Скачать:TXTPDF
Лёгкое путешествие на другие планеты. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

жилого дома. Духовное существо по своему же-

ланию манипулирует материей и так возводит свой дом.

Соответственно, материя — всего лишь строительный ма-

териал, творцом же является дух. Только невежественные

люди не признают этого. Творец может оставаться неви-

димым для глаз, но это еще не значит, что он не сущест-

вует вовсе. Гигантская форма материальной вселенной не

должна вводить нас в заблуждение, и за всеми материаль-

ными проявлениями нужно постараться увидеть высший

разум. Верховное Существо, высший разум — это изна-

чальный творец, всепривлекающая Личность Бога, Шри

Кришна. Не все знают об этом, однако в ведических писани-

ях, в частности в «Бхагавад-гите» и особенно в «Шримад-

Бхагаватам», содержатся подробные сведения о творце.

Когда в космос запускают спутник, только ребенок мо-

жет не догадываться, что за этим стоят умы ученых, но

разумные взрослые знают, что именно они управляют им

с Земли. Так же и неразумным людям ничего не известно

о творце и Его вечной обители, находящейся в духовном

мире, далеко за пределами нашего видения. Но духовное

небо и духовные планеты, превосходящие по своим разме-

рам и числу планеты материального неба, действительно

существуют. Из «Бхагавад-гиты» мы узнаем, что матери-

альная вселенная составляет лишь часть (одну четверть)

всего творения. «Шримад-Бхагаватам» и другие ведичес-

кие писания содержат много подобных сведений.

Если «в результате взаимодействия определенных фи-

зических и химических соединений» в лаборатории мож-

но получить живую энергию, почему же хвастливые уче-

ные-материалисты не могут создать жизнь? Они должны

понять, что духовная сила отлична от материи, и ее не-

возможно получить никакими материальными способами.

Сейчас русские и американцы, безусловно, достигли боль-

ших успехов во многих отраслях науки и техники, но они

по-прежнему невежественны в духовной науке. Чтобы со-

здать совершенное и прогрессивное человеческое обще-

ство, они должны учиться у высшего разума.

Русским неизвестно, что лучше всего философия соци-

ализма изложена в «Шримад-Бхагаватам». «Бхагаватам»

учит, что все богатства, природные ресурсы (сельскохо-

зяйственные, рудные и т.д.) производятся Верховным Со-

здателем, и каждое живое существо имеет право на свою

долю этого богатства. Далее там указывается, что человек

должен иметь в своем распоряжении только то, что необ-

ходимо ему для поддержания тела, тот же, кто пожелает

большего или возьмет сверх своей доли, подлежит нака-

занию. Там сказано также, что с животными нужно обра-

щаться, как со своими детьми.

Мы убеждены, что ни один из народов, живущих на

Земле, не сможет так же совершенно, как «Шримад-Бха-

гаватам», описать социализм. Относиться не только к лю-

дям, но и ко всему живому, как к братьям и детям может

только тот, кто имеет полное представление о творце и об

истинной природе живых существ.

Бессмертия, которого так жаждут люди, можно достичь

только в духовном мире. Как говорилось в начале это-

го очерка, стремление к вечной жизни — признак дремлю-

щей в человеке духовной жизни. И целью человеческой

цивилизации должно быть достижение бессмертия. Каж-

дый может перенестись в духовное царство с помощью

описанного здесь метода бхакти-йоги. Это великая нау-

ка, и Индия дала миру много строго научных произведе-

ний, помогающих понять, в чем заключается совершенство

жизни.

Бхакти-йога — это вечная религия человека. В век, ког-

да материалистическая наука играет главенствующую

роль в обществе, отодвинув на задний план все остальное,

в том числе и догматы религии, было бы очень полезно

взглянуть на принципы этой вечной религии глазами со-

временного ученого. Даже д-р С. Радхакришнан на все-

мирном конгрессе религий признал, что современное об-

щество не воспримет религию, пока она не будет признана

наукой. В свою очередь мы рады сообщить тем, кто ищет

истину, что бхакти-йога — это вечная религия всего ми-

ра, предназначенная для всех живых существ, связанных с

Верховным Господом вечными узами.

По определению Шрипады Рамануджачарйи, санатана

(«вечное») — это то, что не имеет ни начала, ни конца. Го-

воря о санатана-дхарме, вечной религии, мы исходим из

этого определения. То, что не имеет начала и конца, в кор-

не противоположно любым проявлениям сектантства с его

ограниченностью. Современная наука позволит увидеть в

санатана-дхарме основное занятие всех людей в мире, бо-

лее того — всех живых существ во вселенной. Невечная

(не-санатана) религия может иметь начало в истории че-

ловечества, но вы не сможете обнаружить истоков саната-

на-дхармы, так как она вечно сопутствует живым сущест-

вам.

Когда человек заявляет, что принадлежит к какой-то

определенной религии — индуизму, исламу, христианству,

буддизму или какой-либо другой секте, — и ссылается на

конкретное время и обстоятельства своего рождения, то

все эти определения называются асанатана-дхармой (не-

санатана-дхармой). Индус может перейти в ислам, а му-

сульманин — в индуизм или христианство и т.д., но при

любых обстоятельствах неизменно одно: он всегда служит

другим. И индус, и мусульманин, и буддист, и христианин

всегда кому-то служат. Принадлежность к определенной

вере не является санатана-дхармой. Санатана-дхарма

вечный спутник живого существа, то, что объединяет все

религии. Санатана-дхарма — это служение.

В «Бхагавад-гите» неоднократно дается объяснение по-

нятия санатана. Попробуем понять смысл выражения са-

натана-дхарма, прибегнув к ее авторитету.

Слово санатанам встречается в десятом стихе седьмой

главы, где Господь говорит, что Он — вечный изначаль-

ный источник всего сущего, и потому Он — санатанам.

Упанишады определяют изначальный источник всего су-

щего как полное, законченное целое. Все, что проистека-

ет из него, также наделено полнотой, но, несмотря на то

что из полного первоисточника исходит множество полно-

ценных частей, Сам Он не убывает ни в качественном, ни

в количественном отношении*. Это объясняется неизмен-

ной природой санатаны. Все, что меняется под воздей-

ствием времени и обстоятельств — не санатана. Таким об-

разом, все, что меняет свою форму или свойства, не может

считаться санатаной. В качестве материального примера

рассмотрим такой объект, как Солнце. Оно излучает свой

свет в течение многих миллионов лет, но несмотря на то,

что это материальный объект, его форма и лучи не претер-

пели изменений. А строение и свойства того, что никогда

не было сотворено, тем более должны быть неизменными,

даже невзирая на то, что Он — источник, порождающий

все сущее.

* См. «Ишопанишад», Обращение.

Господь объявляет Себя отцом всех живых существ.

Он провозглашает, что все живые существа, кем бы они

ни были, — Его неотъемлемые частицы. Следовательно,

«Бхагавад-гита» предназначена для всех живых существ.

В «Гите» содержатся сведения об этой санатана (вечной)

природе Верховного Господа, а также рассказывается о

Его обители, находящейся далеко за пределами материаль-

ного неба, и о санатана (вечной) природе живых существ.

В «Бхагавад-гите» Господь Кришна говорит также о том,

что этот материальный мир полон страданий, которые

приходят к нам в форме рождения, старости, болезней и

смерти. Они есть даже на высочайшей планете матери-

альной вселенной — Брахмалоке. Только в Его обители

нет никаких страданий. Там не нужен свет солнца, луны

или огня. Планеты там освещаются собственным светом,

а жизнь на них вечна и исполнена знания и блаженства.

Это — санатана-дхама. Сам собой напрашивается вывод

о том, что все живые существа должны вернуться домой,

к Богу, чтобы наслаждаться жизнью в санатана-дхаме

вместе с санатана-пурушей, или пурушоттамой, Госпо-

дом Шри Кришной. Им не следует гнить в этом жалком

мире и влачить исполненное страданий материальное су-

ществование. В материальных мирах, даже на Брахмало-

ке, нет счастья, поэтому только неразумные люди мечта-

ют достичь более высоких планет материальной вселенной

и предпринимает попытки к осуществлению этого. Кроме

того, неразумные люди принимают покровительство по-

лубогов, но блага, даруемые ими, не вечны. Таким обра-

зом, их религиозные принципы и приобретаемые на этом

пути блага временны. Разумный же человек, отказавшись

от любой деятельности, совершаемой под вывеской рели-

гии, ищет прибежища у Верховной Личности Бога, и тогда

Всемогущий Отец всегда и во всем защищает его. Следова-

тельно, санатана-дхарма — это путь бхакти-йоги, идя по

которому, можно познать вечного (санатана) Господа и

Его вечную (санатана) обитель. Только этим путем мож-

но вернуться в духовный мир — санатана-дхаму — и при-

нять там участие в вечных (санатана) играх Господа.

Ныне и впредь последователи санатана-дхармы будут

соблюдать эти принципы, оставаясь верными духу «Бха-

гавад-гиты». Ничто не может помешать следовать этим

вечным принципам. Даже не очень просвещенные лично-

сти могут вернуться к Богу. Так учит «Шримад-Бхагава-

там» и Сам Верховный Господь в «Бхагавад-гите». И нуж-

но дать человечеству шанс воспользоваться этой возмож-

ностью. «Бхагавад-гита» была поведана на земле Бхара-

та-варши, поэтому на каждом индийце лежит ответствен-

ность за распространение послания истинной санатана-

дхармы по всему миру. Это особенно необходимо теперь,

когда заблудшее человечество страдает во тьме материа-

лизма. Изобретя с помощью своей так называемой науки

атомную бомбу, оно находится на грани уничтожения. Од-

нако санатана-дхарма укажет людям истинную цель жиз-

ни, и распространение ее принесет им благо.

2

Разнообразие планетных систем

Легкое путешествие на другие планеты

В наши дни, когда люди пытаются достичь Луны, не-

верно считать сознание Кришны чем-то устаревшим. Мир

стремится к Луне, а мы поем Харе Кришна. Но было бы

заблуждением утверждать, что мы отстаем от современно-

го научного прогресса. Путь научного прогресса нами уже

пройден. Из «Бхагавад-гиты» явствует, что человек уже не

первый раз пытается достичь высших планет. Газеты пест-

рят заголовками «Первые шаги по Луне», но репортеры

не знают, что миллионы людей уже побывали на Луне и

вернулись назад. Это случалось неоднократно, еще в древ-

нейшие времена. В «Бхагавад-гите» (8.16) недвусмысленно

говорится: абрахма-бхуванал локах пунар авартино ‘рджу-

на — «Дорогой Арджуна, даже если ты отправишься на

высочайшую планетную систему — Брахмалоку, тебе при-

дется вернуться назад». Таким образом, межпланетные пу-

тешествия не новы. Преданным сознания Кришны хорошо

известно о них.

Поскольку мы находимся в сознании Кришны, то все,

сказанное Кришной, считаем абсолютной истиной. Как

утверждается в ведической литературе, существует мно-

го планетных систем. Наша планетная система называет-

ся Бхурлокой. Над ней расположена Бхуварлока, а еще

выше — Сварлока (Луна относится к этой планетной си-

стеме). Выше Сварлоки находится Махарлока, над ней —

Джаналока, а еще выше — Сатьялока. Существуют и низ-

шие планетные системы. Планеты этой вселенной подраз-

деляются на четырнадцать типов, и Солнце — главная из

них. Вот как Солнце описано в «Брахма-самхите» (5.52):

йач-чакшур эша савита сакала-граханам

раджа самаста-сура-муртир ашеша-теджах

йасйагйайа бхрамати самбхрита-кала-чакро

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

«Я поклоняюсь Говинде (Кришне), изначальному Госпо-

ду, по воле которого Солнце получает колоссальное могу-

щество и жар и следует по своей орбите. Солнце — глав-

ная из всех планет — это глаз Верховного Господа». Мы

можем гордиться своим зрением, однако без солнечного

света невозможно увидеть даже того, кто находится у нас

под боком. Люди с вызовом спрашивают: «А вы можете

показать мне Бога?» Но что они способны увидеть? Чего

стоит их зрение? Бог не так доступен, чтобы Его мог уви-

деть любой. Без солнечного света мы вообще ничего не

можем видеть, не говоря уже о Боге. Без солнца мы слепы,

и ночью, когда его нет, мы вынуждены пользоваться элек-

тричеством.

Наше Солнце — не единственное в космическом про-

явлении: существуют миллионы и триллионы солнц. В

«Брахма-самхите» (5.40) об этом сказано так:

йасйа прабха прабхавато джаганданда-коти-

котишв ашеша-васудхади-вибхути-бхиннам

тад брахма нишкалам анантам ашеша-бхутам

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

Духовное сияние тела Верховной Личности Бога, Кришны,

называется брахмаджйоти, и в этом брахмаджйоти нахо-

дится бесчисленное множество планет. И, как в солнечном

сиянии рассеяно огромное количество планет, так и в сия-

ющем излучении тела Кришны — бесчисленные планеты и

вселенные. Нам известно о существовании многих вселен-

ных, в каждой из которых есть свое солнце. То есть су-

ществуют миллиарды вселенных и миллиарды солнц, лун и

планет. Но Кришна говорит, что тот, кто пытается попасть

на любую из них, даром тратит свое время.

Вот кто-то полетел на Луну, но что это дает человечест-

ву? Какой

Скачать:TXTPDF

Лёгкое путешествие на другие планеты. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Лёгкое путешествие на другие планеты. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Лёгкое путешествие на другие планеты. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн