Скачать:TXTPDF
Детская йога. Андрей Бокатов, Сергей Сергеев

Свалился во сне. (С. Маршак)

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова «свалился во сне» ребенку необходимо резко наклонить корпус тела вниз.

Спящий котенок (для детей 3–4 лет)

Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик.

Этот этюд желательно проводить под музыку Р. Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).

Конкурс лентяев (для детей 5–6 лет)

Ведущий читает стихотворение В. Викторова «Конкурс лентяев»:

Хоть и жарко,

Хоть и зной,

Занят весь

Народ лесной.

Лишь барсук —

Лентяй изрядный —

Сладко спит

В норе прохладной.

Лежебока видит сон,

Будто делом занят он.

На заре и на закат

Все не слезть ему с кровати.

Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на пол (на мат или коврик) и пытаются как можно глубже расслабиться. Для расслабления желательно использовать музыку Д. Кабалевского «Лентяй».

Пылесос и пылинки (для детей 6–7 лет)

Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.

Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед — вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.

4.22. Из русских народных игр

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что современным детям известно очень мало игр, в которые играли их предки. На Руси издавна существовало огромное количество игр, способствовавших воспитанию у ребенка ловкости, быстроты, силы, сообразительности, внимания и тому, что современная педагогика называет «социализацией ребенка» (приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития). Ниже приводятся лишь некоторые из множества игр, описание которых можно найти в сборнике «Мудрость народная (жизнь человека в русском фольклоре)».

Волк и дети

Один из играющих, по жребию, изображает волка, остальные — детей. Волк, подперши лицо руками, сгорбленный, сидит в стороне и молчит. Дети разбегаются в разные стороны, делая вид, будто собирают ягоды в лесу и поют:

Щипали, щипали по ягодку

По черную смородинку

Батюшке на вставчик

Матушке на рукавчик

Серому волку

Травки на лопату

Дай бог умыться

Дай бог убежать

И дай бог убраться.

С последними словами дети бросают в волка травку и бегут от него врассыпную, а волк ловит их. Пойманный делается волком; если волку не удалось никого поймать, он возвращается на свое место и снова изображает волка, остальные игроки вновь начинают собирать около него ягоды.

Лиса в норку

Играющие выбирают лису. Один из углов комнаты — ее норка, в которой она стоит на одной ноге. Играющие дразнят лису, теребя ее за одежду, подражая лаю собак, хлопая в ладоши и т. д. Лиса быстро поворачивается, делает прыжок и старается ударить кого-нибудь рукой. Бегающие вокруг лисы увертываются от ее прыжков, а если замечают, что лиса стала на обе ноги или переменила ногу, то кричат: «Лиса в нору, лиса в нору!» и пытаются ударить лису рукой.

Тот, которого лиса ударила, становится лисой, а старая лиса присоединяется к играющим.

Мост

Играют трое: два мальчика и девочка или две девочки и мальчик. Девочка и мальчик становятся друг к другу лицом. Девочка протягивает обе руки к мальчику, который крепко держит каждую руку в своей так, что их руки образуют мост из двух перекладин. Этот мост старается разрушить третий игрок, бросаясь на него всею тяжестью своего тела и повисая на нем, пока пара не разнимет своих рук, что, как правило, влечет за собой падение висящего. Когда мост разрушен, один из пары остается на месте, а другой игрок убегает.

Разрушивший мост, поднявшись с земли, бросается догонять убегающего, чтобы составить новую пару, которую будет разбивать оставшийся на месте.

Черта

Играющие, разделившись на две равные партии, располагаются друг против друга на двух чертах, на расстоянии 15–20 саженей, и попеременно бегают то с одной стороны, то с другой до противоположной черты, причем игроки противной партии ловят их и, если поймают, оставляют в своей партии, если же не поймают, то они отправляются обратно в свои партии.

Казаки и разбойники

Играющих разделяют на две партии. Одна партия изображает казаков, другая — разбойников. Партия казаков имеет какой-нибудь знак, например крест из желтой бумага на груди, или повязывает руки платками.

Разбойники разбегаются в разные стороны и прячутся от казаков. Казаки их разыскивают, причем если разбойник видит, что его убежище открыто, то бежит прятаться в другое место; казак гонится за ним и, если не может один поймать разбойника, то призывает на помощь товарищей. Пойманного разбойника казак ведет в темницу, после чего он делается казаком и помогает ловить, уже как казак, разбойников. «Черное» и «белое» не говорить, «да» и «нет» не повторять Суть игры состоит в том, чтобы не употреблять слова: «черный», «белый», «да», «нет». Кто произнесет одно из них, дает фант, например орех. Один из играющих подходит к другому и задает вопросы:

— Какая у тебя шляпа?

— Синяя.

— Какая синяя? Она белая.

— Зеленая.

— Какая зеленая? Да она вовсе черная.

— Голубая.

— Вот как, голубая? Шляпа-то голубая? Да посмотрите; можно ли ее назвать голубой? Совершенно белая.

— Нет не белая, а черная.

Ответивший так подвергается тройному наказанию за слова «нет», «белая» и «черная». Или спрашивают так:

— Есть ли у тебя рога?

— Есть.

— Неужели есть?

— Имею.

— Так стало быть и хвост у тебя есть?

— Хвоста не имею.

— Хвоста нет, а рога есть; так кто же ты такой?

— Человек.

— Нет, не человек, а животное без хвоста и с рогами.

— Нет, человек.

И отвечающий платит штраф.

Море волнуется

По числу играющих ставятся стулья в два ряда, так, чтобы спинка одного стула соприкасалась со спинкой другого. После того как все игроки усядутся, выбранный вожак кричит: «Море волнуется». И все играющие вскакивают и бегают вокруг стульев до тех пор, пока вожак, улучив минуту, когда каждый отбежит подальше от своего стула, вдруг закричит: «Море утихло». После этого каждый игрок должен занять свое место, а так как вожак тоже занимает чье-либо место, то играющие стараются захватить первое попавшееся место. Оставшийся без места становится вожаком.

В шепотка

Выбирают из играющих водящего — парильщика. Ему завязывают глаза и ставят к порогу. К нему подходит кто-нибудь из играющих и шепчет что-нибудь на ухо, а парильщик должен отгадать, кто это. Если не отгадает, то ему шепчут по очереди все остальные, пока он не отгадает.

Молчание

Играющие садятся в кружок и молчат; они не должны ни двигаться, ни улыбаться. За нарушение берется фант.

Один из играющих ходит по кругу и старается нарушить молчание: задает забавные вопросы, на которые надо отвечать только знаками.

Играют еще и следующим образом: избранный для нарушения молчания ходит в кругу и кривляется или представляет все, что ему вздумается. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов; за нарушение берется фант.

Кухня

Каждый играющий выбирает себе имя из кухонных вещей, например: тарелка, вилка, нож и т. д.

Один из играющих начинает задавать вопросы, указывая либо на окружающие предметы, либо на самого себя, например: «Это что у вас на носу?» Второй игрок должен отвечать только своим именем, например: «Кочерга».

— Что на лице?

— Кочерга.

— На чем сидите?

— На кочерге, и т. п..

Если спрашиваемый засмеется или скажет лишнее, то с него берут фант.

Камешки

Играющие раскладывают по полу камешки и уговариваются не мешать и не кричать. При этом произносят поговорки: «Уговорен всем делам родной братец», «Без уговора не садись, а на слово не вяжись», «Не еду, не лечу, а заеду — подхвачу» и т. п. и заключают условие: «Играть, не воровать» или «Цур играть, не воровать, без вороху — без промаху». Играющий бросает камешки вверх и во время их полета старается захватить с полу несколько других. Остальные мешают ему рассказами или криком.

4.23. Соревнования и игры

ЭСТАФЕТЫ

В эстафетах может участвовать много ребят. Эти соревнования позволяют развивать ловкость, силу, скорость, выносливость. Можно соревноваться:

ЭСТАФЕТА С МЯЧОМ

Команды строятся в ряд. Первые игроки передают мяч следующим до тех пор, пока он не попадет к последним. Последние игроки бегут каждый к своей цели, обегают ее вокруг и возвращаются, став во главе своих команд и передав мяч стоящим за ними игрокам. Выигрывает та команда, игроки которой раньше поменяются местами.

КРУГОВАЯ ЭСТАФЕТА С МЯЧОМ

Команды с равным числом участников образуют круги. По команде участники с номером один передают мяч номеру второму и т. д., а сами обегают круг в противоположном направлении, стараясь попасть на свое место раньше, чем туда будет передан мяч.

СОРЕВНОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАВЫКОВ

Задание: пройти по хорошо обозначенной трассе и в местах контрольных пунктов выполнить установленные задания.

Длина трассы: 1–2 км

Число контрольных пунктов: 7–15

Команды: 3 человека

Контрольные пункты обозначены табличками с цифрами от 1 до 15 и текстами заданий. Стартовые интервалы: 7–10 мин в зависимости от сложности задания в контрольном пункте.

Оценка: время от старта до финиша плюс штрафное время за невыполненное задание. Этот вид соревнования является одним из самых увлекательных. Ниже приведены три примера таких соревнований, включающих в общей сложности 30 различных дисциплин, которые можно комбинировать. Соревнования способствуют как повторению школьного материала, так и закреплению навыков, полученных в лагере. Задания могут включать следующие элементы: политико-воспитательные, из области естествознания, географии, труда, военного дела, туризма и т. п. Сложность трассы и отдельных заданий определяется в зависимости от возрастной группы детей, точно так же, как и оценка выполнения заданий.

СОРЕВНОВАНИЕ НА ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ

Задание: в кратчайшее время пробежать маршрут и запомнить как можно больше предметов, изображенных на мишенях.

Оценка: чистое время от старта до финиша плюс штрафное время 0,15 мин за каждый незамеченный предмет. Участник, добежавший до финиша, получает дополнительно 3 мин для записи предметов (это время не засчитывается при оценке).

Одиночные соревнования.

Количество предметов 15–20

Игра, в которую часто играют в помещении, приобретает здесь новую форму. Попробуйте, она вам обязательно понравится.

СОРЕВНОВАНИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ ПРЕПЯТСТВИЙ

Задание: в кратчайшее время преодолеть препятствия, находящиеся на установленной трассе.

Длина трассы: 1–2 км

Число препятствий: 5–10

Команды: 1–2 человека

Обозначение трассы: знаки-стрелки

Стартовый интервал: 3–5 мин

Оценка: сумма чистого времени плюс добавочное время за непреодоленное препятствие (3–5 мин). Трасса и препятствия должны соответствовать возрастной группе ребят. В целях безопасности не забудьте обеспечить страховку у каждого из препятствий.

СОРЕВНОВАНИЕ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ВЕЛИЧИН

Задание: в кратчайшее время пробежать установленную трассу, выполнив в местах контрольных пунктов следующие задачи:

Определение расстояния

Определение веса

Определение высоты

Определение количества

Определение времени

Определение длины трассы

Оценка: сумма чистого времени плюс добавочное время за неточное определение.

СОСТЯЗАНИЕ В НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ

Задание: пройти по установленной трассе и найти как можно больше мишеней.

Длина трассы: 2 км

Число мишеней: 20–30

Команды: 1–3 человека

Обозначение трассы: бумажные значки-стрелки

Стартовый интервал: 3 мин

Мишени — листы бумаги с обозначениями, расположенные на высоте 2 м над землей и на расстоянии 20 м друг от друга по обе стороны трассы чтобы найти их было не просто.

РАЛЛИ БЕГУНОВ

Задание: пробежать в установленное время через контрольные пункты точно обозначенной трассы, разделенной на одинаковые отрезки, выполнив дополнительное испытание на скорость.

Перед соревнованием участники пробегают трассу с секундомером и знакомятся с контрольными пунктами Во время соревнования они бегут

Скачать:TXTPDF

Детская йога. Андрей Бокатов, Сергей Сергеев Йога читать, Детская йога. Андрей Бокатов, Сергей Сергеев Йога читать бесплатно, Детская йога. Андрей Бокатов, Сергей Сергеев Йога читать онлайн