руководством, может увенчаться успехом. Того, кто
хочет понять суть этого движения, мы адресуем к авто-
ритетным источникам. Нами опубликованы «Бхагавад-ги-
та как она есть», «Учение Шри Чаитанйи», «Шримад-Бха-
гаватам», «Кришна, Верховная Личность Бога»*, «Нектар
преданности». Кроме того, на многих языках мы ежеме-
сячно издаем журнал «Бэк ту Годхед» («Обратно к Богу»).
Наша миссия — вывести человечество из заколдованного
круга: повторяющихся рождений и смертей.
* В русском переводе — «Источник вечного наслаждения». (Прим.
переводчика.)
Каждый должен стремиться прийти к Кришне. В жур-
нале «Бэк ту Годхед» мы опубликовали статью «За пре-
делами вселенной». В ней в соответствии с информацией,
содержащийся в «Бхагавад-гите», описывается то, что на-
ходится вне этой вселенной. «Бхагавад-гита» очень попу-
лярна, она неоднократно издавалась и в Америке, и в Ин-
дии. К сожалению, на Запад проповедовать «Бхагавад-ги-
ту» приезжают главным образом жулики. По другому их
не назовешь, так как они сознательно обманывают людей,
скрывая от них истинные факты. Достоверное же описа-
ние духовной природы дано в нашей «Бхагавад-гите как
она есть».
Космическое проявление именуется «природой», но
есть иная, высшая природа. Космос — это проявление низ-
шей природы, которая может находиться как в проявлен-
ном состоянии, так и в непроявленном, а за ее пределами
существует другая природа — санатана, вечная. Нетруд-
но понять, что все проявленное здесь — временно. Нагляд-
ный пример тому — наше тело. Положим, кому-то сейчас
тридцать лет. Итак, тридцать лет назад его тело еще не
было проявлено, а лет через пятьдесят оно снова вернет-
ся в свое непроявленное состояние. Таков закон природы.
Тело проявляется и уничтожается, подобно набегающим и
откатывающимся волнам прибоя. Но материалисты забо-
тятся только об этой преходящей жизни, которая может
в любой момент закончиться. Более того, вселенная — ги-
гантское материальное тело — как и наше тело, будет уни-
чтожена. Так что счастливы мы или несчастны, где бы мы
ни находились — на этой планете или на другой — всему
придет конец. Так чего ради зря тратить время, путешест-
вуя на планеты, где всему придет конец? Мы должны стре-
миться попасть на Кришналоку. Это духовная наука, и нуж-
но постараться понять ее, а поняв, передать это послание
всему миру. Сейчас все находятся во тьме. Люди ничего
не знают, но очень горды собой. Но можно ли считать ве-
ликим научным достижением полет на Луну, когда подго-
тавливавшаяся десять лет экспедиция возвращается назад
с несколькими булыжниками? Космические путешествен-
ники преисполнены гордости: «О, я дотронулся до Луны».
Но что это им дает? Даже если мы и смогли бы там жить,
то очень недолго. В конце концов все будет разрушено.
Постарайтесь найти такую планету, с которой не при-
дется возвращаться, где жизнь вечна и где можно танце-
вать с Кришной. В этом заключается смысл сознания
Кришны. Отнеситесь к этому движению серьезно, так как
сознание Кришны дает возможность прийти к Кришне и тан-
цевать с Ним в вечном танце. Из ведической литературы
мы знаем, что материальный мир — это всего лишь одна
четвертая творения Бога, остальные же три четверти при-
ходятся на духовный мир. Мы встретим это и в «Бхага-
вад-гите», где Кришна говорит: «Этот материальный мир —
всего лишь незначительная часть целого». Как бы далеко
мы ни старались заглянуть, даже если мы смотрим в небо,
наш взор всегда будет ограничен пределами одной вселен-
ной. Но внутри того, что называется материальным ми-
ром, существует бесконечное скопление вселенных. А за
этими скоплениями бесчисленных вселенных находится ду-
ховное небо. О нем Господь тоже упоминает в «Бхагавад-
гите». Он говорит, что есть другая, вечная природа, и она
находится вне материального мира, у нее не было начала
и нет конца. «Вечное» это то, что не имеет ни начала, ни
конца. Ведическая религия называется вечной, потому что
невозможно проследить историю ее возникновения. Хри-
стианская религия имеет двухтысячелетнюю историю, ис-
лам — свою историю, но если вы попытаетесь проследить
развитие ведической религии, то не найдете в истории ее
истоков. Поэтому она называется вечной религией.
Мы можем утверждать, что Бог создал материальный
мир. Это справедливое утверждение говорит о том, что
Бог существовал еще до сотворения мира. Само слово «со-
здал» указывает на то, что Господь существовал до сотво-
рения космического проявления. Следовательно, Бог не
подчиняется творению. Если бы Бог подчинялся творе-
нию, как бы Он мог творить? В таком случае Он Сам был>+<$!Н>
бы одним из объектов материального творения. Но Бог не
подчинен творению: Он — творец и потому вечен.
В духовном небе бесчисленные духовные планеты и бес-
численное множество духовных существ, тех же, кто недо-
стоин жить в духовном мире, отправляют в материальный
мир. Мы приняли это материальное тело по собственной
воле, но нам не следовало этого делать, потому что на са-
мом деле мы духовные существа. Невозможно проследить,
когда и как мы получили материальное тело. Никто не мо-
жет точно определить, когда обусловленная душа впервые
получила материальное тело. Существует 8400000 форм
жизни, из них 900000 видов живых существ обитают в во-
де, а 2000000 относятся к растениям. К сожалению, эту
ведическую науку не преподают ни в одном университете.
Это подлинные факты, и ботаники с антропологами мо-
гут исследовать это. Наибольшее внимание в учебных за-
ведениях уделяется, конечно же, дарвинской теории эво-
люции органической материи. Но в «Бхагавата-пуране» и
других авторитетных писаниях, имеющих огромную науч-
ную ценность, есть сведения об эволюции живых существ
в различных телах. Сейчас господствует теория Дарвина,
но ее идея не нова — ведическая литература содержит ко-
лоссальный объем информации об условиях жизни в мате-
риальном мире.
Мы — представители лишь незначительной части жи-
вых существ, населяющих многочисленные вселенные ма-
териального мира. Пребывание в материальном мире и в
материальном теле — это наказание. К примеру, заклю-
ченные в тюрьме осуждены правительством, но они со-
ставляют лишь незначительную часть всего населения. Все
население страны не может оказаться в тюрьме. В тюрь-
мах содержат только некоторых, неповинующихся зако-
ну. Так же и обусловленные души материального мира —
лишь малая часть всех живых существ в творении Бога.
В этот материальный мир отправляются те, кто ослушал-
ся Бога — нарушил волю Кришны. Благоразумные и пыт-
ливые должны задаться вопросом: «Почему я попал в эту
обусловленную жизнь? Я не хочу страдать».
Существует три вида страданий, и один из них — стра-
дания, вызванные телом и умом. На Гаваях, напротив мое-
го дома один человек держал животных и птиц, предназна-
ченных на убой. Я приводил этот пример своим ученикам:
«Вот стоят эти животные, и если вы скажете им: Милые,
что же вы стоите? Уходите! Вас отправят на бойню», —
они никуда не пойдут. У них нет разума».
Тот, кто не осознает своих страданий и не ищет путей
избавления от них, ведет животный образ жизни. Если че-
ловек не понимает, что страдает, и думает, что все прекрас-
но, у него сознание животного, а не человека. Человек дол-
жен сознавать, что на этой планете неизбежны тройствен-
ные страдания. Еще ему нужно знать, что он обречен на
муки рождения, смерти, старости и болезней. Поэтому че-
ловек должен искать способа избавиться от них. Вот в ка-
ком направлении нужно проводить исследования.
Не успев появиться на свет, мы уже испытываем стра-
дания. В течение девяти месяцев человеческий зародыш
находится в стесненном положении в герметической сум-
ке брюшной полости своей матери. Он не в состоянии да-
же пошевелиться и защищаться от насекомых, которые
его кусают. Наконец ребенок рождается, но его страда-
ния продолжаются. Мать, разумеется, заботится о нем, но
дитя, несмотря на это, страдает и потому плачет. Ребенок
плачет от укусов клопов, от боли в животе, — а мать не
знает, как его утешить. Его страдания начинаются еще во
чреве матери. Он рождается, подрастает, и его ждут новые
страдания. Он не хочет ходить в школу, но его принужда-
ют к этому. Он не желает учиться, но ему задают уроки.
Проанализировав нашу жизнь, мы увидим, что она полна
страданий. Так зачем же мы приходим сюда? Обусловлен-
ные души неразумны. Мы должны задаваться вопросом:
«Почему я страдаю?» — и если есть средство, которое из-
бавит нас от страданий, то им надо воспользоваться.
С Верховным Господом нас связывают вечные узы. Но
каким-то образом теперь мы оказались в материальном
мире, исполненном скверны. Поэтому нам необходим ме-
тод с помощью которого можно вернуться в духовный
мир. Этот метод восстановления нашей связи с Господом
называется йогой. Слово «йога» означает «соединение».
Сейчас, разлученные со Всевышним, мы представляем со-
бой величину отрицательную — «минус Бог», но если мы
переменим этот знак на плюс, наша человеческая жизнь
станет совершенной. Нужно стремиться к этому совершен-
ству на протяжении всей своей жизни, а в момент смер-
ти — оставления материального тела — это совершенство
должно быть реализовано. Нужно быть готовым к смер-
ти. К примеру, учеба в колледже занимает от двух до пяти
лет, а экзамен служит окончательной проверкой получен-
ных знаний. Успешно сдав экзамен, студенты получают ди-
плом. Изучая предмет жизни, мы тоже должны готовиться
к экзамену, который нам предстоит выдержать в момент
смерти, и если сдадим его успешно, то перенесемся в ду-
ховный мир. Все проверяется в момент смерти.
Как гласит известная бенгальская пословица: что сде-
лано на пути к совершенству, будет проверено в момент
смерти. В «Бхагавад-гите» объясняется, что нужно делать
в преддверии смерти (покидая нынешнее тело). В следую-
щих стихах Шри Кришна говорит о дхйана-йогах (медити-
рующих йогах):
Версе Ин Пурп = йад акрашам веда-видо ваданти
вишанти йад йатайо вита-рагах
йад иччханто брахмачарйам чаранти
тат те падам санграхена правакшйе
Версе Ин Пурп = сарва-дварани самйамйа
мано хриди нирудхйа ча
мурдхнй адхайатманах пранам
астхито йога-дхаранам
«Великие мудрецы, знатоки Вед, произносящие омкару и
ведущие отреченный образ жизни, войдут в Брахман.
Стремясь к этому совершенству, человек дает обет без-
брачия. Теперь Я опишу тебе путь, ведущий к освобож-
дению. Находиться в йоге значит отказаться от привязан-
ности к любой чувственной деятельности. Закрыв все две-
ри чувств, сосредоточив ум на сердце, а жизненный воз-
дух — в верхней части головы, человек погружается в йо-
гу» (Б.-г. 8.11-12). В системе йоги этот процесс носит на-
звание пратйахары, это специальный термин, который
означает «противоположное». Сейчас наши глаза прикова-
ны к внешней красоте, но нужно отвлечь их от наслажде-
ния этой красотой и сосредоточить на красоте внутренней.
Это и есть пратйахара. Подобно этому следует сосредото-
чить внутренний слух на звуке омкары, идущем изнутри.
Версе Ин Пурп = ом итй экакшарам брахма
вйахаран мам анусмаран
йах прайати тйаджан дехам
са йати парамам гатим
«Утвердившись в йоге и произнося священный звук ом,
высшее сочетание букв, человек, который, покидая тело,
думает о Верховной Личности Бога, несомненно попадет
на духовные планеты» (Б.-г. 8.13). Как указано, нужно пре-
кратить всю внешнюю деятельность чувств и сосредото-
чить ум на вишну-мурти, форме Господа Вишну. В этом
заключается совершенство йоги. Наш ум очень беспоко-
ен, поэтому необходимо сосредоточить его на сердце. Ког-
да ум удерживается в сердце, а жизненный воздух переме-
щен в верхнюю часть головы, человек может достичь со-
вершенства в йоге.
Затем совершенный йог решает, куда ему отправить-
ся. Количество материальных планет бесконечно, а за их
пределами простирается духовный мир. Йогам известно об
этом из ведических писаний. К примеру, прежде чем при-
ехать в Америку, я прочитал о ней в книгах. Аналогично
этому, в ведической литературе описаны высшие планеты
и духовный мир. Все это известно йогу, способному пере-
нестись на любую понравившуюся ему планету без помо-
щи космического корабля.
Ученые-материалисты трудятся уже не первый год и
могут продолжать свои попытки еще сотню или