Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Детская йога. Андрей Бокатов, Сергей Сергеев

и другие качества; именно благодаря детям… (многие родители, наверное, сами смогут продолжить этот список). Так что на самом деле дети дают родителям гораздо больше (и гораздо более ценные вещи) чем родители детям.

Насилие.

Когда ты ударишь ребенка во злобе,

Поспешной нелегкой рукой,

Твой Ангел забьется в тоске и в ознобе,

Теряя твой светлый покой.

А. Дольский

Со времен появления человека на Земле люди использовали в тех или иных целях насилие. Чем могущественнее становился человек, тем больше были масштабы насилия. Непревзойденным «рекордсменом» в истории человечества по масштабам насилия, несомненно, является двадцатый век, в котором люди (если их можно так назвать) благодаря техническому прогрессу усовершенствовали механизм уничтожения себе подобных и применили его к миллионам и миллионам жителей нашей планеты.

Мы считаем себя цивилизованными людьми, забывая о том, что одним из основных признаков цивилизованности является умение обходиться без насильственных методов как в управлении государством, так и в отношениях между людьми Мы называем дикими и страшными средние века, упуская из виду, что в те времена насилия было гораздо меньше, чем ныне.

Множество международных организаций пытаются противодействовать насилию, проводя международные конференции, на которых обсуждаются методы борьбы с насилием, но вал насилия пока остановить не удается. И скорее всего не удастся, если не получится оградить от насилия детей.

В этой связи довольно интересны данные социологического опроса Института социологии Российской Академии Наук. Родителям задавали вопрос «Были ли с Вашим ребенком в течение последнего года случаи, когда его сильно избили, напугали, ограбили, унизили, пытались увести?» Были получены следующие ответы, приведенные в табл. 1.

Таблица 1. Результаты социологического опроса

По данным опроса получается, что каждый третий ребенок (я думаю, что на самом деле эта цифра занижена) в течение года был подвержен прямому насилию. Но это речь идет о насилии с которым ребенок встречается вне дома. Но ведь очень многие взрослые считают, что насилие это довольно эффективный метод воспитания.

Однако сторонникам такого «воспитания» невдомек, что насилие препятствует развитию у ребенка способности контролировать свое поведение (а значит, не является средством воспитания). Объясняется это тем, что у ребенка, к которому применяют насильственные методы, не вырабатывается необходимое чувство вины (в его сознании наказание заменяет вину, облегчает ее), что не дает развиться осознанию себя как личности. Для ребенка вредно как недостаточное чувство вины, так и чрезмерное, когда вина угнетает его. В разумной степени («золотая середина») чувство вины является жизненно важным в формировании и поддержании в норме здорового сознания.

Кроме того, одно из последствий насильственных методов наказания — отождествление себя с агрессором и как следствие у ребенка появляется ощущение, что быть агрессивным и карающим правильно. Впоследствии, когда ребенок становится взрослым, он точно так же обращается со своими детьми.

Подавление ребенка приводит к тому, что уже во взрослом возрасте он пытается доказать окружающим свою значимость любыми доступными способами. Корни гордыни произрастают из психического подавления родителями детей. Все тираны, деспоты и диктаторы (от семейных до государственных) в детстве жестоко подавлялись родителями.

Следует отметить и то, что насилие бывает не только на физическом уровне. В отношениях взрослых и детей (впрочем, как и в любых межличностных отношениях) можно выделить также и насилие психологическое и энергетическое.

Когда речь идет о насилии, говорится в основном о недопустимости физического насилия по отношению к детям. Однако не менее опасны в плане последствий и такие виды насилия, как психологическое и энергетическое (в дальнейшем речь будет идти только о психологическом насилии, так как оно в большинстве случаев проявляется первоначально и впоследствии приводит к насилию энергетическому).

Еще печальнее, когда насилие физическое соединено с психологическим — такое насилие можно назвать соединенным. Если уж родителям никак не удается избежать использования насильственных методов, то желательно хотя бы постараться, чтобы это насилие было разъединенным.

Представляется, что лучше уж физическое насилие, не сопровождаемое насилием психологическим и энергетическим (кстати, этот прием используется учителями некоторых эзотерических школ), чем насилие психологическое и энергетическое, не сопровождаемое насилием физическим.

Вот что пишет о психологическом насилии Максим Максимов: «Один из самых ужасных видов насилия — это психологическое насилие. Мы говорим: „Вот Петя умеет кататься на велосипеде, а ты никак не можешь научиться! Посмотри, какой ты нескладный!“ На языке ребенка это означает: „Ты плохой. Я не люблю тебя. Ты мне такой не нужен. Может быть, потом, позже, когда ты научишься кататься на велосипеде, читать, считать и т. д., что-то изменится, но сейчас — нет“». Кстати, это хороший пример того, как обусловленная любовь, о которой мы говорили выше, переходит в психологическое насилие.

А что же все-таки следует понимать под насилием родителей над детьми? Международное Общество по предупреждению насилия над детьми и их отвержения следующим образом определяет внутрисемейное насилие над детьми (из журнала «Материнство»):

«Действия взрослого считаются насилием над ребенком, если:

• взрослый бьет или ругает ребенка, потому что у него (взрослого, а не ребенка!) возникли собственные проблемы;

• ребенок совершил какой-то неловкий поступок, проявил излишнюю самоуверенность или сказал что-то невпопад, а взрослый его оскорбил, унизил;

• взрослый оставил без присмотра маленького ребенка;

• взрослый не выслушал ребенка;

• ребенку не обеспечена реализация физических потребностей (в еде, одежде, чистоте, медицинском обслуживании);

• ребенок лишен возможностей реализации духовных потребностей (в образовании, книгах…);

• над ребенком издеваются, оскорбляют или унижают его;

• ребенком манипулируют для решения собственных проблем, получения выгоды;

• ребенку прививают вредные привычки, знакомят со сторонами жизни, которые ему знать рано (алкоголь, наркотики, курение, порнография)».

Возможно, для кого-то из читателей приведенная выше информация будет откровением, ведь многие родители и не подозревают, что некоторые их действия по отношению к ребенку можно отнести к насильственным.

Что же можно порекомендовать родителям, которые хотели бы отказаться от использования насильственных методов, н о не знают как это сделать? Во-первых, осознать, что эти методы неэффективны и даже опасны как для физического, так и для психического и нравственного здоровья ребенка (о чем еще будет идти речь). Во-вторых, осознать, что служит толчком для применения насилия по отношению к детям, и здесь важное условиеэтот толчок следует искать только внутри себя, а не вовне. В-третьих, научиться владеть собой, так как в большинстве случаев родители применяют насильственные методы из-за того, что не способны сдержаться (о методах эмоциональной саморегуляции мы еще будем вести разговор).

Игнорирование присутствия ребенка. Многие родители думают, что дети (особенно маленькие) ничего не понимают, и поэтому при них можно ссориться, смотреть по телевизору совсем не детские передачи, «перемывать косточки» знакомым и т п. Однако следует отметить, что на самом деле ребенок понимает гораздо больше, чем мы думаем. Известный французский психоаналитик Вилли Барраль отмечает: «Ребенок, даже самый маленький, слышит то, что мы ему говорим. Он слышит и то, что мы говорим не ему, но в его присутствии. Более того, он „слышит“ (ощущает, чувствует, понимает) и то, что мы ему не говорим».

Так что не стоит игнорировать присутствие ребенка, даже если нам кажется, что он не может что-либо понять.

И еще один совет: когда вы проводите время с ребенком, не вспоминайте о своих проблемах. Это поможет и вам (проблемы легче решить, когда можешь на время о них забыть), и вашим детям, которые еще очень хрупки, чтобы выдерживать «груз ваших проблем». Вилли Барраль пишет об этом: «Ребенок, как правило, беспокоится о родителях не меньше, чем они о нем, — с той разницей, что ребенку, незакаленному, неопытному, труднее нести груз тревог своих родителей».

Чтение морали. Кроме того, что чтение морали обычно сопровождается психологическим насилием над ребенком, следует отметить и то, что этот метод воспитания крайне малоэффективен и чаще всего приводит к совершенно противоположным результатам.

Что интересно, родители любят читать мораль своим детям именно тогда, когда у последних особенно развито, даже гипертрофированно, чувство противоречия — в подростковом возрасте.

Незнание и непонимание детей и приводит к тому, что дети все, что им пытаются навязать родители, воспринимают «в штыки». Некоторые родители могут возразить: «Но мы ведь хотим, как лучше, мы хотим помочь ребенку». Что ж, все хотят, как лучше, но, как сейчас модно говорить: «Хотел, как лучше, а получилось, как всегда». Да и для того, чтобы помочь ребенку, совсем не обязательно «забивать» ему голову своей моралью (в которую и сами-то не особенно верят). Гораздо эффективнее тактические приемы, использующие то самое чувство противоречия, о котором шла речь. Например, вам нужно, чтобы ребенок прочел какую-то книгу. Если вы будете день и ночь твердить ему о том, что эта книга очень интересна и полезна и что ему необходимо ее прочесть, то скорее всего эта книга никогда не будет прочитана (или при прочтении вызовет отвращение). Можно поступить по-другому: дать понять ребенку, что эту книгу ему читать еще рано, или она для него будет вредна, или он ничего в ней не поймет — тогда скорее всего эта книга будет сразу же прочитана. Такие методы гораздо более эффективные (но и требующие от родителей некоторого творчества), чем простое чтение морали.

Выбор за ребенка увлечения, профессии. Это одна из самых серьезных ошибок родителей, которая практически все время оправдывается благими намерениями. О том, почему очень важно дать ребенку возможность самому выбрать то, чем он хочет заниматься, а тем более профессию, мы поведем речь в главах, посвященных варне и карме ребенка.

Вмешательство в личную жизнь. Как и предыдущая ошибка, эта также является одной из самых серьезных, допускаемых родителями в отношениях с детьми. Так же, как и в предыдущем случае, вмешательство в личную жизнь ребенка объясняется самыми наилучшими побуждениями. В подобных случаях родители обычно говорят: «Мы хотим счастья своему ребенку». Однако есть счастье свободной личности и счастье раба (которое и счастьем-то назвать трудно). Похоже, родители, вмешивающиеся в личную жизнь ребенка, сами того на понимая, хотят для него именно счастья раба. Если же мы хотим, чтобы ребенок был личностью, и личностью свободной, то необходимо предоставить ему возможность жить своей жизнью, так, как он хочет, так, как ему предназначено, так, как ему предписывает карма. И если его душе необходим опыт неудач в личной жизни, то лучше всего будет, если он этот опыт получит. Родители, оберегающие ребенка от такого опыта, вмешиваются в его карму, чем, естественно, наносят вред, да и свою карму они также изрядно «портят». Тем же, для кого такие понятия, как карма и опыт души, ничего не говорят, следует знать о давно подмеченной закономерности: чем больше родители вмешиваются в личную жизнь своих детей, тем конфликтнее впоследствии складываются у них отношения с детьми, ибо ребенок (как ему кажется, не без основания) склонен винить во всех своих неудачах родителей.

Чрезмерная строгость и чрезмерная мягкость. И строгость, и мягкость в воспитании необходимы, в

Скачать:TXTPDF

Детская йога. Андрей Бокатов, Сергей Сергеев Йога читать, Детская йога. Андрей Бокатов, Сергей Сергеев Йога читать бесплатно, Детская йога. Андрей Бокатов, Сергей Сергеев Йога читать онлайн