посредственнее и упрощеннее книга, тем меньше она вызывает у малыша желания учиться читать. Ребенок воспринимает такую книгу как прямое оскорбление своему интеллекту. Беттельгейм установил, что среди обследованных школ наилучшие результаты по обучению чтению были в традиционной еврейской школе, где детей обучали читать на материале Торы. Наши же «Мама мыла раму» и «Рама мыла маму», естественно, никакого интереса к чтению у ребенка вызвать не могут. Подберите первую книгу для обучения чтению так, чтобы она была ребенку интересна и не слишком проста.
• Психологи отмечают, что всякий текст, несущий в себе знаковую функцию (т. е. любая книга), требует расшифровки, т. е. определенного усилия ума. При просмотре мультфильма такого усилия от ребенка уже не требуется. Поэтому ребенок руководствуется принципом экономии энергии и предпочитает смотреть мультфильм про Золушку, а не читать о ней книжку. Старайтесь не допускать, чтобы ребенок чрезмерно увлекался телевидением или видео.
• Надо понимать, что большинство книг, которыми зачитывались в детстве мы, наши дети могут уже не воспринимать. Другое время, другие ценности, да и дети уже другие. Предлагайте ребенку самые разные книги и доверьтесь его выбору.
• Не заставляете ребенка читать — этим вы привьете ему отвращение к чтению на всю жизнь. Нелюбовь детей к книгам, которые необходимо читать по школьной программе, объясняется именно тем, что их заставляют читать. Вообще, как ни странно, но такое впечатление, что в школах делается все, чтобы ребенок не полюбил чтение (отдельные учителя не в счет, речь идет о тенденции). Поэтому именно от родителей зависит, полюбит ребенок читать книги или нет.
• Поощряйте стремление ребенка читать. Покупайте ему те книги, которые он просит (если, конечно, позволяют финансовые возможности, в противном случае можно брать книги в библиотеке или у знакомых).
4.8. Роль интерьера в воспитании
Психологами установлено, что неинтересный безвкусный интерьер не только не воспитывает у живущих в нем детей вкус, но и способствует проявлению агрессивных наклонностей. И наоборот, красивая обстановка развивает и вкус, и доброту, и даже жажду к знаниям.
Причем дети, как правило, стараются очень бережно относиться к старинным вещам, семейным реликвиям и пр. Более того, дети с ранних лет окруженные красивыми предметами, привыкают ценить красоту во всем.
У каждого ребенка должно быть место, где он может побыть наедине с собой. В идеале — это своя комната, в худшем случае, когда жилищные условия не позволяют, — свой уголок. Задача родителей заключается в том, чтобы эта комната (или уголок) «работала» на развитие ребенка.
Интерьер детской комнаты должен отвечать индивидуальным особенностям ребенка.
Специалисты по созданию детского интерьера предлагают выделить в детской комнате своеобразные зоны влияния: мамина (папина) территория и территория ребенка, где ребенок полновластный хозяин, где он устанавливает свои правила и законы. Многих родителей опасаются, что в зоне влияния ребенка всегда будет беспорядок. Ничего страшного, ребенку нужно какое-то время, чтобы он САМ осознал, что разбросанные игрушки, книги и т. п. — это некрасиво и неудобно. В то же время в своей зоне влияния старайтесь всегда поддерживать порядок. По мере взросления ребенка площадь его зоны влияния должна постепенно увеличиваться, занимая вашу территорию, и в конце концов достигнуть границ всей детской комнаты.
Хотелось бы дать один совет — называйте вещи своими именами. Если вы говорите ребенку, что детская комната — это ЕГО комната, то и ведите себя соответственно. В таком случае, к примеру, слова: «Пойди убери свою комнату» будут не совсем уместны. Если это комната ребенка (о чем родители и говорят — «свою комнату»), то и убирать ее он может, когда захочет, а может и вообще не убирать — это его дело. В противном случае эта комната — не его.
Следует отметить и важность удачного подбора цветовой гаммы детской комнаты. Различные цвета по разному влияют на человека.
• Зеленый вызывает ощущение свежести, влажности. Успокаивает, понижает глазное давление, улучшает циркуляцию крови, облегчает мышечную деятельность. Нейтрализует воздействие от шума, дает отдых разуму, дисциплинирует ум, пробуждает в человеке терпение, расширяет капилляры, понижает кровяное давление, облегчает невралгии, помогает при мигрени, нервных заболеваниях и бессоннице. В древности считали, что зеленый цвет влияет на пластичность, гибкость и грацию.
• Желтый повышает настроение (самый «веселый» из всех цветов — золотисто-желтый), создает ощущение легкости, стимулирует зрение, нервы и мозг. При ношении одежды желтого цвета увеличивает количество красных кровяных телец в крови, тонизирует. Способствует росту детей.
• Голубой вызывает чувство свежести, покоя, дает ощущение легкости, раздвигает пространство; однако оттенки голубого, близкого к синему, притупляют восприятие, располагают к сонливости и угнетают. Под воздействием голубого цвета падает мускульное напряжение. Понижает кровяное давление, успокаивает ум и дыхание. Пробуждает размышления о мире, о бытие. Нервных людей успокаивает сильнее, чем зеленый. Помогает при невралгиях, бессоннице, снижает возбуждение, рассеивает навязчивые идеи и наваждения. При переутомлении успокаивает мозг. Антисептик, уменьшает нагноение. Эффективно снимает ревматические боли, воспалительные процессы. Для чувствительных людей эффект от голубого цвета выше, чем от зеленого.
• Оранжевый возбуждает, радует, поднимает настроение, но из-за высокой активности способен разрушать. Улучшает пищеварение, создает ощущение теплоты, ускоряет пульсацию крови. Снимает усталость, особенно глаз, снижает глазное давление. Создает чувство благополучия и веселья.
• Красный проникает глубоко в ткани организма, увеличивает величину мускульного напряжения, повышает давление, учащает ритм дыхания. Приводит к перегрузкам нервной системы, при длительном ношении одежды красного цвета раздражает, вначале повышает активность, а затем подавляет и угнетает. Стимулирует мозг, сильно воздействует на питание тканей, активизирует обмен веществ. Увеличивает количество красных кровяных телец в крови. Способствует росту ребенка. Эффективен при повышенной чувствительности, неврастении, головной боли, головокружении, снимает боли в позвоночнике, улучшает аппетит. Однако следует помнить о том, что длительное воздействие красным цветом (ношение одежды такого цвета) может нанести ощутимый вред организму.
• Синий дает реакцию, обратную красному. Вызывает пассивность и угнетает. Снижает кровяное давление, успокаивает пульс, регулирует ритм дыхания, уменьшает мускульное напряжение, снижает напряжение глаз.
• Фиолетовый вызывает ощущение тяжести, печаль, меланхолию, действует на сердце, легкие, увеличивая их органическую выносливость. Помогает при невралгиях. Замечено, что это любимый цвет детей, верящих в волшебство, он навевает мечты, фантазии.
• Коричневый вызывает депрессию, печаль, усталость. Психологи считают, что предпочтение коричневому цвету отдают люди подавленные, на грани нервного срыва. Это цвет внутреннего конфликта, бессилия, загнанной внутрь агрессивности.
• Серый отрицательно воздействует на психику человека. Считается, что это цвет пассивности, конформизма, скромности.
• Черный угнетает. Черный цвет — это выражение максимализма, критики, суда.
Нужно учитывать и индивидуальные предпочтения того или иного цвета. Подмечено, что красный цвет может чрезмерно возбудить и сделать неуправляемым ребенка-холерика, тогда как флегматика он просто приведет в приподнятое, активное настроение.
В идеале цветовая гамма детской комнаты должна периодически меняться: при этом нужно учитывать как индивидуальные особенности ребенка, так и возрастные (считается, что маленьким детям больше нравятся чистые тона, а детям постарше — их смешение и всевозможные опенки).
И в конце разговора об интерьере хочется упомянуть об одном интересном эксперименте, проведенном психологами. Они попросили детей нарисовать, как они представляют себе дом, в котором им хотелось бы жить. Довольно много рисунков детей 5–6 лет изображали технические чудеса и игрушки. Но, что удивительно, большинство детей потеснили все эти достижения прогресса и впустили в свое жилье всевозможных животных, реальных и фантастических. Это, как считают психологи, проводившие эксперимент, свидетельствует не только о стремлении обладать «живой игрушкой», но и о том, что маленький человечек хочет быть добрым, сильным, заботливым. Очень хорошо, если родители будут учитывать эти стремления малышей в отношении других существ, занимаясь «наполнением» детской комнаты.
4.9. Игра
Нет ничего таинственного или мистического в открытии, сделанном Платоном, что игра является главным, почти единственным способом воспитания ребенка в годы его относительно позднего младенчества.
Дж. Дьюи
Почему-то так сложилось, что игра в обыденном сознании воспринимается как нечто несерьезное, не имеющее смысла. Однако большинство философов, антропологов, этологов определяют сегодня игру как деятельность, имеющую смысл и оправдывающую свое существование.
Следует, наверное, упомянуть и о том, что некоторые великие ученые, например, Ампер, Дарвин, Гаусс, Пастер, Максвелл, Планк, Пуанкаре, Эйнштейн, рассказывали, что в момент открытия испытывали то же удовольствие и возбуждение, что и ребенок во время игры.
Многие выдающиеся мыслители нашего времени (Мартин Хайдеггер, Конрад Лорени, Грегори Бейтсон) серьезно изучали феномен игры. Все они утверждают, что сегодня люди слишком практичны и серьезны, что если мы хотим вернуться к естественному, свободному и достойному существованию, нам придется восстановить в себе игровой инстинкт.
Но вернемся к основной теме книги — воспитанию. Что же игра дает ребенку? Отмечу только самое главное:
• Игра — это способ познания мира. Еще Блаженный Августин в своей «Исповеди» отмечал, что игра в высшем смысле помогает воспитанию, ибо она питает нашу любознательность и лежит в основе всякого открытия и творчества.
• Игра — это основа развития ребенка. Запрещать ребенку играть означает — запрещать ему развиваться.
Шалва Амонашвили отмечает: «Ребенок не играет беспричинно. Причины, побуждающие играть, нужно искать не столько во внешней среде, сколько во внутренних стимулах. Не мяч ищет ребенка, а пришедшая в движение функция ищет во внешней среде предмет (условия), необходимый ребенку для удовлетворения своей сиюминутной потребности в развитии».
• Игра, а точнее то, что в любой игре есть правила, обучает ребенка понимать, что в жизни тоже есть определенные правила и законы.
• Во время игры ребенок находится в состоянии «здесь — и — сейчас». Как мы уже говорили, умение входить в это состояние и находиться в нем обусловливает способность человека быть счастливым.
Советы родителям:
1. Игра должна быть эмоционально привлекательной для ребенка.
2. Очень хорошо, если игра будет не только приятной и интересной, но и развивающей. Собственно говоря, все игры, даже самые простые, что-либо да развивают. Другое дело, что эффективнее развитие ребенка будет в том случае, если взрослые будут предлагать ребенку подходящие ему игры, необходимые в данный момент его развития.
3. При подборе развивающих игр необходимо обращать внимание на то, чтобы игра не была ни слишком простой, ни слишком сложной.
В первом случае развивающий эффект будет невысок, так как на низком уровне будет элемент новизны. В идеале развивающая игра должна позволять ребенку открывать для себя что-то новое. Во втором случае, когда игра слишком сложна, она перестает быть игрой и становится чем-то вроде скучной учебы или работы.
4. Психологи советуют стремиться к тому, чтобы игры были по возможности выделены из других событий жизни ребенка — они должны иметь очевидные для него начало и конец.
5. Еще один совет психологов: закончив играть, игрушки желательно убирать в недоступное для ребенка место. Считается, что если игрушки не маячат все время у ребенка перед глазами, они для него остаются все время желанными.
6. Сегодня выпускаются прекрасные игрушки, о которых мы в своем детстве могли только мечтать. Но у этих игрушек есть и серьезный недостаток — они не требуют