дый отвечает за себя сам. И если человек станет чистым преданным Криш-
ны, то сможет спастись и выбраться из океана неведения.
В материальном мире нет настоящих радостей: все здесь оборачивается
болью. Потворствуя чувствам, мы стараемся стать счастливыми, но в кон-
це концов нам остается только горечь разочарования. Это и называется
майей, иллюзией.
Истинную природу мирских радостей глубоко познал Господь Будда. Он
родился в царской семье и жил в роскоши, потакая своим чувствам, но
впоследствии оставил царство. Он погрузился в медитацию и остановил
деятельность чувств, поскольку именно чувства заставляют нас испыты-
вать и боль, и удовольствие. Отрекшись от царства, Будда показал, что,
потворствуя чувствам, нельзя обрести спасение, то есть освободиться от
страданий и радостей в этом мире.
Буддизм учит, что тело есть зло и от него надо избавиться. Из-за то-
го что на тело воздействуют гуны природы, мы испытываем счастье или
горе, и освободиться от них можно, только освободившись от тела, кото-
рое есть не что иное, как сочетание материальных первоэлементов. Цель
буддийской практики — нирвана — достигается уничтожением этого сочета-
ния материальных элементов, ибо горести и радости приходят к нам
только потому, что у нас есть тело. Однако буддийская философия не
дает знаний о том, что такое душа, владелец тела. И это делает буд-
дизм несовершенным.
Буддизм несовершенен, но это не означает, что Господь Будда не знал
всей истины. Учитель может обладать университетским образованием и при
этом обучать детей азбуке. Однако его знания не исчерпываются азбукой.
Подобно этому, когда воплощения Господа (шактьявеша-аватары) приходят
в материальный мир, они проповедуют сообразно времени, месту и обстоя-
тельствам. Даже если учитель знает очень много, ученик может быть не
готов к тому, чтобы воспринять сложные вещи.
Именно поэтому в мире столько различных религий и философских школ:
буддизм, майявада Шанкарачарьи и другие. И буддисты, и майявади призы-
вают своих последователей освободиться от страданий и радостей, порож-
даемых чувствами. Ни один истинный философ не станет призывать своих
последователей идти на поводу у чувств. Будда сказал вполне определен-
но: чтобы достичь нирваны, нужно растворить сочетание материальных
элементов, образующих тело. Материальное тело представляет собой соче-
тание пяти первоэлементов: земли, воды, огня, воздуха и эфира, и пос-
кольку именно это сочетание — причина наших страданий и радостей, то,
если разрушить его, страдания и радости исчезнут сами собой.
Шанкарачарья говорил о необходимости вырваться из этого сочетания
пяти первоэлементов и вернуться к своему изначальному, духовному бы-
тию. Отсюда главный постулат майявады: брахма сатйам джаган митхйа —
Брахман, Абсолют, есть истина, а материальный мир есть обман. Шанкара-
чарья отверг философию буддизма как не содержащую знания о душе. Дей-
ствительно, Будда говорит только о материальных элементах и об их рас-
творении, провозглашая целью достижение пустоты.
И буддизм, и майявада раскрывают лишь часть истины. Философия майя-
вады признает Брахман, дух, но не описывает его во всей полноте. Майя-
вади утверждают, что стоит нам осознать себя Брахманом (ахам брахмас-
ми), и наши чувства прекратят действовать. Но это не так. Живое сущес-
тво всегда деятельно. Можно думать, что в медитации деятельность
чувств прекращается, но ведь сама медитация — тоже деятельность.
Медитируя на Брахман, майявади думает, что стал Богом. В каком-то
смысле можно говорить о нашем единстве с Богом, поскольку все мы, ду-
ши, качественно неотличны от Него. Но мы не можем стать столь же вели-
кими, как Бог. В Бхагавад-гите (15.7) Кришна называет живые существа
Своими неотъемлемыми частицами. Поскольку Кришна всецело духовен
(сач-чидананда), каждая Его частица тоже духовна; качественно они
неотличны, как неотлично золото в перстне от золота в золотоносной жи-
ле. И все-таки перстень — это не золотая жила.
Ошибка майявади в том, что они думают, будто часть можно приравнять
к целому. Майявади полагают, что, поскольку они — часть Бога, значит,
и сами они — Бог. Вот почему в Шримад-Бхагаватам (10.2.32) говорится,
что разум имперсоналистов нечист и что они пребывают в невежестве (а-
вишуддхабуддхайах). Майявади верят в то, что, накапливая знания, они
сольются с Богом, и поэтому обращаются друг к другу: Нараяна. Это их
величайшая ошибка. Нам никогда не стать Нараяной, поскольку Он — виб-
ху, великий, безграничный, а мы — ану, ничтожно малые. Душа по величи-
не равна одной десятитысячной кончика волоса. Какой же здравомыслящий
человек будет утверждать, что он — Бог?
Шанкарачарья указывал на Брахман, когда призывал людей понять, что
они не материальное тело, а духовная сущность: ахам брахмасми. Этому
учат и Веды. Тот, кто уже освободился, получил мукти, ясно понимает,
что он не тело, а душа. Но это не конечная ступень самоосознания. За-
тем должен следовать вопрос: Если я — вечная душа, то какова моя веч-
ная деятельность? Ответ таков: это — преданное служение Кришне.
В Бхагавад-гите (18.54) Господь Кришна объясняет, как тот, кто пос-
тиг Брахман, приходит к преданному служению:
брахма-бхутах прасаннатма
на шочати на канкшати
самах сарвешу бхутешу
мад-бхактим лабхате парам
Достигнув трансцендентного уровня, человек сразу постигает природу
Верховного Брахмана, и сердце его наполняется радостью. Он ни о чем не
скорбит, ничего не желает и одинаково относится ко всем живым сущес-
твам. С этого момента он посвящает себя чистому преданному служению
Мне.
Часто уважаемые свами рассуждают о постижении Брахмана, хотя сами
по-прежнему подвластны мирским радостям и печалям. Они занимаются бла-
готворительностью, думая, что больницы и школы помогут их обездолен-
ным соотечественникам. Но зачем человеку, который возвысился до брах-
ма-бхуты, заботиться об интересах какой-то страны, только потому что
он там родился? Вечная душа не принадлежит ни к какой стране. Мы рож-
даемся в определенном теле, в определенной стране, но, как только те-
ло умирает, прекращается и наша связь с этой страной. Если человек
считает себя свободным, но при этом о чем-то скорбит, значит, он все
еще привязан к мирским радостям и печалям. Значит, он еще не обрел ис-
тинной радости, ибо тот, кто ее ощущает, не подвластен скорби. Многие
весьма ученые санньяси возвращаются к мирским занятиям, поскольку в
действительности они не постигли Брахман. Постичь Брахман совсем не-
легко. Как мы уже говорили, материальные гуны очень сильны. Живое су-
щество запутывается в сетях кармической деятельности, как шелкопряд в
коконе, и без помощи Верховного Господа ему не освободиться.
Духовные чувства
Чтобы обрести истинное знание, нужно заставить свои чувства служить
Кришне. Сейчас наш ум и чувства связаны с телом, поэтому мы думаем: Я
— американец, Я — индиец, Я — англичанин… Такое сознание побуждает
нас служить семье, обществу, нации и т.д. Но все это недолговечно.
Изначально каждый из нас — Брахман, чистая, вечная душа. Пока мы не
перестанем отождествлять себя с преходящим, мы не сможем предаться
Кришне.
Как уже говорилось, постижение Брахмана — не конечная ступень духов-
ного познания. В духовном познании три ступени: постижение Брахмана,
то есть осознание того, что ты не тело, а душа; постижение Параматмы —
Господа, пребывающего в сердце, и, наконец, постижение Бхагавана, Лич-
ности Бога — Шри Кришны.
За постижением Брахмана следует постижение Параматмы. Это осознание
того, что Кришна пребывает в наших сердцах в образе Сверхдуши. Осозна-
ние Брахмана подобно созерцанию солнечного света, а познание Парамат-
мы — созерцанию солнечного диска, источника этого света. Продолжая ид-
ти путем духовного познания, можно достичь трансцендентных планет Вай-
кунтхи и там лицом к лицу встретиться с Верховной Личностью Бога. Это
последняя ступень духовного познания, и в нашем примере она будет по-
добна встрече с богом Солнца. Солнечные лучи, само Солнце и бог Сол-
нца едины и неразделимы, но вместе с тем отличны друг от друга. Лучи —
это безличное сияние Солнца, планета Солнце — это небесное тело, нахо-
дящееся в определенном месте, а бог Солнца — это личность, которая яв-
ляется источником и света, и самой планеты. В Бхагавад-гите (14.27)
Кришна утверждает, что сияние Брахмана исходит от Него. Он говорит:
брахмано хи пратиштхахам — Я источник безличного Брахмана. В Ишопани-
шад (Мантра 15) приведена молитва, с которой преданный обращается к
Господу:
хиранмайена патрена
сатйасйапихитам мукхам
тат твам пушанн апаврину
сатйа-дхармайа дриштайе
О мой Господь, поддерживающий все живое! Твой истинный лик сокрыт
Твоим ослепительным сиянием. Удали же этот покров и яви Себя Твоему
чистому преданному.
Итак, недостаточно познать один только Брахман. Когда у больного
спадает жар, это еще не значит, что он выздоровел. Его можно считать
здоровым лишь тогда, когда он не только избавился от лихорадки, но и
полностью восстановил силы и вернулся к нормальной жизни. А до этого
сохраняется опасность рецидива. Аналогично этому, понять, что ты не
тело, а душа, еще не значит избавиться от иллюзии. Только когда чело-
век осознает, что он — вечный слуга Кришны, и начнет действовать соот-
ветствующим образом, можно будет считать, что он познал себя.
Особый дар людям этого века
Людям века Кали дан самый легкий метод самоосознания — повторение
Харе Кришна маха-мантры: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Ха-
ре Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Современные лю-
ди так грешны, что не могут строго следовать предписаниям Вед. Поэто-
му Господь Шри Чайтанья Махапрабху, который есть не кто иной, как Сам
Кришна, в знак особой милости даровал людям этого века мантру Харе
Кришна. Чтобы освободить падшие души, Он пятьсот лет назад пришел на
землю и основал движение санкиртаны — совместного пения святых имен.
Господь Чайтанья часто повторял один стих из Брихан-нарадия-пураны
(38.126):
харер намаива кевалам
калау настй эва настй эва
настй эва гатир анйатха
В этот век вражды и лицемерия единственный путь к спасению — это
повторение святого имени Господа. Нет иного пути, нет иного пути, нет
иного пути.
Движение сознания Кришны доказало, как могуществен этот метод. Те,
кто присоединился к нашему Движению, оставили греховные привычки, ко-
торые, что называется, впитали с молоком матери. Им очень посчастливи-
лось. Шри Чайтанья Махапрабху говорил:
брахманда бхрамите кона бхагйаван джива
гуру-кришна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа
Живое существо жизнь за жизнью скитается по вселенной, меняя тела и
переходя с одной планеты на другую. Но если ему повезет, то по милос-
ти Кришны оно может встретить на своем пути истинного духовного учите-
ля, который даст ему семя бхакти, лианы преданного служения (Ч.-ч.,
Мадхья, 19.151). Если человек разумен, он посадит это семя в своем
сердце и будет старательно за ним ухаживать. Чтобы обычное семя взош-
ло, его нужно регулярно поливать водой. Точно так же надо поливать и
семя бхакти. Чем же поливают это семя? Водой шраванам и киртанам: что-
бы семя преданного служения взошло, мы должны слушать повествования о
Кришне и прославлять Его.
Взрастив в своем сердце преданное служение, мы покончим со всеми
несчастьями и навсегда покинем материальный мир, который Кришна в Бха-
гавад-гите называет духкхалайам — юдолью страданий. Иными словами, ес-
ли мы найдем прибежище у лотосных стоп Кришны, слушая и повторяя Его
святое имя, то освободимся из круговорота рождений и смертей в этом
полном страданий мире.
Тонкое тело
В Шримад-Бхагаватам подробно рассказывается, как живое существо рож-
дается в материальном мире. В соответствии со своей кармой оно попа-
дает в семя будущего отца и после совокупления отца и матери получает
грубое материальное тело. Умонастроение родителей в момент полового
акта, когда семя соединяется с яйцеклеткой, передается их будущему ре-
бенку.
Все тела отличны друг от друга, нет одинаковых тел. Причиной тому
карма. Совершенные нами дела влияют на наше тонкое тело, состоящее из
ума, разума и ложного эго; оно