не всем. Для развития этих способностей предлагаем следующие занятия.
Игра в антонимы
Преподаватель называет слова, а ученики подбирают слова с противоположным значением: черный — белый, день — ночь, плоский — объемный, острый — тупой, дорогой — дешевый и т. д.
Игра в рифму
Преподаватель называет слово, а ученики стараются найти к нему как можно больше рифм, например, пламя — знамя, вымя — семя; палка — скалка, смекалка, скакалка; кино — панно, окно; старушка — подушка и т. д.
Следует объяснить детям, что рифмы имеют свои закономерности: окончание слова сходно по звучанию; ритм рифмы постоянен.
Игра в синонимы
Дети должны подобрать синонимы слов, например, труд — работа, луч — солнечный зайчик, отблеск, осколок света; отдыхать — прогуливаться, расслабляться и т. д.
Составление двустиший и четырехстиший с помощью первой строки
Вы выбираете красивые первые строки известных произведений и просите дописать их в своем стиле до двух, а затем до четырех строк по следующим правилам:
• Соблюдение рифмы.
• Соблюдение ритма.
• Желательно, чтобы строки выражали общую идею и были связаны по смыслу.
Задаются насколько ключевых слов, на которых базируется четверостишие: трава, кузнечик, огурец. Необходимо написать стихотворение.
В траве сидел кузнечик.
Совсем как огуречик.
Стихи на конкретно заданную тему
1. O солнце.
2. О дереве.
3. О падающем листе.
4. О трели соловья.
5. О разбитой чашке.
6. О буйном ветре.
7. О солнечном зайчике.
8. О бое часов.
9. О перестуке вагонных колес.
10. О плаче ребенка.
11. O падающей капле.
12. О холоде.
13. О пролитой краске.
14. О журчании воды.
15. О крике чайки.
16. О написанном письме.
17. О забытой сумке.
18. О поношенных тапочках.
19. О порванной книге.
20. О летящем самолете.
В этих стихах должны присутствовать: содержание (Бог-Отец) — о чем повествуется в стихах, идея (Бог-Дух) — зачем повествуется, чему учит или какое явление природы показывает автор, форма (Бог-Сын) — каким способом, какими словами это повествование ведется, какое состояние передает автор в своих стихах.
Можно писать и как наблюдатель, и как действующее лицо.
Вот некоторые темы стихов, для описания различных состояний природы:
1. Иссыхающее дерево.
2. Разгневанный человек.
4. Жажда познания.
5. Невысказанность.
7. Радость победителя.
8. Обида и несправедливость.
9. Восторг от подарка.
10. Ожидание праздника.
Главное — постараться как можно точнее описать в стихах свои ощущения.
Стихи о стихиях: Огонь, Воздух, Ветер, Земля, Вода.
В этом упражнении важно проследить соединение действия и состояния.
1. Стихи юмористического содержания.
2. Стихи-каламбуры.
3. Стихи-шутки.
4. Стихи-считалки.
5. Стихи-частушки.
6. Стихи на вольную тему.
4.19. Совместное проведение праздников детей и родителей
Совместные сборы детей и родителей в группах, в которых они занимаются, придает детям заряд для дальнейшей учебы, а родителям — для работы и воспитания детей. При встрече происходит колоссальный обмен энергией и информацией. Все это производит незабываемое впечатление как на детей, так и на родителей.
Праздники
1. Новый год.
2. Рождество.
3. Первое апреля.
4. Первые дни времен года.
5. Дни солнечного равноденствия и солнцестояния.
6. День рождения по знакам Зодиака.
Некоторые аспекты проведения праздников
1. Предпочтительно проводить праздник по заранее составленному плану, который в любой момент можно скорректировать.
2. Дети будут рады увидеть своих родителей не в традиционной повседневной роли, а в неожиданных ролях праздничного действия.
3. Любой праздник связан с культурной традицией, которая должна быть положена в основу плана праздника.
4. Лучше заранее подготовить номера с родителями, это заметно укрепит коллектив.
5. Дома желательно увлечь ребенка идеей праздника, пусть он тоже готовится к нему: выучит стихотворение, разучить песню, подготовит сценку.
6. Общий стол сплачивает коллектив.
7. Если вы захотите сделать праздник и начнете действовать, то скорее всего он у вас получится.
8. Не разделяйте игры на игры для детей и для взрослых. Нет ничего забавнее совместных игр и эстафет.
9. Ничто не увлекает детей так сильно, как тайна или сюрприз.
10. Очень большую роль играет интерьер помещения, в котором проходит праздник. Украсьте его в соответствии с идеей праздника.
11. Постарайтесь сделать одежду необычной и праздничной.
12. Каждый праздник должен иметь какой-то смысл, незабываемую форму, обучающий момент.
4.20. Походы на природу
Однодневные походы можно проводить целенаправленно, совместив отдых с каким-либо событием:
1. Поход за травами.
2. День Нептуна.
3. День цветов.
4. День туриста.
5. Поход за грибами и ягодами.
На природе сильно ощущается связь человека с окружающим миром. Для детей выезд в лес или на реку — это чаще всего познание чего-то нового о мире, природе, людях. Это и экскурсии, и купание, и игры, и печеная картошка, а заодно снятие напряжения и стрессовых ситуаций.
Многодневный поход с ночевкой требует наличия туристского снаряжения, запаса продуктов и опыта однодневных походов. Здесь дети начинают набирать опыт сразу по всем вопросам жизни на природе: от постановки лагеря, приемлемого веса рюкзака, до отношений к товарищу. В таких относительно экстремальных условиях не избежать различных развивающих ситуаций — проверки на человечность, дружбу, смелость, решительность, доброту, жадность, гордыню и т. д.
Главное, что после таких выходов дети приобретают жизненный опыт, у них вырабатывается новое отношение к миру и человеку.
Вечера в походе можно заполнять культурными и спортивными мероприятиями, песнями у костра и т. д.
4.21. Эмоциональное развитие детей (игры и упражнения)
Тренируем эмоции (для детей с 4 лет)
Попросите ребенка:
нахмуриться
• как осенняя туча;
• как рассерженный человек;
• как злая волшебница;
• как кот на солнце;
• как само солнце;
• как Буратино;
• как хитрая лиса;
• как будто он увидел чудо;
позлиться
• как ребенок, у которого отняли мороженное;
• как два барана на мосту;
• как человек, которого ударили;
испугаться
• как ребенок, потерявшийся в лесу;
• как заяц, увидевший волка;
• как котенок, на которого лает собака;
• как папа после работы;
• как человек, поднявший большой груз;
• как муравей, притащивший большую муху;
отдохнуть
• как турист, снявший тяжелый рюкзак;
• как ребенок, который много потрудился, но помог маме;
• как уставший воин после победы.
Колечко (для детей с 4 лет)
Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.
Танец пяти движений (по Габриэле Рот, для детей с 5 лет)
Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительность каждого темпа — одна минута.
1. «Течение воды». Плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения.
2. «Переход через чащу». Импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов.
3. «Сломанная кукла». Неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как «сломанная кукла»).
4. «Полет бабочек». Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения.
5. «Покой». Спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса — стояние без движений, слушать свое тело.
Замечание, после окончания упражнения поговорите с детьми о том, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом.
Джаз тела (по Габриэле Рот, для детей с 5 лет)
Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала только движения головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее движения рук в локтях, потом — в кистях. Следующие движения — бедрами, затем коленями, далее — ступнями.
А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.
Походка и настроение (для детей с 4 лет)
В едущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь — как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдем, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Пройдемся задумчиво, как рассеянный человек. Побежим навстречу к маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».
Танец огня (для детей 5 лет)
Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (танцуют на цыпочках), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром. Зеркальный танец (для детей с 5 лет)
Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары — зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения другого. Затем дети в паре меняются ролями.
Танец морских волн (для детей с 6 лет)
Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий — «ветер» — включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки — вторые. Море может быть спокойным — рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими, могут быть большими — когда ведущий плавно рукой показывает, кому присесть, кому встать. Еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.
Замечание: красота танца морских волн во многом зависит от дирижера-ветра.
Этюд «Насос и надувная кукла» (для детей с 5 лет)
Дети разбиваются на пары Один — надувная кукла, из которой выпущен воздух, — лежит на полу в расслабленной позе (колени и руки согнуты, голова опущена). Другой — «накачивающий» куклу воздухом с помощью насоса — ритмично наклоняется вперед, на выдохе произносит: «С-с-с». Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет — она надута. Затем куклу «сдувают», несильно нажав ей на живот, воздух постепенно из нее выходит со звуком: «С-с-с». Она опять «опадает». Дети в паре меняются ролями.
Лес (для детей с 5 лет)
Ведущий: «В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес. Как ваше растение реагирует:
• на ураган;
• на ливень;
• на сильную жару;
• на ласковое солнце;
• на ночь;
• на град;
• на заморозки».
Этюд «Согласованные действия» (для детей с 5 лет)
Дети разбиваются на пары или выбирают одного из родителей. Им предлагается показать парные действия:
• пилка дров;
• гребля в лодке;
• перемотка ниток;
• перетягивание каната;
• передача хрустального стакана;
«Огонь-лед» (для детей с 4 лет).
По команде ведущего: «Огонь!» — стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела.
По команде: «Лед!» — дети застывают в позе, в которой их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.
Этюды на расслабление мышц (по М. И. Чистяковой)
Штанга (для детей 5–6 лет)
Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Затем бросает ее, максимально расслабляясь. Отдыхает. Каждый спит (для детей 5–6 лет) В зал входит ведущий и видит… На дворе встречает он Тьму людей и каждый спит: Тот, как вкопанный, сидит, Тот, не двигаясь, идет, Тот стоит, раскрывши рот. (В. А. Жуковский)
Ведущий подходит к фигурам детей, застывшим в разных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки. Он поднимает чью-нибудь руку, но рука опускается.
Сосулька (для детей 4 лет)
Ведущий читает стихи: У нас под крышей Белый гвоздь висит, Солнце взойдет, Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)
Произнося первую и вторую строчку, дети держат руки над головой, а когда произносят третью и четвертую, то должны уронить расслабленные руки и присесть.
Шалтай-Болтай (для детей 4–5 лет)
Ведущий читает стихи: Шалтай-Болтай Сидел на стене, Шалтай-Болтай