ваша роль в пьесе или в демонстрационном фрагменте должна получиться как можно ближе к реальности, к замыслу.
Копирование повадок и звуков животных
В ходе этого упражнения постарайтесь проанализировать все исходя из принципов триединства.
По Богу-Отцу — какое животное, какой оно формы, какие у него повадки, окрас, как оно передвигается?
По Богу-Духу — почему оно так передвигается, чего хочет, почему так выглядит, какие у него повадки и почему?
По Богу-Сыну — что оно ощущает, какой у него характер?
При этом необходимо копировать звуки, движения, внешний вид.
Вот некоторые животные, которых легко изображать:
Тигр.
Лиса.
Заяц.
Лев.
Утка.
Лось.
Ежик.
Змея.
Слон.
Мышь.
Акула и т. д.
Далее попробуйте поставить маленькие сценки с участием нескольких животных на тему:
1. Враждующие животные.
2. Животные друзья.
3. Лес, где все живут и у каждого свое дело.
4. Мать и отец заботятся о своих малышах.
5. Животные и люди (охотник, браконьер, егерь, турист).
6. Как животные выручают друг друга.
7. Животные и характерные для них качества: гордыня, невежество, злоба, жадность, радость, любовь, заботливость, взаимопомощь.
Копирование растений
Растения не обладают мышлением и инстинктами, но тем не менее живут по законам природы, им нужен свет, воздух, вода, почва, удобрения. С растения можно считать форму и состояние, как в статике, так и в динамике.
1. Попробуйте показать цветы: ромашку, лилию, одуванчик, ландыш, тюльпан, сирень, гвоздику, василек, гладиолус, нарцисс, кактус, колючку, подснежник и т. д.
2. Покажите растения в динамике: прорастающее зерно, распыляющийся одуванчик, цветок на ветру, падающий листок; на огороде, на базаре, на поляне; цветы — хвастуны, невежды, жадины, гордецы, любящие, радующиеся и т. д.
Пусть дети сначала подберут по качествам определенные растения, а затем изобразят одно растение по разным качествам.
Этюды
Этюды выражают определенные действия, характер человека, его способности, его отношения к чему-либо. Они учат понимать образы, суть человека. С их помощью человек проживает несколько жизней, но нужно после игры усваивать только опыт жизни, характер, но не состояние и душу, ибо со всем этим грузом можно прихватить долги, страдания, проблемы, болезни персонажа. Учите, дети должны понимать, а не сочувствовать. Прожили, сделали своим и оставили.
1. Глажка.
2. Стирка и развешивание белья.
3. Просмотр телевизора.
5. Печатанье на машинке.
6. Чтение книги.
7. Стояние в очереди.
8. Спешка и посадка в переполненный городской транспорт.
9. Ожидание свидания.
10. Приготовление пищи.
11. Утренняя гимнастика.
12. Рисование картины.
13. Забивание гвоздей.
14. Приготовление ко сну.
15. Чистка зубов и умывание и т. д.
Дети должны постараться осмыслить каждое действие. Чем оно ближе к реальным действиям, тем лучше актер.
Постановка сказок
Старайтесь задействовать в такой постановке всех ребят. Они могут играть какие угодно роли: дерева, тыквы, забора. Попробуйте создать живой театр, чтобы все в нем были актерами. Одну сказку можно репетировать долго, отрабатывая мелочи до четкости реального поведения. Все дети должны обязательно знать ход действий, характеры, причину происходящего. Зная это, легче войти в роль. Попробуйте сначала обдумать сказку, проиграть, сидя в кружке. Вы сначала можете быть режиссером, далее эти функции можно передавать детям — пусть творят. Старайтесь никого не обидеть, пусть каждый ребенок пройдет все роли: и главные, и второстепенные. Одна из ваших задач: помочь ребенку проявиться, показать себя. Старайтесь как можно больше увлечь ребенка, но не допускайте фиксации на чем либо одном, это приводит к агрессивности. Если дети слишком «въезжают» в роли, отвлеките их с помощью упражнений или необычных вопросов типа: «Какое число будет через 8 дней?»
Сказки которые можно поставить: «Колобок», «Репка», «Три поросенка», «Кошкин дом», «Золотая рыбка», «Курочка Ряба» и т. д.
4.16. Игры на все виды мышления
У человека выделяют несколько видов мышления:
1. Логическое.
2. Рациональное.
3. Абстрактное.
4. Ассоциативное.
5. Конкретное.
6. Интуитивное.
У ребенка в раннем возрасте есть самые разнообразные задатки, и для того, чтобы ребенок рос гармоничной личностью, их необходимо развивать. Делать это можно с помощью игры.
1. Имитация ходьбы вперед (выполняется, стоя на одном месте).
2. Имитация перетягивания каната.
3. Имитация нащупывания стены.
4. Имитация зеркала. Один становится напротив другого и показывает всевозможные движения. Другой повторяет их, как в зеркале.
5. Имитация пьяного человека.
Игры со словами
1. Называете первую и последнюю буквы слова (имени существительного) и примерно описываете его. Дети должны угадать это слово.
2. Из букв одного большого слова составить как можно больше других.
3. Расчертить таблицу и вписать в нее слово. Необходимо найти как можно больше слов и вписать их в таблицу под любую букву.
4. К любому слову необходимо придумать как можно больше рифм.
Игра проводится в группе из 3–5 человек.
5. Кто-то задумывает слово и записывает первую букву, второй участник задумывает второе слово и к первой букве приставляет свою — вторую, и так до тех пор, пока не найдется вариант слова, не имеющий продолжения. Игра проводится в группе из 3–5 человек.
6. Игра в города, животных, растения и т. д. Играется в коллективе.
Сказанное слово не повторяется. Следующее слово должно начинаться на последнюю букву в слове, которое сказал сосед (Белгород — Днепропетровск — Киев — В…).
7. Из 2–3 слов составить стих, имеющий логическое заключение.
Игры для развития памяти
1. На бумаге рисуют несколько предметов. Затем рисунок показываются детям на 10–60 с и убирают, а дети по памяти записывают предметы.
2. Диктуют слова, по одному разу каждое. Затем дети должны написать слова, которые запомнили.
3. Читают небольшой отрывок. Дети должны написать его близко к тесту.
4. Первый участник называет слово, второй — слово первого и свое слово, третий слова первого и второго и свое слово и т. д. Кто собьется, тот выходит из игры. Играет группа из 3–5 человек.
Игры на ассоциативное мышление
1. Предлагают различные рисунки и задают вопрос: на что они похожи?
2. Один ребенок загадывает предмет. Второй без слов, а с помощью жестов, обозначающих предназначение предмета, старается его изобразить. Угадавший загадывает предмет другому.
Игры на внимательность
1. На листке, разбитом на 25 частей, пишут цифры от 1 до 25 вразброс. Необходимо быстрей разыскать цифры от 1 до 25 или от 25 до 1.
2. Рисуют две картинки, которые имеют мелкие различия, которые необходимо отыскать.
Игры на интуицию и воображение
1. Угадать с закрытыми глазами цвет листа бумаги.
2. То же только с цифрами от 0 до 9.
3. Продиктовать детям 3–5 слов. Затем одно из них проговорить мысленно, а дети должны попытаться его отгадать.
4. То же только с геометрическими фигурами (квадрат, круг, треугольник и т. д.).
5. Определить цвет бумаги с помощью чувствительности рук (глаза закрыты). Начинать лучше с двух контрастных цветов — черный и белый.
6. Один участник угадывает предмет, ощупывая руками форму вы бранного другим предмета, который располагается на руке у второго.
Другой вариант игры: предметы находятся в мешочке, и нужно определить, что попалось вам в руки.
7. Преподаватель внутренне принимает какое-либо состояние (радость, сонливость, действие). Детям предлагается почувствовать, какое это состояние.
8. Один ребенок в одной из двух рук прячет предмет. Другому необходимо почувствовать, увидеть или услышать, в какой руке этот предмет.
Прочие игры
1. «Я знаю». Все садятся в круг. Один из играющих посередине, он указывает на кого-нибудь и говорит: «Назови пять предметов желтого цвета».
2. «Что изменилось?» Один из участников запоминает положение вещей в комнате (или расположение предметов на столе) и выходит.
Оставшиеся, посовещавшись, изменяют положение какого-либо предмета. Первый должен угадать, что изменилось. Вначале изменения значительны, позже — все менее заметны.
3. «Антонимы». В кругу кому-нибудь бросают предмет (мягкая игрушка или мяч) и произносят слово. Поймавший должен назвать антоним.
4.17. Эстетическое воспитание ребенка
Аппликация (работа с бумагой)
Перед началом занятия по аппликации рекомендуется сделать массаж рук, гимнастику для кистей, пальцев рук, позвоночника. Занятие аппликацией развивает терпение, трудолюбие, усидчивость, образное мышление и прививает навыки творчества. В начале занятий необходимо рассказать детям о правилах работы с различными инструментами и материалами, используемыми в аппликации.
Принципы проведения занятий по аппликации:
1. Прежде всего расскажите о приемах работы с кисточками, клеем, ножницами и о правилах поведения на занятии.
2. Желательно, чтобы цвета бумаги соответствовали природным — это помогает детям создавать реалистичные картины природы.
3. Четкость линий точно передает образ.
4. Аккуратность и терпение вознаграждаются удачно сделанной работой.
5. У каждого ребенка свой стиль.
6. Создавая образ — соблюдайте пропорции, изменение пропорций меняет сущность предмета.
7. В творчестве нет ничего невозможного и запрещенного.
8. Перед началом работы ясно представьте то, что вы хотите сделать.
9. К любой фантазии, выдумке нужно приложить умение и трудолюбие.
10. Инструктор всегда выполняет задания вместе с детьми с интересом и с удовольствием.
11. При прочих равных условиях количество вложенного труда прямо пропорционально качеству работы.
12. Дело мастера боится.
Темы работ:
1. Деревья.
2. Листья.
3. Огонь.
4. Зима.
5. Лето.
6. Весна.
7. Осень.
8. Закладки для книг.
9. Корабли.
10. Игрушки.
11. Лес.
12. Город.
13. Улица.
14. Автопортрет.
15. Праздник.
16. Посуда.
17. Овощи и фрукты.
18. Моя квартира.
19. Мои родители.
20. Друзья.
21. Елочные украшения.
22. Звери и птицы.
23 Новый дом.
24. Неизвестные страны.
25. О чем я мечтаю.
26. Планеты.
27. Жизнь на Земле.
28. Вырезание одежды.
29. Сказочные герои.
30. Украшения.
31. Герои мультфильмов.
32. В деревне.
33. Составление мультфильмов.
34. Фантазии.
35. Предметы из бумаги.
Целесообразно проводить выставки детских работ.
В рисунке и живописи проявляется то, как ребенок видит мир, в каких красках, образах, событиях он живет, что в данный момент больше всего интересует ребенка и какой у него характер. В рисовании, как и в любом виде творчества, не должно быть штампов, а должны быть свобода и желание творить. Задание преподавателя — лишь повод проявить творчество и чему-то научиться. Преподавателю необходимо лишь объяснить задание и показать пример, не навязывая своего видения мира, своей техники, своего отношения к предмету рисования.
Рисование основывается на знании перспективы, физических законов, состояний природы, свойств и качеств материалов. Максимально точная передача свойств и качеств объекта дает сходство и узнавание.
Перед началом занятий по рисованию напомните о правилах работы: нельзя есть краски, колоться кисточками, разливать воду и т. д.
Темы работ:
1. Радуга (техника «по-мокрому»).
2. Мой любимый цветок (гуашь).
3. Изучение свойств цветов (горячий-холодный, веселый-грустный).
4. Цвета и настроение (рисование настроений, техника «по-мокрому»).
5. Какие бывают линии, и что они символизируют: горизонтальная, вертикальная, волна, спираль (рисование непрерывной линией цветка, дерева, травы, облака).
6. Изображение одной линией животных, птиц, бабочек и т. д.
7. Свободная тема (любая техника).
8. Мир, как мы его видим: небо, земля, облака, лес, море, поле, луг и т. д. (пейзаж).
9. Деревья (характер, форма, цвет, состояние).
10. Времена года.
11. Знакомство с перспективой. Линия горизонта. Изображение глубины пространства.
12. Мои представления о Космосе.
13. Любимые животные.
14. Моя любимая птица.
15. Аквариум.
16. Мои любимые герои сказок и мультфильмов.
17. Автопортрет.
18. Рисунки с текстом (книга-сказка).
19. Рисуем музыку (форма, цвет, состояние, размеры).
20. Каким я вижу свой дом, квартиру, улицу.
21. Планета, на которой я живу.
22. Я и мои родители.
23. Мои друзья.
24. Мои преподаватели.
Важным стимулом в развитии творчества является организация постоянно действующих выставок работ. Для оформления выставки детям необходимо показать, как оформляются работы. Полезно провести занятия по изготовлению паспарту.
Занятия лучше начинать с ознакомления с инструментами, техникой работы, свойствами материала.
Общая задача занятий лепкой состоит в развитии образного мышления и пространственного видения мира. Владение чувством пропорции, развитие творчества, фантазии. Умение передавать собственные образы в объемном материале.
Принципы проведения занятий:
1. Пластилин не имеет границ и углов.
2. Фантазия, труд, терпение и творчество придают форму и красоту любому материалу.
3. Объем имеет три измерения.
4. Цвет пластилина должен соответствовать природным цветам изображаемого объекта.
5. Творчество не имеет ни начала, ни конца.
6. Самовыражение через работу с объемом.
Темы работ:
1. Овощи.
2. Фрукты.
3. Животные.
4. Птицы.
5. Звери.
6. Дома.
7. Деревья.
8. Цветы.
9. Машины.
10. Улица.
11. Зоопарк.
12. Квартира.
13. Лес.
14. Рыбы.
15. Подводное царство.
16. Люди.
17. Пришельцы.
18. Мои мечты.
19. Стихии.
20. Автопортрет.
21. Родители, друзья.
23. Любимые сказочные герои.
24. Любимые мультики.
25. Сказки.
26. Мультфильмы.
27. Самолеты.
28. Вазы.
29. Путешествия.
30. Неизвестные страны.
В связи с тем, что пластилин плохо переносит длительное хранение и легко деформируется, лучше, чтобы выставки изделий из пластилина были кратковременными, в противном случае выставочные экспонаты следует выполнять из глины, гипса или пластики.
4.18. Стихосложение
Стихосложение приучает к ритму и такту жизни. В результате занятий по данной методике у ребенка развивается необычайный эстетический вкус, видение мира. Но научиться быстро и красиво излагать свои мысли в стихах дано от природы