помнит Господа при всех обстоятельствах, тот всегда спокоен и счастлив.
406. Кто искренен, терпелив, упорен и серьезен, тот быстро продвигается на духовном пути.
407. Веди Божественную Жизнь и раскрывай скрытые возможности души.
408. Эгоизм есть корень всех мирских притязаний.
409. Просвещенные Санйасины и Махатмы, обладающие широким беспристрастным пониманием, могут оказать большую помощь деятельности образовательных учреждений.
410. Со всех сторон открой себя Божественному Духу. Это существенное условие для духовного роста.
411. Ищущий должен всегда быть добр, кроток, терпим и смиренен. Он не должен даже хмуриться или делать презрительное лицо и не должен допускать ни малейшей резкости.
412. Если у Махатмы отсутствует дух служения, если он не умеет служить своему Гуру, не медитирует и не обладает терпимостью, то он не является Махатмой вовсе.
413. Мантра есть Божественность, заключенная в звуковую структуру.
414. Имей веру в Мантры. Выбирай их по твоей склонности.
415. Повторение Мантры обладает удивительной властью вызывать проявление Божества, подобно тому, как расщепление атома высвобождает скрытые в нем потрясающие силы.
416. Мантру для Джаны необходимо получать непосредственно от Гуру.
417. Постоянная мысль о собственной слабости и болезни будет усиливать твой порок и болезнь.
418. Сильная и горячая решимость, твердая установка, неустанное рвение, упорство, стойкость и терпение—существенно необходимы на духовном пути.
419. Испытания и несчастья, боль и страдания являются божественными посланниками. Они обращают твой ум к Богу и порождают бесстрастие, преданность, выносливость и силу воли.
420. Духовность угасает без самоотверженности и привычки делить с другими то, что имеешь.
421. Несдерживаемые чувства—твои самые сильные враги.
422. Желание чувственных объектов является источником всякого зла, боли и несчастья.
423. Самоограничение дает силу, покой, удовлетворенность и способствует самопознанию.
424. Живи в гармонии с Бесконечностью. Наслаждайся внутренним «Я». Это великий девиз жизни.
425. Живи не для удовлетворения своего неба и чувств, но для осознания внутреннего «Я».
426. Посвящай каждую минуту своей жизни достижению единственного объекта твоего желания, самоосознания.
427. Мокша и спасение не в небесах и не на горе Кайлас. Она в твоем сердце.
428. Ты узнаешь Реальность, если будешь свободен от ненависти, вожделения, гнева, эгоизма, жадности и желания.
429. Видеть Атман во всех существах, в святом и бродяге, во всех формах, уродливых и прекрасных, есть Тйана.
430. Ужасна привязанность к телу. Устрани эту привязанность через бесстрастие, проницательность и размышление.
431. Простое чтение ведантических текстов, Упанишад и Брахмасутр без чистоты сердца не принесет ни истинного понимания, ни пользы.
432. Милость Бога обретается не ученостью, но искренней преданностью.
433. Ты можешь быть очень хорошим ученым, ты можешь совершать религиозные омовения, но оставаться по-прежнему далеким от подлинной религии и праведной жизни.
434. В твоем сердце должно быть сильное стремление к видению Бога. Это главное на духовном пути.
435. Тебе следует добиваться возрождения множества проблем, с которым ты встречаешься каждый день.
436. Нравственные ценности, культурная основа, поддерживающая эти ценности, и всеобщая религиозность гораздо лучше, чем законы и предписания.
437. Не читай писания для демонстрации учености, но для обращения обращения твоего ума к Богу.
438. Для общественного служения необходимы глубоко духовные люди.
439. Жизнь богата, если ты прост и смиренен.
440. Реши прежде вопрос: «Кто я есть?» Все прочие проблемы будут решены автоматически.
441. Кто подчинил контролю свой ум, тот будет иметь абсолютную свободу воли.
442. Не имеющий желаний имеет абсолютную свободу воли.
443. Наилучший поступок тот, который дает наибольшее счастье наибольшему числу людей.
444. Наихудший поступок тот, который приносит другим несчастье.
445. Не достоин жизни тот, кто не имеет милосердия и великодушия.
446. Дружелюбие—это основная добродетель. Дружелюбный человек повсюду излучает радость.
447. Хороший человек гневается секунду, посредственный—три часа, низкий—одни сутки, великий грешник—до самой смерти.
448. Сорок мускулов необходимо для того, чтобы нахмуриться, и только пятнадцать—для улыбки. Зачем совершать лишнее усилие?
449. Женщина имеет природную благость. Она добрая, нежная и любящая. У нее материнское сердце. Поэтому она способна к Бхакти-йоге.
450. Бездумное потворство плотским страстям греховно.
451. Преданность лучше сухого интеллектуального знания.
452. Ты обязан относиться к каждому с любовью, как к проявлению Господа.
453. Преданность есть и средство, и цель.
454. Потворство чувственным наслаждениям разрушает преданность Богу и ослабляет способность ума к постижению Реальности.
455. Уединение очень помогает на начальных стадиях йоги.
456. Бог требует все твое сердце.
457. Незаметно и молча Бог входит в сердце через глаза.
458. Болезни, мирские утраты, смерть родственников—все эти испытания на пути преданности.
459. Настоящий коммунизм возможен только тогда, когда твое сердце наполнено вселенской любовью.
460. Самоконтроль есть сдерживание инстинктивных побуждений, которые стараются увести тебя от истины.
461. Любительское отношение к духовности бесполезно. Она должна быть частью твоей жизни.
462. Все честолюбивые стремления ведут к извращению, привязанности и заблуждению.
463. Отсутствие стремления также ведет к фатализму, бездействию и унынию. Отсюда необходимость йогического _ Философия и учение Свами Шивананды
1. Брахман или Абсолют есть единственная реальность. Это Сат-Чит-Ананда.
2. Брахман или Абсолют проявляет себя, как Джива или Душа, Ишвара или Господь. Один лишь свет Брахмана есть Джива и все остальное.
3. Мир и эго нереальны. Эта вселенная есть ничто иное, как разновидность Майи. Вселенная—это только ум. Мир есть ничто иное, как ум, проявляющийся таковым только силой брахмана.
4. Те, кто не исследует Атму, будут видеть, как реальность, этот мир, который есть ни что иное, как природа Санкалпы. Джива, Ишвара и вселенная являются только проявлениями Санкалпы. Эта вселенная, как таковая, никогда не существует. Не существует никакого мира в трех периодах времени.
5. Все вещи, хотя и кажутся различными, суть свет Брахмана. В неустойчивом мире неподвижное означает Брахман. Брахман в движении есть мир.
6. Личность есть ничто другое, как Брахман. Тело с его органами и прочим есть ничто другое, как ум. Ум проявляется, как внешний мир в виде страданий и удовольствий, зависимости и свободы, правды и заблуждения. Ум субъективно есть эта вселенная. Время, пространство и причинность являются творениями ума.
7. Только деятельность ума поистине определяется, как Карма. Подлинное освобождение приходит в результате избавления ума от рабства. Игра ума составляет эту вселенную.
8. Высшая медитация дарована тем, кто свободен от изменений ума.
9. Избавленный от загрязнений, ум станет спокойным, непоколебимым и блаженным. Тогда иллюзия Самсары с ее рождениями и смертями, страданием и наслаждениям, будет разрушена. 10. Представление о реальности мира укрепляется при созерцании не-Атмана или мирских объектов.
11. По милости Ишвары достигается высшее духовное состояние.
12. Атман можно осознать, контролируя Майу. Если Майа под контролем, все идеи мира исчезают.
13. Разнообразные страдания достигаются в уме, когда отсутствует Самадхи, ведущее к достижению брахмического блаженства.
14. Ничто не вызовет в уме различения и беспокойства, если ты не стремишься к плодам своих действий. Только Гйана даст тебе видение, необходимое для осознания Атмана.
15. Все станет Брахманом через Шумунти Моуна. Отказ от Санги, или желаний, приносит тот же результат. Путь к высшей цели, несмотря на множество возникающих препятствий, может быть облегчен наставником, который умеет различными средствами, так же, как и отречением, вести своего ученика к совершенству.
16. Неофит на пути Веданты или Гйана-йоги должен обладать четырьмя качествами, а именно: Вивека (умение отличать реальное от нереального), Вайрагйа (бесстрастие), Шад-Сампат (шесть добродетелей) и Мумукшутва (сильное стремление к освобождению).
17. Развивай чистые Васаны, Шанти (покой), Сантош (удовлетворенность). Практикуй Брахма-Вичару. Принимай прибежище Сатсанги или общения с мудрым. Ты скоро достигнешь самоосознания.
18. Отречение от Ахамкары, или эгоизма, ведет к достижению Атма-гйаны.
19. Благодаря достижению в жизни Нишкама Кармы даже чувственные наслаждения превращаются в духовное блаженство Брахмана.
20. Высшее Вечное Блаженство нисходит как Самадхи после достижения Атмана.
21. Плод неподвижности ума, получаемый в Самадхи, может быть также достигнут через Атма-вичару и постижение Атмана.
22. Ментальная отрешенность и контроль над Праной есть два необходимых условия для управления умом, которое ведет нас к покою.
23. Оставь привязанность к чувственным объектам, и ты обретешь покой ума. Блаженство Нирваны, когда все есть только Брахман, приходит благодаря Гйане или Йоге.
24. Отречение от одного только эгоизма составляет отречение от всего.
25. Служи. Люби. Давай. Медитируй. Это есть Садхана в общих словах. Будь благ. Делай благо. Будь смиренен. Будь благороден. Это высочайшая Садхана. Вопрошай: «Кто есть я?» и познавай себя. Обнаружь знающего, обнаружь видящего. Это суть Садханы.
26. Дживанмукта—это освобожденный еще при жизни мудрец. Он разрубил все узы. Он уничтожил свой ум. Он пребывает в состоянии не-ума. Он абсолютно свободен. От отождествляет себя с Брахманом или Абсолютным сознанием. Он не имеет отождествления с телом. Он свободен от эгоизма, похоти, гнева, жадности, себялюбия, гордости, пристрастия и неприязни, возбуждения и уныния (Харша-шока). Он остается уравновешен в наслаждении и страдании, при осуждении и похвале, в чести и бесчестии. Он обладает равным видением всего и высшим знанием Брахмана. Он есть Брахма-гйани. Он есть Брахмавид или познавший Брахмана. Он может рассеять все твои сомнения. В его присутствии ты испытываешь подъем и вдохновение. Он всюду излучает покой и радость.
27. Он может быть погружен в Самадхи или он может работать, подобно обычному мирскому человеку. Внутренне он имеет Бхаву, или ментальную позицию «Я свидетель» (Сакши), «Я не делатель» (Акаша), «Я не наслаждающийся» (Абхокта), потому что у него нет эгоизма или индивидуальности. Поэтому он не связан Кармой.
28. Он есть Гунатита. Он неподвержен воздействию трех Гун, или качеств, Саттвы, Раджаса и Тамаса. Он имеет Трикалагйану или знание трех периодов времени. Он всеведущ. Он радуется, как дитя, чувственным объектам, которые предлагают ему другие. Он видит мир, как нечто, видимое во сне.
Духовные пословицы
Глаз, не видящий красоты Господа, слеп
Страдание открывает глаза.
Страдание есть молчаливый учитель.
Жизнь без религии есть смерть.
Жертвуй всем, но не принципами.
Этот мир несуществен; Суть в Боге.
Характер есть ключ к самоосознанию.
Правдивость есть начало святости.
Нет сокровища, более ценного, чем Атман.
Сатсанга—самая надежная лодка для пересечения Самсары.
Духовный учитель—лучший учитель.
Нет лучшей обители, чем Брахман.
Целомудрие—лучшая добродетель.
Думай: «Я есть Бессмертный Атман»; и ты станешь Бессмертным Атманом.
Жизнь коротка. Время Быстротечно. Познавай Себя.
Чистота сердца есть дверь к Бога.
Стремись. Отрекайся. Медитируй.
Будь добр; будь сострадателен.
Исследуй, познавай Себя. Слушай, размышляй, медитируй, сознавай.
Никогда не забывай Бога.
Всегда совершай благие поступки.
Пища необходима для тела; точно та же молитва необходима для души.
Соль жизни есть самоотверженное служение.
Хлеб жизни есть любовь ко всем.
Подноси Господу цветы равного видения и спокойствия.
Вперед, герой! Не оглядывайся назад.
Вера есть глаз, видящий Господа.
Сатсанг есть главная колонна, поддерживающая храм Самоосознания.
Молитва уносит тебя во владения Бога.
Желание есть семя непрерывных рождений.
Преданность является и средством, и целью.
Милость Бога нисходит в форме Гуру.
Видеть Бога значит быть Богом.
Святость начинается с уничтожения эгоизма.
Зло существует, чтобы возвеличивать добро.
Повышенная эмоциональность не есть духовность.
Уединение ищи в сердце.
Способность к левитации не даст тебе освобождения.
Слеп тот человек, который не видел Бога.
Избегай всего, что является причиной двойственности.
Познай познающего, познай слушающего, познай видящего.
Мир есть Бог.
Отречение свидетельствует о решимости.
Бдительность предшествует пробужденности.
Посвящай ум Богу и руки работе.
Молчание