пристань.) Ты куда?.. Третий раз пытаешься родиться не в очередь… Смотри, больше не попадайся, не то будешь вечно ждать в царстве сестры моей — Вечности, а это, знаешь ли, не очень весело… Ну как, все готовы?..»
Эти прекрасные поэтические, на первый взгляд немного наивные строки поражают своей мудростью и предвидением того, что рождающийся человек попадает на Землю не «с пустыми руками». У него обязательно есть нечто, что ему предстоит выполнить на Земле; от написания гениальной книги до совершения великого преступления.
Однако далеко не все это осознают и тем более далеко не все свое предназначение выполняют. Во многом это происходит из-за того, что «благодаря» воспитанию ребенок забывает о том, зачем же он явился на Землю (изначально у каждого из нас есть это знание).
Какие же ошибки в воспитании могут привести к тому, что глубинное знание о своем предназначении остается невостребованным? Собственно, все эти ошибки уже были названы выше — это и следование негативным принципам воспитания (смотрите главу 1.4. Общие принципы воспитания гармонично развитого ребенка), и такие типичные ошибки родителей, как корыстное отношение; насилие; вмешательство в личную жизнь; выбор за ребенка увлечения, профессии; чрезмерная мягкость или чрезмерная строгость; недоверие; несправедливость; навязывание веры.
Если родители стремятся придерживаться позитивных принципов в воспитании и если они по возможности стараются избегать тех ошибок, о которых шла речь, то скорее всего их ребенок рано или поздно, но САМ осознанно придет к пониманию своего предназначения.
1.16. Карма ребенка
В последнее время слово «карма» стало очень популярным. Из некогда таинственного и величественного это слово превратилось в обыденное, упоминаемое к месту и не к месту. Однако не всегда карма и механизмы ее действия понимаются правильно. Поэтому прежде, чем говорить о карме ребенка, попробуем все-таки разобраться, в том, что такое карма.
В мире, в котором мы живем, ничего не бывает просто так. Случайностей нет. Все имеет причину. Из-за того, что мы не всегда видим причины, приведшие к тому или иному событию, мы и выдумали такое понятие, как случайность. Блаватская писала: «„Случайность“ — понятие, созданное невежеством, в словаре мудреца этого слова нет».
Итак, каждое событие является результатом предшествующей причины и причиной последующего действия. Отсюда Закон Кармы — закон причинности. Карма — закон незыблемой справедливости, управляющий миром.
Жизнь человека, его настоящее, будущее — это плод его предыдущих перерождений. Мы сами создали ту жизнь, которой живем (своими поступками в прошлом), и сами создаем свое будущее (своими поступками в настоящем). Если ваши поступки приносят другим людям довольство и счастье, то это отзовется вам тем же. Если же они приносят страдания, то и тому, кто их совершает, принесут то же самое.
Различают три вида кармы: зрелая, скрытая, зарождающаяся.
Зрелая карма готова, неизбежна, свобода выбора была в прошлом, выбор уже сделан — надо платить. Причины этой кармы определяют:
1. Продолжительность жизни.
2. Особенности физического тела.
3. Подбор родственников, врагов, друзей и т. д.
4. Общественные условия.
5. Строение мозга и нервной системы.
6. Соединение радостей и страданий и т. п.
Скрытая карма обычно подлежит изменению (считается, что эту карму можно «сжечь в огне внутренней работы»).
Зарождающаяся карма — это наши сегодняшние поступки, дела, слова, мысли, желания, это посев, который мы будем пожинать в будущем.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что карма новорожденного ребенка определяется теми действиями, которые он совершил в прошлой жизни. И если ребенок серьезно болеет или, например, попадает в семью, где родители сильно пью и бьют детей, то значит, в прошлой жизни он совершил деяния, которые нельзя было назвать благими и за которые он и несет наказание.
Все, о чем здесь говорится, — несколько упрощенно. Но даже если у родителей будет подобное упрощенное понимание кармы, то они смогут избежать многих ошибок в процессе воспитания детей и тем более постараются не совершать такие ошибки, которые будут «ухудшать» их собственную карму (например, вмешательство в личную жизнь ребенка или выбор за него профессии).
Но еще к более тяжким последствиям могут привести действия родителей, когда они «берут на себя» карму ребенка. Например, ребенок сильно болеет. Его мать готова ради его выздоровления пожертвовать собой, и однажды в сильном эмоциональном порыве она восклицает: «Уж лучше бы я болела этой болезнью». И тут происходит «чудо». Ребенок выздоравливает, а мать тяжело заболевает (не обязательно той же болезнью). Может, у кого-то такое самопожертвование матери и вызовет восторг, но на самом деле особенно восторгаться нечем. Вмешательство в действие законов кармы не проходит без последствий и в данном случае не только для матери, но и для ее ребенка, ради которого она старалась.
Задача родителей, дети которых имеют, условно говоря, «плохую карму», не брать на себя карму ребенка (что зачастую делается), а помочь ему за счет благих поступков в этой жизни «улучшить» его карму.
Иногда, говоря о карме, приходят к выводу, что все предопределено, что изменить ничего нельзя. Это не совсем так. Все великие Учителя говорили о том, что деятельный человек всегда может своими поступками изменить карму. Любые действия, направленные на улучшение своей кармы, ослабляют ее дурные силы. Познание истины и развитие воли — это та сила, которая освобождает из-под власти Кармы. И если благодаря воспитанию ребенок развивается гармонично, то у него есть очень много шансов своими действиями «улучшить» собственную карму.
1.17. Варна ребенка
Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
И. Крылов.
То, о чем сейчас пойдет речь, в нашей стране мало известно и, естественно, при воспитании детей не учитывается. Вполне возможно, что кому-то это может показаться не заслуживающим доверия. Но не спешите. Просмотрите свою жизнь, жизнь своих детей, обратите внимание на то, что происходит вокруг, и может быть, вы сами придете к тому, что изложенное ниже не просто выдумка восточных мудрецов.
Мы уже говорили о том, что родители допускают серьезную ошибку, выбирая за ребенка то дело, которым он будет заниматься. Сейчас мы попробуем обосновать это утверждение. На Земле во все времена существовало и существует естественное природное разделение людей на четыре группы (варны). Принадлежность к той или иной варне свойственна человеку с самого рождения и связана с тем, для чего он появился на Земле.
По рождению существуют четыре варны: Брахманы, Кшатрии, Вайшью и Шудры. Есть и пятая варна — это Парии (неприкасаемые), но человек может стать представителем этой варны не с момента рождения, а тогда, когда он не занимается тем, что ему предназначено по его варне, к примеру Кшатрий, выполняющий работу Шудры, или же Брахман, живущий как Шудра, становятся Париями.
Шудра — это наемный рабочий, человек у которого отсутствует инициатива, творчество, работающий только по приказам.
Вайшью — хозяин (земледелец, ремесленник, торговец).
Многие ставят знак равенства между космической предопределенностью людей к той или иной варне и кастовой системой. Это неверно — природная система варн не имеет ничего общего с кастовой системой, существовавшей и до сих пор еще существующей в Индии. В той же Индии изначально принадлежность к той или иной варне определялась по способностям. Ребенок-Брахман мог родиться и в семье Шудр, и в семье Вайшью, точно так же в семье Брахманов мог родиться и Шудра, и Вайшью. В дальнейшем же было закреплено наследственное разделение на касты, что и привело к серьезным извращениям в общественной жизни. Ведь Шудра, родившийся в семье Брахманов Брахманом не станет, как его не обучай, для этого ему необходимо вначале стать Вайшью, затем Кшатрием, а потом уж Брахманом. Вайшью, родившись в семье Брахманов, будет страдать от алчности, несмотря на воспитание. А Кшатрий или Брахман, если они родятся в семье Шудр, с подобным попожением вряд ли смирится и будет усиленно выбиваться наверх. Вполне возможно, что наследственное закрепление каст и привело к тому, что Индия, страна неисчерпаемой мудрости, до сих пор относится к разряду развивающихся стран, хотя, учитывая многовековые традиции, вполне могла бы претендовать и на более высокое положение в мире.
Отмечу, что представитель любой варны заслуживает уважения. Нельзя сказать, что одна варна лучше, а другая хуже. И абсолютно нет повода для презрительного отношения представителей одних варн к другим. Каждому человеку нужно выполнить в этой жизни какие-либо задачи, и в соответствии с этими задачами он и рождается под той или иной варной.
Теперь более подробно поговорим о каждой варне, функция Шудр — исполнять. На какую работу Шудру не поставь, на какую должность не назначь, он всюду остается Шудрой, самостоятельно мыслить он не способен, он всегда ждет, чтобы им управляли. Такого человека мало что волнует, его девиз: «Моя хата с краю, ничего не знаю». Важным для него является только то, что надо сделать и сколько за это заплатят. Причем он постарается применить как можно меньше усилий и получить как можно больше денег. Еще один его девиз — «Все наше, все мое». Для государства, особенно тоталитарного, Шудры — наиболее удобная социальная группа: если их вовремя обеспечивать едой и развлечениями, то проблем с ними никогда не будет. Однако, когда большинство людей в государстве — Шудры, это обычно приводит к печальным результатам. В древнеиндийском своде законов «Законы Ману» сказано: «Та страна, которая населена главным образом Шудрами, полная неверующими, лишенная дважды рожденных, — быстро гибнет, измученная голодом и болезнями».
Функция Вайшью — создавать материальные блага. Людей, принадлежащих к этой варне, все интересует, они хотят благоустроить жизнь свою, а иногда и окружающих. Вайшью — маленький хозяин (крестьянин, фермер, лоточник, мелкий купец). У него свой бизнес, свои деньги, обязательно своя собственность, он сам зарабатывает на хлеб. В отличие от Шудр, Вайшью уже начинают думать самостоятельно. Для Вайшью главное — это стремление к богатству, к собственности, к накопительству. Ради этого он даже может жертвовать чувственными удовольствиями, в отличие от Шудры, для которого главное — именно чувственные удовольствия. Вайшью стремится овладеть новым ремеслом или работать в другой области, если видит, что это может принести прибыль, в то время как Шудра на это не способен, потому что он не любит и не умеет прикладывать усилия.
Главная функция Кшатриев — управлять. Кшатрий — это организатор, управленец, военный, властитель, для него главное — это выполнение долга. В обществе управлять и воевать должны Кшатрии, когда в обществе управляют представители других каст, то оно быстро разваливается.
Основная функция Брахманов — учить. Это жрецы, ученые, идеологи, подвижники, учителя. Если ваши слова доходят до других, ложатся, как зерно во вспаханное поле, и все понимают, чему вы учите, — считается, что вы неплохой Брахман. Но Брахман должен и сам уметь то, чему он учит других. Брахман — передает знания, хранит знания и создает знания.
Человек, работающий