Скачать:PDFTXT
Ригведа. Мандала 10/1

костей, тем самым приобретая власть над их сутью (именно этот стих выдержан в другом размере, чем весь гимн). Кости изображаются как страшная магическая стихия, терзающая свою жертву (7-9), а азартный игрок — несчастным обездоленным человеком (10). Переход ко второй части — описание счастливой тех, кто не играет в кости (11). Затем следует отречение игрока (12), благой совет бога Савитара (13) и предложение заключить мир с игральными костями (14). Тема игры в кости неоднократно встречается в древнеиндийской литературе и позднее: например, игра в кости Наля в Махабхарате

1 Дрожащие (орехи-) серьги огромного (дерева) опьяняют меня,

Рожденные на ветру, перекатывающиеся в углублении.

Как глоток сомы с (горы) Муджават,

Показалась мне бодрствующая (игральная кость) вибхидака.

2 Не бранила меня, не сердилась она.

Благосклонна к друзьям и ко мне была.

Из-за одной лишней игральной кости

Я оттолкнул преданную жену.

3 Ненавидит свекровь, отталкивает жена.

Несчастный не находит сочувствующего.

Как в старой лошади на продажу,

Я не нахожу пользы в игроке.

4 Другие ласкают жену того,

На чье имущество накинулась стремительная игральная кость.

Отец, мать, братья говорят о нем:

Мы не знаем (его!) Уведите его связанным!

5 Когда я решаю: Я не буду играть с ними,

Отстану от уходящих товарищей, —

То стоит брошенным коричневым (костям) подать голос,

Как я спешу на свидание с ними, подобно любовнице.

6 В собрание идет игрок, спрашивая себя:

Я выиграю? (и) подбадривая себя.

Игральные кости пресекают его желание,

Они отдают противнику счастливые броски.

7 Ведь игральные кости — цепляющие крючьями, колющие,

Порабощающие, мучающие, испепеляющие,

Дающие мимолетние дары, вновь поражающие победителя.

Пропитанные медом, они мощно (держат) игрока.

8 Резвится их стая числом трижды пятьдесят

(Она) как бог Савитар, чей законистина.

Не склоняются они перед яростью даже могучего.

Даже царь делает им поклон.

9 Они катятся вниз, прыгают вверх.

Без рук они одолевают того, у кого есть руки.

Небесные уголья, брошенные в углубление,

Они сжигают сердце, хотя и холодные.

10 Страдает брошенная жена игрока

(И) мать сына, бродящего неизвестно где.

Обремененный долгами, испуганно ищущий денег,

Идет он ночью в дом других (людей).

11 Игрок стал мучиться, увидев женщину —

Жену других и (их) уютный домашний очаг.

Но ведь он с раннего утра запряг коричневых коней,

(И вот) лег он перед огнем, как слуга.

12 Кто есть полководец вашей великой армии,

Царь, первый в содружестве,

Ему я протягиваю десять (пальцев)

(И) произношу эту клятву: Я не удерживаю богатства!

13 Не играй с костями, (лучше) вспахивай пашню!

Наслаждайся имуществом, ценя (его) высоко!

Вот коровы, о игрок, вот жена, —

На это указывает мне этот господин Савитар.

14 Заключите же дружбу! Помилуйте нас!

Не привораживайте нас дерзко ужасным (колдовством)!

Да уляжется ваша ярость (и) враждебность!

Пусть другой будет теперь в сетях коричневых!

X, 35. Ко всем богам

Размер — джагати, стихи 13-14 — триштубх. Гимн сопровождает утренний обряд зажигания жертвенного костра

1b Неся свет при вспышках…- Рано утром зажигают жертвенный костер, вслед за которым вспыхивает утренняя заря Ушас, а она в свою очередь, вызывает появление солнца

2b Шарьянават — См. примеч. I, 84, 14 и VIII, 6, 39

3a…две великие матери…- Небо в РВ чаще выступает как мужская персонификация: отец-небо и мать-земля, в то время как дождь — это семя, изливаемое небом на землю. Однако иногда, как здесь, это парное божество бывает женского рода, как и отдельно небо (dyaus). При этом обожествляемая земля никогда не бывает мужского рода

5b…при вспышках утренней зари usaso vyustisy

7a-b…О Савитар, Пробуди savitar…a suva — В гимнах и стихах Савитару ведется игра на формах корня su — приводить в движение, пробуждать к жизни, именем деятеля, от которого является слово savitar

11a…для целостности sarvatataye — Т.е. чтобы мы, их адепты, были целы

13 Все vicve — Это ключевое слово данного стиха, с него начинается каждая пада. К тому же гимн посвящен Всем-Богам vicve devah

14b…узость amhas

1 Вот пробудились те связанные с Индрой костры,

Неся свет при вспышках утренней зари.

Великие Небо-и-Земля пусть заметят жертвенный труд!

Сегодня мы просим о милости богов.

2 О милости Неба-и-Земли мы просим,

Матерей-рек, горы из Шарьянавата (мы просим).

К Сурье (и) Ушас мы обращаемся за отсутствием вины.

Пусть сома выжатый создаст нам сегодня счастье!

3 Пусть Небо-и-Земля, две великие матери,

Охраняют сегодня нас, невиновных, для удачного путешествия!

Ушас воспламеняющаяся пусть прогонит прочь зло!

К Агни зажженному мы обращаемся за благом.

4 Эта утренняя заря, богатая, пусть как первая

Богато воссветит нам расположенность богов!

Далеко прочь мы хотим прогнать гнев недоброжелателя!

К Агни зажженному мы обращаемся за благом.

5 (Те,) что пробиваются вперед с лучами солнца,

Неся свет при вспышках утренней зари,

Как несущие счастье воссветите нам для славы!

К Агни зажженному мы обращаемся за благом.

6 Без болезней пусть придут к нам утренние зори!

Высоко пусть вздымаются костры со (своим) светом!

Ашвины запрягли (свою) быструю колесницу.

К Агни зажженному мы обращаемся за благом.

7 Самую лучшую избранную долю, о Савитар,

Пробуди для нас сегодня — ты ведь даритель сокровищ!

Я уговариваю Дхишану, родительницу богатства.

К Агни зажженному мы обращаемся за благом.

8 Пусть спасет меня это провозглашение закона богов,

Которое мы, люди, задумали!

Сурья восходит как дозорный всех утренних зорь.

К Агни зажженному мы обращаемся за благом.

9 Мы просим сегодня о невраждебности при расстилании жертвенной соломы,

При запрягании давильных камней, при исполнении молитвы.

Ты деятелен, находясь под защитой Адитьев.

К Агни эажженному мы обращаемся за благом.

10 Я призываю богов на небе на нашу высокую жертвенную солому

Для совместного пиршества, я хочу усадить (их) как семерых хотаров:

Индру, Митру, Варуну, для достижения (счастья) Бхагу.

К Агни зажженному мы обращаемся за благом.

11 Вы, Адитьи, приходите для целостности!

Единодушные, помогите возрасти нашей жертве!

К Брихаспати, Пушану, Ашвинам, Бхаге,

К Агни зажженному мы обращаемся за благом.

12 Даруйте нам, о боги, ту достойную прекрасной хвалы

Защиту, о Адитьи, чье бремя легко, что хранит мужей,

Чтобы жили скот, дети и внуки!

К Агни зажженному мы обращаемся за благом.

13 Все Маруты сегодня, (пусть будут) все с поддержкой!

Все костры пусть будут зажжены!

Все Боги пусть придут к нам на помощь!

Все имущество пусть будет нашей добычей!

14 Кому, о боги, вы помогаете в захвате добычи,

Кого храните, кого переправляете через узость,

Кто не знает страха в вашем укрытии —

Ими хотим мы быть при приглашении богов, о могучие!

X, 36. Ко всем богам

Размер — джагати, стихи 13-14 — триштубх. Этот гимн имеет много общего с пердыдущим: тот же простой язык, наличие рефрена в большинстве стихов, одинаковая во многом фразеология, одно и то же распределение размеров.

8a…оплодотворителя вод apam perum — Подразумевается Сома

8d Мы хотим править…- В мандале IX сома весьма часто изображается в виде коня

9a Пусть добудем…добыванием sanema tat susanita sanitvabhir — Игра словами, произведенными от одного корня

11…добро, состоящее из сыновей virajatam

1 Ушас-и-Ночь, высокие, чудно украшенные,

Небо-и-Земля, Варуна, Митра, Арьман…

Индру призываю я, Марутов, горы, воды,

Адитьев, Небо-и-Землю, воды, солнце.

2 Пусть Небо и Земля, мудрые,

Подчиняющиеся закону, защитите нас от беды (и) от вреда!

Да не овладеет нами недоброжелательная Гибель!

Сегодня мы просим об этой милости богов!

3 Пусть Адити защитит нас от всякой беды,

Мать Митры, Варуны богатого!

Мы хотим достигнуть солнечного света, безопасного!

Сегодня мы просим об этой милости богов!

4 Звучащий давильный камень пусть прогонит прочь ракшасов,

Дурной сон, Гибель, любого атрина!

Защиты, исходящей от Адити, от Марутов мы хотим добиться!

Сегодня мы просим об этой милости богов!

5 Пусть Индра усядется на жертвенную солому, пусть разбухнет Ида,

Брихаспати-певец пусть исполнит мелодии!

Чтобы жить, мы хотим создать воспринимаемую молитву!

Сегодня мы просим об этой милости богов!

6 О Ашвины, сделайте нашу жертву касающейся неба,

Оживляющей обрядчтоб найти (вашу) милость,

(А Агни-) политым жиром, с поводьями, направленными вперед!

Сегодня мы просим об этой милости богов!

7 Я зову легко призываемую стаю Марутову,

Чистую, устремленную ввысь, приносящую счастье в дружбе.

Мы хотели бы получить процветание богатства ради высокой славы!

Сегодня мы просим об этой милости богов!

8 Мы приносим оплодотворителя вод, обогащающего (все) живое,

Приглашающего богов, легко призываемого, украшение обрядов,

Мы хотим править предназначенным для Индры сомой с прекрасными поводьями!

Сегодня мы просим об этой милости богов!

9 Пусть добудем мы это прекрасным добыванием с помощью добытчиков,

Живые, с живыми сыновьями, невиновные!

Пусть ненавистники священного слова возьмут на себя грех разными способами!

Сегодня мы просим об этой милости богов!

10 Слушайте те, что достойны жертв у Ману:

О чем мы вас просим, о боги, то дайте нам —

Решение, приносящее победу, славу, дающую богатство (и) сыновей!

Сегодня мы просим об этой милости богов!

11 Мы просим сегодня о великой милости

Великих богов, высоких, невредимых,

Чтоб мы получили добро, состоящее из сыновей!

Сегодня мы просим об этой милости богов!

12 Под защитой великого зажженного Агни,

Невиновные перед Митрой, Варуной для благополучия,

Пусть получим мы лучшее побуждение Савитара!

Сегодня мы просим об этой милости богов!

13 Все-Боги, которые (пребывают в законе) Савитара,

Чье побуждение истинно, в законе Митры, Варуны,

Дайте нам счастливую долю, состоящую из сыновей.

Награду из коров, сверкающее богатство!

14 Савитар сзади, Савитар спереди,

Савитар сверху, Савитар снизу,

Савитар пусть пробудит для нас целостность,

Савитар пусть дарует нам долгий срок жизни!

X, 37. К Сурье

Автор, по анукрамани, — Абхитапас, потомок Сурьи (Abhitapas букв. жар Saurya). Размер — джагати, стих 10 — триштубх.

1а…глазу Митры-Варуны! — Солнце-Сурья считался глазом богов

1b…Мощно maho

2b…Небо-и-(Земля) dyava — Эллиптическая форма двойств. числа, букв. два неба, обозначающее парное божество

2d повсюду vicvaha

3a…не может восторжествовать na te adevah pradiva ni vasate

3c-d Одна (твоя сторона)…Благодаря другой…- Индийское представление о ночном и дневном солнце (также см. 1a глаз Митры-Варуны)

5b Не раздражаясь ahelayan

6c Да не лишимся мы ma cune bhuma suryasya samdrci…- Т.е. да не умрем мы

8c…поднимающегося с высокой поверхности arohantam brhatah pajasas pari

9с Провозглашая (нашу) невиновность anagastvena — Букв. с состоянием отсутствия виновности

11a-b Для двуногого и четвероногого dvipade catuspade — Человек в модели мира ариев РВ вместе с животными относился к миру живых, которому противостоял мир неподвижных вещей

1 Поклон глазу Митры-Варуны!

Мощно служите богу этой истиной!

Светлому знаку, рожденному от богов, видному издалека,

Сыну неба Сурье произнесите (хвалу)!

2 Пусть это высказывание истины защитит меня со всех сторон,

Пока тянутся Небо-и(-Земля) и дни!

Все другое, что движется, отдыхает;

(Но) повсюду (струятся) воды, повсюду восходит солнце.

3 Испокон веков безбожник не может восторжествовать над тобой,

Когда ты едешь на колеснице с крылатыми конями.

Одна (твоя) сторона, обращена к востоку, вращается по темному пространству;

Благодаря другой ты восходишь со (своим) светом.

4 (Тот) свет, которым ты, Сурья, прогоняешь мрак,

И весь живой мир приводишь лучом в движение,

С его помощью прогони от нас всякое отсутствие подкреплений, отсутствие жертвоприношений,

Про(гони) болезнь (и) дурной сон!

5 Ведь посланный (однажды), ты охраняешь образ жизни каждого.

Не раздражаясь, ты восходишь по своему побуждению.

С чем сегодня, о Сурья, мы обращаемся к тебе,

Пусть этот замысел наш одобрят боги!

6 Этот наш зов, это наше слово,

Пусть Небо-и-Земля услышат его, пусть воды, Индра, Маруты!

Да не лишимся мы видения солнца!

Живя счастливо, пусть достигнем мы старости!

7 Повсюду тебя (мы,) благожелательные, с добрым взглядом,

Имея потомство, без болезней, невиновные,

Тебя, восходящего день за днем, о великий, как Митра,

Мы, живые, хотим долго видеть, о Сурья!

8 Тебя, несущего великий свет, о смотрящий далеко,

Сверкающего, радость для любого

Скачать:PDFTXT

Ригведа. Мандала 10/1 Веды читать, Ригведа. Мандала 10/1 Веды читать бесплатно, Ригведа. Мандала 10/1 Веды читать онлайн