каждом шагу, но они ми-
нуют тех, кто безраздельно предался лотосным стопам Господа. Чистые
преданные Господа Вишну могут быть уверены в покровительстве Господа
и, пока находятся в этом мире, должны отдавать все силы преданному
служению. Пусть же они проповедуют религию Шри Чайтаньи Махапрабху и
Господа Кришны, ширя Движение сознания Кришны.
Прямая связь с Кришной
На вопрос вишнудутов о том, что такое религия, ямадуты ответили сло-
вами: веда-пранихито дхармах: религия — это предписания Вед. Но ямаду-
ты не знали, что многие из предписанных Ведами обрядов не духовны: их
назначение — обеспечить мир и порядок среди людей с мирским складом
ума. Истинные законы религии выше трех гун материальной природы, они —
нистраигунйа, трансцендентны. Ямадуты не знали этих законов и, естес-
твенно, недоумевали, почему вишнудуты не позволили им схватить Аджами-
лу.
В Бхагавад-гите (2.42) Кришна говорит о материалистах, приверженных
к ведическим ритуалам: ведавада-ратах партха нанйад астити вадинах —
Мнимые последователи Вед утверждают, что нет ничего важнее предписан-
ных Ведами обрядов. В Индии и сейчас есть немало людей, которые ста-
вят ведические обряды превыше всего, но не понимают, что цель этих об-
рядов — помочь человеку постепенно подняться на духовный уровень и
познать Кришну (ведаиш ча сарваир ахам эва ведйах). Таких людей Криш-
на называет веда-вада-ратами.
В этом стихе утверждается, что истинный закон религии тот, который
установлен Самим Верховным Господом. Закон этот провозглашен в Бхага-
вад-гите: сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа — нужно
отбросить все прочие цели и безраздельно предаться лотосным стопам
Кришны. Это закон для всех. Но известен он далеко не каждому: его мо-
жет не знать даже тот, кто строго выполняет предписания Вед. Что уж
говорить о людях — даже полубоги на высших планетах не знакомы с этим
трансцендентным законом. Узнать о нем можно либо от Самого Верховного
Господа, либо от Его доверенного представителя, о чем и будет сказано
В Бхагавад-гите Господь Кришна провозглашает бхагавата-дхарму самой
сокровенной религией (сарвагухйатамам, гухйад гухйатарам). Он говорит
Арджуне: Я открываю тебе самую сокровенную религию, ибо ты — Мой доро-
гой друг. Сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа: Оставь
все прочие обязанности и предайся Мне. Может возникнуть вопрос: какая
польза в законе, который понятен лишь избранным? Однако из слов Яма-
раджи явствует, что понять этот закон не трудно, если следовать парам-
паре, восходящей к Господу Брахме, Господу Шиве, четырем Кумарам и
другим признанным наставникам. Есть четыре цепи духовных учителей: од-
на берет начало от Господа Брахмы и называется Брахма-сампрадаей, дру-
гая (Рудра-сампрадая) — от Господа Шивы (Шамбху), третья (Шри-сампра-
дая) — от богини процветания Лакшми и четвертая (Кумара-сампрадая) —
от Кумаров. Тот, кто хочет познать самую сокровенную религию, должен
найти прибежище в одной из этих сампрадай. В Падма-пуране сказано:
сампрадайа-вихина йе мантрас те нишпхала матах — мантра и духовное
посвящение бесполезны, если не получены в одной их этих четырех сам-
прадай.
В наше время появилось много апа-сампрадай, то есть ложных сампра-
дай, которые не подкреплены авторитетом Господа Брахмы, Господа Шивы,
Кумаров или Лакшми. Эти так называемые сампрадаи лишь обманывают лю-
дей. В шастрах сказано, что тот, кто получит посвящение в такой сам-
прадае, никогда не узнает истинных законов религии, не сможет пре-
даться Кришне и только напрасно потеряет время.
Истинная религия — это бхагавата-дхарма. Основы этой религии изложе-
ны здесь, в Шримад-Бхагаватам, а также в Бхагавад-гите, которую сле-
дует изучать до Бхагаватам. Каковы же заповеди истинной религии? Преж-
де всего из Бхагаватам мы узнаем: дхармах проджджхита-каитаво ‘тра —
Здесь [в «Шримад-Бхагаватам»] нет места лжерелигии. Все, о чем расска-
зывается в этом священном писании, прямо связано с Верховной Личнос-
тью Бога. Далее Бхагаватам гласит: са ваи пумсам паро дхармо йато
бхактир адхокшадже — высшая религия та, что учит любить Всевышнего,
которого не постичь с помощью эмпирических методов познания. Первая
заповедь этой религии — тан-намаграхана — повторять святое имя Госпо-
да (шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам). Тому, кто поет
святое имя и самозабвенно танцует, со временем открывается облик Гос-
пода, Его игры и божественные качества. Таким образом можно полностью
Постичь Господа, понять, как Он нисходит в этот мир, как Он рождает-
ся здесь и как действует, вполне возможно, но для этого необходимо
служить Ему с любовью и преданностью. Как сказано в Бхагавадгите, пре-
данного служения вполне достаточно, чтобы в совершенстве постичь Все-
вышнего (бхактйа мам абхиджанати). И тот, кому посчастливится постичь
Господа, больше не родится в материальном мире (тйактва дехам пунар
джанма наити). Покинув материальное тело, он вернется домой, к Богу.
Это и есть высшее совершенство. В Бхагавад-гите (8.15) Кришна говорит:
мам упетйа пунар джанма
духкхалайам ашашватам
напнуванти махатманах
самсиддхим парамам гатах
Достигнув Моей обители, великие души, йоги-преданные, никогда больше
не вернутся в этот бренный, полный страданий мир, ибо они достигли
высшего совершенства.
Почему нужно повторять святое имя?
Чтобы убедиться в том, сколь благотворно повторение мантры Харе
Кришна, не надо проводить специальных исследований. История Аджамилы —
наглядное свидетельство того, какой силой обладает святое имя и како-
го возвышенного положения достигает тот, кто его постоянно произносит.
Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху говорил:
харер намаива кевалам
калау настй эва настй эва
настй эва гатир анйатха
В наш век вражды и лицемерия единственный путь к спасению — повто-
рять святое имя Господа. Нет иного пути. Нет иного пути. Нет иного пу-
ти (Бриханнарадия-пурана, 38.126).
В век Кали нельзя обрести освобождение, исполняя ведические обряды —
так они сложны. Поэтому все шастры и все ачарьи советуют в этот век
повторять святое имя Господа, ибо таким путем можно достичь совершен-
ства.
Правоту слов Ямараджи подтвердил Харидас Тхакур, когда однажды в до-
ме отца Рагхунатхи даса Госвами доказал собравшимся, что даже тот, кто
повторяет святое имя не совсем чисто, сможет освободиться от мате-
риального рабства. Смарта-брахманы и майявади не верят в это, но сло-
ва Харидаса Тхакура находят подтверждение во многих стихах Шримад-Бха-
гаватам и других писаний.
В обсуждаемом отрывке Шримад-Бхагаватам Ямараджа говорит: Знайте,
что человек, который повторяет имя Господа, воспевает Его доблести и
Его подвиги, без труда избавляется от последствий всех своих грехов.
Это единственно верный путь искупления греха. В комментарии к этому
стиху Шридхара Свами приводит такие строки:
сайам пратар гринан бхактйа
духкха-грамад вимучйате
Кто утром и вечером с великой преданностью повторяет святое имя Гос-
пода, тот избавится от всех страданий. Он приводит и другой стих, где
сказано, что освобождение непременно придет к тому, кто изо дня в день
с благоговением слушает звуки имени Господа (анудинам идам адарена
шринван). А вот еще одна цитата:
шраванам киртанам дхйанам
харер адбхута-карманах
джанма-карма-гунанам ча
тад-артхе ‘кхила-чештитам
Без устали слушайте и повествуйте о чудесных деяниях Господа, всег-
да размышляйте о них и старайтесь ублаготворить Господа (Бхаг.
11.3.27).
Шридхара Свами приводит и такие строки из Пуран: папа-кшайаш ча бха-
вати смаратам там ахар-нишам — Тот, кто днем и ночью (ахар-нишам) пом-
нит о лотосных стопах Господа, очистится от всех грехов. Он также ци-
тирует Шримад-Бхагаватам (6.3.31):
тасмат санкиртанам вишнор
джаган-мангалам амхасам
махатам апи кауравйа
виддхй аикантика-нишкритам
Повторение святого имени Господа способно искоренить даже тягчайшие
грехи. Поэтому во всей вселенной нет ничего благотворнее санкиртаны,
пения святых имен.
Все эти цитаты свидетельствуют об одном: кто всегда говорит и слу-
шает о священных деяниях, имени, славе и облике Господа, обретает ос-
вобождение. В этом стихе замечательно сказано: этаваталам агха-нирха-
ранайа пумсам — Достаточно произнести имя Господа, чтобы сбросить с
В этом стихе Шримад-Бхагаватам слово алам указывает, что для искуп-
ления грехов достаточно повторять имя Господа и что нет никакой нужды
в других средствах. Это справедливо, даже если человек произносит свя-
тое имя несовершенным образом.
Освобождение Аджамилы лучше всего свидетельствует о могуществе свя-
того имени. Когда Аджамила произносил имя Нараяны, он думал не о Вер-
ховном Господе, а о своем сыне. К тому же он вовсе не был чист — он
прослыл отъявленным грешником. Известно также, что в момент смерти те-
ло перестает повиноваться его владельцу, поэтому Аджамила, конечно, не
мог произносить слова разборчиво. И все же святое имя освободило его
от грехов. Если даже такой грешник, как Аджамила, обрел освобождение,
то разве не обретут его те, кто не столь порочен? Отсюда можно заклю-
чить, что каждый должен дать обет регулярно повторять святое имя Гос-
пода — Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама,
Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе — и неукоснительно исполнять этот
обет. Тогда Кришна по Своей милости непременно освободит нас из пут
майи.
Нас не должно останавливать то, что мы повторяем мантру Харе Кришна
с оскорблениями, потому что, если мы просто будем продолжать повто-
рять эту мантру, со временем мы начнем повторять ее без оскорблений.
Тогда начнет расти наша любовь к Кришне. Любовь и привязанность к Вер-
ховной Личности Бога, по словам Шри Чайтаньи Махапрабху, должны стать
нашей главной целью: према пум-артхо махан.
Резонно спросить: если, повторяя святое имя, можно легко обрести ве-
личайшее из всех благ, тогда зачем нужны многочисленные ведические об-
ряды и почему они так привлекают людей? Ответ дается в этом стихе. Как
сказано в Бхагавад-гите (15.15), Веды надо изучать для того, чтобы
приблизиться к лотосным стопам Господа Кришны (ведаиш ча сарваир ахам
эва ведйах). К сожалению, неразумных людей привлекают пышные ведичес-
кие жертвоприношения. Им нравится, когда проводятся помпезные церемо-
нии, на которые тратится много денег, а также когда исполняются веди-
ческие гимны и т.д. Порой в угоду таким людям нам тоже приходится со-
вершать подобные ведические ритуалы, как это было на недавнем откры-
тии храма Кришны-Баларамы во Вриндаване. Для этой церемонии нам приш-
лось нанимать брахманов, так как жители Вриндавана, и особенно смар-
та-брахманы, не считают европейских и американских преданных истинны-
ми брахманами. Пока брахманы совершали эту дорогостоящую ягью, предан-
ные из нашего Общества под бой мриданг проводили санкиртану, и я уве-
рен, что это было гораздо важнее всех ведических ритуалов. И ведичес-
кие ритуалы, и санкиртана совершались одновременно. Ритуалы предназна-
чались для тех, кто хочет после смерти вознестись на райские планеты
(джади-крита-матир мадху-пушпитайам), а санкиртана проводилась для
чистых преданных, желающих доставлять удовольствие Верховной Личности
Бога. Мы бы могли ограничиться одной санкиртаной, но жители Вриндава-
на не признали бы это настоящей церемонией открытия храма. Как сказа-
но в этом стихе, ведические обряды предназначены для тех, чей разум
притуплен цветистым языком Вед, превозносящих кармические обряды и ри-
туалы, которые помогают подняться на высшие планеты.
Сейчас, в век Кали, достаточно всего лишь проводить санкиртану. По-
ка преданные, живущие в наших храмах, проводят санкиртану перед Божес-
твом — особенно перед Божеством Шри Чайтаньи Махапрабху, — они будут
оставаться совершенными. Для этого не нужно ничего другого. Но, хотя
нужды в других обрядах нет, преданные должны поклоняться Божеству и
следовать определенным предписаниям, чтобы поддерживать внешнюю и
внутреннюю чистоту. Шрила Джива Госвами пишет, что санкиртана сама по
себе является залогом совершенства, но, чтобы хранить чистоту, предан-
ные должны также заниматься арчаной, то есть поклоняться Божеству в
храме. Поэтому Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур призывал однов-
ременно применять оба метода. Мы строго следуем этому принципу — про-
водить санкиртану и совершать поклонение Божеству в храме, и будем де-
лать это и впредь.
Полномочия Ямараджи
Комментируя этот стих, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур приводит
одну из молитв Господа Брахмы:
атхапи те дева падамбуджа-двайа-
прасада-лешанугрихита эва хи
джанати таттвам бхагаван-махимно
на чанйа эко ‘пи чирам вичинван
( Бхаг., 10.14.29 )
Здесь сказано, что