Свалился во сне. (С. Маршак)
Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова «свалился во сне» ребенку необходимо резко наклонить корпус тела вниз.
Спящий котенок (для детей 3–4 лет)
Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик.
Этот этюд желательно проводить под музыку Р. Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).
Конкурс лентяев (для детей 5–6 лет)
Ведущий читает стихотворение В. Викторова «Конкурс лентяев»:
Хоть и жарко,
Хоть и зной,
Занят весь
Народ лесной.
Лишь барсук —
Сладко спит
В норе прохладной.
Лежебока видит сон,
Будто делом занят он.
Все не слезть ему с кровати.
Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на пол (на мат или коврик) и пытаются как можно глубже расслабиться. Для расслабления желательно использовать музыку Д. Кабалевского «Лентяй».
Пылесос и пылинки (для детей 6–7 лет)
Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.
Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед — вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.
4.22. Из русских народных игр
К сожалению, приходится констатировать тот факт, что современным детям известно очень мало игр, в которые играли их предки. На Руси издавна существовало огромное количество игр, способствовавших воспитанию у ребенка ловкости, быстроты, силы, сообразительности, внимания и тому, что современная педагогика называет «социализацией ребенка» (приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития). Ниже приводятся лишь некоторые из множества игр, описание которых можно найти в сборнике «Мудрость народная (жизнь человека в русском фольклоре)».
Один из играющих, по жребию, изображает волка, остальные — детей. Волк, подперши лицо руками, сгорбленный, сидит в стороне и молчит. Дети разбегаются в разные стороны, делая вид, будто собирают ягоды в лесу и поют:
Щипали, щипали по ягодку
По черную смородинку
Батюшке на вставчик
Матушке на рукавчик
Серому волку
Травки на лопату
Дай бог умыться
Дай бог убежать
И дай бог убраться.
С последними словами дети бросают в волка травку и бегут от него врассыпную, а волк ловит их. Пойманный делается волком; если волку не удалось никого поймать, он возвращается на свое место и снова изображает волка, остальные игроки вновь начинают собирать около него ягоды.
Лиса в норку
Играющие выбирают лису. Один из углов комнаты — ее норка, в которой она стоит на одной ноге. Играющие дразнят лису, теребя ее за одежду, подражая лаю собак, хлопая в ладоши и т. д. Лиса быстро поворачивается, делает прыжок и старается ударить кого-нибудь рукой. Бегающие вокруг лисы увертываются от ее прыжков, а если замечают, что лиса стала на обе ноги или переменила ногу, то кричат: «Лиса в нору, лиса в нору!» и пытаются ударить лису рукой.
Тот, которого лиса ударила, становится лисой, а старая лиса присоединяется к играющим.
Мост
Играют трое: два мальчика и девочка или две девочки и мальчик. Девочка и мальчик становятся друг к другу лицом. Девочка протягивает обе руки к мальчику, который крепко держит каждую руку в своей так, что их руки образуют мост из двух перекладин. Этот мост старается разрушить третий игрок, бросаясь на него всею тяжестью своего тела и повисая на нем, пока пара не разнимет своих рук, что, как правило, влечет за собой падение висящего. Когда мост разрушен, один из пары остается на месте, а другой игрок убегает.
Разрушивший мост, поднявшись с земли, бросается догонять убегающего, чтобы составить новую пару, которую будет разбивать оставшийся на месте.
Играющие, разделившись на две равные партии, располагаются друг против друга на двух чертах, на расстоянии 15–20 саженей, и попеременно бегают то с одной стороны, то с другой до противоположной черты, причем игроки противной партии ловят их и, если поймают, оставляют в своей партии, если же не поймают, то они отправляются обратно в свои партии.
Казаки и разбойники
Играющих разделяют на две партии. Одна партия изображает казаков, другая — разбойников. Партия казаков имеет какой-нибудь знак, например крест из желтой бумага на груди, или повязывает руки платками.
Разбойники разбегаются в разные стороны и прячутся от казаков. Казаки их разыскивают, причем если разбойник видит, что его убежище открыто, то бежит прятаться в другое место; казак гонится за ним и, если не может один поймать разбойника, то призывает на помощь товарищей. Пойманного разбойника казак ведет в темницу, после чего он делается казаком и помогает ловить, уже как казак, разбойников. «Черное» и «белое» не говорить, «да» и «нет» не повторять Суть игры состоит в том, чтобы не употреблять слова: «черный», «белый», «да», «нет». Кто произнесет одно из них, дает фант, например орех. Один из играющих подходит к другому и задает вопросы:
— Какая у тебя шляпа?
— Синяя.
— Какая синяя? Она белая.
— Зеленая.
— Какая зеленая? Да она вовсе черная.
— Голубая.
— Вот как, голубая? Шляпа-то голубая? Да посмотрите; можно ли ее назвать голубой? Совершенно белая.
— Нет не белая, а черная.
Ответивший так подвергается тройному наказанию за слова «нет», «белая» и «черная». Или спрашивают так:
— Есть ли у тебя рога?
— Есть.
— Имею.
— Так стало быть и хвост у тебя есть?
— Хвоста не имею.
— Хвоста нет, а рога есть; так кто же ты такой?
— Человек.
— Нет, не человек, а животное без хвоста и с рогами.
— Нет, человек.
И отвечающий платит штраф.
Море волнуется
По числу играющих ставятся стулья в два ряда, так, чтобы спинка одного стула соприкасалась со спинкой другого. После того как все игроки усядутся, выбранный вожак кричит: «Море волнуется». И все играющие вскакивают и бегают вокруг стульев до тех пор, пока вожак, улучив минуту, когда каждый отбежит подальше от своего стула, вдруг закричит: «Море утихло». После этого каждый игрок должен занять свое место, а так как вожак тоже занимает чье-либо место, то играющие стараются захватить первое попавшееся место. Оставшийся без места становится вожаком.
В шепотка
Выбирают из играющих водящего — парильщика. Ему завязывают глаза и ставят к порогу. К нему подходит кто-нибудь из играющих и шепчет что-нибудь на ухо, а парильщик должен отгадать, кто это. Если не отгадает, то ему шепчут по очереди все остальные, пока он не отгадает.
Молчание
Играющие садятся в кружок и молчат; они не должны ни двигаться, ни улыбаться. За нарушение берется фант.
Один из играющих ходит по кругу и старается нарушить молчание: задает забавные вопросы, на которые надо отвечать только знаками.
Играют еще и следующим образом: избранный для нарушения молчания ходит в кругу и кривляется или представляет все, что ему вздумается. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов; за нарушение берется фант.
Каждый играющий выбирает себе имя из кухонных вещей, например: тарелка, вилка, нож и т. д.
Один из играющих начинает задавать вопросы, указывая либо на окружающие предметы, либо на самого себя, например: «Это что у вас на носу?» Второй игрок должен отвечать только своим именем, например: «Кочерга».
— Что на лице?
— Кочерга.
— На чем сидите?
— На кочерге, и т. п..
Если спрашиваемый засмеется или скажет лишнее, то с него берут фант.
Камешки
Играющие раскладывают по полу камешки и уговариваются не мешать и не кричать. При этом произносят поговорки: «Уговорен всем делам родной братец», «Без уговора не садись, а на слово не вяжись», «Не еду, не лечу, а заеду — подхвачу» и т. п. и заключают условие: «Играть, не воровать» или «Цур играть, не воровать, без вороху — без промаху». Играющий бросает камешки вверх и во время их полета старается захватить с полу несколько других. Остальные мешают ему рассказами или криком.
4.23. Соревнования и игры
ЭСТАФЕТЫ
В эстафетах может участвовать много ребят. Эти соревнования позволяют развивать ловкость, силу, скорость, выносливость. Можно соревноваться:
ЭСТАФЕТА С МЯЧОМ
Команды строятся в ряд. Первые игроки передают мяч следующим до тех пор, пока он не попадет к последним. Последние игроки бегут каждый к своей цели, обегают ее вокруг и возвращаются, став во главе своих команд и передав мяч стоящим за ними игрокам. Выигрывает та команда, игроки которой раньше поменяются местами.
КРУГОВАЯ ЭСТАФЕТА С МЯЧОМ
Команды с равным числом участников образуют круги. По команде участники с номером один передают мяч номеру второму и т. д., а сами обегают круг в противоположном направлении, стараясь попасть на свое место раньше, чем туда будет передан мяч.
СОРЕВНОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАВЫКОВ
Задание: пройти по хорошо обозначенной трассе и в местах контрольных пунктов выполнить установленные задания.
Длина трассы: 1–2 км
Число контрольных пунктов: 7–15
Команды: 3 человека
Контрольные пункты обозначены табличками с цифрами от 1 до 15 и текстами заданий. Стартовые интервалы: 7–10 мин в зависимости от сложности задания в контрольном пункте.
Оценка: время от старта до финиша плюс штрафное время за невыполненное задание. Этот вид соревнования является одним из самых увлекательных. Ниже приведены три примера таких соревнований, включающих в общей сложности 30 различных дисциплин, которые можно комбинировать. Соревнования способствуют как повторению школьного материала, так и закреплению навыков, полученных в лагере. Задания могут включать следующие элементы: политико-воспитательные, из области естествознания, географии, труда, военного дела, туризма и т. п. Сложность трассы и отдельных заданий определяется в зависимости от возрастной группы детей, точно так же, как и оценка выполнения заданий.
СОРЕВНОВАНИЕ НА ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ
Задание: в кратчайшее время пробежать маршрут и запомнить как можно больше предметов, изображенных на мишенях.
Оценка: чистое время от старта до финиша плюс штрафное время 0,15 мин за каждый незамеченный предмет. Участник, добежавший до финиша, получает дополнительно 3 мин для записи предметов (это время не засчитывается при оценке).
Одиночные соревнования.
Количество предметов 15–20
Игра, в которую часто играют в помещении, приобретает здесь новую форму. Попробуйте, она вам обязательно понравится.
СОРЕВНОВАНИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ ПРЕПЯТСТВИЙ
Задание: в кратчайшее время преодолеть препятствия, находящиеся на установленной трассе.
Длина трассы: 1–2 км
Число препятствий: 5–10
Команды: 1–2 человека
Обозначение трассы: знаки-стрелки
Оценка: сумма чистого времени плюс добавочное время за непреодоленное препятствие (3–5 мин). Трасса и препятствия должны соответствовать возрастной группе ребят. В целях безопасности не забудьте обеспечить страховку у каждого из препятствий.
СОРЕВНОВАНИЕ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ВЕЛИЧИН
Задание: в кратчайшее время пробежать установленную трассу, выполнив в местах контрольных пунктов следующие задачи:
Определение расстояния
Определение веса
Определение высоты
Определение количества
Определение времени
Определение длины трассы
Оценка: сумма чистого времени плюс добавочное время за неточное определение.
СОСТЯЗАНИЕ В НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ
Задание: пройти по установленной трассе и найти как можно больше мишеней.
Длина трассы: 2 км
Число мишеней: 20–30
Команды: 1–3 человека
Обозначение трассы: бумажные значки-стрелки
Мишени — листы бумаги с обозначениями, расположенные на высоте 2 м над землей и на расстоянии 20 м друг от друга по обе стороны трассы чтобы найти их было не просто.
РАЛЛИ БЕГУНОВ
Задание: пробежать в установленное время через контрольные пункты точно обозначенной трассы, разделенной на одинаковые отрезки, выполнив дополнительное испытание на скорость.
Перед соревнованием участники пробегают трассу с секундомером и знакомятся с контрольными пунктами Во время соревнования они бегут