под влиянием раджа-

са и тамаса (страсти и невежества). В Первой песни Шримад-Бхагаватам

(2.19) говорится:

тада раджас-тамо-бхавах

кама-лобхадайаш ча йе

чета этаир анавиддхам

стхитам саттве прасидати

Раджас и тамас оскверняют человека, разжигая в нем вожделение и

жадность, но если он будет слушать и повторять святое имя Госпо-

да, то достигнет уровня гуны благости и обретет счастье. Посте-

пенно совершенствуясь в преданном служении, он полностью избавит-

ся от сомнений (бхидйате хридайа-грантхиш чхидйанте сарва-самша-

йах). Таким образом преданное служение разрубит узел желаний, ко-

торые заставляют человека заниматься кармической деятельностью.

В момент смерти, когда нарушается деятельность всех органов те-

ла, человек естественно приходит в смятение. И может случиться

так, что даже тот, кто всю жизнь повторял имя Господа, перед

смертью будет не способен внятно произнести мантру Харе Кришна.

Тем не менее такой человек получит все блага от повторения свято-

го имени. Так давайте же громко и внятно повторять святое имя

Господа, пока у нас есть здоровье и силы. Тогда на смертном одре

мы наверняка сможем произнести святое имя с любовью и верой. В

заключение добавлю, что каждый, кто регулярно повторяет святое

имя, без сомнения, вернется домой, к Богу.

4 НАСТАВЛЕНИЯ ЯМАРАДЖИ О СВЯТОМ ИМЕНИ

19 Прочь сомнения ! ( Наставления Ямараджи о святом имени )

Царь Парикшит сказал: Мой господин, все в этом мире подвластны Яма-

радже: он судит всех существ сообразно их грехам или праведности. Но

на этот раз его приговор был оспорен. Что же сказал он своим слугам,

когда узнал, что они потерпели поражение от вишнудутов и не смогли

пленить Аджамилу?

О великий мудрец, противиться воле Ямараджи — дело неслыханное. Мне

кажется, что люди могут не поверить этому рассказу, и я убежден, что

никто кроме тебя не способен рассеять их сомнения. Поэтому прошу те-

бя: объясни, как такое могло случиться.

Шри Шукадева Госвами отвечал: О царь, получив отпор от посланцев

Господа Вишну, слуги Ямараджи, карающего грешников, вернулись к свое-

му господину, в Самьямани-пури, чтобы рассказать о том, что произошло.

Ямадуты спросили: О владыка, сколько еще повелителей в этом мире? И

сколько можно насчитать причин тому, что действия, совершенные в трех

гунах природы [саттва-, раджо- и тамо-гуне], приносят разные

Скачать:TXTPDF

Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн