Скачать:TXTPDF
Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

но никогда не делают

этого. Они верно служат Господу, неизменно оставаясь в сознании Криш-

ны. Такова жизнь на Вайкунтхалоке. Тот, кто научится преданно служить

Кришне в Движении сознания Кришны, будет всегда пребывать на Вайкун-

тхе, никак не связанный с материальным миром.

За пределами материального мира

Мы, пленники материальной природы, не знаем о существовании духовно-

го мира, и тем не менее духовный мир существует. В Бхагавад-гите

(8.20) Господь Кришна говорит: парас тасмат ту бхаво ‘нйо — Помимо

низшей, материальной природы есть иная, высшая. Материальный мир — это

миллиарды вселенных, теснящихся в одной стороне духовного неба. Мы не

способны измерить даже пространство, занимаемое одной нашей вселенной,

в которой бесчисленное множество планет, а в материальном мире таких

вселенных миллиарды. Однако материальный мир — лишь четвертая часть

всего бытия. Иными словами, материальный мир поддерживается лишь чет-

вертой частью энергии Кришны. Остальные три четверти — это духовное

небо. Незадачливые люди думают, что наша планета — единственная в

своем роде, но это философия лягушки. Лягушка, которая всю жизнь про-

вела в колодце и никогда не видела ничего, кроме колодца, мерит все

своей меркой. Расскажите ей об океане, и она не сможет даже предста-

вить себе, как он велик. Люди, уподобившиеся такой лягушке, рассуж-

дают: Бог выглядит так-то, а царство Бога так-то. Одни считают Богом

себя, другие уверены, что Бога вообще нет… Но все это — вздор.

7 * Как отличить религию от безбожия ( Вишнудуты вступают в спор

************************************ с ямадутами )

Шукадева Госвами продолжал: Выслушав посланцев Ямараджи, слуги Ва-

судевы улыбнулись и отвечали им своими громоподобными голосами. Бла-

гословенные вестники Господа Вишну, вишнудуты, сказали: Если вы и в

самом деле слуги Ямараджи, разъясните нам, чтоЯ есть религия и чтоЯ —

безбожие. Как налагается наказание? Кто ему подлежит? И все ли карми,

что трудятся ради наслаждения плодами своих дел, заслужили наказание?

(Бхаг., 6.1.37—39)

Что обязаны знать слуги Дхармы

Ямадуты укоряли вишнудутов: Не подобает вам, о возвышенные души,

стоять у нас на пути. Ямадутов поразило, что столь благородные на вид

вишнудуты мешали совершиться суду Ямараджи. Вишнудуты, в свою очередь,

были удивлены тем, что ямадуты, объявившие себя слугами Ямараджи, ве-

личайшего знатока религиозных заповедей, не умели руководствоваться

принципами религии в своих действиях. Вишнудуты улыбнулись, подумав:

Что за вздор они говорят! Если они и в самом деле слуги Ямараджи, то

должны знать, что не имеют права забирать Аджамилу.

Своими громоподобными голосами вишнудуты так ответили ямадутам: Вы

называете себя слугами Дхармараджи [Ямараджи], который повелевает

смертью и стоит на страже религии. Вы упрекаете нас в том, что мы по-

мешали вам исполнить его приказ. Так объясните нам, что есть дхарма,

религия, а что — адхарма, безбожие? Если вы действительно слуги Яма-

раджи, то должны знать это.

Вишнудуты задали ямадутам очень важный вопрос. Слуга обязан пони-

мать наставления своего господина. Ямадуты утверждали, что исполняют

волю Ямараджи, и вишнудуты поступили очень разумно, когда спросили их,

как отличить религию от безбожия. Вайшнаву все это хорошо известно из

наставлений Верховной Личности Бога. Верховный Господь призывает: сар-

вадхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа — Оставь все прочие ре-

лигии и просто вручи себя Мне. Такова главная заповедь истинной рели-

гии: предаться Верховной Личности Бога. Те, кто не желают предаваться

Кришне и отдаются во власть материальной природы, — нечестивцы, какое

бы высокое положение они ни занимали в этом мире. Они не хотят пре-

даться Кришне, ибо не знают законов религии, поэтому их следует счи-

тать грешниками, низшими из людей и дремучими невеждами. В Бхага-

вад-гите (7.15) Кришна говорит:

на мам душкритино мудхах

прападйанте нарадхамах

майайапахрита-джна(гйа)на

асурам бхавам ашритах

Невежественные и глупые грешники, низшие из людей, а также те, чье

знание украдено иллюзией, и демоны-безбожники никогда не предаются Мне.

Вишнудуты задали очень разумный вопрос. В самом деле, чтобы действо-

вать от чьего-либо имени, нужно знать его волю. Поэтому преданные,

участники Движения сознания Кришны, должны знать волю Кришны и Госпо-

да Чайтаньи, иначе их никто не примет всерьез. Все преданные, и в осо-

бенности проповедники, должны изучить философию сознания Кришны, что-

бы, проповедуя, не попасть в неловкое положение и не быть осмеянными.

Господь Чайтанья Махапрабху говорил: йеи кришнататтва-ветта, сеи

`гуру’ хайа — Чтобы стать гуру, надо познать Кришну. Стать гуру может

далеко не каждый. Поэтому вишнудуты решили испытать ямадутов: Если вы

действительно посланцы Дхармараджи, то должны знать, чтоЯ есть рели-

гия, а чтоЯ — безбожие. Только так можно определить, что перед нами

истинно религиозный человек. Не каждый достоин называться истинно ре-

лигиозным человеком или гуру. Поскольку большинство людей пребывает в

невежестве, многие негодяи провозглашают себя Богом и проповедуют под

видом дхармы разные нелепости. Если кто-нибудь говорит вам: Я — Бог

или Я стал Богом, занимаясь мистической йогой, обязательно испытайте

его. Один негодяй проповедовал в Америке: Я — Бог, каждый из вас тоже

Бог — и так собрал много учеников. Однажды у него заболел зуб, и я

спросил его: Что же ты за Бог, если страдаешь от зубной боли? Только

сумасшедший или мошенник может провозглашать себя Богом.

Стражи порядка

Тот, кто властен наказывать других, не должен наказывать всех без

разбора. Живым существам нет числа, и большинство из них — это

нитья-мукты, вечно свободные души, которые живут в духовном мире. Они,

разумеется, не подлежат никакому наказанию. Лишь небольшая часть, при-

мерно четверть, всех живых существ населяет материальный мир. Но

большинство из них — те, кто принадлежит к 8<Н>000<Н>000 из

8<Н>400<Н>000 форм жизни, — стоят ниже людей и тоже не подлежат нака-

занию; они переходят из одного вида в другой, полностью подчиняясь за-

конам природы. Отвечают за свои поступки только люди, ибо они наделе-

ны развитым сознанием. Но и среди людей далеко не все заслуживают на-

казания. Не подлежат наказанию те, кто всегда поступает благочестиво.

Кары заслуживают только грешники. Поэтому вишнудуты спросили, кто под-

лежит наказанию и почему Ямараджа поставлен решать, кого наказывать, а

кого нет. Как рассудить, виноват ли человек? На чем основывать реше-

ние? Вот какие вопросы задали вишнудуты.

Ямадуты были полностью уверены в своей правоте, поскольку действова-

ли по приказу безгрешного Ямараджи. Нельзя считать судью злодеем

только потому, что он назначает преступникам наказание. Судья испол-

няет волю правительства. Так и Ямараджа, который повелевает адом и ка-

рает грешников, лишь исполняет волю Господа, поскольку является Его

чистым преданным.

Полицейский должен знать законы и в соответствии с ними определять,

кого арестовывать, а кого нет. Если он будет заключать под стражу всех

без разбора, то сам нарушит закон. Он не должен трогать законопослуш-

ных граждан. Так и ямадуты не должны вести всех подряд на суд Ямарад-

жи. Они могут приводить к нему только грешников, непреданных. Ямарад-

жа сам предупредил их, что они ни в коем случае не должны трогать вай-

шнавов.

Ямадуты, однако, не понимали, почему нельзя считать преступником и

вести на суд Ямараджи Аджамилу, за которым числилось так много грехов.

Преданные и демоны

В материальном мире есть два типа людей: слуги Бога, называемые де-

вами, или сурами, и слуги майи (иллюзии), называемые асурами.

В духовном мире, однако, все обитатели относятся к одному типу: все

они слуги Бога. Поэтому духовный мир называется абсолютным. В духов-

ном мире не бывает раздоров, ибо вся жизнь его обитателей сосредоточе-

на вокруг Кришны и они служат Ему из любви, а не из корысти. Наемный

слуга служит, только пока ему платят, но на Вайкунтхе все обстоит ина-

че. Обитатели Вайкунтхи свободны и богаты, как Сам Господь, но все они

служат Господу. В материальном мире служат из нужды, а в духовном — из

любви. Обитатели духовного мира ни в чем не нуждаются, ибо у них все-

го вдоволь. В Брахма-самхите говорится, что в духовном мире растут де-

ревья калпа-врикша, исполняющие любые желания.

В материальном мире каждому приходится служить, иначе он умрет с го-

лоду. Даже цари должны трудиться, что уж говорить о бедняках. По веле-

нию Верховного Господа материальная энергия заставляет каждого пля-

сать, как дрессированного пса. Хозяин командует: Танцуй! — и пес тан-

цует, так как знает, что иначе ему придется голодать.

И в материальном, и в духовном мире все — слуги, но здесь, в мате-

риальном мире, люди считают себя господами. Отец семейства мнит себя

господином своих детей и жены, но в действительности он их слуга. Гла-

ва государства думает, что он царь или президент, но в действительнос-

ти он слуга своих подданных. Само положение обязывает его служить лю-

дям так, как они того хотят, а иначе его либо сместят с поста, либо не

захотят переизбрать на следующий срок.

В материальном мире каждый желает первенства, поэтому на всех уров-

нях идет ожесточенная борьба: между самозваными богами, между главами

правительств, даже между друзьями и родственниками. В этой борьбе за

призрачное господство нет и не может быть победителей. Махатму Ганди

почитали как отца Индии, но на самом деле он был ее слугой. Кому-то не

понравилось его служение — и Ганди был убит. Президент Кеннеди был

очень популярен, но кто-то усмотрел недостатки в его служении — и Кен-

неди тоже был убит. В этом мире никто не является господином. Каждый

служит — либо майе (иллюзии), либо Господу.

Каждый гражданин обязан соблюдать законы государства. Но преступник

под влиянием иллюзии думает, что может не считаться с законом. Что ж,

власти заставят его уважать закон, заключив в тюрьму. Там у него не

будет выбора. Все мы — слуги Бога, но демоны (асуры) отвергают и Само-

го Бога, и Его законы. Эти негодяи думают, что Бога нет или что каж-

дый из них — Бог. Но и этим богам приходится подчиняться законам ис-

тинного Бога: рождаться, болеть, стареть и умирать.

Служить Богу отказываются только те, кто совершенно сбит с толку ил-

люзией. Такие люди, вместо того чтобы добровольно служить Господу,

становятся рабами майи, Его иллюзорной энергии. Человек, одержимый ду-

хами, несет всякий вздор. Так и тот, кто одержим майей, иллюзорной ма-

териальной энергией, говорит всякие глупости, и самая великая глу-

пость — это провозглашать себя Богом.

Между девами и асурами постоянно идет борьба. Асуры всегда бунтуют

против Бога, а девы всегда покорны Ему. Из истории Махараджи Прахлады

мы знаем, что даже в одной семье встречаются и девы, и асуры. Отец Ма-

хараджи Прахлады, Хираньякашипу, был асуром, а сам Махараджа Прахлада

— девой. Отцы обычно любят своих детей, но, поскольку Хираньякашипу

был демоном, а его сын — преданным, отец стал врагом собственного сы-

на. Такова природа демонов.

Даже тигры любят своих детенышей, и Хираньякашипу вначале тоже

проявлял любовь к сыну, который в свои пять лет был очень воспитанным

и добрым мальчиком. Однажды Хираньякашипу обратился к нему: Сынок, что

из услышанного в школе запомнилось тебе больше всего?

Махараджа Прахлада ответил: Мы должны пожертвовать всем ради позна-

ния Бога. Ибо у родившихся в человеческом облике есть все необходимое

для того, чтобы совершенствоваться духовно. Этому и нужно посвятить

жизнь.

Хираньякашипу в гневе обратился к наставникам сына: Что за вздор вы

вбили ему в голову?!

Те в страхе отвечали: Господин, мы не учили его этому. Он от приро-

ды привязан к Богу — что тут поделать? При каждой возможности он учит

других детей в классе, как познать Бога. Стоило воспитателям отлу-

читься, как Махараджа Прахлада тут же вставал на скамейку и обращался

к

Скачать:TXTPDF

Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн