жилого дома. Духовное существо по своему же-
ланию манипулирует материей и так возводит свой дом.
Соответственно, материя — всего лишь строительный ма-
териал, творцом же является дух. Только невежественные
люди не признают этого. Творец может оставаться неви-
димым для глаз, но это еще не значит, что он не сущест-
вует вовсе. Гигантская форма материальной вселенной не
должна вводить нас в заблуждение, и за всеми материаль-
ными проявлениями нужно постараться увидеть высший
разум. Верховное Существо, высший разум — это изна-
чальный творец, всепривлекающая Личность Бога, Шри
Кришна. Не все знают об этом, однако в ведических писани-
ях, в частности в «Бхагавад-гите» и особенно в «Шримад-
Бхагаватам», содержатся подробные сведения о творце.
Когда в космос запускают спутник, только ребенок мо-
жет не догадываться, что за этим стоят умы ученых, но
разумные взрослые знают, что именно они управляют им
с Земли. Так же и неразумным людям ничего не известно
о творце и Его вечной обители, находящейся в духовном
мире, далеко за пределами нашего видения. Но духовное
небо и духовные планеты, превосходящие по своим разме-
рам и числу планеты материального неба, действительно
существуют. Из «Бхагавад-гиты» мы узнаем, что матери-
альная вселенная составляет лишь часть (одну четверть)
всего творения. «Шримад-Бхагаватам» и другие ведичес-
кие писания содержат много подобных сведений.
Если «в результате взаимодействия определенных фи-
зических и химических соединений» в лаборатории мож-
но получить живую энергию, почему же хвастливые уче-
ные-материалисты не могут создать жизнь? Они должны
понять, что духовная сила отлична от материи, и ее не-
возможно получить никакими материальными способами.
Сейчас русские и американцы, безусловно, достигли боль-
ших успехов во многих отраслях науки и техники, но они
по-прежнему невежественны в духовной науке. Чтобы со-
здать совершенное и прогрессивное человеческое обще-
ство, они должны учиться у высшего разума.
Русским неизвестно, что лучше всего философия соци-
ализма изложена в «Шримад-Бхагаватам». «Бхагаватам»
учит, что все богатства, природные ресурсы (сельскохо-
зяйственные, рудные и т.д.) производятся Верховным Со-
здателем, и каждое живое существо имеет право на свою
долю этого богатства. Далее там указывается, что человек
должен иметь в своем распоряжении только то, что необ-
ходимо ему для поддержания тела, тот же, кто пожелает
большего или возьмет сверх своей доли, подлежит нака-
занию. Там сказано также, что с животными нужно обра-
щаться, как со своими детьми.
Мы убеждены, что ни один из народов, живущих на
Земле, не сможет так же совершенно, как «Шримад-Бха-
гаватам», описать социализм. Относиться не только к лю-
дям, но и ко всему живому, как к братьям и детям может
только тот, кто имеет полное представление о творце и об
истинной природе живых существ.
Бессмертия, которого так жаждут люди, можно достичь
только в духовном мире. Как говорилось в начале это-
го очерка, стремление к вечной жизни — признак дремлю-
щей в человеке духовной жизни. И целью человеческой
цивилизации должно быть достижение бессмертия. Каж-
дый может перенестись в духовное царство с помощью
описанного здесь метода бхакти-йоги. Это великая нау-
ка, и Индия дала миру много строго научных произведе-
ний, помогающих понять, в чем заключается совершенство
жизни.
Бхакти-йога — это вечная религия человека. В век, ког-
да материалистическая наука играет главенствующую
роль в обществе, отодвинув на задний план все остальное,
в том числе и догматы религии, было бы очень полезно
взглянуть на принципы этой вечной религии глазами со-
временного ученого. Даже д-р С. Радхакришнан на все-
мирном конгрессе религий признал, что современное об-
щество не воспримет религию, пока она не будет признана
наукой. В свою очередь мы рады сообщить тем, кто ищет
истину, что бхакти-йога — это вечная религия всего ми-
ра, предназначенная для всех живых существ, связанных с
Верховным Господом вечными узами.
По определению Шрипады Рамануджачарйи, санатана
(«вечное») — это то, что не имеет ни начала, ни конца. Го-
воря о санатана-дхарме, вечной религии, мы исходим из
этого определения. То, что не имеет начала и конца, в кор-
не противоположно любым проявлениям сектантства с его
ограниченностью. Современная наука позволит увидеть в
санатана-дхарме основное занятие всех людей в мире, бо-
лее того — всех живых существ во вселенной. Невечная
(не-санатана) религия может иметь начало в истории че-
ловечества, но вы не сможете обнаружить истоков саната-
на-дхармы, так как она вечно сопутствует живым сущест-
вам.
Когда человек заявляет, что принадлежит к какой-то
определенной религии — индуизму, исламу, христианству,
буддизму или какой-либо другой секте, — и ссылается на
конкретное время и обстоятельства своего рождения, то
все эти определения называются асанатана-дхармой (не-
санатана-дхармой). Индус может перейти в ислам, а му-
сульманин — в индуизм или христианство и т.д., но при
любых обстоятельствах неизменно одно: он всегда служит
другим. И индус, и мусульманин, и буддист, и христианин
всегда кому-то служат. Принадлежность к определенной
вере не является санатана-дхармой. Санатана-дхарма —
вечный спутник живого существа, то, что объединяет все
религии. Санатана-дхарма — это служение.
В «Бхагавад-гите» неоднократно дается объяснение по-
нятия санатана. Попробуем понять смысл выражения са-
натана-дхарма, прибегнув к ее авторитету.
Слово санатанам встречается в десятом стихе седьмой
главы, где Господь говорит, что Он — вечный изначаль-
ный источник всего сущего, и потому Он — санатанам.
Упанишады определяют изначальный источник всего су-
щего как полное, законченное целое. Все, что проистека-
ет из него, также наделено полнотой, но, несмотря на то
что из полного первоисточника исходит множество полно-
ценных частей, Сам Он не убывает ни в качественном, ни
в количественном отношении*. Это объясняется неизмен-
ной природой санатаны. Все, что меняется под воздей-
ствием времени и обстоятельств — не санатана. Таким об-
разом, все, что меняет свою форму или свойства, не может
считаться санатаной. В качестве материального примера
рассмотрим такой объект, как Солнце. Оно излучает свой
свет в течение многих миллионов лет, но несмотря на то,
что это материальный объект, его форма и лучи не претер-
пели изменений. А строение и свойства того, что никогда
не было сотворено, тем более должны быть неизменными,
даже невзирая на то, что Он — источник, порождающий
все сущее.
* См. «Ишопанишад», Обращение.
Господь объявляет Себя отцом всех живых существ.
Он провозглашает, что все живые существа, кем бы они
ни были, — Его неотъемлемые частицы. Следовательно,
«Бхагавад-гита» предназначена для всех живых существ.
В «Гите» содержатся сведения об этой санатана (вечной)
природе Верховного Господа, а также рассказывается о
Его обители, находящейся далеко за пределами материаль-
ного неба, и о санатана (вечной) природе живых существ.
В «Бхагавад-гите» Господь Кришна говорит также о том,
что этот материальный мир полон страданий, которые
приходят к нам в форме рождения, старости, болезней и
смерти. Они есть даже на высочайшей планете матери-
альной вселенной — Брахмалоке. Только в Его обители
нет никаких страданий. Там не нужен свет солнца, луны
или огня. Планеты там освещаются собственным светом,
а жизнь на них вечна и исполнена знания и блаженства.
Это — санатана-дхама. Сам собой напрашивается вывод
о том, что все живые существа должны вернуться домой,
к Богу, чтобы наслаждаться жизнью в санатана-дхаме
вместе с санатана-пурушей, или пурушоттамой, Госпо-
дом Шри Кришной. Им не следует гнить в этом жалком
мире и влачить исполненное страданий материальное су-
ществование. В материальных мирах, даже на Брахмало-
ке, нет счастья, поэтому только неразумные люди мечта-
ют достичь более высоких планет материальной вселенной
и предпринимает попытки к осуществлению этого. Кроме
того, неразумные люди принимают покровительство по-
лубогов, но блага, даруемые ими, не вечны. Таким обра-
зом, их религиозные принципы и приобретаемые на этом
пути блага временны. Разумный же человек, отказавшись
от любой деятельности, совершаемой под вывеской рели-
гии, ищет прибежища у Верховной Личности Бога, и тогда
Всемогущий Отец всегда и во всем защищает его. Следова-
тельно, санатана-дхарма — это путь бхакти-йоги, идя по
которому, можно познать вечного (санатана) Господа и
Его вечную (санатана) обитель. Только этим путем мож-
но вернуться в духовный мир — санатана-дхаму — и при-
нять там участие в вечных (санатана) играх Господа.
Ныне и впредь последователи санатана-дхармы будут
соблюдать эти принципы, оставаясь верными духу «Бха-
гавад-гиты». Ничто не может помешать следовать этим
вечным принципам. Даже не очень просвещенные лично-
сти могут вернуться к Богу. Так учит «Шримад-Бхагава-
там» и Сам Верховный Господь в «Бхагавад-гите». И нуж-
но дать человечеству шанс воспользоваться этой возмож-
ностью. «Бхагавад-гита» была поведана на земле Бхара-
та-варши, поэтому на каждом индийце лежит ответствен-
ность за распространение послания истинной санатана-
дхармы по всему миру. Это особенно необходимо теперь,
когда заблудшее человечество страдает во тьме материа-
лизма. Изобретя с помощью своей так называемой науки
атомную бомбу, оно находится на грани уничтожения. Од-
нако санатана-дхарма укажет людям истинную цель жиз-
ни, и распространение ее принесет им благо.
2
Разнообразие планетных систем
Легкое путешествие на другие планеты
В наши дни, когда люди пытаются достичь Луны, не-
верно считать сознание Кришны чем-то устаревшим. Мир
стремится к Луне, а мы поем Харе Кришна. Но было бы
заблуждением утверждать, что мы отстаем от современно-
го научного прогресса. Путь научного прогресса нами уже
пройден. Из «Бхагавад-гиты» явствует, что человек уже не
первый раз пытается достичь высших планет. Газеты пест-
рят заголовками «Первые шаги по Луне», но репортеры
не знают, что миллионы людей уже побывали на Луне и
вернулись назад. Это случалось неоднократно, еще в древ-
нейшие времена. В «Бхагавад-гите» (8.16) недвусмысленно
говорится: абрахма-бхуванал локах пунар авартино ‘рджу-
на — «Дорогой Арджуна, даже если ты отправишься на
высочайшую планетную систему — Брахмалоку, тебе при-
дется вернуться назад». Таким образом, межпланетные пу-
тешествия не новы. Преданным сознания Кришны хорошо
известно о них.
Поскольку мы находимся в сознании Кришны, то все,
сказанное Кришной, считаем абсолютной истиной. Как
утверждается в ведической литературе, существует мно-
го планетных систем. Наша планетная система называет-
ся Бхурлокой. Над ней расположена Бхуварлока, а еще
выше — Сварлока (Луна относится к этой планетной си-
стеме). Выше Сварлоки находится Махарлока, над ней —
Джаналока, а еще выше — Сатьялока. Существуют и низ-
шие планетные системы. Планеты этой вселенной подраз-
деляются на четырнадцать типов, и Солнце — главная из
них. Вот как Солнце описано в «Брахма-самхите» (5.52):
йач-чакшур эша савита сакала-граханам
раджа самаста-сура-муртир ашеша-теджах
йасйагйайа бхрамати самбхрита-кала-чакро
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
«Я поклоняюсь Говинде (Кришне), изначальному Госпо-
ду, по воле которого Солнце получает колоссальное могу-
щество и жар и следует по своей орбите. Солнце — глав-
ная из всех планет — это глаз Верховного Господа». Мы
можем гордиться своим зрением, однако без солнечного
света невозможно увидеть даже того, кто находится у нас
под боком. Люди с вызовом спрашивают: «А вы можете
показать мне Бога?» Но что они способны увидеть? Чего
стоит их зрение? Бог не так доступен, чтобы Его мог уви-
деть любой. Без солнечного света мы вообще ничего не
можем видеть, не говоря уже о Боге. Без солнца мы слепы,
и ночью, когда его нет, мы вынуждены пользоваться элек-
тричеством.
Наше Солнце — не единственное в космическом про-
явлении: существуют миллионы и триллионы солнц. В
«Брахма-самхите» (5.40) об этом сказано так:
йасйа прабха прабхавато джаганданда-коти-
котишв ашеша-васудхади-вибхути-бхиннам
тад брахма нишкалам анантам ашеша-бхутам
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
Духовное сияние тела Верховной Личности Бога, Кришны,
называется брахмаджйоти, и в этом брахмаджйоти нахо-
дится бесчисленное множество планет. И, как в солнечном
сиянии рассеяно огромное количество планет, так и в сия-
ющем излучении тела Кришны — бесчисленные планеты и
вселенные. Нам известно о существовании многих вселен-
ных, в каждой из которых есть свое солнце. То есть су-
ществуют миллиарды вселенных и миллиарды солнц, лун и
планет. Но Кришна говорит, что тот, кто пытается попасть
на любую из них, даром тратит свое время.
Вот кто-то полетел на Луну, но что это дает человечест-
ву? Какой