себе и другим людям, а во втором — о мифическом представлении себя как какой-то ценности в глазах окружающих, причем чаще всего необоснованном.
Если вам действительно необходимо развить у себя чувство собственного достоинства, то начинать необходимо с принятия себя таким, как есть. Именно принятие себя в дальнейшем может перерасти и в уважение к себе, к той частице Божественного, которая есть в каждом из нас, и к миру, который нас окружает, что и можно назвать чувством собственного достоинства.
6. Одним из способов заполнения уровня аристократизма является следование традициям и ритуалам. Создайте свои традиции, разработайте их мельчайшие детали, внесите в них праздничность и возвышенность. Важно, чтобы эти ваши маленькие праздники были регулярными. Вы увидите, как благотворно они влияют и не только на вас, но и на всю вашу семью.
7. Лучше всего заниматься заполнением уровня аристократизма не одному, а с друзьями. В этом случае можно регулярно устраивать аристократические салоны, заранее оговаривая детали (одежда, тема бесед, музыка, танцы и др.).
8. Прекрасное средство заполнения уровня аристократизма — обучение старинным танцам, однако следует отметить, что это палка о двух концах — с одной стороны, эти танцы способствуют наработке аристократизма, а с другой — гордыни. Но если об этом помнить и себя осознавать, то особых проблем быть не должно.
9. Следование этикету — одна из характерных особенностей аристократов, поэтому для наработки аристократизма можно в мельчайших деталях своего поведения, общения, отдыха и т. п. следовать правилам этикета. Это не так легко, как кажется, но в любом случае это будет полезно, хотя бы тем, что можно будет познакомиться с правилами этикета, которые у нас в стране известны далеко не всем.
Эстетизм-артистизм (далее эстетизм) определяют как способность создавать новые формы.
Человеку с заполненным уровнем эстетизма присущи:
1. Творческий подход ко всему, что его окружает, способность творить новое и переделывать старое.
2. Оригинальность мышления.
3. Свобода от стереотипов, штампов (в своих крайних выражениях переходящая в желание разрушить все традиционное).
4. Легкость в поведении, умение быстро переключаться, раскованность.
5. Резкие колебания настроения, импульсивность, неуравновешенность.
6. Зависимость от мнения окружающих, от их оценки (может выражаться и со знаком минус — вызывающее поведение, одежда и т. д.).
7. На людях эстет все время играет на свой образ, создаваемый им для показа другим (дома это может быть совсем другой человек). В зависимости от необходимости эстет может сыграть любую нужную роль (уверенного человека, «крутого», человека застенчивого или же, наоборот, развязного и т. п.).
Как видите, так же, как и у представителей других уровней отражения, у человека с доминирующим уровнем эстетизма есть не только достоинства, но и недостатки. Определяющим для него, конечно же, является игра во всех ее проявлениях. Это прекрасно, кроме тех случаев, когда эта игра идет в ущерб другим или же является просто игрой ради игры.
У эстетов хорошо развиты способности создавать и разрушать, а вот сохранять уже созданное им сложно. Причина проста — им скучно, им уже хочется чего-то нового, поэтому сохраняют то, что создано эстетами, аристократы, умеющие ценить красоту. Многие эстеты осознанно или нет руководствуются принципом, который когда-то выразил Сальвадор Дали: «Надо все время сеять путаницу — это возбуждает творческую энергию».
Эстетам важно научиться управлять той творческой энергией, которой у них в избытке. Обычно же она неуправляема, смешана с чувствами и эмоциями и подвержена взлетам и спадам. Жизнь эстету интересна как раз на взлетах, когда всплеск творческой энергии «расцвечивает» окружающий мир, когда же наступает спад жизнь, становится не мила.
Способы заполнения уровня эстетизма-артистизма
1. Овладение любым видом, а еще лучше видами, искусства является одним из лучших способов заполнения этого уровня.
2. Заполнению уровня эстетизма-артистизма может способствовать практика упражнения «Ничего не делать дважды». Суть этого упражнения, которое используется для снятия множества психологических проблем, состоит в том, что необходимо какое-то время ничего не делать дважды. Не ложиться спать в одно и то же время, не просыпаться в одно и то же время, не ходить на работу по одному и тому же маршруту, не возвращаться с работы одной и той же дорогой, готовить все время разные блюда, есть все время в разное время, читать разные газеты, смотреть телевизор в разное время, а не как обычно и т. д. Цель всего этого — разрушение привычных стереотипов поведения. Можно практиковать это упражнение от двух-трех дней до недели. Оно позволяет по-новому взглянуть на свою обыденную жизнь.
3. Попробуйте играть разные роли. И не только жизненные, т. е. те, которые вам приходится играть на работе, среди друзей, дома. Создай те дома (или с друзьями) свой маленький театр, разучите какую-нибудь пьесу, устройте представление вместе со своими детьми (можно и без зрителей). Пусть это будет непрофессионально, дилетантски, ну и что?
Вам ведь это нужно не для участия в Чеховском фестивале, а для собственного развития.
4. Понаблюдайте за людьми, у которых этот уровень отражения хорошо заполнен. Посмотрите, чем живут эти люди, — что для них важно, а что нет, что является определяющим в их поведении. Найдите, чему у них можно научиться, а от чего лучше отказаться.
Абстрактно-образное мышление
Читтапад в своей работе «Тайна Леонардо» дает следующее определение абстрактно-образному мышлению: «это умение переводить информацию о реальных объектах в символы, манипулировать с этими символами, находить какое-то решение и это решение опять применять на практике».
В современном мире этот уровень отражения заполнен у многих людей, так как именно на абстрактно-образном мышлении построена вся наука (впрочем, я надеюсь, что в будущем в науке будет гармонично сочетаться мышление абстрактно-образное и интуитивное, иначе выбраться из того тупика, в котором сегодня наука находится, будет сложно). Считается, что наиболее сильно этот уровень отражения развит у математиков и физиков. Любые уравнения с неизвестными решаются только при хотя бы некоторой заполненности абстрактно-образного мышления.
Люди с ярко выраженным абстрактно-образным мышлением любят разговаривать на языке символов, специальных терминов и сложных понятий. Очень много людей, у которых заполнен этот уровень отражения, среди программистов, которые живут в своем компьютерном мире, иногда даже забывая о мире настоящем.
К недостаткам людей с ярко выраженным доминированием абстрактно-образного мышления можно отнести то, что, живя в собственном мире, они мало обращают внимания на то, что рядом живут такие же люди. Кроме того, «абстрактники» слишком много доверяют логике и слишком мало — своему сердцу. Им было бы неплохо помнить высказывание Умберто Эко: «Логика может принести огромную пользу лишь при одном условии: вовремя прибегать к ней и вовремя из нее выбегать».
Есть прекрасный анекдот о человеке, у которого отсутствует абстрактно-образное мышление:
Молодая пара прогуливалась в парке. Был прекрасный день, идеальный для юности и романтики.
— Видишь, те порхающие птички машут крыльями, наверное, тысячу раз В минуту, — сказал она.
— Да, — ответил он, — и они соединили свои клювики. — Давай сделаем то же самое, — предложила она.
— Видишь ли, — сказал он, едва дыша, — я боюсь, что не смогу так быстро махать руками.
Чтобы не попасть в подобные неприятные ситуации людям, у которых уровень абстрактно-образного мышления заполнен слабо, желательно воспользоваться приведенными ниже методиками заполнения этого уровня отражения.
Способы заполнения уровня абстрактно-образного мышления
1 Занятие естественными науками.
2. Изучение иностранных языков.
3. Решение криптограмм, ребусов, разгадывание загадок.
4. Игры (в том числе и компьютерные) над которыми можно «поломать голову». Среди компьютерных игр — это стратегические, квесты и головоломки.
5. Чтение серьезной философской литературы, причем чтение медленное вдумчивое. Вначале можно читать тексты попроще, затем по мере тренировки все сложнее и сложнее.
Слово интуиция произошло от латинского intuitis — буквально означающего «созерцание, видение», т. е. получение результата с помощью зрения. Отсюда произошли выражения «озарение», «сверкнула идея», «прозрение истины», «блеснула мысль» и т. д.
Определений интуиции довольно много. Вот лишь некоторые из них:
По Декарту: «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция».
Бергсон определял интуицию как инстинкт, возникающий непосредственно, без предварительного научения как определяющей формы поведения.
Гегель считал, что интуиция — это познание в виде чувственного созерцания. Она дает знание как «безоговорочно несомненное», «ясное, как солнце» и «сосредоточена в чувственности».
Словарь русского языка, изданный в 1982 г. определял интуицию следующим образом: интуиция — это чутье, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на предшествующем опыте.
По Оксфордскому словарю современного английского языка, интуиция — внезапное понимание чего-то без сознательного рассуждения или изучения.
В Советском энциклопедическом словаре под интуицией понимается постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств. Сформировавшаяся на основе процесса существующего опыта субъективная способность выходить за его пределы путем мыслительного схватывания (озарения) или обобщения в образной форме непознанных связей, закономерностей.
Еще одно определение дают ленинградские ученые Р. М. Грановская и И. Я. Березная, много лет занимавшиеся исследованиями механизмов и свойств интуиции: интуиция — это получение результата путем, промежуточные этапы которого не осознаются.
Все же наиболее приемлемым представляется следующее определение интуиции — это свойство души, основанное на ее предыдущем опыте, получать информацию непосредственно от более тонких энергетических структур.
Приведенные выше определения интуиции, несмотря на некоторые различия, имеют и общее — это непосредственность интуитивного переживания (отсутствие предшествующего рассуждения), уверенность в правильности результата и значимость предыдущего опыта (или накопленных знаний).
А теперь поговорим о том, как же развить интуицию.
Способы заполнения уровня интуиции
Таких способов довольно много. Здесь предлагается лишь некоторые из них.
1. Когда вы собираетесь куда-то ехать, подходя к остановке, постарайтесь почувствовать, как долго вам придется ждать автобуса (троллейбуса, трамвая), какой номер автобуса подойдет первым, много ли в нем будет людей.
2. Когда вы возвращаетесь с работы (магазина, рынка, бассейна и т. д.), подходя к дому, попробуйте определить: кто сейчас дома находится, кто будет в какой комнате, когда вы войдете, кто чем занимается, работает ли телевизор, спит ли кошка, звонил ли вам кто-нибудь во время вашего отсутствия и т. п. Если вы, кроме чувствования, будете пробовать все это еще и как бы увидеть, то будет развиваться не только интуиция, но и видение.
3. Когда по телевизору идет репортаж с какого-либо спортивного состязания, попробуйте почувствовать, кто будет победителем, при этом старайтесь избегать личной заинтересованности в чьей-либо победе. Во время просмотра художественных фильмов постарайтесь почувствовать, чем закончится фильм (здесь, конечно, нужен соответствующий фильм, ибо в большинстве фильмов, особенно американских, с первых кадров понятно, чем они закончатся).
4. Идя на работу, прочувствуйте, кого из ваших сослуживцев сегодня не будет, зайдет ли в ваш отдел начальник, вызовут ли вас «на ковер», дадут зарплату или нет и др.
5. Возьмите колоду карт. Достаньте одну и, не глядя на нее, попробуйте почувствовать, какого цвета масть — красного или черного. Если у вас это будет получаться, можно усложнять задание: определять какой масти карта, а в дальнейшем и саму карту.
8. Когда раздается звонок в дверь попробуйте определить, кто