Скачать:TXTPDF
Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

плоды?

Будь во вселенной много властителей и судий, каждый из которых ре-

шает по-своему, за что карать, а за что вознаграждать, их противоре-

чивые решения лишали бы друг друга силы, и тогда не существовало бы

ни наказания за грехи, ни вознаграждения за праведные поступки. А ес-

ли бы их решения все же имели силу, тогда за один и тот же поступок

человек получал бы и кару, и награду.

Ямадуты продолжали: На свете много карми, занятых разными видами

деятельности, поэтому над ними стоят разные правители и судьи. Но как

над многочисленными царями должен быть один император, так и над все-

ми правителями и судьями должен быть один верховный повелитель и су-

дия.

Верховный судия должен быть один. Мы думали, что это ты и что тебе

подвластны даже полубоги. Нам казалось, что именно ты господствуешь

над всеми и решаешь, кто из людей поступает праведно, а кто грешит.

Но теперь мы убедились, что ты не всевластен, иначе разве осмели-

лись бы те четверо прекрасных, совершенных существ попрать твою волю?

Исполняя твой приказ, мы уже тащили грешного Аджамилу на адские

планеты, как вдруг эти прекрасные обитатели Сиддхалоки вмешались и

рассекли путы, которыми он был связан.

Эти четверо небожителей явились, как только грешный Аджамила произ-

нес имя Нараяна. Они сказали Аджамиле, что теперь ему нечего бояться.

О владыка, мы желаем услышать о них из твоих уст. Если считаешь, что

мы способны проникнуть в смысл твоих слов, будь милостив, объясни

нам, кто они такие.

Шри Шукадева Госвами сказал: Господь Ямараджа, повелитель всех оби-

тателей этого мира, возрадовался, когда услышал от своих слуг имя На-

раяны. Он тотчас вспомнил о лотосных стопах Господа

и дал слугам такой ответ (Бхаг., 6.3.1—11).

Кто повелевает всеми?

Махараджа Парикшит в недоумении спросил Шукадеву Госвами: Кто же

посмеет ослушаться приказа Ямараджи? Приказ судьи обязателен для всех.

А Ямараджа — вселенский судья, исполняющий волю Верховного Господа,

Кришны. К Ямарадже приводят грешников, и он определяет им наказание в

подвластной ему области вселенной — Ямалоке. Затем по его приказу

грешников отправляют в тот или иной ад. Однако Аджамиле, вопреки ожи-

даниям, удалось миновать ад. Ямадутам было приказано схватить его и

доставить на суд Ямараджи, но вишнудуты помешали им исполнить приказ.

На первый взгляд вишнудуты нарушили закон, остановив ямадутов. Но

как Сам Господь Вишну независим в Своих поступках, так и Его посланцы

в материальном мире властны отменить чей угодно приказ. Таково могу-

щество Верховного Господа. В материальном мире никто не властен оспа-

ривать приказы Ямараджи, но вишнудуты сделали это, поскольку исполня-

ли волю высшего судии — Верховного Господа.

Возвратившись на Ямалоку, ямадуты немедленно отправились к Ямарадже

и спросили его: Как могло случиться, что нам помешали исполнить наш

долг? О господин, сколько же еще властителей в этом мире? Один ли ты

управляешь им, или есть и другие правители? Неразумные люди обычно

считают Всевышним Индру, Сурью, Чандру или какого-нибудь другого полу-

бога. Это все равно что думать, будто верховной властью в государстве

обладает уличный постовой. На улицах много постовых, регулирующих дви-

жение пешеходов, но только глупец может не понимать, что постовыми ко-

мандуют их начальники, а теми — начальники более высокого ранга вплоть

до губернатора и, наконец, президента. Ямадуты не задумываясь исполня-

ли приказ Ямараджи, полагая, что он-то и повелевает всем в этом мире.

Никогда раньше не случалось, чтобы им не позволили исполнить его при-

каз.

Как указывает Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, посланцы Ямараджи

были столь раздосадованы, что, чуть ли не гневаясь на своего господи-

на, потребовали ответить им, правда ли, что миром правит только он,

или же есть еще другие властители. Поскольку ямадуты не получили от

Ямараджи поддержки и потерпели поражение, они уже готовы были отка-

заться служить своему господину. Зачем служить бессильному господину,

чьи приказы не позволяют исполнять?

Ямадутам не удалось осуществить приговор Ямараджи, и тогда они за-

сомневались, действительно ли их господин властен карать грешников.

Ямараджа велел им пленить Аджамилу, но они не смогли исполнить его во-

лю, потому что были остановлены посланцами кого-то более могуществен-

ного, чем их господин. Это и заставило ямадутов усомниться, что Яма-

раджа правит миром единовластно. Если правителей много, то все они бу-

дут выносить разные решения, иногда противореча друг другу. А это зна-

чит, что человек может быть незаслуженно наказан или вознагражден, а

может вообще не получить за свой поступок ни награды, ни наказания. В

наше время не редкость, когда человек обжалует приговор одного суда в

другом суде. Так одного и того же человека по решению одного судьи мо-

гут наказать, а по решению другого — наградить. Но суду природы, то

есть суду Верховной Личности Бога, противоречивые решения не свой-

ственны.

Судьи должны быть единодушны и справедливы в своих решениях. Однако

в случае с Аджамилой судья, Ямараджа, попал в довольно затрудни-

тельное положение. Ямадуты были правы, когда пытались пленить Аджами-

лу, но вишнудуты, тем не менее, помешали им. И все же, хотя и те, и

другие обвиняли Ямараджу, он был и остается безупречным судьей, ибо

вершит суд от имени Верховного Господа. Далее Ямараджа объяснит ямаду-

там свое истинное положение, а также откроет им, что в этом мире над

всеми стоит верховный повелительЛичность Бога.

Чтобы управлять живыми существами, населяющими материальный мир,

необходимы особые средства. Для цивилизованных людей это священные пи-

сания, шастры. От слова шастра происходит слово шишья, ученик, — тот,

кто добровольно принимает руководство духовного учителя. Непокорными

же управляют с помощью оружия, астры. Так, чтобы держать в узде прес-

тупников, полиция использует пистолеты и дубинки.

Ямадуты спрашивают своего господина, верно ли, что над разными

людьми стоят разные судьи. В материальном мире все существа оскверне-

ны тремя гунами природы: благостью, страстью и невежеством — и ведут

себя соответственно. Находящийся в гуне невежества ленив, нечист, сон-

лив. Главный признак влияния гуны страсти — сильное желание повеле-

вать материальной природой и другими существами, чтобы наслаждаться

жизнью. Тот же, на кого воздействует гуна благости, смотрит на мир

трезво. Он все видит в истинном свете.

Ямадуты предположили, что над разными людьми стоят разные правители

и судьи. Но кто же верховный правитель и судия? И как он действует?

Раньше ямадуты думали, что верховный властелин — это сам Ямараджа. В

государстве может быть много чиновников, следящих за соблюдением зако-

на, но сам закон для всех один, и ему должны подчиняться все поддан-

ные. Вот почему Ямадуты недоумевали, как двое судей могли по одному

делу вынести разные решения, и хотели узнать, кто же из них верховный

судья. Ямадуты не сомневались в порочности Аджамилы, и Ямараджа уже

готовил ему кару, но вишнудуты оправдали брахмана. Это озадачило яма-

дутов, и они обратились к Ямарадже за разъяснениями. Прежде Ямадуты

верили, что Ямараджа — единственный вершитель правосудия. Они были

убеждены, что его воля непререкаема, и можно представить себе их изум-

ление, когда четыре прекрасных существа, судя по всему, обитатели Сид-

дхалоки, посмели ослушаться его приказа. Шрила Вишванатха Чакраварти

Тхакур приводит слова ямадутов: Мы видим, что ты более не всевластен,

ибо мы не смогли исполнить твое повеление. Нам помешали сделать это

четыре удивительно прекрасных существа.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур замечает, что ямадуты были бы не

прочь привести к Ямарадже и самих вишнудутов. И если бы он их как сле-

дует наказал, ямадуты были бы очень рады. Иначе они готовы были покон-

чить с собой. Но, прежде чем действовать, ямадуты все-таки решили

больше узнать о вишнудутах и потому обратились к всеведущему Ямарадже.

Почтительные вопросы

Ямадуты сказали: Поведай же нам, о владыка, что произошло, если счи-

таешь нас способными понять твои слова. Именно так, почтительно, без

вызова, полагается вопрошать старших. Махараджа Парикшит, Арджуна и

другие великие преданные, жаждавшие духовного знания, обращались к

наставнику очень смиренно и выражали готовность служить ему. Не нужно

думать, будто учитель обязан отвечать нам уже потому, что мы его спро-

сили. Он может и не дать нам ответа, если сочтет, что мы не способны

его понять. Мы не имеем права требовать. Задавать вопросы, подчи-

няться и служить — вот пути, ведущие к знанию. Когда Махараджа Парик-

шит спрашивал Шукадеву Госвами о чем-нибудь, он всегда смиренно добав-

лял: Ответь мне, если думаешь, что я способен понять.

Прежде чем ответить своим слугам, Ямараджа обратил ум к лотосным

стопам Верховной Личности Бога, Кришны. Тот, кто занимает низшее поло-

жение, должен вопрошать тех, кто выше его, со смирением, а они, в свою

очередь, должны отвечать без заносчивости, не гордясь своими познания-

ми. Нужно мысленно обращаться к лотосным стопам Господа и молиться

Ему: Я смогу ответить, только если Ты поможешь мне. Ученик и учитель

только тогда могут вести духовные беседы, когда учитель не высокоме-

рен, а ученик не своеволен, не возгордился собой и не дерзит учителю.

Спрашивающий должен задавать вопросы без вызова. А отвечающий, чтобы

дать правильный ответ, должен всегда помнить о лотосных стопах Господа.

Шри Ямараджа, верховный судья, воздающий всем за грехи и за правед-

ные дела, был очень доволен, когда слуги произнесли в его дворце свя-

тое имя Нараяны. Обычно Ямарадже приходится иметь дело с грешниками,

которые не ведают о Нараяне. Поэтому, услышав святое имя Господа, он

несказанно обрадовался, ведь Ямараджа — тоже вайшнав.

20 * Единственный властелин ( Наставления Ямараджи о святом имени )

*******************************************************************

Ямараджа сказал: О мои верные слуги, вы думаете, что я — Всевышний,

но на самом деле это не так. Есть один верховный властелин, который

превосходит и меня, и Индру, и Чандру и всех прочих полубогов. Брах-

ма, творец мироздания, Вишну, хранитель сотворенного мира, и Шива,

разрушающий этот мир, — все они лишь частичные воплощения Верховного

Господа. Он — продольная и поперечная нить ткани мироздания. Весь мир

послушен Ему, так же как бык послушен хозяину, который ведет его за

продетую в нос веревку.

Как погонщик продевает в ноздри быков веревки, так и Верховный Гос-

подь связывает людей веревками Своих запечатленных в Ведах слов, оп-

ределяя имена и обязанности сословий общества [брахманов, кшатриев,

вайшьев, шудр]. И все они, в страхе, почитают Его, поднося Ему плоды

своих трудов.

Я — царь Ямараджа, владыка рая Индра, Ниррити, Варуна, бог Луны

Чандра, Агни, Господь Шива, Павана, Господь Брахма, бог Солнца Сурья,

Вишвасу, восемь Васу, Садхьи, Маруты, Рудры, Сиддхи, мудрец Маричи и

другие великие риши, что хранят порядок во вселенной, а также лучшие

из полубогов во главе с Брихаспати и великие мудрецы во главе с Бхри-

гу — все мы, несомненно, свободны от влияния двух низших гун природы

— гун страсти и невежества. Но даже мы, пребывающие в благости, не

способны постичь деяния Всевышнего. Что же тогда говорить о других, о

тех, кто околдован иллюзией и только строит догадки о Боге?

Как другие части тела не видят глаз, так и живые существа не видят

Верховного Господа, который в облике Сверхдуши пребывает в их сер-

дцах. Ни чувства, ни ум, ни жизненный воздух, ни разум, скрытый в

сердце, ни речь не помогут им узнать истину о Всевышнем

(Бхаг., 6.3.12—16).

Верховный властелин

Подручные Ямараджи заподозрили, что есть кто-то, кому подчиняется

даже их господин. И Ямараджа тут же подтвердил их догадку, сказав: Да,

над всем сущим стоит один верховный владыка. Ямарадже подвластна

только часть движущихся существ, а именно люди, тогда как над животны-

ми у него нет

Скачать:TXTPDF

Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн