своим товарищам: Друзья! Жизнь дана нам не для того, чтобы удовлет-
ворять прихоти своих чувств, а для того, чтобы познать Бога. Не забы-
вайте об этом.
Так и мы начали свою проповедь потому, что большинство людей сейчас
ищут только сиюминутных удовольствий и это не сулит им ничего хороше-
го. В Шримад-Бхагаватам (5.5.4) Господь Ришабхадева говорит: нунам
праматтах куруте викарма йад индрийапритайа априноти — Ради сиюминут-
ных удовольствий люди совершают множество грехов. Они ведут себя как
безумцы. Безумец не ведает, что творит. И материалисты настолько зах-
вачены погоней за чувственными наслаждениями, что совершенно обезуме-
ли и не останавливаются ни перед каким грехом.
Господь Ришабхадева говорит о том, как опасна греховная жизнь. Тому,
кто идет на поводу у своих чувств, Кришна дает все возможности для
наслаждений, заставляя его снова рождаться в материальном мире.
Обезьяны, к примеру, могут совокупляться, сколько пожелают. С одной
стороны, они живут аскетично: ходят нагими, питаются только фруктами.
Но у самца обезьяны может быть несколько десятков жен. Те, кто якобы
отреклись от мира и рядятся в одежды садху, но сами при этом предают-
ся разврату, подобны обезьянам. Такие садху — настоящие демоны.
Демоны, асуры, не верят в Бога и делают все, что им вздумается. В
Бхагавад-гите (7.15) Кришна так описывает их:
на мам душкритино мудхах
прападйанте нарадхамах
майайапахрита-джна(гйа)на
асурам бхавам ашритах
Невежественные и глупые грешники, низшие из людей, а также те, чье
знание украдено иллюзией, и демоны-безбожники никогда не предаются
Мне. Здесь Кришна ясно говорит: асурам бхавам ашритах. Демоны-безбож-
ники — это низшие среди людей, как бы они ни были образованны, каких
бы успехов ни добились в науке или политике. Кто-то может возмутиться:
Как вы можете называть культурных людей с университетским образова-
нием демонами! Пусть они не верят в Бога, зато они так много знают и
умеют. Но приговор шастр суров: какими бы образованными ни были такие
люди, их знание похищено майей, ибо они — безбожники.
Слова писаний, может быть, нелестны, но в них заключена истина, и мы
обязаны говорить ее людям. Нельзя закрывать глаза на самые важные воп-
росы жизни. Мы должны знать, кто такие мы, что такое религия и что та-
кое безбожие. Религия — это выполнение воли Бога, а безбожие — это на-
рушение Его воли.
8 * Религия ( Вишнудуты вступают в спор с ямадутами )
*****************************************************
Ямадуты ответили: Дхарма, законы религии, — это предписания Вед, а
все, что противоречит Ведам, есть безбожие. Веды — это Сам Верховный
Господь, Нараяна, и они саморожденные. Вот что мы слышали от Ямарад-
жи (Бхаг., 6.1.40).
Авторитетное знание
Веды содержат авторитетное знание, поскольку исходят от Кришны. Как
авторитет государственных законов основан на авторитете правительства,
так и авторитет ведических писаний основан на авторитете Верховной
Личности Бога.
Когда нужно определить, чтоЯ есть религия, а чтоЯ — безбожие, мне-
ние отдельного человека роли не играет. Здесь неуместны определения,
вроде: Я думаю, что это так или Таково мое суждение. Бога постигают,
слушая Его истинного представителя, что на языке Вед называется шушру-
ма. В Бхагавад-гите (4.1) Кришна говорит:
имам вивасвате йогам
проктаван ахам авйайам
вивасван манаве праха
манур икшвакаве ‘бравит
Я поведал эту вечную науку йоги богу Солнца, Вивасвану; Вивасван пе-
редал ее Ману, прародителю человечества, а Ману передал ее Икшваку.
Итак, чтобы постичь Веды, нужно слушать истинного авторитета в этой
науке — духовного учителя.
Ямадуты потребовали, чтобы вишнудуты не препятствовали им, пос-
кольку они исполняли волю могущественного Ямараджи. Ямараджа — один из
двенадцати махаджан, великих преданных Господа, признанных авторите-
тов как в духовном, так и в материальном знании. Ямараджа — вайшнав,
но на него возложен неблагодарный труд — наказывать грешников. Подоб-
но тому как начальник полиции — послушный слуга правительства, Ямарад-
жа — послушный слуга Господа Нараяны (Кришны). Если даже у обычного
правительства есть суд, то почему у правительства Бога не должно быть
своего суда?
Имена двенадцати махаджан приведены в ШримадБхагаватам — это Гос-
подь Брахма, Нарада Муни, Господь Шива, четверо Кумаров, Господь Капи-
ла (сын Девахути), Сваямбхува Ману, Махараджа Прахлада, Бхишмадева,
Махараджа Джанака, Шукадева Госвами, Махараджа Бали и Ямараджа. Этим
великим преданным в точности известно, кто такой Бог, и они могут ука-
зать нам верное направление в поисках Бога. Поэтому шастры рекомен-
дуют следовать их наставлениям.
Не следуя махаджанам, нельзя постичь Бога, ибо, полагаясь только на
собственный разум, невозможно понять, что такое религия. Законы рели-
гии устанавливает Сам Верховный Господь (дхармам ту сакшад бхага-
ват-пранитам), и по-настоящему следовать религии — значит твердо при-
держиваться сказанного Верховным Господом и Его представителями. В
Бхагавад-гите (18.66) Кришна говорит: мам экам шаранам враджа — Пре-
дайся Мне. Это истинная религия. Все остальное — безбожие. Религия,
созданная человеком, — это не религия, а обман. В наши дни каждый
стремится создать собственную религию, никак не связанную с указания-
ми истинных авторитетов; это стало своего рода модой. Но необходимо
помнить, что дхарма, религия, — это законы, данные человеку Богом. Ма-
хаджаны неуклонно следуют путем дхармы, поэтому мы должны идти за ни-
ми. Понять, кто такой Бог и что такое религия, можно, только следуя
махаджанам.
Роль гуру
В материальном мире никто не способен сам понять, что такое религия.
Для этого, как учит Мундака-упанишад (1.2.12), нужна помощь гуру.
Тад-виджна(гйа)нартхам са гурум эвабхигаччхет: Чтобы постичь трансцен-
дентную науку, нужно обратиться к гуру. Из этого правила нет исключе-
ний. Нет смысла заявлять: Зачем мне гуру? Я сам могу овладеть тран-
сцендентной наукой. Это невозможно. Вайшнавская философия учит: пер-
вый шаг на пути духовного познания — это обращение к гуру (адау гур-
в-ашрайам). И, найдя прибежище у гуру, нужно выполнять три условия:
предаться гуру, задавать ему вопросы и служить ему (тад виддхи прани-
патена парипрашнена севайа). Только так можно постичь духовную науку.
Санатана Госвами, обратившись за наставлениями к Господу Чайтанье,
смиренно сказал: О Господь, когда я был царским министром, люди счита-
ли меня очень ученым человеком и я тоже мнил себя таковым. Но на са-
мом деле я невежда, поскольку не знаю даже, кто я такой. Вот она, моя
ученость: я знаю все, кроме самого главного — кто я такой и как мне
избавиться от мук материального бытия.
Современные образованные люди тоже не знают ответов на эти вопросы.
Какой-нибудь профессор может рассуждать на самые разные темы, но, ес-
ли спросить его, кто он такой, он не сможет ответить. Человек, полу-
чивший в университете ученую степень, с гордостью думает: Теперь я
доктор наук, очень знающий специалист. Но если спросить его, кто он и
для чего живет, его ответ будет относиться только к телу: Я америка-
нец, я мужчина, я то, я это. Он просто отождествляет себя со своим те-
лом, которым он в действительности не является, и потому он — послед-
ний невежда.
Арджуна сначала тоже рассуждал как обычный человек: Как я могу сра-
жаться, о Кришна? Ведь на той стороне — мои братья, дяди, племянники и
зятья. Если я их убью, их жены овдовеют и развратятся, и в результате
на свет появится неблагочестивое потомство. Арджуна был весьма ученым
человеком, но и он пребывал в недоумении: Дорогой Кришна, я не знаю,
как поступить. Я кшатрий, и мой долг — сражаться, но я уклоняюсь от
выполнения долга, так как растерян и не способен ясно рассуждать.
Только Ты можешь сказать мне, что делать. Отныне я Твой ученик. Прошу,
наставь меня (Б.-г., 2.7).
Веды учат, что выбор гуру — дело серьезное. Нельзя думать: Надо бы
завести себе гуру — это теперь модно. Но следовать его указаниям сов-
сем необязательно. Такие гуру и такие ученики никуда не годятся. К вы-
бору духовного учителя нужно отнестись со всей серьезностью. Нужно
найти истинного гуру, который поможет разрешить главные вопросы жизни.
Обращаться к духовному учителю должен лишь тот, кто всерьез решил выб-
раться из бушующего пламени материального существования.
В Шримад-Бхагаватам (11.3.21) говорится:
тасмад гурум прападйета
джиджна(гйа)сух шрейа уттамам
шабде паре ча нишнатам
брахманй упашамашрайам
Человек, который желает достичь высшей цели жизни, должен найти гу-
ру и предаться ему. Гуру должен быть весьма сведущ в ведических писа-
ниях и знать их окончательные выводы. Истинный гуру не только постиг
мудрость Вед, но и живет в соответствии с ведическими наставлениями,
не отклоняясь от них ни на шаг. Ему чуждо стремление к богатству, жен-
щинам и славе; он полностью погружен в духовную жизнь и безраздельно
предан Кришне, Верховной Личности Бога. Нужно постараться найти тако-
го человека и признать его своим духовным учителем.
Слуги Ямараджи дали вишнудутам ответ, достойный похвалы. Они не ста-
ли придумывать свое определение религии и безбожия, а пересказали то,
что слышали от Ямараджи, которому известны все религиозные заповеди.
Махаджано йена гатах са пантхах: каждый должен следовать наставлениям
двенадцати махаджан — великих знатоков Вед. Ямараджа — один из них,
поэтому его слуги, ямадуты, не дали повода усомниться в правильности
своего ответа, сказав: шушрума (мы слышали это от нашего владыки, Яма-
раджи).
9 * Возмездие ( Вишнудуты вступают в спор с ямадутами )
*******************************************************
Ямадуты продолжали: Нараяна, высшая причина всех причин, пребывает
в Своей духовной обители, и Он же управляет всем в материальном мире,
созданном тремя гунами материальной природы — саттва-, раджо- и та-
мо-гуной. По Его воле все обитатели этого мира обретают различные те-
ла, качества, имена [брахман, кшатрий, вайшья и т.д.] и обязанности в
обществе варнашрамы. Другими словами, Нараяна — источник всего мироз-
дания.
У каждого поступка живого существа есть свидетели — это солнце,
огонь, небо, воздух, полубоги, луна, вечер, день и ночь, стороны све-
та, вода, земля и Сверхдуша. Тот, кого эти свидетели уличат в небре-
жении предписанными Ведами обязанностями, подлежит наказанию. Каждо-
го, кто трудится для того, чтобы наслаждаться плодами своего труда,
ждет расплата за все его грехи.
В отличие от вас, о безгрешные жители Вайкунтхи, все обитатели ма-
териального мира, будь то грешники или праведники, стремятся к пло-
дам своего труда. Они могут творить и добро, и зло, ибо осквернены
тремя гунами природы и вынуждены действовать соответствующим образом.
Тот, кто получил материальное тело, не может бездействовать и, понуж-
даемый гунами, неизбежно будет грешить. Вот почему каждый в этом ми-
ре подлежит наказанию. Сколько грехов или благочестивых дел совершит
человек в этой жизни, столько страданий или радостей будет ему опре-
делено по карме в следующей (Бхаг., 6.1.41—45).
Причина всего, что происходит в мире
В Шветашватара-упанишад (6.8) сказано:
на тасйа карйам каранам ча видйате
на тат-самаш чабхйадхикаш ча дришйате
парасйа шактир вивидхаива шруйате
свабхавики джна(гйа)на-бала-крийа ча
Нараяна — это всевластный, всесильный Господь, Верховная Личность
Бога. Он обладает великим многообразием энергий и потому может, не по-
кидая Своей обители и не прилагая никаких усилий, наблюдать за мате-
риальным космосом и управлять им с помощью взаимодействия трех гун ма-
териальной природы — саттва-, раджо- и тамо-гуны. Взаимодействия гун
природы порождают различные объекты, тела, действия и изменения, при-
чем делают это совершенным образом. Господь совершенен, и потому все в
этом мире происходит так, как если бы Он Сам всем управлял и все вер-
шил.
Безбожники, чей взор затуманен тремя гунами природы, не могут ви-
деть, что Нараяна — высшая причина всякой деятельности. Поэтому Криш-
на говорит в Бхагавад-гите (7.13):
трибхир гуна-майаир бхаваир
эбхих сарвам идам джагат
мохитам набхиджанати
мам эбхйах парам авйайам
Введенный в заблуждение тремя гунами материальной природы, весь мир
не знает Меня, неподвластного влиянию этих гун и неисчерпаемого.
Что понуждает нас действовать?
У Верховного Господа есть три вида