тысячу
лет, но им никогда не достичь ни одной из планет. Воз-
можно, с помощью науки один или два человека попадут
на какую-нибудь планету, но этот метод никогда не будет
общедоступным. Универсальный же метод путешествий на
другие планеты — практика йоги или гйаны. Но бхакти
вообще не ставит своей целью путешествовать ни на одну
из материальных планет. Тех, кто занят преданным служе-
нием Кришне, Верховному Господу, не интересует ни одна
из планет материального мира, так как они знают, что ка-
кой бы планеты ни достиг человек, жизнь на них неизбеж-
но подчинена четырем материальным законам. На некото-
рых планетах продолжительность жизни значительно вы-
ше, чем на Земле, но и там есть смерть. Однако те, кто на-
ходятся в сознании Кришны, возвышаются над материаль-
ной жизнью с ее рождением, смертью, старостью и болез-
нями.
Духовная жизнь подразумевает избавление от этих бес-
покойств и страданий. Поэтому разумные люди не пыта-
ются достичь материальных планет. Люди стремятся на
Луну, и хотя попасть на эту планету очень нелегко, если
мы все-таки добьемся этого, то продолжительность нашей
жизни увеличится, но разумеется, не в этом теле. Попади
мы на Луну в нынешнем теле, нас ожидала бы немедлен-
ная смерть.
Чтобы попасть на какую-нибудь планетную систему,
нужно иметь соответствующее условиям этой планеты те-
ло. Все планеты населены живыми существами, тела кото-
рых приспособлены к условиям жизни на ней. Например, в
этом теле мы можем погрузиться в воду, но не можем жить
в ней. Мы можем находиться там, быть может, пятнадцать
или шестнадцать часов, а то и все двадцать четыре, но не
более того. Обитатели же вод имеют особые тела, позво-
ляющие им находиться там всю жизнь. Если рыбу вынуть
из воды, она не проживет и нескольких минут. Нетрудно
понять, что даже на этой планете существуют различные
виды тел, приспособленные к соответствующим условиям
жизни. И по аналогии с этим, если мы хотим достичь дру-
гой планеты, то должны получить соответствующее тело.
Тот, чья душа с помощью метода йоги переносится на
Луну, получает возомжность жить гороздо дольше. Один
день на высших планетах равен шести нашим месяцам, и,
как утверждается в ведической литературе, их обитатели
живут 10000 лет. Так что, без сомнения, можно намного
увеличить продолжительность жизни, но и на этих пла-
нетах смерть неизбежна. Через десять или двадцать ты-
сяч лет или даже спустя миллионы лет (не имеет значения,
сколько) наступает смерть.
На самом же деле мы бессмертны. Об этом говорится
в самом начале «Бхагавад-гиты» (2.20): на ханйате хан-
йамане шарире. Мы — духовные существа и потому веч-
ны. Тогда почему же мы рождаемся и умираем? Разум-
ный человек задается этим вопросом. Те, кто находится в
сознании Кришны, по-настоящему разумны, потому что не
стремятся попасть на планеты, где есть смерть, как бы ве-
лика ни была там продолжительность жизни. Напротив,
они хотят получить такое же, как у Бога тело. Ишварах
парамах кришнах сач-чид-ананда-виграхах (Брахма-самхи-
та. 5.1). Тело Бога — сач-чид-ананда. Сат означает «веч-
ное», а чит — «исполненное знания», ананда — «испол-
ненное блаженства».
В нашей брошюре «Кришна — источник наслаждения»
объясняется, что если мы перенесемся в духовный мир —
на планету Кришны или на любую другую духовную пла-
нету — то получим тело, подобное телу Бога, то есть сач-
чид-ананда — вечное, исполненное знания и блаженства.
Таким образом, те, кто находится в сознании Кришны, пре-
следуют иную цель, чем те, кто пытается подняться на луч-
шие планеты материального мира. Господь Кришна гово-
рит: мурдхнй адхайатманах пранам астхито йога-дхара-
нам — «Совершенство йоги заключается в том, чтобы по-
пасть в духовный мир» (Б.-г. 8.12).
Духовная душа — крохотная частица, заключенная в
теле, и мы не можем увидеть ее. Человек занимается йо-
гой, чтобы суметь поднять ее в верхнюю часть головы.
Йог практикует этот метод на протяжении своей жизни,
достигая совершенства тогда, когда ему удается поднять ее
в верхнюю часть головы, а затем вырваться из тела. После
этого он может перенестись на любую из высших планет
по своему выбору. Таков совершенный йог.
Если йога интересует Луна, он может, как путешест-
венник, отправляющийся в Европу, Калифорнию, Канаду
или любую страну на этой планете, сказать: «Дай-ка я по-
смотрю, что представляет собой Луна, а потом поднимусь
и на более высокие планеты». С помощью йоги можно пе-
ренестись на разные планеты, но всюду действует система
виз и таможен. Чтобы попасть на другие планеты, необхо-
дима определенная подготовка.
Тех, кто находится в сознании Кришны, не привлека-
ют планеты, существование которых временно, даже если
продолжительность жизни на них очень высока. Если в мо-
мент смерти йог сможет произносить ом — краткую фор-
му трансцендентной вибрации и одновременно мам ану-
смаран — помнить Кришну (Вишну), то он достигнет совер-
шенства. Цель йоги — сосредоточить ум на Вишну. Им-
персоналисты воображают, что видят форму Вишну, то
есть Господа. Персоналисты же видят Верховного Господа
не в воображении, а в действительности. В любом случае,
сосредотачивает человек свой ум с помощью воображения
или реально видит, ум должен быть сосредоточен на фор-
ме Вишну. Мам означает «на Верховном Господе Вишну».
Каждый, кто, покидая тело, сосредоточит свой ум на Виш-
ну, достигнет духовного царства. Настоящие йоги не стре-
мятся ни к каким другим планетам, так как хорошо знают,
что на планетах, которые не вечны, жизнь не вечна, и по-
тому это их не привлекает. Так считают те, кто разумен.
В «Бхагавад-гите» (7.23) говорится, что те, кого удо-
влетворяет временное счастье, временная жизнь и времен-
ные удобства, неразумны. Антават ту пхалам тешам
бхаватй алпа-медхасам — «Скудоумных привлекает пре-
ходящее». Так утверждается в «Шримад Бхагавад-гите». Я
вечен, так почему же меня должно привлекать временное?
Кому нравится временное существование? Никому. К при-
меру, мы сняли квартиру, а хозяин просит ее освободить.
Это печально, но мы не огорчаемся, если нас ждет более
удобная квартира. Вот к чему мы стремимся. Мы не хотим
В материальной атмосфере мы лишаемся вечности. В
«Шримад-Бхагаватам» говорится: «От восхода и до заката
солнце сокращает продолжительность нашей жизни». На-
ша жизнь сокращается с каждым днем. Если солнце взо-
шло в половине шестого утра, то к половине шестого вече-
ра наша жизнь стала короче на двенадцать часов. Нам ни-
когда не вернуть этого времени. Мы можем просить уче-
ных: «Возьмите двенадцать миллионов долларов, но толь-
ко верните мне эти двенадцать часов». Но они ответят:
«Это невозможно». Ученые бессильны сделать это. Поэто-
му в «Бхагаватам» говорится, что наша жизнь сокращает-
ся от утренней до вечерней зари.
Время — прошлое, настоящее и будущее — называется
калой. Завтра настоящее станет прошлым, а будущее —
настоящим. Но эти прошлое, настоящее и будушее отно-
сятся только к телу, мы же принадлежим вечности. Поэто-
му нужно думать о том, как достичь вечности. Человек —
существо с развитым сознанием и потому не должен тра-
тить свою жизнь на удовлетворение животных потребно-
стей в еде, сне, сексе и самообороне. Он должен посвя-
тить свое время поискам пути, ведущего к вечной жизни.
Говорится, что солнце ежеминутно, ежечасно, ежедневно
сокращает нашу жизнь, но время, которое мы посвящаем
повествованиям об Уттама-шлоке, то есть повествованиям
о Господе, у нас никто не отнимет. Время, проведенное в
храме Сознания Кришны, не может быть отнято. Это запи-
сывается в наш актив, это — наш плюс, а не минус. Время
нашей жизни, если иметь в виду тело, может быть отнято
у нас, и как бы ни старался человек сохранить его, это ни-
кому не удастся. Но солнце не может отнять у нас духов-
ных знаний, полученных в сознании Кришны. Они останут-
ся с нами, невзирая ни на что.
Повторение маха-мантры Харе Кришна, Харе Кришна,
Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама
Рама, Харе Харе — несложный процесс. Время, которое
это займет, не будет потеряно в отличие от времени, потра-
ченного на удовлетворение потребностей тела. Пятьдесят
лет назад я был молодым человеком, но это время ушло,
и его не вернуть. Однако духовные знания, полученные от
моего духовного учителя, невозможно отнять и они оста-
нутся со мной даже тогда, когда я покину это тело, и если
они были совершенны в этой жизни, то приведут меня в
вечную обитель.
Материальный и духовный миры принадлежат Кришне.
Мы не владеем ничем. Все вокруг — собственность Вер-
ховного Господа, подобно тому как правительству принад-
лежит в государстве все — и находящееся в тюрьме, и за
ее пределами. Обусловленная жизнь подобна тюрьмам ма-
териального мира. Заключенный не может свободно пе-
реселяться из одной камеры в другую. На свободе мож-
но переселиться из одного дома в другой, в тюрьме же
это невозможно, так что приходится оставаться в своей
камере. Планеты этого мира подобны камерам. Мы пыта-
емся отправиться на Луну, но делать это с помощью ме-
ханических средств нецелесообразно. Всем нам — амери-
канцам, индийцам, китайцам, русским — суждено жить на
этой планете. И мы не можем покинуть ее, хотя существу-
ют миллионы и миллиарды других планет, и у нас есть со-
ответствующие летательные аппараты, чтобы их достичь.
Не можем, потому что обусловлены законами природы, за-
конами Бога. Человек, которого посадили в определенную
камеру, не может поменять ее по собственному желанию,
без разрешения вышестоящих властей. В «Бхагавад-гите»
Кришна говорит, что нет никакого смысла пытаться пере-
ходить из одной камеры в другую. Это никому не принесет
счастья. Если заключенный думает: «Сейчас я нахожусь в
этой камере, а если уговорю начальника тюрьмы перевес-
ти меня в другую, то там буду счастлив», — он ошибается.
Пока человек находится в тюрьме он не может быть счаст-
ливым. Меняя камеры — от капитализма к коммунизму, —
мы пытаемся найти свое счастье. Но цель должна быть
иной — освободиться от всех этих «измов». Человек дол-
жен искоренить в себе «изм» материализма, и только тог-
да он станет по-настоящему счастливым. Такова цель со-
знания Кришны.
Мы следуем указаниям Верховной Личности. Кришна
говорит: «Дорогой Арджуна, ты можешь достичь самой
высокой планетной системы. Она носит название Брахма-
локи. Многие стремятся попасть на нее, потому что про-
должительность жизни там очень велика». Нам даже не
удастся рассчитать продолжительность хотя бы половины
суток Брахмалоки. Это просто не поддается вычислению.
Но и там тоже есть смерть. Поэтому Кришна говорит: «Не
трать зря время и не пытайся достичь других планет или
перенестись с одной на другую».
Люди, которых я встречал в Америке, очень непосед-
ливы. Они переезжают с квартиры на квартиру, из стра-
ны в страну. Эта непоседливость присуща нам потому, что
мы ищем свой настоящий дом. Переезды с места на место
не приведут нас к вечности. Вечная жизнь возможна толь-
ко рядом с Кришной. Поэтому Кришна говорит нам: «Мне
принадлежит все, и у Меня есть превосходнейшая обитель,
которая называется Голокой Вриндаваной». Тому, кто хо-
чет отправиться туда, достаточно осознать Кришну и по-
стараться понять, как Он приходит в наш мир и покидает
его, и какое на самом деле занимает положение Он, а ка-
кое мы, какие у нас с Ним взаимоотношения и как нужно
жить. Просто попытайтесь проанализировать эти вопросы
с научной точки зрения. В сознании Кришны все научно.
Это не причуда, не фальсификация, не сентиментальность,
не фанатизм и не фантазия. Это истина, факт, реальность.
Мы должны по-настоящему понять Кришну.
Хотим мы или нет, нам придется оставить свое тело.
Настанет день, когда мы должны будем подчиниться зако-
нам природы и расстаться со своим телом. Даже президент
Кеннеди, когда пришел его черед, должен был подчинить-
ся этому