Скачать:TXTPDF
Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

каждом шагу, но они ми-

нуют тех, кто безраздельно предался лотосным стопам Господа. Чистые

преданные Господа Вишну могут быть уверены в покровительстве Господа

и, пока находятся в этом мире, должны отдавать все силы преданному

служению. Пусть же они проповедуют религию Шри Чайтаньи Махапрабху и

Господа Кришны, ширя Движение сознания Кришны.

Прямая связь с Кришной

На вопрос вишнудутов о том, что такое религия, ямадуты ответили сло-

вами: веда-пранихито дхармах: религия — это предписания Вед. Но ямаду-

ты не знали, что многие из предписанных Ведами обрядов не духовны: их

назначениеобеспечить мир и порядок среди людей с мирским складом

ума. Истинные законы религии выше трех гун материальной природы, они —

нистраигунйа, трансцендентны. Ямадуты не знали этих законов и, естес-

твенно, недоумевали, почему вишнудуты не позволили им схватить Аджами-

лу.

В Бхагавад-гите (2.42) Кришна говорит о материалистах, приверженных

к ведическим ритуалам: ведавада-ратах партха нанйад астити вадинах —

Мнимые последователи Вед утверждают, что нет ничего важнее предписан-

ных Ведами обрядов. В Индии и сейчас есть немало людей, которые ста-

вят ведические обряды превыше всего, но не понимают, что цель этих об-

рядов — помочь человеку постепенно подняться на духовный уровень и

познать Кришну (ведаиш ча сарваир ахам эва ведйах). Таких людей Криш-

на называет веда-вада-ратами.

В этом стихе утверждается, что истинный закон религии тот, который

установлен Самим Верховным Господом. Закон этот провозглашен в Бхага-

вад-гите: сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа — нужно

отбросить все прочие цели и безраздельно предаться лотосным стопам

Кришны. Это закон для всех. Но известен он далеко не каждому: его мо-

жет не знать даже тот, кто строго выполняет предписания Вед. Что уж

говорить о людях — даже полубоги на высших планетах не знакомы с этим

трансцендентным законом. Узнать о нем можно либо от Самого Верховного

Господа, либо от Его доверенного представителя, о чем и будет сказано

далее.

В Бхагавад-гите Господь Кришна провозглашает бхагавата-дхарму самой

сокровенной религией (сарвагухйатамам, гухйад гухйатарам). Он говорит

Арджуне: Я открываю тебе самую сокровенную религию, ибо ты — Мой доро-

гой друг. Сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа: Оставь

все прочие обязанности и предайся Мне. Может возникнуть вопрос: какая

польза в законе, который понятен лишь избранным? Однако из слов Яма-

раджи явствует, что понять этот закон не трудно, если следовать парам-

паре, восходящей к Господу Брахме, Господу Шиве, четырем Кумарам и

другим признанным наставникам. Есть четыре цепи духовных учителей: од-

на берет начало от Господа Брахмы и называется Брахма-сампрадаей, дру-

гая (Рудра-сампрадая) — от Господа Шивы (Шамбху), третья (Шри-сампра-

дая) — от богини процветания Лакшми и четвертая (Кумара-сампрадая) —

от Кумаров. Тот, кто хочет познать самую сокровенную религию, должен

найти прибежище в одной из этих сампрадай. В Падма-пуране сказано:

сампрадайа-вихина йе мантрас те нишпхала матах — мантра и духовное

посвящение бесполезны, если не получены в одной их этих четырех сам-

прадай.

В наше время появилось много апа-сампрадай, то есть ложных сампра-

дай, которые не подкреплены авторитетом Господа Брахмы, Господа Шивы,

Кумаров или Лакшми. Эти так называемые сампрадаи лишь обманывают лю-

дей. В шастрах сказано, что тот, кто получит посвящение в такой сам-

прадае, никогда не узнает истинных законов религии, не сможет пре-

даться Кришне и только напрасно потеряет время.

Истинная религия — это бхагавата-дхарма. Основы этой религии изложе-

ны здесь, в Шримад-Бхагаватам, а также в Бхагавад-гите, которую сле-

дует изучать до Бхагаватам. Каковы же заповеди истинной религии? Преж-

де всего из Бхагаватам мы узнаем: дхармах проджджхита-каитаво ‘тра —

Здесь [в «Шримад-Бхагаватам»] нет места лжерелигии. Все, о чем расска-

зывается в этом священном писании, прямо связано с Верховной Личнос-

тью Бога. Далее Бхагаватам гласит: са ваи пумсам паро дхармо йато

бхактир адхокшадже — высшая религия та, что учит любить Всевышнего,

которого не постичь с помощью эмпирических методов познания. Первая

заповедь этой религии — тан-намаграхана — повторять святое имя Госпо-

да (шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам). Тому, кто поет

святое имя и самозабвенно танцует, со временем открывается облик Гос-

пода, Его игры и божественные качества. Таким образом можно полностью

осознать величие Бога.

Постичь Господа, понять, как Он нисходит в этот мир, как Он рождает-

ся здесь и как действует, вполне возможно, но для этого необходимо

служить Ему с любовью и преданностью. Как сказано в Бхагавадгите, пре-

данного служения вполне достаточно, чтобы в совершенстве постичь Все-

вышнего (бхактйа мам абхиджанати). И тот, кому посчастливится постичь

Господа, больше не родится в материальном мире (тйактва дехам пунар

джанма наити). Покинув материальное тело, он вернется домой, к Богу.

Это и есть высшее совершенство. В Бхагавад-гите (8.15) Кришна говорит:

мам упетйа пунар джанма

духкхалайам ашашватам

напнуванти махатманах

самсиддхим парамам гатах

Достигнув Моей обители, великие души, йоги-преданные, никогда больше

не вернутся в этот бренный, полный страданий мир, ибо они достигли

высшего совершенства.

Почему нужно повторять святое имя?

Чтобы убедиться в том, сколь благотворно повторение мантры Харе

Кришна, не надо проводить специальных исследований. История Аджамилы —

наглядное свидетельство того, какой силой обладает святое имя и како-

го возвышенного положения достигает тот, кто его постоянно произносит.

Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху говорил:

харер нама харер нама

харер намаива кевалам

калау настй эва настй эва

настй эва гатир анйатха

В наш век вражды и лицемерия единственный путь к спасению — повто-

рять святое имя Господа. Нет иного пути. Нет иного пути. Нет иного пу-

ти (Бриханнарадия-пурана, 38.126).

В век Кали нельзя обрести освобождение, исполняя ведические обряды —

так они сложны. Поэтому все шастры и все ачарьи советуют в этот век

повторять святое имя Господа, ибо таким путем можно достичь совершен-

ства.

Правоту слов Ямараджи подтвердил Харидас Тхакур, когда однажды в до-

ме отца Рагхунатхи даса Госвами доказал собравшимся, что даже тот, кто

повторяет святое имя не совсем чисто, сможет освободиться от мате-

риального рабства. Смарта-брахманы и майявади не верят в это, но сло-

ва Харидаса Тхакура находят подтверждение во многих стихах Шримад-Бха-

гаватам и других писаний.

В обсуждаемом отрывке Шримад-Бхагаватам Ямараджа говорит: Знайте,

что человек, который повторяет имя Господа, воспевает Его доблести и

Его подвиги, без труда избавляется от последствий всех своих грехов.

Это единственно верный путь искупления греха. В комментарии к этому

стиху Шридхара Свами приводит такие строки:

сайам пратар гринан бхактйа

духкха-грамад вимучйате

Кто утром и вечером с великой преданностью повторяет святое имя Гос-

пода, тот избавится от всех страданий. Он приводит и другой стих, где

сказано, что освобождение непременно придет к тому, кто изо дня в день

с благоговением слушает звуки имени Господа (анудинам идам адарена

шринван). А вот еще одна цитата:

шраванам киртанам дхйанам

харер адбхута-карманах

джанма-карма-гунанам ча

тад-артхе ‘кхила-чештитам

Без устали слушайте и повествуйте о чудесных деяниях Господа, всег-

да размышляйте о них и старайтесь ублаготворить Господа (Бхаг.

11.3.27).

Шридхара Свами приводит и такие строки из Пуран: папа-кшайаш ча бха-

вати смаратам там ахар-нишам — Тот, кто днем и ночью (ахар-нишам) пом-

нит о лотосных стопах Господа, очистится от всех грехов. Он также ци-

тирует Шримад-Бхагаватам (6.3.31):

тасмат санкиртанам вишнор

джаган-мангалам амхасам

махатам апи кауравйа

виддхй аикантика-нишкритам

Повторение святого имени Господа способно искоренить даже тягчайшие

грехи. Поэтому во всей вселенной нет ничего благотворнее санкиртаны,

пения святых имен.

Все эти цитаты свидетельствуют об одном: кто всегда говорит и слу-

шает о священных деяниях, имени, славе и облике Господа, обретает ос-

вобождение. В этом стихе замечательно сказано: этаваталам агха-нирха-

ранайа пумсам — Достаточно произнести имя Господа, чтобы сбросить с

себя бремя всех грехов.

В этом стихе Шримад-Бхагаватам слово алам указывает, что для искуп-

ления грехов достаточно повторять имя Господа и что нет никакой нужды

в других средствах. Это справедливо, даже если человек произносит свя-

тое имя несовершенным образом.

Освобождение Аджамилы лучше всего свидетельствует о могуществе свя-

того имени. Когда Аджамила произносил имя Нараяны, он думал не о Вер-

ховном Господе, а о своем сыне. К тому же он вовсе не был чист — он

прослыл отъявленным грешником. Известно также, что в момент смерти те-

ло перестает повиноваться его владельцу, поэтому Аджамила, конечно, не

мог произносить слова разборчиво. И все же святое имя освободило его

от грехов. Если даже такой грешник, как Аджамила, обрел освобождение,

то разве не обретут его те, кто не столь порочен? Отсюда можно заклю-

чить, что каждый должен дать обет регулярно повторять святое имя Гос-

пода — Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама,

Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе — и неукоснительно исполнять этот

обет. Тогда Кришна по Своей милости непременно освободит нас из пут

майи.

Нас не должно останавливать то, что мы повторяем мантру Харе Кришна

с оскорблениями, потому что, если мы просто будем продолжать повто-

рять эту мантру, со временем мы начнем повторять ее без оскорблений.

Тогда начнет расти наша любовь к Кришне. Любовь и привязанность к Вер-

ховной Личности Бога, по словам Шри Чайтаньи Махапрабху, должны стать

нашей главной целью: према пум-артхо махан.

Резонно спросить: если, повторяя святое имя, можно легко обрести ве-

личайшее из всех благ, тогда зачем нужны многочисленные ведические об-

ряды и почему они так привлекают людей? Ответ дается в этом стихе. Как

сказано в Бхагавад-гите (15.15), Веды надо изучать для того, чтобы

приблизиться к лотосным стопам Господа Кришны (ведаиш ча сарваир ахам

эва ведйах). К сожалению, неразумных людей привлекают пышные ведичес-

кие жертвоприношения. Им нравится, когда проводятся помпезные церемо-

нии, на которые тратится много денег, а также когда исполняются веди-

ческие гимны и т.д. Порой в угоду таким людям нам тоже приходится со-

вершать подобные ведические ритуалы, как это было на недавнем откры-

тии храма Кришны-Баларамы во Вриндаване. Для этой церемонии нам приш-

лось нанимать брахманов, так как жители Вриндавана, и особенно смар-

та-брахманы, не считают европейских и американских преданных истинны-

ми брахманами. Пока брахманы совершали эту дорогостоящую ягью, предан-

ные из нашего Общества под бой мриданг проводили санкиртану, и я уве-

рен, что это было гораздо важнее всех ведических ритуалов. И ведичес-

кие ритуалы, и санкиртана совершались одновременно. Ритуалы предназна-

чались для тех, кто хочет после смерти вознестись на райские планеты

(джади-крита-матир мадху-пушпитайам), а санкиртана проводилась для

чистых преданных, желающих доставлять удовольствие Верховной Личности

Бога. Мы бы могли ограничиться одной санкиртаной, но жители Вриндава-

на не признали бы это настоящей церемонией открытия храма. Как сказа-

но в этом стихе, ведические обряды предназначены для тех, чей разум

притуплен цветистым языком Вед, превозносящих кармические обряды и ри-

туалы, которые помогают подняться на высшие планеты.

Сейчас, в век Кали, достаточно всего лишь проводить санкиртану. По-

ка преданные, живущие в наших храмах, проводят санкиртану перед Божес-

твом — особенно перед Божеством Шри Чайтаньи Махапрабху, — они будут

оставаться совершенными. Для этого не нужно ничего другого. Но, хотя

нужды в других обрядах нет, преданные должны поклоняться Божеству и

следовать определенным предписаниям, чтобы поддерживать внешнюю и

внутреннюю чистоту. Шрила Джива Госвами пишет, что санкиртана сама по

себе является залогом совершенства, но, чтобы хранить чистоту, предан-

ные должны также заниматься арчаной, то есть поклоняться Божеству в

храме. Поэтому Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур призывал однов-

ременно применять оба метода. Мы строго следуем этому принципу — про-

водить санкиртану и совершать поклонение Божеству в храме, и будем де-

лать это и впредь.

Полномочия Ямараджи

Комментируя этот стих, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур приводит

одну из молитв Господа Брахмы:

атхапи те дева падамбуджа-двайа-

прасада-лешанугрихита эва хи

джанати таттвам бхагаван-махимно

на чанйа эко ‘пи чирам вичинван

( Бхаг., 10.14.29 )

Здесь сказано, что

Скачать:TXTPDF

Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн