Скачать:TXTPDF
Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

с одной

из трех гун, подняться над их оскверняющим влиянием. Но это возможно

только для того, кто целиком посвятил себя преданному служению. Сам

Господь Кришна говорит в Бхагавад-гите (14.26):

мам ча йо ‘вйабхичарена

бхакти-йогена севате

са гунан саматитйаитан

брахма-бхуйайа калпате

Кто всего себя отдает преданному служению и ни при каких обстоя-

тельствах не сходит с избранного пути, очень скоро поднимается над гу-

нами материальной природы и достигает духовного уровня. Если мы не

посвятим себя преданному служению, то не сможем уберечься от оскверне-

ния тремя гунами материальной природы и будем снова и снова терпеть

страдания или же испытывать то счастье, то горе.

Смена тела

Верховный Господь поручил Ямарадже определять достойное наказание

грешникам. Какое тело мы получим и где родимся после смерти, зависит

от того, что мы делали в этой жизни. Господь Капила говорит:

кармана даива-нетрена

джантур дехопапаттайе

стрийах правишта ударам

пумсо ретах-канашрайах

Под надзором Верховного Господа и в соответствии с результатами

своей деятельности живое существо, душа, входит в мужское семя и вмес-

те с ним попадает во чрево женщины, чтобы воплотиться в теле опреде-

ленного типа (Бхаг., 3.31.1).

По сути, мы меняем тело каждый день, каждую минуту, каждую секунду.

Говорят, что мы растем, но на самом деле происходит смена тела. Расти

означает оставлять старое тело и получать новое. Проходит несколько

лет, и ребенок превращается в подростка, а затем в юношу. Это озна-

чает, что он сменил тело. Когда же тело становится непригодным для

жизни, нам приходится оставлять его и переселяться в новое, подобно

тому как мы вынуждены выбрасывать старую, ветхую одежду и приобретать

новую.

Все эти изменения происходят под надзором высших сил

(дайва-нетрена). Своими благочестивыми и греховными делами мы создаем

себе новое тело и тем самым обрекаем себя на страдания. Все живущие в

этом мире подвержены тройственным страданиям: адхибхаутике, адхьятми-

ке и адхидайвике. Адхьятмика — это страдания, причиняемые нам соб-

ственным телом и умом, адхибхаутика — это страдания, причиняемые дру-

гими существами, и адхидайвика — страдания, насылаемые неподвластными

нам высшими силами (девами): землетрясения, засухи, наводнения и го-

лод. Их мы не можем предотвратить. Точно так же после смерти высшие

силы дадут нам новое тело, и мы не сможем отказаться: Нет, мне не нра-

вится, я не хочу такое тело. Нам придется принять его.

Ограниченная независимость

Пережив множество рождений и смертей в материальных телах, мы забы-

ли, что мы — неотъемлемые частицы Бога, что когда-то мы общались с

Ним, но затем пали в материальный мир. Трудно сказать, когда именно мы

забыли о Боге, — это произошло в незапамятные времена. Однако Бог,

Кришна, так милостив, что Сам нисходит в этот мир, чтобы напомнить нам

о нашей духовной природе и о нашем единстве с Ним, снова научить нас

тому, о чем мы забыли. Покидая этот мир, Он оставляет нам священные

писания, и прежде всего Бхагавад-гиту, в которой призывает: сар-

ва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа — Оставь все и предай-

ся Мне. Я возьму тебя под защиту (Б.-г., 18.66).

Кришнаотец всех живых существ. Ему вовсе не нравится, что вечные

души в материальном мире влачат жалкое существование, подобно свиньям,

поэтому Он посылает к ним Своих представителей. Иисус Христос, напри-

мер, — это сын Кришны. Господь Иисус сам называл себя сыном Божьим.

Конечно, каждый из нас — сын Бога, но этот сын был особенно любим Гос-

подом, и Господь послал его в определенную страну, чтобы призвать пад-

шие души домой, в Свою обитель.

Однако, если мы твердо намерены оставаться в материальном мире, чтоЯ

могут сделать Кришна и Его представители? Им остается только позво-

лить нам заниматься мирскими делами, ведь чтобы освободиться из темни-

цы материального бытия, надо прежде всего пожелать этого. Когда же на-

ше прозябание здесь совсем опостылет нам, мы взмолимся: О Господь, я

долго служил вожделению, злобе и алчности, но так и не смог им уго-

дить. Я больше не хочу оставаться их слугой. Мой разум наконец пробу-

дился, и вот я обращаюсь к Тебе с мольбой. Прошу, позволь служить Тебе.

Живое существо — пограничная энергия Господа (татастха-шакти), а это

значит, что оно может выбирать: подчиняться ему низшей, материальной

энергии или высшей, духовной. Мы, преданные, предпочли обратиться к

сознанию Кришны. Другими словами, мы согласились предаться Кришне и

искать прибежища у Его внутренней, духовной. Вручение себя Господу на-

чинается с повторения мантры Харе Кришна: Харе Кришна, Харе Кришна,

Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Харе означает энергия преданности, Кришна — всепривлекающая Верховная

Личность Бога, а Рамаверховный наслаждающийся.

Вернутся к Богу очень немногие, ибо лишь немногие согласны подчи-

ниться духовной энергии Кришны. Но Кришна не настаивает. Он говорит:

Ты можешь оставаться в материальном мире или вернуться ко Мне — как

пожелаешь. У нас есть некоторая независимость, и есть ум, чтобы выби-

рать, что делать, а чего не делать.

Пробудитесь!

При обучении самый важный орган — это уши. Если мы хотим обрести

высшее благо, то должны услышать от авторитета, чтоЯ нам следует де-

лать и чего следует избегать. Ночью мы мирно спим, не думая о том, что

кто-то может подкрасться к нам, чтобы отрезать нам голову. Наш слух,

однако, всегда начеку, и, если кто-то крикнет: Проснись! Проснись! Те-

бя хотят убить! — мы будем спасены. Сейчас мы спим в объятиях мате-

риальной природы. Кажется, что мы бодры и деятельны, но на самом деле

действуем не мы, а пракрити (материальная природа). Мы вынуждены пос-

тупать именно так, а не иначе под воздействием гун природы. Однако,

хотя мы погружены в глубокий сон, наш слух не спит — он и поможет нам

избавиться от невежества. Если мы будем слушать, как духовный учитель

излагает ведические писания, мы проснемся и осознаем, что по своей

природе мы слуги Кришны. То, с чего следует начать, — это шраванам,

слушание повествований о Кришне. Если мы будем слушать о Кришне, то

пробудимся ото сна. Веды призывают: уттиштхата джаграта прапйа варан

нибодхата — Пробудись! Вставай! Жизнь в теле человека — великое благо.

Пойми это и употреби свою жизнь на то, чтобы освободиться из сетей гун

материальной природы. В Бхагавад-гите (7.14) Кришна объясняет, как это

сделать:

даиви хй эша гуна-майи

мама майа дуратйайа

мам эва йе прападйанте

майам этам таранти те

Преодолеть Мою божественную энергию, состоящую из трех гун, очень и

очень трудно. Но тот, кто предался Мне, легко освободится от ее влас-

ти. Предайтесь Кришне и всегда оставайтесь в сознании Кришны. Это

единственное, что должны делать те, кто получил тело человека.

11 * Царство чувств ( Вишнудуты вступают в спор с ямадутами )

*************************************************************

Ямадуты продолжали: Выше пяти познающих органов чувств, пяти орга-

нов действия и пяти объектов чувств стоит шестнадцатый элемент — ум.

А выше ума — семнадцатый элемент: само живое существо, душа. Она од-

на наслаждается жизнью в материальном мире с помощью остальных шес-

тнадцати элементов, переживая три состояния: счастье, страдание и со-

четание обоих.

В тонком теле шестнадцать частей: пять познающих органов, пять ор-

ганов действия, пять объектов чувств и ум. Тонкое телопорождение

трех гун природы. Оно состоит из неодолимых желаний и вынуждает жи-

вое существо переселяться из тела в тело, принимая то облик человека,

то зверя, то полубога. В теле полубога живое существо блаженствует, в

теле человека скорбит, а в теле зверя его терзает страх. Но, в сущ-

ности, в каждом теле оно несчастно. Это жалкое состояние называется

самсрити — бесконечным переселением души, или вращением в круговоро-

те материальной жизни.

Не в силах обуздать свой ум и чувства, неразумное живое существо,

заключенное в материальном теле, идет на поводу у трех гун, даже про-

тив собственной воли. Оно подобно шелкопряду, который из собственной

слюны сплетает кокон и не может из него выбраться. Живое существо по-

падает в сети собственной кармической деятельности и уже не может

вырваться на волю. Оно постоянно пребывает в замешательстве и снова и

снова встречает смерть.

Ни одно живое существо не может удержаться от действий даже на

мгновение. Каждый неизбежно действует в соответствии со своими склон-

ностями, которые возникают из трех гун материальной природы, ибо эти

склонности заставляют живое существо поступать определенным образом.

Кармическая деятельность живого существа, будь то греховная или

благочестивая, служит скрытой причиной исполнения его желаний. Она же

причина его рождения в разнообразных телах. Влекомое неодолимыми

стремлениями, живое существо рождается в некой семье и становится

внешне похожим на отца или на мать. Таким образом, грубое и тонкое

тело создается для живого существа согласно его стремлениям.

Поскольку живое существо соприкасается с материальной природой, по-

ложение его незавидно, но, если оно, получив облик человека, научит-

ся общаться с Верховным Господом или Его преданным , его несчастьям

придет конец (Бхаг., 6.1.50—55).

Борьба в одиночку

В этих стихах рассказывается о том, как душа, оказавшаяся во власти

гун материальной природы, попадает в клетку материального тела. Каж-

дый использует руки, ноги и другие органы тела, чтобы достичь той или

иной цели, соответствующей его представлениям о жизни. При этом каж-

дый желает наслаждаться пятью объектами чувств: формой, звуком, вку-

сом, запахом и осязательным ощущением, не зная, что истинное предназ-

начение жизни — заслужить благосклонность Верховного Господа. Живое

существо, ослушавшееся Господа, оказывается в материальном мире и там

пытается поправить свое положение, рассчитывая только на собственные

идеи и отказываясь слушать советы Верховной Личности Бога. И все же

Верховный Господь столь милостив, что Сам приходит в материальный мир

и убеждает заблудшие души поступать согласно Его воле, чтобы они мог-

ли вернуться домой, в Его царство, где будут жить вечно и обретут по-

кой, знание и блаженство.

Тело живого существа — сложный механизм, состоящий из материальных

элементов. В этом теле оно борется за жизнь, оставаясь в полном одино-

честве, что подтверждается в этом стихе словами: экас ту. Тому, кого

унесло в океан, не приходится ждать помощи от других. В океане может

плавать много разных существ, но ему придется спасаться самому. Так и

в этом стихе сказано, что душа, или семнадцатый элемент, вынуждена

действовать в одиночку. Мы можем окружить себя обществом друзей и

близких, но никтоникто, кроме Кришны, Верховного Господа, — не по-

может нам. Поэтому мы должны думать лишь о том, как заслужить благос-

клонность Кришны. Это то, чего Кришна желает от нас (сарва-дхарман па-

ритйаджйа мам экам шаранам враджа). Обманутые материальной природой,

люди пытаются сплотиться, объединить живущие на земле народы, но все

их усилия тщетны. По-прежнему каждый вынужден в одиночку бороться со

стихиями материальной природы. Для нас единственный выход — прислу-

шаться к совету Кришны и предаться Ему, ибо Он способен вызволить нас

из океана невежества. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху в Своих молит-

вах Господу говорит:

айи нанда-тануджа кинкарам

патитам мам вишаме бхавамбудхау

крипайа тава пада-панкаджа-

стхита-дхули-садришам вичинтайа

О Кришна, о возлюбленный сын Махараджи Нанды! Я — Твой вечный слуга,

но случилось так, что я пал в этот океан невежества. Я борюсь из пос-

ледних сил, но самому мне не спастись. Я спасусь, только если Ты ми-

лостиво вызволишь меня и сделаешь пылинкой у Твоих лотосных стоп.

Ему вторит Бхактивинода Тхакур в одной из своих песен: центер лине

анади карама-пхале, пади’ бхаварнава-джале, тарибаре на декхи упайа

О мой Господь, я не помню, как и почему я оказался в океане невежес-

тва, и не знаю, как выбраться из него. Надо

Скачать:TXTPDF

Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн