Скачать:TXTPDF
Детская йога. Андрей Бокатов, Сергей Сергеев

их отношения, ибо более инициативный ребенок может превратиться в вечного командира, а флегматик — в вечного подчиненного.

Флегматик обладает уравновешенным набором эмоций и активности, но его следует приучать пускать их «в ход» не на сбавленных парах, ибо он может попасть в разряд тех, кто «к добру и злу постыдно равнодушен». Сам по себе настрой умиротворения может постепенно затянуть в обломовщину (есть, пить и спать).

Также детям-флегматикам очень важно привить привычку быть деятельными и отзывчивыми.

2.7. О врожденном темпераменте

У каждого ребенка есть определенные индивидуальные качества, свойственные только ему. Это доказали исследования американских ученых Стеллы Чесе и Александра Томаса. Приведенные в книге данные объясняют, почему одних детей легче растить, чем других. Исследования Чесе и Томас доказали, что некоторые дети больше склонны к осложнениям и их труднее воспитывать.

Уже у новорожденного ребенка специалисты выделяют девять темпераментов. Эти темпераменты — самые главные характеристики ребенка — в основном сохраняются у него и в дальнейшем. Они могут быть в какой-то степени видоизменены, «Улучшены» или «ухудшены», но в целом остаются свойственны человеку всю жизнь. Это следующие темпераменты:

1. Уровень активности — степень наследственной моторной активности, определяющая, активным или пассивным является ребенок.

2. Ритмичность (регулярность или нерегулярность) — предсказуемость таких функций, как голод, тип питания, выделений, ритма цикла сон-бодрствование.

3. Приближение или удаление — это тип естественной реакции ребенка на такие новые стимулы, как незнакомая еда, игрушка или человек.

4. Приспособляемостьскорость и легкость, с которыми ребенок способен видоизменить свое поведение в ответ на изменение окружающей среды и структуры.

5. Интенсивность — количество энергии, используемой при выражении эмоций и настроений.

6. Порог реактивности — уровень интенсивности стимула, требуемого для того, чтобы проявилась нужная реакция.

7. Качество настроения (положительный настрой в противовес отрицательному) — веселый, приятный, радостный, дружелюбный характер по контрасту с неприятным, капризным, крикливым, недоброжелательным поведением.

8. Способность отвлекаться — степень влияния посторонних помех на способность концентрировать внимание на своей линии поведения.

9. Интервал внимания и настойчивость — продолжительность времени, в течение которого ребенок сосредоточен на активной деятельности, и продолжительность активности в случае возникновения препятствий.

Как вы, наверное, заметили, 3-й, 4-й, 5-й и 7-й типы темперамента играют наиболее решающую роль при определении того, насколько будет легко или трудно вырастить ребенка и заботиться о нем. Ребенок с высокой степенью реактивности («птичка»), ребенок, склонный замыкаться при изменении ситуации («улитка»), ребенок, с трудом приспосабливающийся к новым ситуациям («черепаха»), или ребенок, у которого обычно плохое настроениенытик») — эти дети крайне подвержены стрессам, особенно при завышенных родительских ожиданиях. К сожалению, именно этим детям, как правило, достается меньше любви и привязанности со стороны взрослых.

Итак, новорожденных, о которых сложнее заботиться, которых тяжелее растить, можно назвать «трудными» детьми. Такие дети требуют от родителей гораздо больше внимания и любви. Родители «трудных» детей при условии, что они относятся к ребенку доброжелательно и с любовью, принимают его таким, как есть, хоть и столкнутся с определенными сложностями в воспитании, но скорее всего успешно с ними справятся. Впрочем, родительская любовь и принятие важны и для «легких» детей, подмечено, что у «легких» детей не любящих матерей больше осложнений в жизни, чем у «трудных» детей любящих матерей. Вывод из вышесказанного следующий — тип темперамента, несомненно, необходимо учитывать, но нет ничего важнее безусловной любви и принятия в воспитании детей, независимо от того, «трудные» они или «легкие».

2.8. Возраст детей и методы воспитания

Учитывая все возрастные особенности развития ребенка на Востоке используют следующие виды отношений:

• до 5 лет — ребенок-царь;

• от 5 до 14 лет — ребенок-слуга;

• от 14 — ребенок-друг.

Ребенок-царь. Что значит «царь»? Это ситуация — когда многое допустимо в жизни ребенка. Прощаются неграмотные поступки, терпятся капризы, удовлетворяется огромное количество желаний, родители совершают уступки. Зачем это делается? Невозможно научиться читать, не зная азбуки. Как можно учить ребенка чему-то, если он даже не знает, что это вообще есть? И ребенок, познавая мир, влезает в огромное количество ситуаций; для него мир — это непрерывное познание и искание В это время у ребенка не сформировалось личностное восприятие мира и он как губка впитывает в себя весь опытположительный и отрицательный. Считается, что в это время человек получает 50 % всей жизненной информации. И чем больше вы покажете ребенку, тем более развитым станет он б дальнейшем. В это время ребенок интуитивен и не загрязнен. Чем больше вы будете показывать мир не со своей стороны, а с разных точек зрения, тем в дальнейшем ребенку будет легче жить, понимать мир, тем он будет более развитым и свободным. Часто, не осознавая, вы влияете своим мировоззрением, поступками, привычками на формирование личности ребенка и не всегда в лучшую сторону.

Ребенок-слуга. Далее идет возраст становления личности, и ребенок старается выбрать не то, что ему предлагают, а то, что он желает. Здесь у ребенка главный критерий — чтобы мне было хорошо и никакого дискомфорта. За этим состоянием ребенок идет напролом, не считаясь с другими детьми и окружающим миром, применяя при этом весь жизненный опыт и личную силу.

Вот тут требования к ребенку обязаны подняться. И в связи с этим задача родителей теперь — объективно смотреть на ситуации, в которых действует ребенок. К объяснениям и наказаниям следует прибегать в зависимости от поворота ситуации и линии поведения ребенка в ней. Воспитание должно происходить без накладки личных качеств по отношению к мировоззрению ребенка и без явной антипатии к нему, в состоянии справедливости и безэмоциональности. Быть слугой — не значит подчиняться. Быть слугой — значит уметь отвечать за свои поступки, за их качество, за их целостность. Воспитывать слугу — не значит устраивать террор. Необходимо научить ребенка видеть и выбирать свой собственный путь в отношении к людям. Помочь ребенку отойти от крайностей в поведении и найти середину можно, только показав ребенку другую крайность и ее недостатки. А в это время постарайтесь научить ребенка видеть ситуации в перевернутом виде, т. е. ставить его на место других, развивая события и показывая, что могло бы произойти, если бы он или, наоборот, другие вели бы себя по-иному. Необходимо чтобы ребенок всегда видел или осознавал последствия своих поступков.

Ребенок-друг. Это время, когда ребенок превращается в юношу или девушку. Основной критерий — осознанность. Ребенок вполне может отвечать за свои поступки, он — осознающая личность. Вы уже перестаете ему приказывать и указывать. Для ребенка вы уже не угроза наказания, ибо он в себе чувствует силу и знание. Теперь родители должны давать как можно больше советов, подкрепленных фактами и примерами (если об этом просят или согласны их выслушать). Подросток уже сам способен развивать дальнейший ход события, а ваша задача как друга предупредить о неверных шагах. К вашим советам ребенок начнет прислушиваться только тогда, когда он, выслушав совет, поступит по-своему и убедится в правильности вашего прогноза. Быть другом очень тяжело. Дружба всегда проверяется предательством. Если вы накладываете на дружбу свои личностные интересы, то вы поступаете корыстно. Дружба проявляется в делах. В дружбе надо уметь любить, стараться видеть ситуацию наперед и помогать другу Если ребенок признает в вас не наставника, а друга, то он будет вас любить и уважать.

2.9. Типы детских характеров

Ребенок-кумир. Основной критерий такого отношения к ребенку незаслуженные слава, почести награды. Ребенок остался в состоянии ребенок-царь. В этом случае выполняются любые капризы ребенка и воспитатель попадает в зависимость от него. Ребенок начинает привыкать к такому отношению к своей персоне. Когда по мере взросления требования к нему изменяют, а линию поведения нет, то ребенок, привыкший к комфорту, выраженному в финансовом благополучии, преклонении, действиях за него, отвергая эти требования, может пойти по пути легкого зарабатывания денег, чтобы с их помощью завоевывать уважение сверстников. Вот почему даже в очень «благополучных» семьях бывают «неблагополучные» дети.

Ребенок-бунтарь. Воспитание такого характера связано с отсутствием твердости в поведении родителей. Постепенно осваивая мир, ребенок «проверяет», что можно, а что нельзя, и задача родителей твердо придерживаться объявленных принципов. В противном случае чадо по мере взросления будет пробовать все более и более изощренные способы давления на родителей. И если они шаг за шагом отступают, ребенок вырастет не признающим никаких авторитетов и рамок бунтарем Недаром говорят: «Командовать может тот, кто умеет подчиняться». И став родителями, такие люди также не смогут правильно выстроить отношения с детьми.

Ребенок-параноик. Ребенок в раннем детстве часто пользуется нечеткостью своих «пределов», чтобы защитить себя от стресса и боли если они слишком сильны и он не способен справиться с ними. Он дает выход болезненным ощущениям, когда переполнен ими. Этот механизм получил название «параноидного». Крайний случай такого поведения — клиническая паранойя, называемая в обиходе «манией преследования». Люди облегчают себе жизнь, обвиняя других. На языке психологии это называется проекцией. Спроецировав свои негативные эмоции на окружающих, ребенок чувствует себя немного лучше, ведь это не он такой плохой, а мир вокруг. На ранней ступени развития, когда ребенок не способен увязывать, уравновешивать свои эмоции, некоторые из них его очень страшат. Ребенок проецирует их во вне, от чего чувствует себя лучше. Взамен мир становится страшнее. И только эмоциональная поддержка родителей, их забота уменьшат остроту боли, ярость и отчаяние у ребенка. Тогда ему незачем притворяться, что эти эмоции вне его, они станут в достаточной мере управляемыми, и он опять присвоит их, овладеет ими. Выростая, такой человек при любом столкновении, в любом споре становится в позу невинного, «хорошего» и пробует всю вину переложить на другого — «плохого». И чем прочнее «увязли» люди на этой ступени развития, тем больше им надо «чернить» окружающих, чтобы «обелить» себя; тем меньше у них связь с реальностью, тем ближе они к клиническим параноикам, к мании преследования. По-видимому, их родители в свое время пропустили эту ступень развития, они вовремя не получили поддержки родителей, которые и сами пугались плохих эмоций.

Ребенок-депрессант. Часто в семьях с сердобольными мамашами, не позволяющими детям самостоятельно преодолевать трудности, вырастают дети, не способные переживать огорчения, бороться с трудностями. Это происходит потому, что в детстве по первому же крику недовольства ребенка родители старались оградить ею от всех проблем. Жалоба на жизнь — скрытое желание переложить на плечи других свои проблемы, знак депрессии. А родители, ограждающие детей от всех огорчений, сами склонны перекладывать свои проблемы на других.

Ребенок-конформист. Если в семье приняты очень строгие правила поведения, очень узкие границы деятельности для ребенка, то ребенок, каждый раз сталкиваясь с необходимостью расширить эти границы, отступает перед силой и авторитетом родителей, что ведет к подавлению инициативы и желания что-то доказать, в итоге развивается конформизм. У ребенка подавляется сила воли, и

Скачать:TXTPDF

Детская йога. Андрей Бокатов, Сергей Сергеев Йога читать, Детская йога. Андрей Бокатов, Сергей Сергеев Йога читать бесплатно, Детская йога. Андрей Бокатов, Сергей Сергеев Йога читать онлайн