Скачать:TXTPDF
Детская йога. Андрей Бокатов, Сергей Сергеев

прекратить петь вслух, но продолжать петь про себя до тех пор, пока вы не сделаете следующий знак. Тогда ребенок снова начинает петь вслух, как если бы в промежутке песню пел кто-то невидимый.

Игра в притяжение. Пусть ребенок отстукивает простой и хорошо знакомый ему ритм. Когда он увлечется этим занятием, начните отстукивать другой ритм. Каждый из вас должен придерживаться своего ритма, не сбиваясь на ритм другого.

Жестикуляция. Важно, чтобы ребенок научился соединять движение и музыку. Несколько жестов помогут в этом:

а) когда вы поете, делайте рукой движения вверх и вниз, следуя за мелодией, подобно тому, как ведут себя ноты на нотном стане. Постарайтесь, чтобы ребенок повторял вслед за вами те же движения, а потом, если сможет, сделал бы их сам;

б) чтобы малыш почувствовал разницу в силе звука, открывайте ладони при громком звуке и сжимайте руки в кулаки по мере того, как звук стихает.

• Голосовые упражнения. Изобразите звук сирены, т. е. на одном дыхании спуститесь до нижнего предела вашей тесситуры, затем поднимитесь до верхнего. Предложите ребенку руководить вами: когда он поднимает руку, вы повышаете голос, а когда опускает — понижаете. Игра очень нравится детям. Затем поменяйтесь ролями: малыш изображает сирену, а вы руководите им. Подражайте сирене пожарных, заводскому гудку, сирене полицейской машины и т. д. Хочу добавить еще несколько слов. Я не совсем согласен с Сесиль Лупан в том, что в песне главное музыка, а не слова. Лучше все-таки подбирать для ребенка песни в которых будут:

а) красивые и осмысленные слова;

б) красивая музыка;

в) удачное сочетание музыки и слов.

Стоит отметить, что большинство песен, звучащих с экранов телевизора, и особенно поп-музыка, не соответствуют ни одному из этих трех требований. Более подходящи в этом отношении народные песни, детские песни из мультфильмов и кинофильмов (в частности, песни на слова Ю. Энтина и музыку Г. Гладкова), песни бардов, русские романсы.

4.4. Изобразительное искусство

По утверждению ученых, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе творчества координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое отвечает левое полушарие. Особенно важным представляется то, что рисование связано с мышлением и речью. В детстве рисование способствует появлению гармоничного мышления, поэтому очень важно, чтобы ребенок научился рисовать и почаще с удовольствием это делал.

Возможно, приведенные ниже рекомендации помогут вам ввести ребенка в чудесный мир изобразительного искусства. Во время беременности женщине рекомендуется посещать музеи, художественные галереи и выставки, рассматривать альбомы с репродукциями. Будущий ребенок, конечно, не видит того, что видит мать, но на более тонком уровне через органы чувств матери информация все-таки доходит до ребенка.

• Примерно с полутора лет дети с большим интересом рассматривают картинки. В это время можно показывать малышу различные репродукции.

Сесиль Лупан советует делать это следующим образом:

«Выберите пять репродукций, усадите ребенка около себя и начинайте:

— Я хочу показать тебе несколько прекрасных картин. Их нарисовал господин, которого звали Антуан Ватто. Все эти картины имеют разные названия: вот „Жиль“, а вот „Отплытие на остров Любви“. Теперь посмотри на эту: она называется „Лавка Жерсена“. А эти две — „Урок пения“ и „Две сестры“.

Сначала делайте все быстро. Покажите малышу первую картинку, уберите ее и сразу же достаньте вторую. Это займет у вас несколько секунд. Окончив занятие, возьмите ребенка на руки, поиграйте с ним в „разглядывание картинок“, добейтесь, чтобы он сам ощутил, как это интересно. Малыш должен почувствовать всю гамму цветов и осознать, что смотреть картинки — очень увлекательное дело. На следующий день повторите пройденное, а через три дня добавьте еще одну репродукцию. Вскоре ребенок не захочет, чтобы вы так быстро меняли картинки, у него появится желание изучать их подольше: тогда вы можете попытаться объяснить малышу, что же изображено на картинке, обратить его внимание на отдельные занятные детали».

• Очень хорошо если вы, показывая репродукцию, можете рассказать какую-либо занимательную историю о том, что на ней изображено, или об авторе картины.

• Ежедневно можно знакомить ребенка с десятью картинами. Это займет всего несколько минут. Исчерпав репродукции одного художника, переходите к другому. Не предлагайте ребенку слишком много новых репродукций и регулярно просматривайте те, которые вы уже с ним видели.

• Посещайте с ребенком музеи и художественные галереи. Обставляйте эти походы с торжественностью, так чтобы и у вас, и у ребенка было приподнятое настроение.

• Никакого насилия! Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка рисовать, этим можно навсегда привить ему отвращение к живописи.

• Не ругайте ребенка, если его рисунки вам не нравятся. Тем более не стоит вешать ярлык: «Ты никудышный художник» или «Ты не умеешь рисовать».

• Поощряйте стремление ребенка к рисованию.

• Некоторые родители опасаются давать маленьким детям в руки карандаши и фломастеры из-за боязни того, что малыш может разрисовать все вокруг. Эти опасения преувеличены. Сесиль Лупан по этому поводу пишет: «…малыши, которым в свое время разрешили жевать картонные книжки, рвать старые журналы и малевать карандашами, где попало и сколько угодно, приносят меньше ущерба, чем те, кому это не давали делать. Ну, может быть, иногда вам попадется разорванная книжка или на стене вы увидите след карандаша. Но всего этого будет гораздо меньше, чем в тех домах, где во избежание подобных неприятностей применяются драконовские меры».

• Если есть возможность, выделите малышу отдельное место для занятий рисованием.

• Если вы сами не умеете рисовать, то перед вами два варианта:

а) пригласить педагога, который бы обучил ребенка технике рисования;

б) научиться рисовать самим и научить ребенка.

4.5. Поэзия

И если есть поэзии цена, она имеет вес такой свободы,

Которая сравнится лишь одна с неторопливой мудростью Природы.

А. Дольский

Чем раньше ребенок познакомится с поэзией, тем лучше. Очень хорошо, если мама во время беременности читает с чувством вслух красивые стихи. После рождения ребенка можно продолжать ему читать стихи с первых же дней жизни. Причем в первые месяцы жизни, на мой взгляд, желательно читать ребенку не детские стишки, а красивые стихотворения классиков русской поэзии. Пусть вас не смущает, что сознание ребенка их не воспринимает. Кроме сознательного уровня, есть еще и бессознательный.

Такое чтение стихов позволяет развить у детей: чувство ритма, красивую речь, умение ценить красоту.

Выбираемые вами стихотворения должны соответствовать следующим требованиям:

• Небольшой объем.

• Не слишком сложный стихотворный размер.

• Четко выраженный ритм.

• Красота.

• Отсутствие «зауми», которой слишком много в стихотворениях поэтов-авангардистов.

Начиная с того возраста, когда ребенок уже может на сознательном уровне воспринимать стихи, попробуйте заучивать с ним небольшие стихотворения. Опять же лучше использовать стихотворения классиков. Пытайтесь привить ребенку любовь к поэзии, а для этого, во-первых, никакого насилия (никогда не заставляйте учить наизусть стихи, если у ребенка нет желания), а во-вторых, вы сами должны любить поэзию, в противном случае, даже используя наилучшие методики, будет очень трудно сделать так, чтобы ее полюбил ваш ребенок. Так что, как и во многих других областях, здесь действует такой закон: если хочешь чему-либо научить ребенка, вначале научись сам.

4.6. Танцы

Танцы — прекрасное средство раскрепощения, сброса самых разных психических зажимов, кроме того, танцы являются прекрасным видом физической активности, особенно если это энергичные танцы.

Маленькие дети раскрепощены и владеют естественной грацией и свободой тела. Может быть, танцы им ни к чему? Напротив, танцы позволяют ребенку сохранить раскрепощенность, легкость и грациозность движений.

В процессе развития каждый ребенок сталкивается с разнообразными травмирующими ситуациями, оставляющими след в его психике и проецирующими на тело мышечные зажимы. Танцы помогают ребенку «убрать» эти мышечные зажимы и соответственно негативные отпечатки в психике. Но нужно отметить, что это должны быть естественные танцы, т. е. такие, когда ребенок просто танцует, не задумываясь о том, как ему танцевать.

Я не сторонник раннего обучения детей технике различных танцев. На мой взгляд, в таких случаях техника ставится во главу угла, в то время как природность, естественность, способность к импровизации отходят на второй план. Особенно вредны так называемые современные танцы под такую музыку как рэп, рэйв и т. п. Такие танцы как бы «заавтомачивают» ребенка, превращая его в маленького робота.

Когда ребенок подрастет, он, конечно же, будет уже сам выбирать, как и что ему танцевать. Но пока он маленький, родители могут привить ему способность получать ощущения радости от спонтанных естественных движений.

Танцевать с ребенком можно с самого маленького возраста. При этом малыш сидит у мамы или папы на руках (или в «кенгурушке»). Иногда можно ставить детей ножками на пол, чтобы они танцевали сами. Танцы с маленькими (грудными) детьми на руках вырабатывают у них чувство ритма и учат получать радость от движений.

Когда ребенок уже сможет танцевать самостоятельно, не следует ограничивать свободу его движений и тем более ругать его, если он, как вам кажется, неловок или двигается неправильно. Поощряйте стремление ребенка к танцам. Танцуйте вместе с ним и не спешите обучать его различным техникам. Пусть он танцует так, как хочет, и так, как ему подсказывает его тело.

4.7. Чтение книг

Многие родители сетуют на то, что их дети не любят читать. Но прежде, чем предъявлять претензии детям, родителям следует честно ответить на вопрос: читают ли они сами книги. Как у ребенка может появиться любовь к чтению, если он своих родителей ни разу не видел с книжкой в руках?

То, насколько ребенок полюбит чтение, зависит и от того, сколько в доме книг. Социологические исследования доказали: интенсивность чтения связана с числом книг в личной библиотеке. Из тех, кто имеет дома свыше ста книг, 91,6 % регулярно читают художественную литературу. А среди тех, у кого в личном пользовании не более десятка книг, читающих оказалось 51,8 %.

А может, в современном мире с его телевидением, видео, компьютерами чтение книг становится ненужным? Зачем забивать себе голову какой-то литературой? Что ж, есть и такое мнение. Однако согласиться с ним не представляется возможным. Чтение книг является одной из важнейших составляющих образования души, без которого невозможно гармоничное развитие человека.

Ниже приведен ряд рекомендаций, следование которым, возможно, поможет вам научить ребенка любить книги.

• Как уже говорилось выше, если вы сами не любите читать, то и требовать такой любви от ребенка не стоит. Начните с себя, никогда не поздно «подружиться» с книгами, открыть дверь в волшебный мир литературы.

• Когда можно начинать знакомить ребенка с книгами? Примерно в год, если ребенок уже произносит первые слова, то он готов и к первому знакомству с книгой. Но это знакомство — пассивное, т. е. ребенок не сам читает книгу, а слушает то, что ему читает взрослый.

К активному знакомству с книгами ребенок приходит чуть позже. Традиционно ребенка обучают читать в возрасте 4–7 лет, но есть и методики, обучающие чтению с 1,5–2 лет.

• Серьезные исследования, проведенные известным американским психологом Бруно Беттельгеймом, позволили ему сделать вывод о том, что громадную роль играет первая книга, выбранная для обучения чтению. Чем

Скачать:TXTPDF

Детская йога. Андрей Бокатов, Сергей Сергеев Йога читать, Детская йога. Андрей Бокатов, Сергей Сергеев Йога читать бесплатно, Детская йога. Андрей Бокатов, Сергей Сергеев Йога читать онлайн