любви только в том случае, если она не отождествляется с наказанием и понимается как способствование ребенку стать самим собой.
Все родители стремятся приучить ребенка к дисциплине, но не всем это удается. Почему?
Во-первых, потому, что многие родители считают, что дисциплина и любовь к ребенку существуют сами по себе, в то время как эти два понятия неразделимы. Росс Кэмпбелл пишет: «Первое, что мы должны осознать, чтобы приучить ребенка к дисциплине дать ему почувствовать, что его любят: вот главная и наиболее важная часть хорошей дисциплины».
Во-вторых, зачастую как способ достижения дисциплины используется только наказание, в то время как наказание является далеко не единственным и тем более не самым главным (а скорее самым отрицательным и примитивным) методом достижения дисциплины. Например, гораздо важнее наказания такой способ обучения ребенка дисциплине, как личный призер.
Родителям очень …важно понять, что дисциплина должна быть не средством достижения комфорта для родителей, а способом обучения самодисциплине.
В журнале «Материнство» приведены следующие рекомендации по обучению ребенка дисциплине, подготовленные С. Мурзиным с использованием компьютерной сети «Интернет»:
• Подавайте хороший пример, так как ребенок всему учится прежде всего у вас. И если вы, к примеру, хотите ему показать, что насилие не допустимо для разрешения конфликта, сами воздерживайтесь от физических наказаний.
• Не вводите слишком много правил. Количество в данном случае не перейдет в качество, так как ребенок все равно не будет все их выполнять. Прежде чем что-нибудь запретить, задайте себе вопрос: а необходимо ли это? Пусть правил будет меньше, но они должны быть четким, ясными и обоснованными.
• Привлекайте своих детей к выработке семейных норм поведения.
Что может быть лучше для ребенка чем выполнять установленные им самим правила и иметь возможность требовать их соблюдения от родителей?
• Ребенок должен понимать смысл запретов. Например, объясните ему, почему нельзя переходить улицу без старших или в неположенном месте.
• Правила должны меняться, так как с возрастом ребенок становится более самостоятельным и независимым.
• Помогайте детям соблюдать правила. У маленького ребенка еще неразвит самоконтроль, поэтому не ставьте перед обедом вазочку с конфетами, от которых ему удержаться не под силу.
• На нарушение запретов реагировать нужно сразу. По прошествии времени ребенок забудет о случившемся и наказание станет бессмысленным.
• Не допускайте разногласий в семье по соблюдению правил. Оба родителя должны требовать от ребенка одного и того же.
• Хвалите ребенка, чтобы он знал, что родители ценят его старания.
• Уважайте своего ребенка. Воспитание — это не требование неукоснительно выполнять все установленные вами правила. Они имеет право на свое мнение.
• Поощряйте ребенка к самостоятельности и ответственности.
• Используйте чувство юмора.
• Чаще проявляйте к ребенку свою любовь. А если вы не довольны его поведением, скажите ему об этом, но при этом он должен знать, что вы по-прежнему его любите.
1.7. Воспитание и духовные ценности
У нас, родителей, должна быть жизненно важная база, на которой мы строим наши жизни, чтобы передать ее нашему ребенку. С моей точки зрения, это самый ценный клад, который мы можем передать новым поколениям…
Но это драгоценное, дарующее мир сокровище, которого жаждет каждое сердце, — Бог! Он глубоко личностный, но знание о нем можно разделить с другими.
Росс Кэмпбелл
Прежде чем говорить о том, как родители передают духовные ценности, попробуем разобраться с тем, что же следует понимать под ними.
Вначале дадим ответ на вопрос: что такое духовность? Под духовностью (духовным развитием) я понимаю направленность внутренней жизни человека на приобретение душой нового опыта, который ей необходим для эволюции, для приближения к Божественному. Исходя из этого духовными можно назвать ценности, которые способствуют приобретению душой нового опыта. Хотелось бы выделить следующие, на мой взгляд, наиболее важные духовные ценности:
1. Осознанное познание себя и мира.
В последнее время стало довольно модным к месту и не к месту упоминать знаменитую фразу Фалеса: «Познай себя». Однако следует отметить, что познание должно быть осознанным. К необходимости такого познания каждый должен прийти сам, осознанно делая свой выбор.
2. Стремление к изменению себя в соответствии с познанными законами.
Один из критериев отличия человека духовного от бездуховного (эти определения несколько условны) — это то, что человек духовный стремится к совершенствованию (Ю. М. Орлов определяет самосовершенствование как «правильное использование опыта жизни») себя через познание себя и окружающего мира. Можно прекрасно разбираться в искусстве, знать наизусть Библию, иметь несколько высших образований, но при этом оставаться человеком бездуховным. И напротив, духовным человеком может быть неграмотный крестьянин, поклоняющийся языческим божествам или духам Природы.
Мудрецы прошлого сравнивали самосовершенствование с движением по лезвию бритвы. Очень удачное сравнение, показывающее, насколько непростым является путь того, кто отправляется по дороге к самому себе, но как писал Герман Гессе: «…в безопасный путь посылают только слабых».
3. Изменение себя как следствие свободного волеизъявления индивидуума.
Человека можно запрограммировать на то, что бы он был «хорошим». Спецслужбы многих стран мира работали (и, наверное, продолжают работать) над тем, чтобы с помощью психотронного оружия можно было «удалять» из сознания людей разного рода антисоциальные, антигосударственные настроения и внедрять настроения верноподданнические. Если подобным образом запрограммировать человека на «духовность», то внешне он может напоминать человека духовного, но таковым не будет, ибо здесь отсутствует свободное волеизъявление.
4. Не препятствие свободному выбору других людей.
К сожалению, представители практически всех религий считают, что право на истину имеет только их собственная вера, и борются с инакомыслием всеми способами, не останавливаясь ни перед чем. Естественно, о духовности в этом случае не может быть и речи, ибо духовность предполагает уважение свободного выбора другого человека.
5. Внутренняя религиозность.
Под внешней религиозностью я понимаю чтение молитв, посещение церкви, следование церковному календарю и прочие действия атрибутивного характера. Внутренняя же религиозность — это отношение к Миру и Жизни как к божественным проявлениям, видение Бога и в большом, и в малом, стремление приблизиться к Богу, а значит, и стремление изменить себя в лучшую сторону.
Следует отметить, что и внешняя религиозность дает некоторое продвижение в духовном развитии, но только до определенного уровня, после которого она становится торможением, если не сочетается с религиозностью внутренней. Джидду Кришнамурти[1] писал об этом: «Религии дают людям авторитет вместо истины; они дают им костыли вместо того, чтобы укрепить ноги; они дают наркотики вместо того, чтобы толкнуть… — по собственной дороге в поисках истины для них самих».
Внутренняя религиозность вполне может сочетаться с внешней и существовать самостоятельно, но к сожалению, в современном мире верующим в большинстве случаев присуща именно внешняя религиозность.
Я не хотел бы никому навязывать свое понимание духовности и духовных ценностей. Я изложил свои взгляды, а вы уж сами решайте, насколько вы с ними согласны.
Но перейдем к основной теме нашей книги — воспитанию.
Для того чтобы передать ребенку духовные ценности прежде всего необходимо, чтобы сами родители придерживались их. Если родители сами не придерживаются ценностей, которым учат детей, то имеют ли они право их учить?
У детей нет врожденного понимания нравственных ценностей. Психологи провели любопытное исследование: детям дошкольного возраста было предложено на выбор: встретиться с другом, с которым договорились об этом заранее, или пойти в кино. Все дети-участники эксперимента выбрали кино. То, что друг может обидеться, для детей такого возраста еще не понятно, так как до 10–12 лет (проверить) у них отсутствует способность войти в положение других людей, воспринять их чувства, как свои собственные. Этой способности они обучаются прежде всего у родителей. Поэтому взрослые, которые хотят передать детям свои представления о духовности, нравственных ценностях, законах общения с другими людьми должны понимать, что главное — личный пример. («Ребенок строит свою личность самостоятельно, используя в виде каркаса личность близкого ему человека, а в качестве цемента свои поступки», — пишет Максим Максимов.[2])
Но одного следования каким-либо духовным ценностям для того, чтобы передать их детям, мало. Необходимо еще быть Учителем для собственного ребенка. Именно Учителем с большой буквы. К сожалению, это понятие у нас «стараниями» средней школы обесценено, и в самих школах Учителей очень мало, зато много преподавателей. А разница между этими двумя понятиями очень большая.
Чрезвычайно важно, чтобы родители были для своих детей Учителями, а не только воспитателями или преподавателями.[3] Попробую объяснить, что я имею в виду. Задача воспитателя — подготовить ребенка к жизни среди людей, «сделать» его социально приемлемым. Задача преподавателя — передать ребенку знания. В задачу Учителя могут входить и задачи, стоящие перед преподавателем и воспитателем, но главная его задача — привить ребенку духовные ценности, пробудить у ребенка способность и желание учиться. А. Дистервиг писал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший — учит ее находить».
Еще одно отличие Учителя от воспитателя и преподавателя заключается в том, что у него есть не обусловленная любовь к ребенку. Росс Кэмпбелл пишет: «Чтобы ребенок воспринял то, что у нас есть, он должен отождествить себя со своими родителями настолько, чтобы их жизненные ценности стали его жизненными ценностями. Если он не чувствует искренней и глубокой любви родителей, если они не принимают его в своем сердце таким, какой он есть — со всеми достоинствами и недостатками, ребенок испытывает серьезные затруднения, пытаясь отождествить себя с родителями и их ценностями».
Следует отметить и важность в процессе воспитания связи таких явлений, как духовность и эмоциональность. Ребенок по сути своей склонен к эмоциональности. Поэтому, если его духовный опыт будет эмоционально приятным, то больше надежды, что он закрепится в сознании ребенка и духовность для него будет не только пустым словом. Напротив, если подобный опыт негативен, например ребенка помимо его воли пытаются заставить выучить наизусть что-то из Библии, то скорее всего это приведет к тому, что духовность у него будет отождествляться с чем-то неприятным. Росс Кэмпбелл отмечает: «…родители, желающие помочь ребенку в духовном плане, должны озаботиться его эмоциональным состоянием. Именно потому, что ребенок чувства запоминает легче, чем факты, у него в памяти должны накопиться приятные эмоциональные воспоминания, на которые уже можно нанизывать факты, особенно факты духовного содержания».
Итак, определим основные принципы передачи родителями духовных ценностей:
• Следование самими родителями этим ценностям.
• Желание стать дня ребенка Учителем.
• Необусловленная любовь к ребенку.
• Стремление к тому, чтобы духовный опыт ребенка был окрашен положительными эмоциями.
• Предоставление ребенку возможности выбирать (в том числе и религию).
1.8. Что еще важно в воспитании детей (советы)
На своем веку я много встречал разных серьезных людей.
Я долго жил среди взрослых.
Я видел их совсем близко.
И от этого, признаться, не стал думать о них лучше.
Антуан де Сент-Экзюпери
1. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Очень часто родители хотят, чтобы ребенок был таким, каким его хотят видеть они, не задумываясь над тем, что ему этого может совсем не хотеться. Каждый ребенок имеет право быть самим собой, хочется этого родителям или нет. Все попытки переделать ребенка по своей модели в конечном смете обречены на провал, ибо они сопряжены с насилием,