Скачать:TXTPDF
Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

власти. Причина в том, что только людям присуще понятие

добра и зла. Но даже среди людей Ямарадже подвластны не все, а только

грешники. Поэтому, хотя Ямараджа и обладает властью, его ведомству

подчиняется лишь ограниченное число живых существ. Есть другие полубо-

ги, которые возглавляют другие ведомства в мироздании, но над всеми

ими стоит верховный повелительКришна: ишварах парамах кришнах

сач-чид-ананда-виграхах. КришнаВерховный повелитель всего сущего. В

сравнении с Ним полубоги, управляющие вселенной, ничтожны. В Бхага-

вад-гите (7.7) Кришна говорит: маттах паратарам нанйат кинчид асти

дхананджайа — О Дхананджая [Арджуна], нет никого превыше Меня. Вот по-

чему Ямараджа поспешил рассеять сомнения своих помощников, подтвердив,

что над всеми в этом мире есть один верховный властелин.

Каждый обитатель материального мира, кем бы он ни был, всегда ос-

тается зависимым. И человек, и полубог, и животное, и дерево — все

подвластны законам природы. Но самой природой повелевает Верховная

Личность Бога. Кришна говорит об этом в Бхагавадгите (9.10): майад-

хйакшена пракритих суйате са-чарачарам — Под Моим надзором мате-

риальная природа порождает все движущиеся и неподвижные существа. За

всем происходящим в материальном мире стоит Кришна, который управляет

природным механизмом.

Система варн и ашрамов

В отличие от прочих существ, живое существо, родившееся в теле чело-

века, попадает под власть ведических предписаний, предназначенных для

различных варн и ашрамов. Веды обязывают человека действовать в соот-

ветствии с его положением в системе варн и ашрамов, иначе ему не избе-

жать наказания Ямараджи. Тот, кто следует Ведам, должен постепенно

возвыситься и стать брахманом, наиболее разумным среди людей, а потом

подняться еще выше и стать вайшнавом. Вот истинная цель человеческой

жизни. Для того чтобы духовно совершенствоваться, брахманы, кшатрии,

вайшьи и шудры должны поклоняться Господу, поднося Ему плоды своего

труда (све све карманй абхиратах самсиддхим лабхате нарах). Разделе-

ние на варны и ашрамы необходимо для того, чтобы члены общества могли

жить в мире и согласии и как следует исполнять свои обязанности, но

при этом каждый должен поклоняться вездесущему Господу (йена сарвам

идам татам). Верховный Господь пронизывает мироздание во всех направ-

лениях (отам протам), поэтому тот, кто, следуя Ведам, по мере своих

способностей поклоняется Господу, достигнет высшей цели жизни. Об этом

уже говорилось в Первой песни Шримад-Бхагаватам (2.13):

атах пумбхир двиджа-шрештха

варнашрама-вибхагашах

свануштхитасйа дхармасйа

самсиддхир хари-тошанам

Поэтому, о лучший из дваждырожденных, высшее совершенство, которого

человек может достичь, выполняя обязанности, соответствующие его сос-

ловию и укладу жизни, — это заслужить благосклонность Господа Хари. В

обществе варнашрамы у каждого есть все возможности достичь совершен-

ства и получить право вернуться домой, к Богу, ибо назначение каждой

варны и каждого ашрама — удовлетворить Верховного Господа. Сделать это

можно, следуя указаниям истинного духовного учителя. Тот, кто дей-

ствует таким образом, непременно достигнет высшей цели жизни. Всевыш-

нему поклоняются все, но только одни делают это прямо, а другие — кос-

венно. Первые обретут освобождение очень скоро, вторые — намного позже.

В тринадцатом стихе примечательны слова намабхир вачи (намабхих —

под разными именами; вачи — на языке Вед). В обществе варнашрамы люди

носят разные имена: брахмана, кшатрия, вайшьи, шудры, брахмачари, гри-

хастхи, ванапрастхи или санньяси. Для каждой варны и каждого ашрама

Веды дают определенные предписания (вак). Следуя этим предписаниям,

люди должны выполнять возложенные на них обязанности и склоняться пе-

ред Верховной Личностью Бога.

Власть трех гун природы

Люди и другие обитатели материального мира находятся во власти трех

гун природы. Те, на кого влияют низшие гуны — страсть и невежество,

вообще не способны познать Бога. Проникнуть в тайну Его деяний не мо-

гут даже те, кто, кто пребывает в благости, как полубоги и великие ри-

ши, названные в этих стихах. В Бхагавад-гите (14.26) сказано, что вы-

ше всех гун природы поднимается лишь тот, кто посвятил себя преданно-

му служению Господу. Поэтому Господь говорит, что познать Его дано

только бхактам — тем, кто утвердился в преданном служении и неподвлас-

тен материальным гунам (бхактйа мам абхиджанати).

Обычным философам никогда не познать Бога. В Первой песни Шри-

мад-Бхагаватам (9.16) Бхишмадева говорит Махарадже Юдхиштхире:

на хй асйа кархичид раджан

пуман веда видхитситам

йад виджиджна(гйа)сайа йукта

мухйанти кавайо ‘пи хи

О царь, никому не постичь замыслов Господа [Шри Кришны]. Они остают-

ся загадкой даже для великих философов, которые изо всех сил старают-

ся проникнуть в их тайну. Бога нельзя познать путем умозрительных рас-

суждений: так человек просто зайдет в тупик.

Направляемые Сверхдушой

Ни один из органов тела не способен увидеть глаза, но глаза видят

другие части тела и направляют их. Глаза видят, куда идти, — и ноги

идут, глаза видят, что брать, — и руки берут. Подобным же образом каж-

дое живое существо действует, направляемое Сверхдушой, которая пребы-

вает в его сердце. Господь подтверждает это в Бхагавад-гите (15.15):

сарвасйа чахам хриди саннивишто маттах смритир джна(гйа)нам апоханам

ча — Я нахожусь в сердце каждого живого существа, наделяя его и па-

мятью, и знанием, и способностью забывать. В другом стихе Бхагавад-ги-

ты тоже говорится, что Господь в облике Сверхдуши пребывает в сердце

каждого: ишварах сарва-бхутанам хрид-деше ‘рджуна тиштхати. Без позво-

ления Сверхдуши мы и шагу не сможем ступить. Сверхдуша ни на миг не

оставляет нас, но, сколько бы мы ни напрягали наши органы чувств, мы

не способны узнать, как Она действует и как выглядит. Понять наше по-

ложение помогает аналогия, приведенная в данном стихе. Если бы ноги

видели, они ходили бы и без помощи глаз, однако это невозможно. Точно

так же наши органы чувств не позволяют заглянуть в сердце и увидеть

Сверхдушу, но Она, несомненно, пребывает там, и без Ее руководства нам

не обойтись.

21 * Сокровенное знание ( Наставления Ямараджи о святом имени )

***************************************************************

Верховный Господь самодостаточен и полностью независим. Ему под-

властно все и вся, даже иллюзорная энергия. Он обладает неповторимым

обликом, качествами и нравом, и Его возвышенные слуги, вайшнавы, поч-

ти столь же прекрасны, добродетельны и благонравны, как Сам Господь.

Они наделены теми же божественными качествами, что и Он, и, полнос-

тью независимые, путешествуют по всей вселенной.

Посланников Господа Вишну почитают даже полубоги. Вишнудуты, как и

Господь, удивительно прекрасны, и редко кто может их видеть. Они обе-

регают преданных Господа от врагов и завистников, от стихийных бед-

ствий и даже от меня.

Истинные законы религии устанавливает Сам Верховный Господь. Этого

не могут сделать ни великие риши с высших планет, ни полубоги, ни

правители Сиддхалоки, хотя все они пребывают в гуне благости. Что уж

говорить об асурах, обычных людях, видьядхарах и чаранах?

Истинный закон религии знают Господь Брахма, Бхагаван Нарада, Гос-

подь Шива, четверо Кумаров, Господь Капила [сын Девахути], Сваямбху-

ва Ману, Махараджа Прахлада, Махараджа Джанака, патриарх Бхишма, Ма-

хараджа Бали, Шукадева Госвами и я. О слуги мои, этот священный за-

кон, бхагавата-дхарма, побуждает предаться Всевышнему и любить Его.

Этот закон неподвластен скверне гун природы. Он сокровен, и его не-

легко понять обычным людям, но тот, кому посчастливится проникнуть в

его смысл, тотчас обретает освобождение и затем возвращается домой, к

Богу.

Высший закон религии обязывает человека к преданному служению, ко-

торое начинается с повторения святого имени Господа.

О слуги мои, вы для меня как сыновья. Только посмотрите, как возвы-

шенно имя Господа! Отъявленный грешник Аджамила произнес его, взывая

к сыну и не подозревая о том, что произносит святое имя. Но святое

имя напомнило ему о Господе Нараяне, и он был освобожден из пут смер-

ти.

Знайте же, что тот, кто повторяет имя Господа и воспевает Его доб-

родетели и деяния, без труда избавляется от последствий всех своих

грехов. Это единственно верный путь искупления грехов. Имя Господа,

произнесенное без оскорблений, дарует освобождение даже тому, кто

произносит его невнятно. Аджамила был законченным грешником, но ког-

да, лежа на смертном одре, он произнес святое имя, это освободило его

от материального рабства, ибо он вспомнил имя Нараяны, хотя и звал

сына.

Ягьявалкья, Джаймини и другие авторы религиозных трактатов не ве-

дают о сокровенной религии двенадцати махаджан, ибо введены в заблуж-

дение иллюзорной энергией Всевышнего. Они не понимают, какое великое

духовное благо несет преданное служение и повторение мантры Харе

Кришна. Их больше привлекают обряды из Яджур-веды, Сама-веды и

Риг-веды, и потому их разум притуплен. Они все время заняты подготов-

кой к жертвенным обрядам, которые помогут им вознестись на Сваргало-

ку или обрести другие бренные блага, и их не привлекает движение сан-

киртаны. Их влечет к себе дхарма, артха, кама и мокша.

Зная обо всем этом, разумные люди приходят к выводу, что изба-

виться от всех бед можно, обратившись к преданному служению Верхов-

ной Личности Бога. Они начинают неустанно повторять святое имя Госпо-

да, который пребывает в сердце каждого и являет Собой кладезь всех

добродетелей. Я не вправе наказывать таких людей: они безгрешны. Да-

же если им и случится согрешить — по ошибке или по недоразумению, —

они не понесут наказания, ибо с их уст не сходит мантра Харе Кришна.

О слуги мои, не смейте трогать таких преданных, ибо они нашли при-

бежище у лотосных стоп Верховной Личности Бога. Они одинаково отно-

сятся ко всем живым существам, и их славят полубоги и жители Сиддха-

локи. Даже не приближайтесь к ним, ибо их неизменно защищает палица

Всевышнего, так что ни Господь Брахма, ни я, ни даже само время не

властны их наказывать.

Парамахамсы — возвышенные души, утратившие всякий интерес к мате-

риальным наслаждениям, — пьют мед лотосных стоп Всевышнего. Слуги

мои, ведите ко мне на суд только тех, кому претит вкус этого меда,

кто сторонится парамахамс и кто привязан к семейной жизни и к мир-

ским наслаждениям, толкающим в ад.

О мои верные слуги, приводите ко мне тех грешников, чьи уста ни ра-

зу не произнесли имени Кришны и не воспели Его качеств, кто хотя бы

однажды не вспомнил о Его лотосных стопах и чьи головы никогда не

склонялись перед Ним. Ведите ко мне всех невежд и злодеев, презрев-

ших свой долг перед Господом Вишну — единственный долг человека

(Бхаг., 6.3.17—29).

Защитники

Ямараджа поведал своим слугам о Верховной Личности Бога, повелителе

мироздания, но те больше хотели услышать о вишнудутах, от которых по-

терпели поражение в споре за Аджамилу. И Ямараджа рассказал им, что

вишнудуты своим обликом, божественными качествами и нравом подобны

Верховному Господу. Другими словами, вишнудуты, вайшнавы, почти ни в

чем не уступают Всевышнему. Ямараджа предупредил своих слуг, что виш-

нудуты столь же могущественны, как и Сам Господь Вишну. А поскольку

Вишну превосходит Ямараджу, то и вишнудуты превосходят ямадутов. Яма-

дутам нельзя прикасаться к тем, кто находится под их защитой.

Ямараджа так подробно рассказывает о достоинствах вишнудутов затем,

чтобы его слуги не таили на них злобы. Он предупреждает ямадутов, что

вишнудуты, перед которыми в почтении склоняются даже полубоги, всегда

готовы защитить преданных Господа от врагов, от стихийных бедствий и

от всех прочих опасностей, которые подстерегают всех живущих в мате-

риальном мире. Иногда члены Общества сознания Кришны, в страхе перед

новой мировой войной, спрашивают меня, что с ними будет, если она нач-

нется. Они должны быть уверены: что бы ни случилось, вишнудуты или Сам

Верховный Господь защитят их, как обещано в Бхагавад-гите (9.31):

каунтейа пратиджанихи на ме бхактах пранашйати.

Материальный мир таит опасности для всех, но не для преданных. Об

этом говорится в Шримад-Бхагаватам: падам падам йад випадам на тешам.

В материальном мире опасности подстерегают на

Скачать:TXTPDF

Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн