Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Детская йога. Андрей Бокатов, Сергей Сергеев

областях, которые должны дополнить интересные рассказы о том, что сумели создать в этих областях предыдущие поколения или их современники. В школе искусство и поэзия должны занять более значительное место, чем то, которое во многих странах отводится им в рамках образования, ставшего скорее утилитарным, чем культурным».

Ниже приведены наиболее общие способы стимулирования творческой активности (по Л. Ю. Субботиной).

1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны родителей, их отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению многоаспектного мышления.

2. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми предметами и стимулами в целях развития его любознательности.

3. Поощрение высказывания оригинальных идей.

4. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов раскрытого многозначного типа применительно к самым разнообразным областям.

5. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

4.2. «Живое и мертвое» искусство

Очень важно, чтобы произведения искусства, с которыми вы знакомите детей, были «живыми». Как разобраться, где искусство «живое», а где «мертвое»? Возможно, в этом вам помогут приведенные ниже основные отличия «живого» искусства от «мертвого».

1. «Живое» искусство отличает вневременность. Есть песни и романсы, которые поют десятки и сотни лет, а есть и те, которые забываются за месяц или год. Практически все народные песни можно отнести к «живому» искусству. С другой стороны, подавляющее большинство песен сегодняшней эстрады — это яркий образец искусства «мертвого». Все, что мы относим к классике (в литературе, музыке, живописи и др.), является искусством «живым» потому, что классика выдержала испытание временем и осталась актуальной. «Живое» искусство решает вечные задачи, а «мертвое» — сиюминутные.

2. У произведений «живого» искусства, будь то песня, стихотворение, картина, музыкальное произведение, есть душа. Что я под этим понимаю? То, что Творец передал своему творению частичку своей души, частичку своей индивидуальной энергетики. Естественно, произведения «мертвого» искусства потому и мертвы, что они бездушны.

Какая душа может быть у «Черного квадрата» Малевича? Кстати, слава, популярность, мода не могут служить критерием того, что какое-либо произведение искусства является «живым». Очень часто именно «мертвое» искусство является каноническим. Наглядный тому примерабстракционизм. Среди произведений художников-абстракционистов вы не найдете «живого» искусства. Тем не менее это модно. Впрочем, мода эта создана искусственно. Я не могу сказать, что абстракционизм как течение не сыграл определенную роль. Наоборот. Но выполнив свою задачу (задача любого авангардного течения состоит в разрушении старых канонов), он не прекратил свое существование, а благодаря поддержке тех, кому было выгодно насаждение «мертвого» искусства, и по сей день активно развивается.

3. В произведения искусства, которые можно назвать «живыми», не вложена энергетика корысти (или вложена в минимальном количестве). Творец творит не ради денег, а ради самого процесса творчества. Большинство же произведений искусства «мертвого» переполнены энергией корысти.

4. Произведения «живого» и «мертвого» искусства несут в себе разные состояния. Вспомните, какой отклик вызывает в вашей душе любование картинами старых мастеров. А «Красный квадрат» или же «Черный квадрат» вызывает подобною рода отклик? Разве одно и то же состояние несут песни Окуджавы и группы «На-на»? Совпадают ли ваши ощущения, когда вы любуетесь собором Василия Блаженного и когда смотрите на сверкающий стеклами небоскреб?

5. Произведения «живого» искусства всегда многоплановы. Каждый раз, когда мы к ним обращаемся, у нас есть возможность узнать, ощутить, прочувствовать что-то новое для себя. Стоит ли говорить, что для «мертвого» искусства это не характерно.

Подведем итоги. Итак, «живое» искусство — это искусство, пытающееся ответить на вечные вопросы, несущее красоту, волшебство, тайну, имеющее душу и передающее ее высокие состояния.

Очень часто говорят о волшебной силе искусства. На мой взгляд, эта сила и заключается в способности искусства делать нас чище, возвышенней, духовней. Разве это не волшебство? И что самое главное, каждый из нас может стать волшебником и принести своим волшебством пользу не только себе, но и другим людям. И одна из важнейших задач родителей — приобщить ребенка к миру искусства.

4.3. Музыка и пение

Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.

В. А. Сухомлинский

Ребенок воспринимает музыку, еще находясь в утробе матери. Причем больше всего детям нравится спокойная классическая музыка, а меньше всего музыка типа рока, репа и т. п. Профессор педиатрии из Йельского университета (США) Николь Кокс описывает следующий эксперимент: женщинам на последних месяцах беременности давали слушать громкую рок-музыку. Она отмечает: «Их будущие детишки изнутри с недовольством стучали по животу, как будто рассерженные соседи в стену квартиры».

Все мамы начинают воспитывать музыкальный вкус ребенка до его рождения. Но одни делают это бессознательно (просто слушая музыку), другие — сознательно, понимая, что ту музыку, которую они слышат, слышит и ребенок и что она оказывает на него влияние. Очень важно, сознательно начинать музыкальное воспитание ребенка еще до его рождения.

Главное в музыкальном воспитании — восприятие музыки. Восприятие музыки является основой всех видов музыкальной деятельности: слушания, исполнения, сочинительства.

В. А. Сухомлинский писал:[8] «В „Школе радости“ больше внимания уделялось слушанию музыки — музыкальных произведений и музыки природы. Первой задачей, которая при этом ставилась, было вызвать эмоциональную реакцию на мелодию и потом постепенно убедить детей, что красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира; музыкальная мелодия как бы призывала человека — остановись, прислушайся к музыке природы, наслаждайся красотой мира, береги эту красоту и умножай ее. Многолетний опыт убеждает, что человек овладевает и родной речью, и азбукой музыкальной культуры — способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту мелодии — только в годы детства. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному языку, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство».

Как привить ребенку вкус к музыке? Возможно, вам помогут некоторые советы и упражнения, предлагаемые Сесиль Лупан:[9] Пойте. Нужно, чтобы ребенок понял, что музыка исходит от живого человека, а не из громкоговорителя. Если вы стесняетесь своего пения, делайте это только в присутствии малыша (дети — снисходительные и восторженные слушатели). Пойте младенцу с самого его рождения и до конца ваших дней (что пойдет на пользу вашим внукам). Даже если вы фальшивите, надо и в этом случае петь и говорить малышу: «Я пою плохо, но все равно петь так приятно. А если бы я пел (пела) лучше, то было бы еще веселее!». Что петь? Детские песенки. Важно, чтобы ребенок постепенно усвоил серию простых мелодий, которые станут для него первой точкой отсчета.

Как петь? Выберите песню, которая вам больше всего нравится, и пойте ее ребенку на сон грядущий. Делайте это хотя бы раз в день. Пойте со словами и без слов. Не забывайте, что слова есть всего лишь дополнение к музыке. Нужно, чтобы ребенок слышал, как вы поете без слов. Это очень важно.

Пребывайте в «ритмическом состоянии». Это состояние концентрации, при котором тело в любой момент готово к совершению какого-либо быстрого движения. Если вы вялы, то ваша музыка будет невыразительна и не представит для ребенка ни малейшего интереса. Кассеты. Давайте вашему ребенку возможность слушать кассеты. Хорошо бы купить ребенку, когда ему исполнится года два (или даже раньше), кассетный магнитофон. Записывайте для него на кассеты различную музыку. Приучайте ухо малыша к музыке всех жанров (классической музыке различных периодов, песням, народной музыке) и звучанию простейших инструментов.

Различные виды восприятия на слух. Различают три вида такого восприятия: пассивное — ребенок слышит звук радио, но занят другим; частично активное — малыш слушает и одновременно предается своим мыслям — музыка в данном случае служит для него источником вдохновения; и наконец, активное — ребенок требует исполнения той или иной песенки, поет отрывки из нее и явно шокирован, когда поют неверно. Разумеется, именно этот последний вид восприятия на слух и следует прежде всего развивать, так как никакой инструмент не заменит вашего присутствия, вашего голоса, вашей жизнерадостности.

Ребенок начинает петь. Не волнуйтесь, если этот момент наступит не сразу. Малыш должен много раз услышать одну и ту же песенку (если возможно, в вокальном и инструментальном вариантах), прежде чем сам начнет ее петь. Необходимо, чтобы в его памяти отложилось правильное звучание, иначе он не увидит разницы между верным вариантом и своим собственным неуверенным и полным ошибок исполнением. Не заставляйте ребенка петь, ему вполне достаточно пока одного вашего примера. Приласкайте младенца, когда он начнет петь.

Импровизация. Привычку к импровизации нужно вырабатывать с самого раннего возраста. Не ограничивайтесь исполнением песен, придумывайте музыку сами. Не нужно быть композитором, чтобы сочинить какой-либо простой мотив. Попробуйте петь то, что вы хотите сказать ребенку. Он будет в восторге; кроме того, вы подадите ему прекрасный пример. Поощряйте его, когда он станет отвечать вам подобным же образом.

• Игра в ошибки. Спойте очень хорошо знакомую ребенку песенку, допуская ошибки, которые он должен заметить. Малыш с большим удовольствием это сделает.

• Ритмические диктанты. Прохлопайте или простучите руками по столу очень простой ритм и попросите ребенка повторить его. Если он ошибется, скажите: «У тебя почти что получилось, послушай еще раз…» Варьируйте ритмы. В том случае, когда составной частью ритма является пауза, изобразите ее выражением лица и произнесите звук «шшш». Руки в это время не двигаются. (Ребенок плохо воспринимает паузу как таковую, ему нужен образ паузы.) Когда какой-либо ритм ему удается, попросите его повторить этот ритм несколько раз подряд.

• ОЧЕНЬ ВАЖНО! Никогда не говорите ребенку, что он поет фальшиво! Правильность воспроизведения музыкальных звуков тесно связана с верой в себя. Если малыш поет неверно, скажите ему, что он поет почти правильно, но звук надо сначала прослушать мысленно, а уж потом петь. Никогда не говорите, что у него нет слуха, даже когда ребенок не может вас услышать. Кто-нибудь из «доброжелателей» обязательно передаст ему ваши слова. А кроме того, если вы способны подумать нечто подобное, ребенок сразу это почувствует. Поочередное пение. Спойте хорошо знакомую ребенку песню вместе с ним, по очереди исполняя фрагменты. Поющих может быть двое или больше. Вы без предупреждения указываете на того, кто должен начинать пение, предыдущий певец замолкает, но песню продолжает другой, и так до конца без перерыва. Та же игра с ритмом, который вы выстукиваете вместе с ребенком, поочередно вступая и замолкая.

Невидимый сосед. То же упражнение, но теперь один из участников — ребенок, а второй — подразумеваемый молчащий сосед. Когда вы подадите знак, малыш должен

Скачать:TXTPDF

Детская йога. Андрей Бокатов, Сергей Сергеев Йога читать, Детская йога. Андрей Бокатов, Сергей Сергеев Йога читать бесплатно, Детская йога. Андрей Бокатов, Сергей Сергеев Йога читать онлайн