помочь им.
5. Прежде чем начать работать, вы должны четко знать, что вы можете дать, на какие силы можете рассчитывать и какими возможностями располагаете.
6. В группе поддерживайте чувство любви, это всегда помогает в жизни.
7. В группе, как в дружбе, прочность и сила проявляются в поступках. Любая ваша эмоция влияет на разрушение группы.
8. В группе желательно выбрать старшего и заместителя (они могут быть непостоянные), чтобы они задавали направление движения и контролировали выполнение намеченных планов.
9. Не поощряйте тайн в группе.
10. В группе нет индивидуальных проблем, проблема каждого — это проблема группы.
11. Ход обучения в группе должен быть продуман на определенный срок.
12. Развивайте в группе взаимовыручку и взаимопонимание.
6.3. Этические нормы преподавателя
Помните, что ребенок не логик и, как правило, не рационалист. Он мало обращает внимания на конкретно сказанные слова Ребенок непосредственен, он все воспринимает мимоходом. Он подражает всему, что видит, а тем более тому, кто его заинтересовал. Он не замечает в вас плохого, ваших недостатков и ваших горестей. Он видит в вас идеал. Старайтесь не обманывать его ожиданий.
Преподаватель всегда обязан быть вежливым, аристократичным, сдержанным. В детских глазах вы будете выглядеть величественным и обладать неизвестной им внутренней силой. Преподаватель обязан выглядеть опрятно, чисто, не иметь дурных запахов, грязных и некрасивых ногтей. Надо одеваться со вкусом, не ломая стиля и формы. Помните, что встречают по одежде, что ваша внешность непосредственно связана с внутренними качествами. Преподаватель как обучающий должен ориентироваться в законах справедливости, ибо вы с собой несете представление о мире. По вашей справедливости будут судить о справедливости мира. Ваш конек — это ваша совесть. Старайтесь никогда не срываться на детях. Ибо вы причините страдание не только себе, но и другим. То, как вы хотите, не всегда может соответствовать истине; из-за этого обычно и срываются. Любите детей и любите их так, чтобы они могли это чувствовать. Никогда не требуйте от детей взаимности, ибо вы становитесь в положение раба и невежды. Просят обычно того, чем сами не владеют. Если вы достойны любви и уважения — вас оценят и полюбят. Если вы принесете ваши проблемы к детям, считайте что имя «преподаватель» недостойно вас, ибо ценности по отношению к детям и к себе не соответствуют. Вы выдаете желаемое за действительное. Этика преподавателя зависит от наличия в нем человеческих уровней отражения: альтруизма, артистизма, социальной ориентации, аристократизма, абстрактного мышления, интуиции. А также творческого мышления, эстетизма и отсутствия страха. Все, что вы делаете, всегда вернется к вам, но на другом уровне.
6.4. Профессионализм в изложении материала
Дилетант дает только то, что написано на бумаге. И когда занятия проходят не так, как он хочет, то он злится, нервничает, одним словом, не контролирует обстановку. Как этого избежать? Только стать мастером своего дела, т. е. постичь нюансы тех мелочей, на которых базируется занятие, уметь заменять одно другим. Если вы знаете ход занятия, его суть и задачу — вы всегда сможете выбраться из нестандартного положения. Для профессионала не должно существовать плохих и хороших детей, он или нашел к ним подход, или нет. Профессионал должен знать, что содержание облечено в форму, стержень — основа содержания. Сущность скрыта в стержне. У профессионалов каждый день что-нибудь новое, это привлекает и учит.
6.5. Наличие целительских способностей
В жизни возникают различные неожиданные ситуации. Не отчаивайтесь, все ситуации которые даются вам для развития, решаемы, а значит, у вас должно быть достаточно опыта и сил для их гармоничного решения. Часто такие непредвиденные ситуации происходят на занятиях. С ребенком может случиться все что угодно. Вы должны быть уверены в себе, принять это и действовать решительно и четко.
Желательно, чтобы в группе был видящий целитель; он может предотвратить событие и найти причину, но для него лично будет дана более сложная ситуация.
Преподаватели должны уметь оказать первую медицинскую помощь: при травмах, порезах, ушибах, вывихах, растяжениях, кровотечениях, переломах, потери сознания; разбираться в различных лекарствах.
6.6. Ведение отчета, летописи
Не ленитесь и ведите отчет об ошибках и успехах. О том, почему одинаковые занятия проходят по-разному. Почему сегодня у детей плохое настроение, а завтра хорошее. Все это вы делаете для себя. Если вы найдете закономерность в мелочах, вы сумеете все держать под контролем. И чаще всего то, что вы планируете, будет получаться.
«Жизнь — это цепь, а мелочи в ней — звенья; нельзя звену не придавать значенья».
6.7. Программа проведение занятий по Хатха-йоге
Представленные ниже методики являются вариантом проведения занятий. Они могут изменяться в зависимости от подготовленности группы и других факторов, связанных с индивидуальными особенностями детей в группе.
1-й месяц
1 Суставная гимнастика (малый комплекс).
2. Рассказ о йоге.
3. Позы для сидения.
4. Философия движения.
5. Артикуляция.
6. Игры.
7. Сказки.
8. Беседа «О деревьях»
2-й месяц
1. Суставная гимнастика.
2. Гигиена.
3. Растяжка мышц и сухожилий.
4. Философия движения.
5. Артикуляция.
6. Беседа «О животных».
7. Игры.
8. Сказки.
9. Полное дыхание.
3-й месяц
1. Комплекс № 1:
ПДЙ (5 раз).
Падахастасана.
«Собака».
«Кошка».
Гомукхасана.
Сарвангасана.
Матсиасана.
Шавасана.
2. О воде.
3. Самомассаж ног.
4. Философия движения.
5. Артикуляция.
6. Очистительное дыхание.
7. Беседа «О погоде».
8. Игры.
9. Сказки.
4-й месяц
1. Комплекс 1.
2. Самомассаж от насморка.
3. Приветствие.
4. Философия движения.
5. Артикуляция.
6. Беседа «О травах».
7. Медитация на тишину.
8. Игры.
9. Сказки.
5-й месяц
1. Комплекс № 2:
ПДЙ {5 раз).
Пранаяма № 1.
«Собака».
«Кошка».
Бхуджангасана.
Гомукхасана.
Падахастасана.
Йога мудра.
Симхасана.
Халасана.
Матсиасана.
Шавасана.
2. Гимнастика потягивания.
3. Самомассаж лица.
4. Философия движения.
5. Артикуляция.
7. Игры.
8. Сказки.
6-й месяц
1. Комплекс 2.
2. Немного о питании.
3. Кумбхака.
4. Философия движения.
5. Артикуляция.
6. Беседа «О планетах».
7. Игры.
8. Сказки.
7-й месяц
1. Комплекс 3:
ПДЙ (7 раз).
«Кошка».
«Собака».
Для детей 9–12 лет
2-й месяц
1. Комплекс 1:
ПДЙ (7 раз).
Кумбхака.
Йога-мудра.
Матсиасана.
Бхуджангасана.
Матсиасана.
Випарита Карами.
Матсиасана.
Шавасана.
2. О воде и водном режиме.
3. Силовые упражнения.
4. Философия движения.
5. Философия движения.
6. Беседа «О животных».
7. Игры.
8. Сказки.
3-й месяц
1. Комплекс 1:
ПДЙ (7 раз).
Кумбхака.
Йога-мудра.
Матсиасана.
Бхуджангасана.
Матсиасана.
Випарита Карами.
Матсиасана.
Шавасана.
2. О воде и водном режиме.
3. Силовые упражнения.
4. Философия движения.
5. Артикуляция.
7. Беседа «О лотосе».
8. Игры.
9. Сказки.
4-й месяц
1. Комплекс 1.
2. Гимнастика потягивания.
3. Приветствие.
4. Философия движения.
5. Беседа «О травах».
7. Игры.
8. Сказки.
5-й месяц
1. Комплекс 2:
ПДЙ (7 раз).
Пранаяма № 2.
Бхастрика.
Пашимотанасана.
Суптаваджрасана.
Триконасана.
Сарвангасана.
Матсиасана.
Шавасана.
2. Массаж от насморка.
3. Понятие энергии.
4. Философия движения.
5. Беседа «О профессиях».
6. Артикуляция.
8. Игры.
9. Сказки.
6-й месяц
1. Комплекс 2.
2. Немного о питании.
3. Шавасана.
4. Немного о банях и саунах.
5. Беседа «О планетах и континентах».
6. Философия движения.
7. О друзьях и врагах.
8. Игры.
9. Сказки.
7-й месяц
1. Комплекс 3:
ПДЙ (7 раз).
Очистительное дыхание.
Дыхание для укрепления нервов.
Уддияна Бандха.
Падахастасана.
Ардхасалабхасана.
Халасана.
Матсиасана Созерцание.
Матсиасана.
Шавасана.
2. О двенадцати знаках Зодиака.
3. О цветах радуги.
4. Беседа «Мои любимые книги».
5. Философия движения.
6. О женщинах, и откуда берутся дети.
7. Игры.
8. Сказки.
8-й месяц
1. Комплекс 3.
2. Об энергетических центрах.
3. Самомассаж рук.
4. Почему люди обижаются?
5. Философия движения.
6. Медитация «Прогулка в лесу».
7. Беседа «О коллекционировании и увлечениях».
8. Игры.
9. Сказки.
9-й месяц
1. Сурья-Намаскар.
2. Об активности и пассивности.
3. Самомассаж лица.
4. Интересно ли быть серьезным?
5. Медитация «Прогулка по пустыни».
6. Беседа «О спорте».
7. Игры.
8. Сказки.
9. Артикуляция.
Продолжительность занятий 2–2,5 ч в неделю, 8–10 ч в месяц.
Для подростков от 13 лет
Методика рассчитана на осознание информации, и поэтому выполняется после предварительных комплексов с детьми 10–12 лет и почти сразу может даваться подросткам старше 13 лет.
1-й месяц
1 Суставная гимнастика (малый комплекс).
2. Рассказ о йоге.
3. Позы для сидения.
4. Философия движения.
5. Артикуляция.
6. Игры.
7. Сказки.
8. Беседа «О деревьях».
2-й месяц
1. Суставная гимнастика
2. Гигиена.
3. Растяжка мышц и сухожилий.
4. Философия движения.
5. Артикуляция.
6. Беседа «О животных».
7. Игры.
8. Сказки.
9. Полное дыхание.
3-й месяц
1. Комплекс 1:
ПДЙ (сидя 10 раз).
Кумбхака.
Вакрасана.
Йога-мудра.
Матсиасана.
Пранаяма № 6.
Випарита Карани.
Матсиасана.
Шавасана.
2. Понятие об энергии, как ее чувствовать.
3. Приветствие.
4. Шавасана.
6. Понятийный закон: «Подобное притягивает подобное».
7. Игры.
8. Философия движения.
4-й месяц
1. Комплекс 2:
ПДЙ (сидя 10 раз).
Акапалабхати (2 серии по 21 разу).
Капалабхати (2 серии по 21 разу).
Бхастрика.
Анулома-вилома.
Шавасана.
Пашимотанасана.
Бхуджангасана.
Триконасана.
Сарвангасана.
Матсиасана.
Шавасана.
2. Водный режим.
4. Чем отличается любопытство от любознательности?
5. Понятийный закон: «Чего ты боишься, то к тебе и приходит».
6. Игры.
7. Философия движения.
5-й месяц
1. Комплекс 3: ПДЙ (сидя 10 раз).
Пранаяма № 2.
Пранаяма № 3.
Падахастасана.
Ардхасалабхасана.
Ардхаматсиендрасана.
Уддияна Бандха.
Муладхара Бандха.
Матсиасана.
Шавасана.
2. Гимнастика потягивания.
3. Контрастный душ.
5. Почему люди злятся и обижаются?
6. Понятийные закон: «Внешнее подобно внутреннему».
7. Игры.
8. Философия движения.
6-й месяц
1. Комплекс 4:
ПДЙ (15 раз).
Пранаяма № 1.
Пранаяма № 8.
«Ха» дыхание лежа.
Йог-мудра.
Ардхабхуджангасана.
Триконасана.
Випарита Карани.
Матсиасана.
Шавасана.
2. Массаж от насморка.
3. Немного о созерцании.
5. Кем лучше быть: веселым или грустным?
6. Понятийный закон: «Безупречность — бережливость энергии».
7. Игры.
8. Философия движения.
7-й месяц
1. Комплекс 5:
ПДЙ (12 раз).
Дыхание для укрепления нервов.
Пранаяма № 6.
Пашимотанасана.
Бхуджангасана.
Ардхаматсиендрасасна.
Уддияна Бандха, Крийя.
Сарвангасана.
Матсиасана.
Шавасана.
2. Вводная лекция о питании.
4. Кто такие друзья, и кто такие враги?
5. Понятийный закон: «Мы — учащиеся и исполнители, учителя и обучающиеся».
6. Игры.
7. Философия движения.
8-й месяц
1. Комплекс 6:
ПДЙ (12 раз).
Пранаяма № 7.
Анулома-вилома.
Йога-мудра с Симхасаной.
Пранаяма № 4.
Уддияна Бандха, Крийя.
Дханурасана.
Халасана.
Матсиасана.
Шавасана.
2. Сауна, баня, немного о жаре.
4. Кто такие ябеды?
5. Понятийный закон: «Ты лучше всего учишь тому, чему тебе больше всего нужно научиться».
6. Игры.
7. Философия движения.
9-й месяц
1. Комплекс 7:
ПДЙ (Юраз).
Акапалабхати.
Капалабхати.
Кумбхака.
Бхастрика.
Анулёма-вилома.
Йога-мудра с Симхасаной.
Ардхасалабхасана.
Салабхасана.
Ардхаматсиендрасана.
Триконасана.
Сиршасана.
Матсиасана.
Шавасана.
2. Об энергетических центрах.
3. Яма.
5. Понятийный закон: «Дорог много, а путь один».
6. Игры.
7. Философия движения.
10-й месяц
1. Комплекс 8:
ПДЙ (14 раз).
Пранаяма № 9.
Пранаяма № 10.
Дыхание для укрепления нервов.
Ардхабхуджангасана.
Суптаваджрасана.
Гамукхасана.
Триконасана.
Сиршасана.
Матсиасана.
Уддияна Бандха, Крийя, Наули.
Маюрасана.
Випарита Карани.
Матсиасана.
Шавасана.
2. О двенадцати знаках Зодиака.
3. Яма.
4. Почему бывают жадины?
5. Понятийный закон: «Все события жизни случаются потому, что ты притянул их сюда, и от тебя зависит, что ты выберешь и как поступишь».
6. Игры.
7. Философия движения.
11-й месяц
1. Комплекс 9:
ПДЙ (14 раз).
Пранаяма № 11.
Пранаяма № 12.
«Ха» дыхание лежа.
Йога-мудра с Симхасанаой.
Ардхаматсиендрасана.
Мандукасана.
Ардхасалабхасана.
Триконасана.
Сиршасана.
Матсиасна.
Уддияна Бандха, Крийя, Наули.
Маюрасана.
Сарвангасана.
Матсиасана.
Шавасана.
2. О травах.
3. Нияма.
4. Почему «обижалы» любят обижать?
5. Понятийный закон: «Желания никогда не даются без того, что бы не давались силы для их осуществления».
6. Игры.
7. Философия движения.
12-й месяц
1. Комплекс 10:
ПДЙ (14 раз).
Пранаяма № 7.
Анулома-вилома.
Падахастасана.
Уштрасана.
Ардхаматсиендрасна.
Пранаяма № 6.
Сиршасана.
Матсиасана.
Удцияна Бандха, Крийя, Наули.
Маюрасана.
Халасана.
Чакрасана.
Шавасана.
2. О черном и белом.
3. Нияма.
4. Интересно ли быть серьезным?
5. Понятийный закон: «Наш злейший враг — чувство собственной важности, оно заставляет нас быть обиженными кем-то».
6. Игры.
7. Философия движения.
6.8. Возрастные особенности
Ребенок часто не знает, чего хочет, его влечет не знание необходимости чего-то, а интерес к чему-то и интуиция. Задача преподавателя — выстроить программу так, чтобы намеченные цели обучения вызвали осознанный или неосознанный интерес у детей, их родителей, бабушек и дедушек.
Ребенок имеет разное представление о жизни в каждый период своего развития. Возраст оказывает решающее влияние на восприимчивость ребенка к тем или иным вопросам жизни. Переход на свою энергию, отработка долгов, половое созревание оказывают сильное влияние на ребенка и его психику, в жизни ребенка происходят разнообразные ситуации, меняющие его отношение к миру. Каждый ребенок проживает это по-своему. Преподаватель может помочь детям найти правильный выход из затруднительных ситуаций, легче преодолеть стрессы.
Качества человека приобретаются в результате «прохождения» различных ситуаций, приобретения опыта поведения и осознания его.
Каждый возраст имеет свои ценности, свой круг общения, свои интересы. Дети живут своим миром, и их интересует ситуация сейчас и именно здесь. Чувство дискомфорта, боль, радость, похвала — их стимулы в жизни к изменению поведения.
Преподаватель должен ясно представлять интересы ребенка и знать его жизненные ценности, чтобы иметь примерный ориентир в воспитании. Нужно использовать возрастные желания ребенка в преподавании, чтобы ребенку было интересно заниматься. Для этого нужно осознать: чего хочет ребенок, почему, что в этом случае можно преподать и какое качество развить, чтобы на данном уровне ребенок был гармоничен. Преподаватель обязан разбираться в причинно-следственных и эмоционально-чувственных связях. Необходимо наблюдать за учеником, чтобы знать, чему природа хочет научить ребенка, и помогать ей. В поведении детей мало лицемерия, и поэтому в результате действия какой-либо причины вы сразу же сможете наблюдать следствие.
Чему вы научите детей — так они себя и будут вести, так будут жить, так будут думать, но ответственность за это будет лежать на вас.
Проводя занятия с детьми 9–14 лет, необходимо помнить, что во время полового созревания девочки в умственном развитии опережают мальчиков.
6.9. Жизненные приоритеты ребенка
5–6 лет
1. Физическая сила.
2. Игры.
3. Игрушки.
4. Чудеса.
5. Интерес.
6. Незнание.
8. Свобода.
9. Язык (рассказы, сказки).
10. Подражание.
11. Яркость вещей (форма).
12. Радостность.
7–8 лет
1. Физическая сила.
2. Игры.
3. Игрушки.
4. Ловкость.
5. Чудеса.
6. Любознательность.
7. Красота.
8. Подражание.
9. Свобода.
11. Мечты.
12. Яркость вещей (внешняя форма).
13. Познание мира.
14. Радостность.
15. Незнание.
9–11 лет
1. Физическая сила.
2. Пробуждение полового влечения.
3. Обсуждение поведения.
4. Вещи, одежда.
5. Красота.
6. Ловкость, быстрота.
7. Интересы, любознательность.
8. Показуха.
9. Секреты.
10. Самостоятельность.
12. Мечты.
13. Любовь, зарождение прекрасного.
14. Разочарование.
15. Игры.
16. Радостность.
12–13 лет
1. Половое влечение.
2. Физическая сила.
3. Игры (подвижные, азартные).
4. Наблюдение.
5. Индивидуальность.
6. Шикарность.
7. Любовь.
8. Обсуждение поведения.
9. Рассказы о жизни.
10. Практический интерес.
11. Хитрость.
12. Красота.
13. Секреты.
14. Самостоятельность.
15. Друзья, компания.
17. Романтичность.
18. Мечтательность.
19. Радостность.
20. Подражание взрослым.
14–17 лет
1. Интимность.
2. Секреты.
3. Физическая сила.
4. Грация.
6. Шикарность.
7. Самостоятельное удовлетворение желаний.
8. Индивидуальность.
9. Умение.
10. Красота.
11. Самосовершенство.
12. Романтичность.
13. Мечтательность.
14. Рассказы о жизни.
15. Знание.
16. Практический интерес к жизни.
17. Любовь.
18. Обсуждение поведения.
19. Подражание взрослым.
20. Радость.
21. Удовольствие.
14. Религиоведение.
6.10. Методика проведения занятий
Преподавание
1. Число и продолжительность занятий связаны с возрастом ребенка.
2. Дети 5–7 лет нормально выдерживают не более 2 ч занятия. Оптимальная нагрузка — 2 раза в неделю по 2 ч.
3. Для детей 8–11 лет оптимальная нагрузка — 2–3 занятия в неделю по 2–2,5 ч.
4. Для подростков 12–16 лет — 2–3 раза в неделю по 2–3 ч.
Перечень предметов, преподаваемых в детской группе:
1. Танцы.
2. Артистизм.
3. Артикуляция.
4. Кунг-фу.
5. Иностранные языки.
6. Музыка.
7. Пение.
8. Психология