этом нет никаких сомнений. Однако ошибку допускают те родители, которые, уповая на одно из этих качеств, забывают про другое. Крайности не приводят ни к чему хорошему нигде — ни в политике, ни в управлении государством, ни в межличностных отношениях, а тем более крайности вредны в одном из важнейших дел человека на Земле — воспитании детей.
Конечно, придерживаться какой-то одной линии поведения с детьми гораздо легче, чем менять ее в зависимости от конкретной ситуации. Легче быть все время строгим или все время мягким, чем проявлять и строгость, и мягкость по необходимости. Но если главное для вас не собственный комфорт, а благополучие детей, то о крайностях лучше забыть.
Жалость. Когда говорят о жалости, то отмечают, что это чуть ли не главное качество русского народа, особенно присущее женщинам. Некоторые даже считают, что жалость — это одно из достоинств русского человека. Но так ли это? Является ли жалость достоинством? Попробуем разобраться.
Жалость — это сильное проявление эмоций, а значит, и серьезные затраты энергии. Это не только вредит здоровью жалеющего, но и мешает помочь тому человеку, которого нам жалко. Наши эмоции не дают нам возможности разглядеть наиболее приемлемый способ решения той или иной проблемы. В некоторых случаях (если не в большинстве) жалость абсолютна бесполезна. Например, нам жалко нищего. Однако от нашей жалости ничего не меняется (разве что нищий получит от нас немного энергии), он как был нищим, так и останется. А если уж говорить до конца откровенно, то жалеем мы в большинстве случаев не другого человека. Мы жалеем себя, мы как бы проецируем себя на его место, представляя, что было бы, если бы мы вдруг стали нищими, калеками, тяжелобольными и т. д.
Есть более высокие состояния, которые иногда путают с жалостью, — это сострадание и милосердие. Особенно хочется отметить милосердие, именно оно должно быть одним из главных принципов воспитания.
То, что в данном случае понимается под милосердием, можно объяснить с помощью пословицы, которая встречается у многих народов и звучит примерно так: «Вместо того, чтобы накормить голодного рыбой, дай ему сети и научи ловить рыбу». Накормить голодного рыбой — это и есть жалость, а вот дать ему сети и научить ловить рыбу — это уже милосердие.
У Аркадия и Бориса Стругацких есть прекрасные строки, с которыми трудно не согласиться: «Там, где присутствует милосердие, — там воспитание. Там, где милосердие отсутствует, где присутствует все что угодно, кроме милосердия, — там дрессировка. Через милосердие происходит воспитание Человека».
Недоверие. Очень тяжело дети воспринимают те случаи, когда взрослые (и особенно родители) им не доверяют. Зачастую это приводит к отчужденности, к возникновению такого же недоверия, но уже со стороны детей.
Если у родителей есть какие то основания не доверять собственному ребенку, то виноваты в этом прежде всего они сами, и недоверием ситуацию исправить нельзя, а можно лишь усугубить. И напротив, полное доверие, даже если ребенок вас подводит, может помочь и ему, и вам. Но и причину, породившую недоверие, также нужно исправлять, иначе ребенок может воспользоваться тем, что вы ему доверяете и «сядет вам на голову».
Следует понимать и то, что недоверие со стороны родителей приводит к негативной оценке детьми самих себя. Ребенок мыслит приблизительно так: «Если мне не доверяют, значит, есть этому причины, значит, я плохой, неумелый, глупый…»
Несправедливость. Необходимо сразу же отметить, что под несправедливостью родители и дети могут понимать разные вещи. То, что для некоторых родителей является естественным (например, решать за ребенка, чем ему заниматься), для детей может быть верхом несправедливости. Попробуем отметить какие поступки, действия (или бездействия) взрослых могут восприниматься ребенком как несправедливые:
• обман;
• наказание, в тех случаях, когда проступок совершен непреднамеренно (по неловкости, по незнанию и т. п.);
• отсроченное наказание, т. е. наказание за проступок, совершенный в прошлом;
• необъяснение причины наказания;
• наказание, сопряженное с унижением;
• гнев и злоба, особенно если они необоснованны;
• отказ в любви в наказание за проступок («Ты плохо себя ведешь, поэтому я тебя не люблю»);
• лишение свободы выбора;
• игнорирование присутствия ребенка (особенно когда о нем в это время рассуждают, как будто его рядом нет);
• нежелание выслушать ребенка (ссылаясь на неотложные дела);
• требование от ребенка того, чему сами родители не следуют (например, требование честности тогда, когда ребенок видит, что сами родители не гнушаются обмануть других людей);
• непризнание ребенка как личности;
• неуважение к ребенку, игнорирование его мнения;
• сверхопека, с одной стороны, и невнимательность к нуждам ребенка, с другой;
• недоверие к ребенку.
Этот список далеко не полон. Наверное, если предложить составить этот список детям, то он был бы по меньшей мере в несколько раз длиннее.
Чем опасны проявления несправедливости по отношению к ребенку? С одной стороны, у ребенка может выработаться восприятие окружающего мира, как несправедливого, что, конечно же, не прибавит ему счастья. У этого ребенка не разовьется такое важное качество, как инициативность, и напротив, определяющим качеством для него станет пассивность.
С другой стороны, если ребенок заявляет родителям, о том, что они несправедливы по отношению к нему, а родители его грубо подавляют, то у ребенка может сформироваться устойчивое мнение, что отстаивать свои права опасно и лучше молча терпеть.
Прислушивайтесь к своим детям, когда они заявляют, что вы поступаете с ними несправедливо. Задумайтесь, возможно, они правы!
Навязывание веры. Ситуация, когда ребенок был вынужден следовать вере родителей, еще до недавнего времени была естественной. В наше же время и особенно в странах, которые называют себя цивилизованными, каждому человеку должно быть предоставлено право выбора религии, независимо от того, какую веру исповедует большинство жителей государства. Конечно же, родителям хочется, чтобы ребенок следовал их вере, ибо они уверены в ее превосходстве над всеми другими. Но следует понимать и то, что превосходство одной религии над другой, закрепленное в обыденном сознании институтом «неверных» или «язычников», характерно скорее для средневекового сознания. Человек, заявляющий что его вера истинна, а все остальные от дьявола, несмотря на свою кажущуюся образованность, ничем не отличается от неграмотного крестьянина времен феодализма. Если же мы говорим о том, что нужно уважать любую религию (какой бы странной она нам не казалась, лишь бы не приносила вред телу и душе), то логичным будет и предоставление ребенку права самому выбрать веру или неверие (как разновидность веры).
Скорее всего оптимальной будет такая ситуация, когда родители воспитывают в ребенке религиозность, но не «погружают» его в религию. В таком случае ребенок будет осознавать и чувствовать божественное, возвышенное, духовное и, когда придет время, сам по своему выбору обратится к той или иной вере. Под «погружением» в религию понимается прежде всего приучение ребенка с раннего детства соблюдать многочисленные религиозные ритуалы. Эти ритуалы в таком случае становятся привычкой и чаще всего ничего человеку не дают. Как много людей в наше время ходят в церковь, совершают многочисленные ритуалы, считаются истинными верующими, но в то же время совершают огромное число поступков, по своей природе бездуховных и зачастую противоречащих той вере, которую они исповедуют. Дошло до того, что в нашей стране вера превратилась в своеобразную моду, и если раньше притеснялись верующие, то сейчас того и гляди начнут притеснять неверующих. А ведь это личное дело каждого человека — верить ему или нет. Печально, когда в жертву той же моде приносятся дети. Еще можно понять людей, искренне верующих, для которых вера — это не просто ритуалы, а способ жизни, когда они приобщают к ней своих детей (хотя считаю, что и это неправильно), но понять родителей, «внезапно поверивших» и навязывающих веру детям, очень сложно.
Пусть же ваши дети совершат осознанный приход к той или иной вере, и тогда им вера даст намного больше (чем ставшие с детства привычкой ритуалы) и они намного больше смогут отдать вере.
Неправильная тактика взаимоотношений с ребенком. Известный детский психолог А. И. Захаров выделяет следующие признаки неправильной тактики родителей:
1. Низкая сплоченность и разногласия челнов семьи по вопросу воспитания.
2. Высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности.
3. Выраженная степень опеки и ограничительства в каких-либо сферах жизнедеятельности детей.
4. Повышенная стимуляция возможности детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждений.
Отрицательно действуют на ребенка, способствуют конфликтам, создают стрессовые ситуации, а значит, усугубляют трудности обучения следующие черты личности родителей, и прежде всего мам:
• повышенная эмоциональная чувствительность, склонность все принимать близко к сердцу, легко расстраиваться и волноваться;
• эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, главным образом в сторону его снижения;
• склонность к беспокойству;
• противоречивость личности;
• стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими;
• эгоцентризм — фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений;
• гиперсоциальность — повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность компромиссов.
1.13. Детство — особый период жизни
По мнению академика И. С. Кона, до семнадцатого века понятия детства не существовало вообще. Дети считались маленькими взрослыми и даже одевались так же, как взрослые. Своеобразное открытие детства произошло в семнадцатом-восемнадцатом веках, когда возрос интерес к ребенку и детство было признано отдельным периодом жизни человека.
Интересно, что многие народы руководствуются совершенно различными представлениями о детстве, о том, как дети должны развиваться и как их нужно воспитывать. И вещи, которые нам кажутся очевидными и естественными, могут быть невозможными в рамках другой культуры, и наоборот.
В наше время большинство педагогов и психологов сходятся в том, что детство — это особый мир со своими законами и правилами. Знают об этом и большинство родителей. Но это знание почему-то забывается, когда родители оценивают поступки ребенка с позиций нашего «взрослого» мира.
Умение вернуться в мир детства, стать хотя бы на мгновение снова ребенком, посмотреть на мир взрослых тазами ребенка — все это имеет огромное значение для понимания своих детей, а значит, в итоге и для успешного процесса воспитания. Граница между этими двумя мирами прозрачная, и любой взрослый человек может вновь ощутить себя ребенком. Кстати, это полезно не только в плане воспитания детей, но и для здоровья и долголетия, ведь когда мы ощущаем себя детьми, в наш организм поступает энергия молодости.
В. А. Сухомлинский писал:[6] «…детство, детский мир — это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год — вечностью. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому — Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира».
От нас, родителей, зависит, каким будет мир детства наших детей: радостным, справедливым, чистым и добрым или печальным, несправедливым и злым. А от того, каким будет мир детства, зависит и то,