и ваш будущий ребенок.
• Читайте вспух и про себя красивые стихи. Стихи подбирайте такие, чтобы они передавали легкие, светлые состояния (в крайнем случае легкую грусть). Стихотворений, которые передают такие состояния, как печаль, тоску, горе и т. п., старайтесь избегать.
• Старайтесь бывать на художественных выставках, посещать музеи, театры, читать красивые литературные произведения.
• Особое внимание в воспитании в утробе матери уделяется музыке.
Андрэ Бертин в своей книге «Воспитание в утробе матери, или Рассказ об упущенных возможностях» пишет: «Плод воспринимает музыку, которую слушает мать во время концерта. Он избирательно реагирует на программу. Так, Бетховен и Брамс действуют на плод возбуждающе, тогда как Моцарт и Вивальди успокаивают его. Что касается рок-музыки, то здесь можно сказать только одно: она заставляет его просто бесноваться. Было замечено, что будущие матери часто вынуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых от бурного движения плода. Таким образом, они должны слушать иную, более структурированную музыку».
А. М. Ильин и Л. П. Ильина рекомендуют беременным женщинам два-три раза в день слушать по 10–20 мин лучшие произведения мировой классической музыки и предлагают следующий примерный репертуар (который, естественно, можно расширить по собственному усмотрению):
• П. И. Чайковский. «Времена года».
• П. И. Чайковский. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
• П. И. Чайковский. Вальс (ля минор) из балета «Спящая красавица».
• Э. Григ. «Пер Гюнт»: «Песня Сольвейг», «Танец Анитры».
• П. И. Чайковский. Танец феи Драже из балета «Щелкунчик».
• М. И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила», «Марш Черномора», хор «Ах, ты, свет Людмила» из 4-го действия оперы.
• М. П. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина».
• М. П. Мусоргский. «Картинки с выставки»: «Балет невылупившихся птенцов», «Богатырские ворота», «Тюильрийский сад».
• Ф. Шопен. Мазурка (ми мажор), Вальс № 7.
• Ф. Шуберт. Вальс (си минор), «Вечерняя серенада».
• И. Брамс. Венгерский танец № 5 (фа-диез минор).
• А. Рубинштейн. «Мелодия» (фа мажор).
• П. И. Чайковский. Балет «Лебединое озеро».
• Н. Римский-Корсаков. «Шехерезада». Симфонический сюита, соч. 35.
Слушая музыку, фиксируйте свое внимание на том, какие чувства она вызывает и представляйте, что это чувство вы переживаете вдвоем.
В период с трех до шести месяцев у ребенка развиваются органы чувств и соответствующие центры мозга. Будущей маме в это время желательно фиксировать внимание на ощущениях. Продолжая жить в мире искусства и красоты, будущие мамы могут практиковать и следующие упражнения (упражнения даются по A. M. Ильину и Л. П. Ильиной):
Познание предметов окружающего мира. Возьмите в руки предмет, например ручку, повертите ее в руках, осознайте ощущения — вес, материал, форма, функция. Положите ручку на стол и, глядя на нее, мысленно проделайте ту же операцию. Осознайте ощущения. Закройте глаза, вспомните ощущения, которые вы испытывали от этого предмета, и также передайте эти ощущения своему ребенку.
Возьмите следующий предмет (утюг, иголку, лампочку стеклянную вазу и т. д.) и проделайте ту же операцию.
Трогайте как можно больше предметов, осознавайте разницу в ощущениях от холодного и горячего. Представьте, что вы, как ребенок, заново познаете окружающий мир, и вам это чрезвычайно интересно, и вы любопытны, как младенец.
Работа с цветам. Возьмите цветную бумагу.
а) посмотрите на красный цвет, закройте глаза вспомните ощущения этого цвета и передайте это ощущение ребенку. То же с другими цветами;
б) старайтесь осознать разницу ощущений между синим и красным, желтым и зеленым цветом и т. д.
в) возьмите красный цвет и сравните его со всеми другими цветами. Красный — синий, красный — зеленый, красный — желтый и т. д.;
г) то же, но за основу возьмите зеленый цвет, затем желтый и т. д.;
д) разложите цвета в ряд по следующему принципу:
из всех цветов выбираете самый приятный, затем самый приятный из оставшихся;
то же, но первым кладете самый неприятный цвет и т. д.
Работа с цветами стимулирует психическое и физическое развитие, развитие полушария, ответственного за невербальное мышление. Этому же способствует и занятия со звуками музыкального ряда.
Слушаем звуки, а) нажмите любую клавишу в центре клавиатуры фортепиано. Осознайте, какие ощущения вызывает у вас этот звук. Отпустите клавишу, вспомните ощущения. Затем то Же проделайте с другой клавишей и т. д.;
6} нажмите одну из клавиш справа и затем одну из клавиш слева на клавиатуре. Осознайте разницу в ощущениях и мысленно как бы объясните эту разницу ребенку. Продолжайте сравнивать звуки, но каждый раз сдвигайтесь на одну клавишу к центру;
в) если у вас музыкальное образование, то прислушивайтесь к ощущениям от интервалов.
Голоса. Определяйте ощущения от человеческого голоса. Прислушайтесь к голосам двух разговаривающих женщин, сравните. Прислушайтесь к голосам двух мужчин, сравните. Сравните мужской и женский голос — осознайте разницу в ощущении их. Слушайте звонкие голоса детей, радуйтесь им.
После шести месяцев у ребенка начинает функционировать внутреннее ухо, воспринимающее звуки и передающее сигнал в мозг, а значит, появляется и восприятие речи. Поэтому можно добавить в свой комплекс упражнений для воспитания ребенка до родов следующие упражнения (упражнения даются по А. М. Ильину и Л. П. Ильиной).
Беседа с ребенком, а) гуляя, ведите с ребенком беседу о том, что вы видите, обращая особое внимание на то, что вам кажется интересным, красивым, эстетичным;
б) в то время как вы занимаетесь делами, необходимо помнить о том, что ребенок внимательно следит за вами, он любопытен и хочет узнать, чем вы занимаетесь. Поэтому негромко, но отчетливо рассказывайте ему, чем вы занимаетесь, как вы собираетесь выполнять свое дело.
Помните, что ребенок воспринимает три потока информации: ваше эмоциональное состояние, речь и отношение к нему. Уважайте в нем своего молчаливого собеседника.
Чтение вслух. Положите руку на живот, читайте ребенку книжку вслух. Остановите ваше внимание на картинке и расскажите, что на ней нарисовано.
Время занятий (от 5 мин и более) определите самостоятельно. Не утомляйте ребенка излишним старанием. Помните, что занятия должны приносить радость вам и ребенку.
Сказки. Поставьте пластинку с музыкально оформленными сказками и, внимательно слушая, старайтесь переживать события, о которых идет речь с позиции ребенка. По окончании прокомментируйте вслух свое отношение к героям сказки: «Какая умная Василиса Прекрасная», «Какой смелый Иван Царевич» и т. д.
Общение с отцом. В этот период развития важную роль играет общение с отцом. Его отношение к жене, беременности и ожидаемому ребенку — чрезвычайно важный фактор.
Положите руку на живот и расскажите, с каким нетерпением вы ожидаете его появления на свет, какой он здоровый, красивый, благородный, энергичный, великодушный и сильный (безотносительно к полу).
Желательно выбрать время для «свидания» с ребенком и в будущем придерживаться этого графика. Продолжайте беседовать с ребенком. Обращаясь к нему, поясняйте вслух свои действия.
1.4. Общие принципы воспитания гармонично развитого ребенка
Взрослые никогда ничего не понимают сами,
а для детей очень утомительно им все объяснять и растолковывать.
Антуан де Сент-Экзюпери
В этой главе мы поговорим о главном в воспитании детей. Все, о чем говорится в этой книге, важно, но то, о чем сейчас пойдет речь, — САМОЕ ВАЖНОЕ.
Беда практически всех существующих систем воспитания в том, что они направлены не на развитие гармоничного ребенка, а на то, чтобы «вбить» в него знания (в большинстве своем ему не нужные), сделать его послушным для родителей и законопослушным для общества (и то, и другое часто не удается). В нынешней педагогике главное — воспитание образованного (в том смысле, в каком это обычно понимается — т. е. обладающего узкой специализацией) и, условно говоря, приемлемого для других члена общества. Насчет «приемлемости» спора нет-что надо, то надо, раз мы живем в обществе других людей, то должны с ними считаться (впрочем, не всегда принятые в обществе нормы поведения можно назвать природными). Что касается образования, то в том виде, в каком оно существует сегодня, оно мало кого удовлетворяет. Так что если вы хотите, чтобы ваш ребенок был гармонично развит, то особо надеяться на детские сады, школы и другие учебные заведения не стоит, лучше всего заняться этим самим. Но для этого необходимо понимать, что большая часть основополагающих принципов, лежащих в основе большинства существующих методик воспитания, дня этой цели (воспитания гармонично развитого ребенка) в том виде, в каком они существуют, не годятся. Поэтому сначала я попробую сформулировать так называемые негативные принципы, используемые в воспитании детей, постараюсь объяснить, почему я считаю тот или иной принцип негативным, и затем попытаюсь дать определение так называемых позитивных принципов, которых следует придерживаться при воспитании детей.
Первый негативный принцип: взрослые умнее детей, потому что они их старше.
Этот принцип полностью построен на нескольких мифах (в данном случае миф понимается как заблуждение). Во-первых, насчет того, кто кого старше, нужно еще разбираться. Если придерживаться теории реинкарнации (переселения душ), то может оказаться, например, что ребенок рождается на Земле уже не один десяток раз, в то время как у его родителей это первое воплощение. Так кто здесь старше? И кто кого умнее? И кто кого должен учить?
Во-вторых, даже если не признавать возможность переселения душ, то разве обязательно положение, что с возрастом человек становится умнее? Если бы так было, но так бывает не всегда. Достоевский писал: «Мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучше, то и они нас делают лучше нашим соприкосновением с ними». Как было бы хорошо, если бы взрослые задумались над этим: если Достоевский считал, что он хуже детей, то что уже говорить о большинстве из нас?
Взрослые люди, которые живут прошлым и будущим (а не настоящим), находятся в бесконечной погоне за деньгами, вещами, комфортом, отравляют свою жизнь сигаретами, алкоголем и наркотиками, совершают многочисленные преступления, развязывают войны, создают все более совершенные орудия уничтожения и т. д. и т. п. (этот список можно было бы еще долго продолжать), считают себя умнее детей. Странно. Наверное, можно лишь говорить о том, что у взрослых больше знаний, а не ума, а тем более мудрости (оговорюсь, что речь идет не о всех взрослых).
Собственно говоря, и существующее в обществе почитание старших тоже является мифом. Никто не спорит, что старых людей нужно уважать (так же как и молодых, и детей). Но требовать почтения может лишь тот человек, который заслужил это своими делами или своей мудростью. Может это будет несколько жестко или даже цинично, но какое почтение может быть к бабушкам весь день сплетничающим у подъезда и дедушкам требующим на митингах возврата «светлого прошлого»? Вообще обычай почитания старших (особенно сохранившийся в замкнутых культурах) остался еще от первобытных времен, когда только самые сильные и умные доживали до преклонных лет. Естественно, что они были самыми почитаемыми людьми. В наше же время, когда благодаря изменившимся условиям жизни до преклонных лет доживает большинство людей, этот обычай становится анахронизмом. Но в массовом сознании он по-прежнему живуч.
Но вернемся к основной теме книги — воспитанию гармонично развитого ребенка. Исходя из вышесказанного первый позитивный принцип будет следующим: взрослые всего лишь помогают детям вспомнить то, что они (дети) сами знают (естественно, дети должны чувствовать, что родители сильнее, опытнее и умнее их и в любой момент могут им помочь, но одно другому не мешает). У многих