смысл десятилетиями тратить энергию, силы,
деньги, чтобы просто дотронуться до Луны? Или там мож-
но остаться и пригласить к себе друзей? Даже если кто-
то и попадет туда и сумеет там остаться, какую он прине-
сет этим пользу? До тех пор пока мы находимся в матери-
альном мире — на этой планете или на другой — нас будут
преследовать все те же страдания: муки рождения, смерти,
старости и болезней. Мы не в силах избавиться от них.
Если мы собираемся жить на Луне (допустим, что это
возможно), даже с кислородной маской, то как долго смо-
жем задержаться там, и что это нам даст? Быть может,
проживем немного дольше, но и там мы не сможем жить
вечно. Это в принципе невозможно. А что нам дадут не-
сколько лишних лет жизни? Таравах ким на дживанти:
разве деревья не живут по многу лет? В лесу, неподалеку
от Сан-Франциско, я видел дерево, которому семь тысяч
лет. Ну и что из этого? Тому, кто гордится, что семь тысяч
лет простоял на одном месте, это не делает чести.
Как совершить путешествие на Луну, как вернуться от-
туда и так далее — длинная история, и все это рассмотре-
но в ведической литературе. Этот способ не нов. Но на-
ше Общество сознания Кришны преследует иную цель. Мы
не собираемся тратить впустую свое драгоценное время.
Кришна говорит: «Не трать напрасно свое время в попыт-
ках достичь той или иной планеты. Что ты этим выигра-
ешь? Куда бы ты ни отправился, материальные страдания
будут следовать за тобой». Очень хорошо об этом сказал
автор «Чаитанйа-чаритамриты» (Уди. 3.97):
Версе Ин Пурп = кеха папе, кеха пунйе каре вишайа-бхога
бхакти-гандха нахи, йате йайа бхава-рога
«В материальном мире кто-то наслаждается, а кто-то нет,
но на самом деле страдают все, хотя одни думают, что на-
слаждаются, а другие осознают, что страдают». Страдают
все. Кого в этом материальном мире не мучат болезни?
Кому не приносит страданий старость? Кто здесь не уми-
рает? Никто не хочет стареть и страдать от болезней, од-
нако это происходит со всеми. В чем же тогда наслажде-
ние? Все эти наслаждения — вздор, так как в материаль-
ном мире их быть не может. Их рисует наше воображение.
Не стоит думать: «Это — наслаждение, а то — страдание».
Здесь нет ничего кроме страданий! Поэтому в «Чаитанйа-
чаритамрите» говорится: «Потребность в еде, сне, сексе и
безопасности будет существовать вечно, но проявляться
по-разному». Например, американцы родились в Америке,
потому что в предыдущих жизнях совершали благочести-
вые поступки. В Индии люди страдают от нищеты, но, хо-
тя американцы едят хлеб, как следует намазанный маслом,
а индийцы не видят масла совсем, тем не менее питаются и
те, и другие. Несмотря на нищету, население Индии не уми-
рает с голоду. Четыре основные потребности тела — в еде,
сне, сексе и безопасности — можно удовлетворить при лю-
бых обстоятельствах независимо от того, рождается чело-
век в благоприятных условиях (благодаря благочестивым
поступкам) или в в неблагоприятных (в результате грехов-
ных поступков). Проблема в том, как освободиться от этих
четырех основных причин наших страданий — рождения,
смерти, старости и болезней.
В этом заключается проблема, а не в том: «Что же я бу-
ду есть?» У птиц и зверей такой проблемы нет. С насту-
плением утра птицы сразу начинают чирикать. Они знают,
что получат свою еду. Никто не умирает от голода, и пе-
ренаселения как такового не существует, потому что Бог
устроил так, что все обеспечены всем необходимым. Мо-
гут быть только качественные различия, но более изыскан-
ные материальные наслаждения — это еще не все в жизни.
Истинная проблема заключается в том, как освободиться
от рождения, смерти, старости и болезней, и ее не решить
с помощью бессмысленных путешествий по этой вселен-
ной. Эту проблему невозможно разрешить даже на высо-
чайшей планете материальной вселенной, потому что ве-
зде нас ожидает смерть.
В Ведах говорится, что продолжительность жизни на
Луне равна 10000 лет, а один день продолжается шесть
наших месяцев. Таким образом, жизнь на Луне длится
10 000 х 180 лет. Но земляне не могут жить там так долго.
Это противоречило бы всем ведическим писаниям. Можно
пытаться попасть на Луну, но жить мы там не сможем. Так
утверждается в Ведах. Поэтому мы не горим желанием от-
правиться на ту или иную планету. Мы хотим попасть сра-
зу на ту планету, где пребывает Кришна. Он говорит в «Бха-
гавад-гите» (9.25):
Версе Ин Пурп = йанти дева-врата деван
питрин йанти питри-вратах
бхутани йанти бхутеджйа
йанти мад-йаджино ‘пи мам
«Человек может отправиться на Луну или даже на Солн-
це и на миллионы и триллионы других планет, а если его
материальные привязанности слишком сильны, он может
остаться здесь. Но Мои преданные придут ко Мне». Тако-
ва наша цель. Посвящение в сознание Кришны гарантирует
ученику, что в конце концов он попадет на высочайшую
планету — Кришналоку. Мы не сидим без дела, мы тоже пы-
таемся достичь других планет, но не тратим свое время на
бессмысленные занятия.
Здравомыслящий человек не мечтает попасть ни на ка-
кие материальные планеты, потому что там его ждут все
те же четыре формы материальных страданий. Из «Бхага-
вад-гиты» можно узнать, что, даже попав на Брахмалоку,
наивысшую планетную систему данной вселенной, мы об-
наружим и там эти четыре причины страданий. Из «Бхага-
вад-гиты» известно, что один день на Брахмалоке продол-
жается миллионы наших лет. И это не подлежит сомне-
нию.
Можно достичь даже наивысшей планетной системы —
Брахмалоки, но по утверждениям ученых, если лететь со
скоростью ракеты, полет займет сорок тысяч лет. Кто го-
тов сорок тысяч лет путешествовать в космосе? Из веди-
ческой литературы мы знаем, что, пройдя определенную
подготовку, можно попасть на любую планету. Тот, кто
подготовит себя к путешествию на высшие планетные си-
стемы (про которые говорится, что на них обитают полу-
боги), сможет отправиться туда. С таким же успехом мож-
но отправиться и на низшие планеты, или при желании
остаться здесь. И наконец, тот, кто к этому стремится, мо-
жет достичь планеты Верховной Личности Бога. Все зави-
сит от подготовки. Однако планетные системы нашей ма-
териальной вселенной не вечны. Продолжительность жиз-
ни на некоторых из них может быть очень большой, но ра-
но или поздно все живые существа, находящиеся в мате-
риальной вселенной, умирают, чтобы опять получать но-
вые тела. Существуют разные типы тел. Человеческое те-
ло рассчитано на сто лет, а тела некоторых насекомых —
всего на двенадцать часов. Таким образом, продолжитель-
ность существования тел относительна. Но тот, кто подни-
мется на Ваикунтхалоку, духовную планету, обретет веч-
ную жизнь, исполненную блаженства и знания. Человек
может достичь такого совершенства, если он приложит не-
которые усилия. Это подтверждается в «Бхагавад-гите»
словами Господа: «Каждый, кто обладает истинным зна-
нием о Верховной Личности Бога, способен достичь Моей
обители».
Многие провозглашают: «Бог велик», но это просто из-
битая фраза. Мы должны понять в чем заключается Его
величие, и это можно узнать из авторитетного писания. В
«Бхагавад-гите» Господь говорит о Себе так: «Я рождаюсь
здесь как обыкновенный человек, но на самом деле Мое
явление трансцендентно». Бог так милостив, что приходит
к нам как обыкновенный человек, но Его тело отлично от
человеческого. Негодяи, ничего не знающие о Нем, счита-
ют Кришну одним из людей. Об этом сказано в «Бхагавад-
гите» (9.11):
Версе Ин Пурп = аваджананти мам мудха
манушим танум ашритам
парам бхавам аджананто
мама бхута-махешварам
«Глупцы смеются надо Мной, когда Я нисхожу в образе
человека. Они не знают Моей трансцендентной природы и
того, что Я — верховный владыка всего сущего». Мы смо-
жем узнать о Кришне, если будем читать необходимую ли-
тературу под надлежащим руководством, и если мы пой-
мем природу Бога, то одно это уже принесет нам освобож-
дение. Мы — люди и не можем до конца постичь Абсолют-
ную Верховную Личность Бога, но с помощью «Бхагавад-
гиты», поведанной Верховной Личностью Бога, и духов-
ного учителя можно узнать о Нем максимум того, что по-
зволяют наши способности. Если мы действительно позна-
ем Его, то сразу после оставления этого тела сможем вой-
ти в царство Бога. Кришна говорит: тйактва дехам пунар
джанма наити мам эти со ‘рджуна — «Тот, кто обладает
знанием, покидая это тело, больше не возвращается в ма-
териальный мир, так как попадает в мир духовный и при-
ходит ко Мне» (Б.-г. 4.9).
Цель нашего движения сознания Кришны — донести эту
высокую научную истину до сознания каждого. А метод
очень прост: произнося святые имена Харе Кришна, Харе
Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Ра-
ма, Рама Рама, Харе Харе, человек очищает свое загряз-
ненное сердце и осознает, что он — неотъемлемая части-
ца Верховного Господа и его долг — служить Ему. Это
очень приятный процесс: мы поем мантру Харе Кришна,
ритмично танцуем и едим прекрасный прасад. Наслажда-
ясь этой жизнью, мы вместе с тем готовимся к следую-
щей — в царстве Бога. Это не выдумки, а реальность. И
хотя мирскому человеку это кажется вымыслом, тому, кто
искренне хочет познать Бога, Кришна открывает Себя из-
нутри. Искренняя душа получает помощь от Кришны и ду-
ховного учителя. Духовный учитель — это внешнее прояв-
ление Бога, пребывающего в сердце каждого как Сверхду-
ша. Тому, кто очень серьезен в своем намерении постичь
Верховную Личность Бога, Сверхдуша незамедлительно
оказывает помощь, направляя его к истинному духовному
учителю. Ищущий духовного знания получает таким обра-
зом поддержку как изнутри, так и извне.
Как утверждается в «Бхагавата-пуране», процесс осо-
знания Высшей Истины осуществляется в три этапа: сна-
чала человек осознает безличный Брахман, то есть без-
личный Абсолют, затем Параматму, локализованный ас-
пект Брахмана. Параматма напоминает нейтрон, входящий
в состав атомного ядра, потому что тоже находится в каж-
дом атоме. Это описано в «Брахма-самхите». Но в конеч-
ном счете Высшее Божественное Существо осознается как
верховная всепривлекающая личность (Кришна), обладаю-
щая всеми непостижимыми энергиями: всем богатством,
всей силой, славой, красотой, всем знанием и всей отре-
шенностью. Эти шесть совершенств полностью проявля-
ют Шри Рама и Шри Кришна, когда нисходят к нам. Не
все люди, а только чистые преданные, руководствуясь ав-
торитетными богооткровенными писаниями, могут узнать
Кришну. Остальных же вводит в заблуждение материаль-
ная энергия. Следовательно, Абсолютная Истина является
Абсолютной Личностью, с которой никто не может сопер-
ничать и которой нет равных. Безличное сияние Брахма-
на — это излучение Его трансцендентного тела, подобное
свету, излучаемому Солнцем.
В «Вишну-пуране» материальная энергия называется
авидйей, неведением, и проявляется в кармической дея-
тельности, то есть в деятельности, направленной на удо-
влетворение чувств. Но хотя живое существо и склонно
впадать в иллюзию и в погоне за чувственными наслажде-
ниями попадает в ловушку материальной энергии, оно от-
носится к антиматериальной (духовной) энергии. В этом
смысле живое существо — положительная энергия, тогда
как материя — отрицательная. Материя не развивается,
пока не вступит во взаимодействие с высшей, духовной (ан-
тиматериальной) энергией, которая непосредственно яв-
ляется неотъемлемой частью духовного целого. Конечно,
обыкновенному человеку очень трудно понять природу ду-
ховной энергии, проявляемой живыми существами, и по-
тому это всегда остается для него загадкой. Иногда с по-
мощью несовершенных чувств он получает о ней частич-
ное представление, а иногда и вовсе не в состоянии понять
ее, поэтому лучше всего внимать наивысшему авторитету,
Шри Кришне или Его преданному, представителю Господа,
стоящему в цепи ученической преемственности.
Цель движения Сознания Кришны — постичь Бога. Ду-
ховный учитель, являясь представителем Кришны, помога-
ет извне, а Кришна в форме Сверхдуши — изнутри. Жизнь
живого существа, занимающегося духовной практикой под
таким