Скачать:PDFTXT
Джнана-йога. Йог Рамачарака

они не сохранились, как менее приспособленные к окружающей обстановке. Обезьяны были лучше приспособлены к своей обстановке, а человек – к своей. Более слабые ветви погибли.

Следует помнить, что самые дикие из известных нам теперь рас, в сущности настолько же сильно отличаются от высших человеческих типов – американцев, европейцев и индусов, как и от высших пород обезьян. Действительно, кажется, высшей обезьяне гораздо легче было бы развиваться в бушмена, готтентота или австралийского туземца, чем последнему превратиться в Эмерсона, Шекспира или индусского мудреца. Как показал Геккель, человеческий мозг, по своему строению, сравнительно с мозгом шимпанзе, имеет меньше различий, чем мозг шимпанзе в сравнении с мозгом лемура. Тот же ученый говорит нам, что в такой важной черте мозга – как глубокие мозговые извилины, различие между высоко цивилизованным человеком и дикарем гораздо большее, чем между дикарем и высшей человекообразной обезьяной. Дарвин, описывая обитателей Огненной земли, которые относятся к самому низшему типу дикарей, говорит: «Самые их знаки и выражения нам менее понятны, чем знаки и выражения прирученного животного. Эти люди обладают инстинктом животных, но не могут похвалиться человеческим разумом – по крайней мере, искусствами, вытекающими из этого разума».

Профессор Клодд, описывая «первобытного человека», говорит:

«Он, несомненно, стоял ниже, чем самые низшие дикари нашего времени, – сильное, ловкое, двуногое существо, с острыми органами чувств, всегда более острыми у дикаря, вследствие постоянного упражнения, чем у цивилизованного человека (который восполняет их знанием), с сильными инстинктами, неконтролируемыми и порывистыми эмоциями, слабой любознательностью и только возникающей способностью рассуждать; неспособный предвидеть завтрашний день или понять вчерашний, живущий со дня на день дикими продуктами природы, одевающийся в кожу и древесную кору или вымазанный глиной, и находящий пристанище в деревьях или пещерах; несведущий в самых простых искусствах, кроме вырезания каменных топоров и, может быть, высекания огня; суровый в своих жизненных потребностях, с смутным ощущением права на жизнь и на продукты своего труда, но медленно вынужденный общими опасностями и своими стремлениями образовывать союзы, с себе подобными и случайные вначале, причем сила таких соединений зависит от звуков, знаков и жестов».

Таков был первоначальный человек. Тех, кто интересуется вопросом о нем, мы отсылаем к двум изумительным рассказам о пещерных людях, написанных в форме повестей двумя известными современными писателями. Книги эти – 1) «История Аба» Стенли Ватерлоо, и 2) «До Адама» – Джека Лондона. Обе книги являются фантастическими рассказами, в которых вымысел переплетен с научными фактами.

А теперь, в заключение, прежде, чем перейти к «Духовной эволюции», являющейся темой следующего нашего чтения, мы снова обращаем ваше внимание на существенное различие между учениями Запада и Востока. Западные ученые придерживаются механической теории жизни. По их понятиям жизнь действует без необходимости предварительного существования ума, и считают ум «продуктом» известной стадии развития. Восточные же ученые утверждают, что ум скрывается за всяким шагом эволюции; он лежит под ней и предшествует всякой работе, – ум есть причина, а не следствие или продукт. Западные ученые говорят, что ум был порожден старанием материи создать высшие формы самой себя. На Востоке утверждают, что весь процесс эволюции вызван умом, стремящимся, борющимся и пробивающимся вперед к своему более полному выражению, – к освобождению себя от сковывающей и задерживающей его материи – и борьба приводит к развертыванию, заставляющему сбрасывать и уничтожать оболочку за оболочкой сковывающих материальных уз, в усилии освободить заключенный Дух, который стоит позади разума. По учениям йогов, эволюционное побуждение является давлением скрытого Духа, стремящегося освободиться от тяжко давящих его уз и оков.

Борьба и страдания эволюции – это родовые муки духовного освобождения из недр материи. Подобно всякому рождению, оно сопровождается болью и страданием, но конец оправдывает все это. И как женщина забывает свои прошедшие муки, радостно глядя на лицо, форму и жизнь своего любимого младенца, так же и душа забывает муки духовного рождения, ради красоты и благородства того, что, в конце концов, родится из нее.

Изучим же хорошенько историю физической эволюции, но не затеряемся в ней, ибо она – только преддверие в истории расцвета Духа.

Не будем презирать тело человека, так история его развития – есть история созидания храма духа, который, возникнув из самых ничтожных начал, поднялся до современного состояния. Но и это последнее – все еще только начало; работа будет идти все вперед и вперед, по пути, намеченному прекрасными строками Хольмса:

«Строй себе более пышные жилища, о, душа моя!

По мере того, как проходят быстрые времена года!

Покинь свое низкосводчатое прошлое!

Пусть каждый новый храм, более высокий, чем прежний,

Закрывает тебя от неба более просторным куполом,

Пока, наконец, ты не будешь свободна,

Покинув свою отслужившую скорлупу неспокойного моря жизни».

Чтение IX. МЕТАМПСИХОЗ ИЛИ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ДУШ

Как мы уже говорили в предыдущем чтении, несмотря на то, что учение Йоги бросает яркий свет на теорию эволюции, как ее понимают на Западе, все же научное мировоззрение Запада существенно отличается в этом отношении от восточных теорий и учений. По идее Запада процесс этот механический, материальный, и ум является только «побочным продуктом» материи в ходе ее эволюции; по восточному же учению ум лежит в корне всей эволюции, составляет ее основы и предшествует ей; с этой точки зрения, скорее материю можно рассматривать, как «побочный продукт» Ума, чем наоборот.

Восточные учения утверждают, что эволюция создается умом, напряженным, борющимся, стремящимся вперед все к более и более полному своему выражению, пользуясь материей, как материалом, и в то же время всегда стремясь освободиться от ограничения и задерживающего влияния материи. Результатом борьбы является раскрытие, которое заключается в том, что одна за другой спадают оболочки, лежащие между разумом и реальностью, и таким образом сбрасываются и уничтожаются материальные оковы духа. Этот процесс создается давлением духа на ум, вследствие чего ум создает форму и вид материи. Эволюция представляет собой лишь процесс рождения индивидуализированного духа из лона материи, в которое он был заключен. А страдания и борьба – это только явления духовного вынашивания.

В этом и в последующем чтениях мы будем рассматривать духовную эволюцию человеческой расы, т.е. раскрытие индивидуализированного Духа, так же, как в предыдущих чтениях мы рассматривали физическую эволюцию.

Нам известно, что духовной эволюции предшествовала духовная инволюция. Согласно философии йогов в начале Абсолютное размышляло о творении, и образовало таким образом мысленный образ или мыслеформу мирового Ума, или мировое начало ума.

Это мировое начало ума есть великий океан той «субстанции» ума, из которого выявилась вся феноменальная вселенная или мир явлений. Из этого мирового начала ума произошло мировое начало силы или энергии, а из последнего – мировое начало материи.

Мировое начало ума было связано законами, наложенными на него мысленной концепцией Абсолюта – космическим законом природы. И эти законы были побудительными причинами великой инволюции. Потому что прежде, чем стала возможна эволюция, была нужна инволюция. Мы уже объясняли, что слово «инволировать» означает облекать, покрывать, скрывать и пр. Прежде, чем вещь может быть выявлена, т.е. раскрыта, она должна быть сперва сокрыта или скрыта; дабы вещь вынуть из чего-нибудь, надо сперва ее вложить туда.

Следуя наложенным на него законам эволюции, мировое ментальное начало облеклось в мировое энергетическое начало, а затем, подчиняясь все тем же самым законам – последнее облекло себя в мировое материальное начало. Каждая стадия инволюции или окутывания, создавала для себя оболочку, которая должна была служить для сокрытия высшего начала. А высшие формы материального начала образовывали оболочки низших форм до тех пор, пока не появились формы материи очень грубые, гораздо более грубые, чем известные нам теперь формы, потому что те уже исчезли в восходящей эволюции. Все ниже и ниже спускался процесс инволюции, до тех пор, пока не был достигнут низший пункт. Тогда наступила короткая пауза, предшествовавшая началу эволюционного раскрытия.

Затем началась великая эволюция. Но как мы уже говорили, восходящее движение отличалось «стремлением к индивидуализации», т.е. в то время, как инволюционный процесс совершался одними началами, как таковыми, восходящее движение началось стремлением к разделению, к созиданию индивидуальных форм, а также усилием совершенствовать эти формы и строить на них все высшие и высшие преемственные формы до тех пор, пока не была достигнута такая степень названия, когда храм Духа оказался достаточным для того, чтобы быть занятым человеком – самосознающим выражением Духа. Ибо пришествие человека было первой ступенью эволюции высшего порядка, духовной. До этого времени была только эволюция тел, теперь началась эволюция душ.

Эта эволюция душ становится возможной только при помощи процесса метампсихоза, более известного под общеупотребительным термином перевоплощения.

Здесь необходимо обратить ваше внимание на вопрос о метампсихозе, так как на этот счет господствует полная спутанность понятий. Об истинном учении публика имеет самое неясное представление; она думает, что оно утверждает возможность воплощения человеческих душ в теле собак или других животных. У многих на этот счет самые дикие идеи. Так, многие из людей, держащихся доктрины перевоплощения в той или другой из форм, утверждают, что их индивидуальные души были когда-то индивидуальными душами животных и, развиваясь, дошли до настоящего состояния. Последнее – есть искажение высочайшего учения йогов, которое мы надеемся изложить в дальнейших чтениях. Но прежде мы должны рассмотреть метампсихоз в целом, для того, чтобы видеть ту важную роль, какую эта идея сыграла в области человеческих мыслей и верований. Хотя многим идея метампсихоза может показаться новой и чуждой, она является одним из старейших понятий человеческой расы и в прошлые века это было принятое верование всех народов, шедших по пути цивилизации. Как ни странным может показаться такое утверждение, даже в наше время переселение душ признается большинством населения земного шара.

Почти всеобщее принятие идеи о перевоплощении густо населенным Востоком, уравнивает отрицание ее современным нам Западом. С самой зари истории, письменной или мифической, метампсихоз был принятым верованием большинства развитых людей. Это верование легло в основу великолепной культуры древнего Египта; оттуда оно перешло западному миру и принималась, как величайшая истина, такими учителями, как Пифагор, Эмпедокл, Платон, Вергилий и Овидий. «Диалоги» Платона полны этим учением. Индусы всегда держались его, персы, наставляемые учеными магами, принимали его беспрекословно. Древние друиды и жрецы галлов, как и древние германцы, также верили в переселение душ. Следы этого учения находятся также в том, что осталось от цивилизации ацтеков, перуанцев и древних мексиканцев.

В Элевсинских мистериях Греции, в римских мистериях и в эзотерических доктринах иудейской Каббалы излагались истины метампсихоза. Отцы ранней христианской церкви, гностики, манихеи и другие секты, существовавшие среди первых христиан, одинаково держались этого учения. Современные германские философы относились к нему с величайшим вниманием, чтобы не сказать что они, до известной степени принимали его.

Скачать:PDFTXT

Джнана-йога. Йог Рамачарака Йога читать, Джнана-йога. Йог Рамачарака Йога читать бесплатно, Джнана-йога. Йог Рамачарака Йога читать онлайн